Конспект урока по русскому языку в системе РО Л.В.Занкова Правописание слов с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить (3 класс)


Тема урока «Правописание слов с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить».
Цели урока:
создать ситуацию успеха, учить обучающихся находить непроизносимые согласные;
учить делать самостоятельные выводы по теме, прививать любовь к слову;
обогащать письменную речь обучающихся образностью на таком этапе, как творческая работа детей;
учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;
воспитывать интерес к предмету;
формировать самоконтроль и самооценку.
Планируемые результаты:
личностные: применение делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверие собеседнику;
метапредметные: планируют решения учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу;
предметные: научатся находить необходимую орфограмму, подбирать проверочные слова, применят изученные правила.
Ход урока.
Орг.момент.
 - Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.
  Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.
Теперь вы готовы к работе.
Запись числа и вида работы.
1. Минутка чистописания.
На доске: Задание: найди «лишнее» слово в группе. Объясни почему?
Гриб, лёд, ватрушка, счастливые.
Кружки, городки, грибки, радостный.
Сноп, хлеб, холод, звёздная.
Слёзки, дубки, солнце.
Мороз, сторож, город, здравствуй.
Напишите на минутке чистописания буквосочетания с непроизносимой согласной: стл стн здн лнц вст.
2. НА ДОСКЕ:
устный ответ
честный поступок
известный артист
радостное событие
поздний час
(Учитель стирает первые слова.)
- Восстановите словосочетания и запишите их в тетрадь.
Подчеркните буквосочетания с непроизносимым согласным.
Проверка на доске.
- Какое словосочетание лишнее? Почему? (Во всех первых словах словосочетаний  пишется непроизносимая согласная - «Т», в слове «поздний» - «Д»)
- В какой позиции находится непроизносимый согласный? (в слабой).- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с непроизносимым согласным? (поставить в сильную позицию).
3. Работа в парах.
- Ребята, помогите разобраться.  Алёша с Калининской школы тоже выполнял такую же работу, как вы, но ему вернули текст, сказав, что он допустил ошибки. Найдите ошибки и укажите, что Алёша хорошо знает, а что он не знает.
Ребятишки долго ждали празника. У всех было грусное настроение. Наконец привезли ёлку. Веточки ели украсили флажками и хлопушками. Даже яркое сонце заглянуло в окошко. Радосный смех заполнил комнату.(Правописание безударных гласных знает, а непроизносимых согласных – нет).
- О каком празднике говорится в тексте Алёши? А как бы вы объяснили лексическое значение слова «праздник». (Ответы детей)
- Слово «праздник» произошло от древнерусского слова «праздь»- день свободный от работы. В наше время это день торжества в честь кого или чего-нибудь. Обычай отмечать праздник Новый год и украшать ёлку сложился сравнительно недавно,  хотя имеет глубокие корни. Древние земледельцы верили, что вечнозелёные деревья могут оказать благотворное влияние  на урожай и приносили в дом еловые ветки. В нашей стране обычай отмечать праздник Новый год ввёл Пётр I.  Специальным указом он повелел 1 января 1700 года украсить все дома еловыми и сосновыми ветками и поздравлять друг друга с Новым годом. В этом году мы отпразднуем Новый год какой раз? (315 раз)
- Выпишите словосочетания с непроизносимыми согласными и подчеркните их (один человек работает на обратной стороне доски, все остальные - самостоятельно в тетрадях).
Проверка: Ждали праздника, грустное настроение, яркое солнце, радостный смех.
- В какой позиции находятся непроизносимые согласные? (в слабой). Поставьте их в сильную. Что заметили? (к слову «праздник» нет проверочного слова, значит, его нужно запомнить).
- Попробуйте сформулировать тему и цель урока. Мы познакомимся … (со словами с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить). Как называются такие слова? (словарные).
- Тема урока «Правописание слов с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить».
4. Физминутка.
Прежде, чем приступить к этой теме, мы чуточку отдохнем. Но отдыхать мы будем с толком.
1) Игра называется «снежки». Я кидаю вам снежок и говорю слово, а вы определяете орфограмму и бросаете обратно с проверочным словом.
Зима, сугроб, лесной, прорубь, загадка, холодный, пруд, сладкий, снежинка, снежки.
5. Работа в группах.
- Сейчас поработаем в группах, а разделимся мы на 4 группы по частям речи. С какими частями речи мы знакомы? (сущ., глаг., прил., мест.)
Задание «Собери стихотворение»
Видит: весь, сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате.
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.
Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный!
Опечалился чему?
- Узнали сказку? Прочитайте выразительно. Что заметили? (нет рифмы). Замените выделенные слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А.С. Пушкина.
С печальной - … (с грустной).
Добрый день - … (здравствуй).
Пасмурный - … (ненастный).
6. Работа с учебником.
упр.234 – чтение слов.
Какая орфограмма в этих словах? (непроизносимая согласная). Проверяемая или непроверяемая? Значит, эти слова нужно запомнить. Приготовьтесь писать по памяти.
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом. Оцените работу своего товарища. Если все правильно, на полях поставьте +; если есть шибки, зачеркните их и на полях поставьте количество ошибок; а потом я сама выставлю оценку.
- Поднимите руку, у кого не было ошибок? Вы были внимательны. У всех остальных, я думаю, в следующий раз все обязательно получится.
7. Самостоятельная работа – упр. 237.
8. Работа на ноутбуках в парах.
Тест. Проверка.9. Итог урока.
– Какое правило сегодня закрепляли?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какое задание на уроке понравилось больше?
– Какое задание показалось сложным?
10. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. У вас на столе листочек, на нем окружность с центром. Поставьте точку так: чем ближе к центру, тем выше вы оцениваете свою работу на уроке, а значит, вам все было понятно.