Методическая разработка классного часа ЖИЗНЬ-ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
БПОУ РК «ЭЛИСТИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
«ЖИЗНЬ-ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»
(14 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА)
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ГРУППЫ 3ТОА-1 М.В. ЛИДЖЕЕВА
2015 ГОД
Форма проведения: философский стол (размышления о проблеме двух жизненных позиций: «жизнь для себя», «жизнь для других»
Основная цель: помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном и многообразном мире людей. Пробудить интерес старшеклассников к проблемам самопознания и самовоспитания. Помочь сформировать активную жизненную позицию.
Задачи:
способствовать формированию у учащихся правильных и высоконравственных представлений о жизни;
научить ценить жизнь в любых ее проявлениях;
развивать желание и умение размышлять на философские темы, навыки полемической беседы.
Оформление: презентация, «весы жизни», шарики по количеству детей.
Ход классного часа
Слайд 1 Семья – это очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона.
(Слайд 2) В статье 38 Конституции РФ четко изложено, что
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства
2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Слайд 3 Мишель де Монтень говорил: «Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Слайд 4 В Конституции РФ ст.20 говорится о том, каждый имеет право на жизнь.
Слайд 5 В 21 веке стоит задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл. Чтобы поразмышлять над этой нелегкой темой, мы собрались.
Слайд 6 ( Тема классного часа)
Очень хорошо, что сегодня у нас гости. Это взрослые люди, за плечами которых жизненный опыт с радостями и разочарованиями, это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое жизнь. И, я думаю, что они сегодня помогут ответить на этот очень непростой вопрос.
Слайд 7 «Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.
Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает.
Жизнь – это свет, а свет кого-то слепит.
Жизнь – это борьба, а в борьбе всегда должен быть победитель.
Жизнь. В этом слове немало значений.
Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.
Жизнь птицы, живущей три весны.
Жизнь человека. И жизнь страны».
Все они плотно переплелись. Разве можем мы жить без цветов, без пения птиц. А разве можно жить без Отечества, без Родины, без отчего крова.
Подумайте и ответьте.
1. Слайд 8 А как бы вы сами определили, что такое жизнь?
2.Слайд 9 Жизнь и существование – одно и то же ли это? Если нет, то в чем разница?
3. Слайд 10 Есть два суждения: «Жизнь быстротечна, мимолетна» и «Жизнь – долгие, долгие годы»
Какое из них наиболее достоверно? Почему?
Так думаете вы, а вот что говорили о жизни некоторые известные мудрецы:
Слайд 11
«Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь».
«От безбожья до Бога – мгновенье одно.
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно».
«Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна».
(зачитываются и попросить детей выбрать те, которые им наиболее близки).
Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь; с другой - не ценим ее каждодневно. Мы считаем, что человек – «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством человеческих деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки. Почему так происходит?
Слайд12 Может быть потому, что для людей характерны две жизненные позиции: «жизнь для других» и «жизнь для себя»
Слайд 13 Известный психотерапевт, кандидат медицинских наук Михаил Ефремович Литвак утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас – это мы сами. Жить нужно для себя, это приносит пользу и другим.
Слайд 14 («весы жизни». На одной чаше весов написано «жизнь для других», на другой – «жизнь для себя»).
Ребята, выберите вашу жизненную позицию. Перед вами «весы жизни», назовем их так условно. Какая позиция наиболее приемлема для вас?
(ученики кладут на одну из чаш свои шарики, у каждого в руках только один шарик).
Весы послужили прекрасной наглядностью.
Людям свойственно совершать поступки, именно они определяют, по какой позиции живет человек. И теперь мы попробуем обвинить или защитить поступок, который характеризует человека, живущего для себя. Для этого выберем обвиняемого, он садится в центр стола, далее следует рассказ о его проступке.
В нашем классе произошло несчастье, одноклассница попала в автомобильную катастрофу, ей срочно нужна кровь. Каждый из вас без промедления откликнулись на эту просьбу, но нужная группа крови только у обвиняемого, а он категорически отказывается сдавать.
Все остальные разбиваются на две группы. Первая группа – обвинители, вторая группа – защитники.
