Правильное произношение звуков Сказки
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Сказка «Поспешили - насмешили»
Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
Развитие речи детей 3-4 лет посредством игр и упражнений Увлекательные и простые игры для детей 3-4 лет направлены на развитие грамматического строя речи, пополнение активного словаря ребёнка, а так же восприятия, мышления и внимания. Игры простые и не требуют специального оборудования, в них можно играть где угодно. Попробуйте.
«Какой?»
Эта игра предназначена для обогащения словаря прилагательными. При рассмотрении любого предмета, например матрёшки, как можно больше подберите прилагательных. Спрашивайте у ребенка: «Какая матрешка?»(большая, красивая, весёлая, лёгкая, яркая и т.д.) Машина может быть маленькая, пластмассовая, жёлтая, быстрая и т.д. Собирайте в копилку разные прилагательные. Для этого можно использовать следующее упражнение: Игрушка из дерева – какая? – деревянная. Игрушка из пластмассы – пластмассовая. Из железа – железная, из кирпича дом кирпичный, лист березы – березовый, лист клёна – кленовый и т.д. Подбирайте прилагательные, которые ребёнок может образовать таким образом от существительных.
«Какое, какие?»
Ещё одна игра с прилагательными направлена на правильное согласование прилагательных с существительными по родам. Рассматривая предметные картинки задавайте вопросы ребёнку, интонационно выделяя окончание вопроса «КакАЯ?, КакОЕ? и т.д.» Если ребёнок затрудняется в правильном согласовании слов, попросите его повторять за вами, так же выделяя голосом окончание.
«Один, два, много…»
Для образования множественного числа существительных можно играть в эту игру. предложите ребёнку посчитать, например, карандаши. Один карандаш, два карандаша, много карандашей (одна кукла, две куклы, много кукол, или одно яблоко, два яблока, много яблок). Так считать можно всё, что вы видите на улице, в магазине или поликлинике.
«Корреспондент»
Гуляя на улице, закройте глаза и попросите ребёнка описать подробно всё, что он видит. Вначале придётся задавать наводящие вопросы, но в дальнейшем ребёнок научится обращать внимание на детали. Меняйтесь ролями, это способствует развитию воображения ребёнка.
«Чего не стало»
Знакомая игра, развивающая мышление, так же способствует развитию речи. Ребёнку придётся правильно отвечать на вопрос «Чего не стало?» Не стало подушки, кастрюли и т.д. «Назови одним словом» Предложите ребёнку назвать одним словом кастрюлю, тарелку, стакан (это посуда), трамвай, машина, самолёт (это транспорт). Можно играть наоборот: назови посуду, назови одежду и т.д.
«Что бывает зеленым?»
Вместе с ребёнком называйте предметы, которые бывают большими, красными, мокрыми и т.д. Например, что бывает жёлтым? Лимон, солнце, бантик, юбка, машина, лопатка, мячик и еще много чего другого. Эта игра удастся, если вы в прошлом правильно и внимательно рассматривали предметы, выделяя их основные и второстепенные признаки.
«Скажи наоборот»
Попробуйте поиграть в такую игру. Взрослый говорит, например, большой, а ребёнок должен сказать наоборот – маленький. Горячий – холодный и т.д. Рассматривая любой предмет, можно заострить на этом внимание( как будет наоборот).
«Чем закончилось?»
Хорошее упражнение. Начните с ребёнком смотреть мультфильм, а потом выйдите из комнаты (решить срочное дело), а ребёнка попросите быть внимательным. После окончания просмотра спросите, чем закончился мультфильм. Не довольствуйтесь коротким и скудным рассказом, стимулируйте использование сложных предложений. Похвалите ребёнка за внимательность, ведь он постарался всё запомнить и рассказать вам.
«Назови детёныша»
Показывая ребёнку картинки с изображением животных, спросите как называется детёныш. Например, это собака, детеныш – щенок, у зайца детеныш зайчонок и т.д. Потом можно играть наоборот: называя детеныша спросить, кто его мама.
«Рифма»
Если вы заметили, что ребёнок склонен к словотворчеству, предложите ему подбирать рифмы к разным словам. Это очень весело и способствует развитию фонематического слуха ( непременного условия успешного обучения в школе).
Стихи на закрепление правильного произношения сложных звуков
Формирование правильного звукопроизношения – не простая задача. Закреплять правильное произношение звуков можно не только в специальных упражнениях. При разучивании весёлых стихов процесс «выговаривания» может стать интересным и радостным, что гарантирует получение наилучших результатов.