Функции сторон: защитникам нужно найти положительное в этом поступке и начать свое выступление со слов : я считаю
А обвинителям – доказать вину обвиняемого (а мне кажется)
После того как обвиняемый прослушает обе стороны, он должен высказать свое отношение к ситуации.
Смыслом жизни людей другой позиции является «жизнь для других». Может быть, великое счастье в том, чтобы чувствовать, что твоя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в истории нашей страны немало. Можете ли вы назвать имена таких людей.
Слайд 15 (Островский) А иногда человек оказывается способен отдать свою жизнь во имя другой жизни. Островский писал: «жизнь – это самое дорогое, что есть у человека». Однако почему же иногда люди не задумываясь, отдают ее по собственному желанию.
Примеры:
Слайд 16 Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пороку-
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посохи заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
А сейчас еще раз посмотрите на «весы жизни». Переменил ли кто из вас свое мнение о двух жизненных позициях? Ребята, у вас есть возможность еще раз определить место своей позиции.
Слайд 17 (бабочка)
Жил-был мудрец. К нему все шли за советами, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уж умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу – какая бабочка у меня в руках: живая или неживая. Если он скажет «неживая», я выпущу её. Если он скажет «живая», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?» И мудрец ответил: «Все в твоих руках!»
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свою жизнь – она в руках каждого из вас и каждый сам выбирает тот образ жизни, ту жизненную позицию, которая наиболее приемлема для вас. Никто не может быть принужден к выражении своих мнений и убеждений или отказу от них, - говорится в ст 29 п.3 конституции РФ.
Рефлексия
И закончить мне хочется цветком жизни
Классный час « Жизнь, зачем ты нам дана?»
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, индивидуальные листы для групповой работы, коллажи.
Форма проведения: групповое обсуждение
Вступительное слово классного руководителя. Тема сегодняшнего классного часа, как вы видите, заявлена в названии « Жизнь, зачем ты нам дана?». По пушкинской строчке ясно, что будем говорить о (продолжают дети) жизни, о смысле, о целях жизни, о предназначении и о том, как жить и т.д.
Сформулируйте, пожалуйста, в чем вы видите смысл и цели своей жизни в данный отрезок жизни, и запишите на групповых листах.
Групповая работа (Ребята записывают и зачитывают классу.)
Да, много умных интересных высказываний, но всё как –то свалено в одну кучу. Попробуем сегодня разобраться во всём сказанном и, если получится, прийти к единому мнению.
Ученик с выдержкой из Википедии. Смысл жи
·зни, смысл бытия
· философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Ведущий. Вопрос, вынесенный в тему классного часа, волновал людей во всевремена. Скажем, тот, кому не важен этот вопрос, тот или очень счастливый человек, или человек умственно и нравственно неполноценный. Какие бы книги мы не читали, в каждом обязательно будет затронута эта проблема.
Для чего жить? Для чего изо дня в день трудиться, а тем более, когда этот труд тяжел и подчас непосилен? Для чего терпеть лишения, страдать, приносить жертвы, если жизнь всё равно конечна? Каков смысл моей личной жизни? Для чего я живу?
Кто из нас в дни юности не знал этого томления духа, этой жажды найти такую цель жизни, ради которой мы были бы готовы страдать и умереть?
Ученики читают стихотворение А.С.Пушкина «Дар напрасный, дар случайный», « Стихотворение, сочиненное ночью во время бессонницы».
Чем похожи два стихотворения Пушкина? (В первом стихотворении автор выражает сомнение, что жизнь вообще имеет какой –либо смысл. Во втором стихотворении звучит желание автора разобраться в тайнах жизни, в своём предназначении. Оба произведения наполнены страстным желанием понять своё предназначение, смысл своего существования).
Как выдумаете, какие вопросы составляют суть проблемы смысла жизни? Что входит в это понятие? Запишите эти вопросы в групповой лист. Групповая работа. Ученики зачитывают записи.
Ученик читает выдержку из Википедии.
Вопрос о смысле жизни одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Классный руководитель: Ребята, когда мы задумываемся о смысле жизни, мы, естественно, перебираем в уме различные ценности жизни. Не будем путать с ценой. Какую разницу вы видите между понятиями цена и ценность?(обсуждение)
Ученик выступает с выдержками из философского словаря.
Цена – это всегда нечто внешнее, распространенное за пределами субъекта,
то, что приобретается извне. Ценность располагается в самом субъекте,
не приобретается, а рождается и функционирует благодаря усилиям
субъекта. Поэтому обладать ценой достаточно легко: нужны только деньги,
душа при этом не затрачивает сил. Цена исчерпаема, ценность же свободна
от закономерностей, она неуничтожима и неисчерпаема. Можно уничтожить носителя ценности, но не саму ценность. Цена заменима: всегда найдется
товар, который превосходит другой товар по качеству, способный вытеснить
предшествующий. Ценность же незаменима: чудесная встреча с прекрасным
человеком не повторяется, взгляд, брошенный тебе как поддержка, не имеет другого дубля. Тютчевское: «Нам не дано предугадать, как наше слово
отзовется» - это как раз об уникальности и незаменимости мига
ценностного проявления.
Подытоживая разведенные понятия, мы можем утверждать: цена – мир не
свободы, борьбы за выживание, мир призрачного счастья, постоянное
беспокойство за его потерю; ценности – мир свободы, творчества, игры,
человеческих сил, автономии и независимости от случая, мир постоянного
духовного обогащения. Как писал Пушкин: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать»
Классный руководитель: Ребята, учитывая всё сказанное о цене и ценности, пусть каждый разберётся в ценностях своей жизни. Анкетирование.
Люди считают важными в жизни разные вещи. Ниже перечислено то, что люди считают в жизни важным. Укажите, насколько вы согласны с этими суждениями; для этого рядом с каждым из них поставь один из баллов (1, 2, 3, 4, 5), которые означают:
1 совершенно не согласен (не согласна);
2 не согласен (не согласна);
3 трудно сказать;
4 согласен (согласна);
5 полностью согласен (согласна).
Обработка результатов анкетирования.
Посмотрите, ребята, какие ценности заняли в ваших ответах по количеству баллов первые места. Анкетирование анонимное.
Многие из вас выше оценили ценностные понятия: семья, хорошие отношения с родителями, любовь, творчество. Но в повседневной жизни люди часто выбирают мир цены. Предпочитают дружбе продвижение по службе, любви предпочитают деньги, родственным отношениям отношения с влиятельными людьми и т.д. Отчего это происходит?
Дело в том, что для реализации ценностных предпочтений, человек нуждается в предмете, имеющем цену. Несмотря на то, что существует большое количество отличий, эти два понятия - цена и ценность - накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба.
Иначе говоря, стремясь к истинным ценностям, люди должны иметь то, что покупается на деньги. Поэтому не будем отрываться от бренной земли: человеку действительно нужны хорошая пища, хорошая одежда, достойная, обеспечивающая его работа, добротный дом для себя и для семьи, возможность хорошо отдыхать и многое другое.
Но и не будем зарываться носом в грязь этой земли. Потому что кроме земли есть ещё и небеса. Будем помнить, что всё материальное, измеряемое ценой, нам нужно только для того, чтобы достичь ценностей духовных.
А сейчас предлагаю послушать современную притчу о смысле жизни. (Приложение 2)
Какова мораль этой притчи? (У каждого свой смысл жизни. Каждый по –своему понимает смысл жизни. Каждый по – своему стремиться постичь смысл жизни)
Все ли согласны с таким решением проблемы?( Думается, в притче речь идёт о предназначении всего сущего. Дерево есть, чтобы расти; речка есть, чтобы течь; человек есть чтобы жить и быть счастливым! В этом смысл жизни человека).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Человек Жизнь Счастье
Рефлексия.
Ребята, подводя итоги сегодняшнего классного часа, посадим дерево суждений и дерево добрых пожеланий. (На листе ватмана дерево, на его листах, стволах, цветах дети каждой группы записывают свои суждения по поднятой проблеме и затем передают другой группе). Пока одни работают над деревом суждений, другие участники классного часа «растят» дерево добрых пожеланий одноклассникам. (На столе вырезанные из цветной бумаги листья и цветы, клей. Дети пишут пожелания, подписывают листочки-цветочки и приклеивают к дереву)
Приложение 1 Оформление доски:
Всего несноснее – жить в свете бесполезно.