«Вьюга» Вьюга воет: – У-у-у! Завертеть я вас могу. Замести в большой сугроб. Хоп-хоп-хоп, Хоп-хоп-хоп.
«Снегирёк» Сел на ветку снегирёк – ф-ф, ф-ф! Брызнул дождик – он промок: – ф-ф, ф-ф! Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирька – ф-ф, ф-ф!
(Немецкая песенка)
«Едем на лошадке» Едем, едем на лошадке – цок-цок-цок! По дороге зимней, гладкой. Санки скрипят – ш-ш-ш! Бубенчики звенят – динь-динь! Дятел стучит – тук-тук-тук! Вьюга свистит – с-с-с! Белка на ветке орешки грызет – щёлк-щёлк! Рыжая лисичка зайца стережёт – ф-ф-ф! Холод, холод – в-в-в! Стужа – брр-брр! Снег пушистый Кружит, кружит – о-о-о! Ехали мы ехали – цок-цок-цок! Наконец доехали: С горки – ух! В ямку – бух! Приехали!
Т.Тютюнникова
«Дождик» Кап-кап, тук-тук, Дождик по дорожке. Ловят дети капли эти, Выставив ладошки. Г.Бойко «Осенние листочки» Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят: Осиновый – а-а-а… Рябиновый – и-и-и… Березовый – о-о-о… Дубовый – у-у-у… М.Картушина
«Тучка» Кап-кап-кап! – тучка. Кап-кап-кап! – плакучка. День и ночь плачет, Дождик вниз скачет. М.Картушина
«Ветерок» Ветерок листвой шумит: Шу-шу-шу, шу-шу-шу. В трубах громко он гудит: У-У-У, у-у-у. Поднимает пыль столбом. Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Дует он везде, кругом. Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Может вызвать бурю он. Страх-страх, страх-страх! Не удержится и слон, Ах-ах, ах-ах!
Е.Алябьева
«Во дворе» Та-ра-ра! Та-ра-ра! Ушли кони со двора! Две собачки очень строго Нам сказали у порога: – Ав-ав-ав! Ав-ав-ав! Рано-рано два барана Застучали в ворота: Тра-та-та и тра-та-та!
«Встреча» Повстречались Два котенка: «Мяу-мяу!», Два щенка: «Гав-гав!», Два жеребенка: «Иго-го!», Два козленка: «Ме-е-е!», Два теленка: «Му-у-у!» Смотри, какие рога!
(Детская потешка)
«Барашек» Бу-бу, я рогатый, Бу-бу, я хвостатый, Бу-бу, я ушастый, Бу-бу, очень страшный, Бу-бу, испугаю, Бу-бу, забодаю.
(Литовская песенка)
«Мышата» Мы весёлые мышата Пик, Пак, Пок. Никого мы не боимся Пик, Пак, Пок. Даже кошки не боимся Пик, Пак, Пок. Ой спасите помогите Пик, Пак, Пок!
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Петушок проснулся поутру, Заиграл на дудке: ту-ру-ру. Пастушку мы будем помогать, Пастушку мы будем подпевать. На лугу коровка – му-му-му! Розовые свинки – хрю-хрю-хрю! А козёл рогатый – ме-ме-ме! Баран бородатый – бе-бе-бе! Замяукал котик – мяу-мяу! А собачка лает – ав-ав-ав! А в лесу кукушка все – ку-ку, ку-ку! Петушок веселый спел – ку-ка-ре-ку! А в саду зелёном детвора Распевает песни – та-ра-ра!
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу! Ку-дах-тах-тах! Снеслась в кустах! Пи-пи-пи! Воды попить! Мур-мур-мур! Пугаю кур! Кра-кра-кра! Завтра дождь с утра! Му-у! Молока кому?
А.Барто
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Петушок запоет, Лишь солнце взойдет. Ку-ка-ре-ку! Солнце взошло! Ку-ка-ре-ку! Утро пришло! Просыпайтесь! Поднимайтесь! За работу принимайтесь!
(Детская потешка)
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря-кря!» Наши гуси у пруда: «Га-га-га-га!» А индюк среди двора: «Бал-бал, балды-балды!» Наши гуленьки вверху: «Гру-гру!» Наши курочки в окно: «Ко-ко-ко!» А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»
(Детская потешка)
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ Громко спорят две лягушки – Кто из них красавица? Ква-ква, ква-ква-ква. Как вам это нравится?
В.Лифшиц