Н.Карамзин
__________________________________________________________________
Блажен, кто рядом славных дел
Свой век украсил быстротечный.
А.Толстой
_____________________________________________________________
Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым.
Стендаль
__________________________________________________________________
Число лет еще не свидетельствует о длине жизни; жизнь человека измеряется тем, что он в ней сделал.
С.Смайлс
Приложение 2
ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ - ЭТО ЧТОБЫ:
1.Ты хорошо учился (училась).
2.Ты приобрел(а) хорошую профессию.
3.Ты был(а) важной персоной.
4.Ты имел(а) семью У тебя был любимый человек.
5.У тебя были хорошие отношения с родителями.
6.Ты был (а) привлекательным (привлекательной) для окружающих.
7.Ты был (а) независимым (независимой) в жизни.
8.Ты создал (а) в жизни что-то новое.
9.У тебя была цель и смысл в жизни.
10.Все люди были счастливы.
11.Все страны жили в мире.
12.Ты выполнял(а) свой долг.
13.Тебя любили.
14.Ты развил(а) свои способности.
15.Ты был(а) обеспеченным человеком.
16.Ты весело проводил (а) время.
17.Ты получил(а) образование.
18.Ты имел(а) интересную работу.
19.Ты руководил(а) другими людьми.
20.Ты имел(а) детей.
21.У тебя были друзья.
22.У тебя были хорошие отношения с учителями.
23.Ты был (а) модно одет(а).
24.Ты был(а) самостоятельным человеком.
25.Ты был(а) творческим человеком.
26.Твоя жизнь была осмысленной.
27.Ты помогал(а) другим людям.
28.Наша страна была могущественной.
29.Ты делал(а) добро.
30.Тебя уважали.
33.Ты многое знал(а) и умел(а).
34.Ты имел(а) все, что тебе захочется.
35.Ты отдыхал(а) в свое удовольствие.
Обработка анкеты. На каждый тип ценности приходится два утверждения; для того чтобы определить значимость данной ценности для одного человека, подсчитывается средний балл по двум соответствующим ей высказываниям. Поскольку в анкете высказывания даны вразбивку, для определения значимости различных ценностей следует подсчитывать средние значения по следующим парам высказываний:
альтруистические 11, 28;
общественно-политические 12, 29;
нравственные 13,30
признание со стороны окружающих- 14, 31
материальные- 16,33
саморазвитие- 15, 32
досуг- 17,34
учеба- 1,18
профес. деятельность- 2,19
статус- 3,20
семейно-бытовые – 4,21
интимное общение- 5,22
отношения со старшими 6,23
внешняя привлекательность- 7, 24
Приложение 3.
Я запутался, блин... сказал Человек. Понимаешь, не знаю, куда идти, не знаю зачем. Время проходит, а я даже не знаю толком, кто я... Я устал от неопределенности, устал бояться, что сделаю что-нибудь не то, устал блуждать впотьмах, устал совершать ошибки...
Понимаю, сказало Дерево. Но чем могу помочь тебе я?
Одолжи мне свой смысл жизни, повторил Человек. Может, поможет...
Хорошо, согласилось Дерево. Вот мой смысл жизни: расти.
Расти? переспросил Человек. Просто расти? И все??
Да, сказало Дерево, просто расти и все, и оно замолчало.
Дерево! Погоди, не засыпай! крикнул Человек. Объясни, что значит «просто расти»? Ведь я и так просто расту! Вернее, поправился он, раньше рос, сейчас-то уже вырос...
Но Дерево не отвечало, и Человек пошел к реке.
Река! крикнул Человек.
Что? отозвалась Река.
Одолжи мне свой смысл жизни! попросил Человек.
Зачем? спросила Река. Своего, что ли, нету?
Нету... опустив голову, сказал Человек.
Вот как... сказала Река. Тогда ладно, слушай. Мой смысл жизни течь.
Течь... повторил Человек.
Да-да, течь, и Река ужурчала куда-то по камням.
Решив подождать для верности, не разъяснит ли Река свою позицию, Человек лег на берегу и стал греться на солнце.
Как дела, Человек? спросило Солнце.
Вообще-то не очень, пожаловался Человек. Смысл жизни не могу отыскать. Дерево говорит: «Расти», Река говорит: «Течь», но мне что-то расти и течь не особо хочется... Может, ты чего присоветуешь? Какой у тебя смысл жизни?
С удовольствием, сказало Солнце. Мой смысл жизни дарить свет.
«Дарить свет», зашибись! всплеснул руками Человек. И это все?
Все, подмигнуло Солнце. А! Нет, есть еще.
Ну-ка? оживился Человек.
Тепло. Дарить тепло. И свет! напомнило Солнце и укатилось за горизонт. Стало темно.
Краткие все, куда деваться! возмутился Человек. А мне-то как быть? Расти? Течь? Или, может, дарить свет? Дарить свет... Лампочку, что ли, на нос повесить и болтать? Луна! Эй, Луна-а! воззвал Человек.
Да? Луна показалась из-за гребня горы и посветила поярче, чтобы разглядеть, кто тут воет.
Какой у тебя смысл жизни? упадническим голосом спросил Человек.
Луна помолчала и торжественно ответила:
Ощущать пустоту.
Аж эхо по горам прокатилось. Человек уже устал удивляться ответам, но тут не мог не удивиться:
Как можно ощущать пустоту? Это же когда ничего нет! воскликнул он.
А как можно не ощущать пустоту? Ведь это то, откуда берется все, мягко возразила Луна и уплыла в небо.
Человек закрыл глаза и попытался осмыслить все, что ему было сказано. Не получилось. В голове все перемешалось. «Расти, течь, дарить свет, ощущать пустоту... Бред какой-то...» Человек тряхнул головой и открыл глаза. Перед ним стоял ребёнок.
Здластвуй! сказал Ребёнок.
Ты-то как тут? испугался за Ребёнка Человек, Мамка где? И почему без штанов?
Мамка там! Ребёнок сделал жест, каким обычно отмахиваются от комаров. А станы я... это... потелял! Ты чего сидис? не по годам ловко переменил он тему разговора.
Человек отнесся к ораторскому маневру младенца неодобрительно, но решил ответить (все равно ничего не поймет):
Смысл жизни ищу...
И сто, насол? поинтересовался Ребёнок.
Не-а... не насол... передразнил Человек.
А я насол! радостно сообщил Ребёнок.
И давно? съязвил Человек.
Не знаю. сказал Ребёнок.
Человек начал выходить из себя:
Ну, и какой у тебя, о мудрейший из карапузов, бегающих ночью по лесу без порток, смысл жизни?
Но Ребёнка уже и след простыл. И только из темноты донесся его переливчатый смех:
Иг-ла-а-ать!!!
Ах, играть! всплеснул руками Человек. Вот совет так совет! раздосадованный, он бросил вслед насмешливому Ребенку пучок травы. Не попал.
Тем временем рассвело. Человеку больше не хотелось ни у кого спрашивать про смысл жизни. Он встал, отряхнул руки о штаны и пошел куда глаза глядят. Вскоре в голове возникла какая-то мелодия, и он запел. Вначале тихонько, себе под нос, а затем громко, во весь голос. И вдруг почувствовал, как вокруг все замерло. Тогда Человек запел еще громче, еще увереннее. В своем неожиданном пении он позабыл обо всем, и так ему стало на душе хорошо, светло и радостно, что он даже не удивился, когда увидел, что само Время остановилось, позволяя звукам прекрасной мелодии течь, игриво переливаться и разрастаться, заполняя собою все вокруг...
От меня: у каждого свой смысл жизни и если есть мысли, что Вы его потеряли, то это всего лишь самообман..Надо жить и дарить всем тепло и добро(так можно быстро вновь обрести этот самый смысл жизни). При этих действиях будет видно, что Вы кому-то очень нужны или кто-то нуждается в Вашей помощи и даже простой человеческой улыбке...Согласитесь, это же очень важно...