Презентация Тропинка к своему Я


Тропинка к своему «Я» Хухлаева Ольга Владимировна — доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.Она автор многих книг по детской психологии. Очень популярной является серия «Тропинка к своему Я . Программа формирования психологического здоровья у детей.» Эти книги — отличное пособие для практической работы  по психологическому сопровождению детей и подростков в системе образования. «  Тропинка к своему Я» -  это единая программа групповой работы с учащимися начальной ( 1 – 4 класс) и средней школы ( 5 – 6, 7 – 8 классы),  направленная на сохранение психологического здоровья учащихся. В основе реализации программы три компонента:Аксиологический – представлен ценностями «Я»Инструментальный – овладение рефлексией, как средство самопознанияПотребностно-мотивационный - обеспечивает развитие потребности в саморазвитииИДЕЯ: Психологическое здоровье непосредственно связано с духовностью. Духовность - полнота богатства развития личности, ориентация человека на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро, Любовь. «Тропинка к своему Я» 1 – 4 классы Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Цели программы для 1-4 классов:  -помочь младшему школьнику научиться понимать себя,  взаимодействовать с ребятами, учителями и родителями;-приобрести уверенность в себе, способность справляться со страхами, обидами, гневом.- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния, умение адекватно вести себя в различных ситуациях- найти свое место в  школьной жизни, осознавать себя с позиции школьника; Тропинка к своему Я - средняя школаОдна из очевидных задач школьного образования — помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни.Обучение учащихся в основной школе — вторая и очень значительная ступень в их школьной жизни, связанная с развитием многих новообразований личности, с прохождением возрастного кризиса. В средней школе психологическое здоровье является целью и критерием успешной психологической поддержки подростков, ведь в этом возрасте может возникнуть огромное количество проблем и разного рода нарушений развития. Цели программы для 5 – 6 классов-помочь подросткам адаптироваться к условиям средней школы;-научиться лучше понимать себя и других;-принимать на себя ответственность за свои поступки;-обрести уверенность в собственных силах. Темы работы в 5 классеЯ – пятиклассник!Изучаем самого себя: свои качества, способности, возможности, личный опыт,  желания, цели.Право на чувства и работа с ними.Уникальность внутреннего  мира каждого.Ответственность за свои мысли, чувства, действия.Я и ТЫ: разговор о дружбе.Мы начинаем меняться. Темы работы в 6 классеАгрессия и агрессивность.Уверенность и ее роль в развитии человека.Конфликты и способы поведения в конфликте.Жизненные ценности. Цели программы для 7 – 8 классов-помочь преодолеть подростковый кризис.-помочь осознать свои особенности, научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах;- формирование нравственных личностных качеств- формирование навыков самосовершенствования, самосознания и самоконтроля, саморегуляции, снятие мышечных зажимов посредством освоения методов релаксации- способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся, формирования навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других. Темы работы в 7 классеЗначимость эмоциональной сферы человека.Социальное восприятие: как понимать другого.Отношения с другим человеком: межличностная привлекательность. Основные позиции общения. Темы работы в 8 классеЯ-концепция, ее  ключевые компоненты.Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель.Мир моих эмоций.Что такое стресс?Мотивационная сфера личности. На каждом занятии используются различные методы и формы и приемы работы: - психогимнастика; - беседа; - групповая дискуссия; - игротерапия; - ролевая игра; - упражнения по межличностной коммуникации; - дыхательные и двигательные упражнения; - методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).- проблемного обучения;- формирования (развития) творчества;- соревновательный метод;- тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций;- диагностика;- сказкотерапевтические упражнения;- арт-терапия;- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;- техники релаксации. Структура занятий:1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать подростков, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние подростков, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. 3. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. 4. Рефлексия занятия. Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).5. Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия. В младшем школьном, в подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций зрелой личности. Поэтому данная программа поможет нам, как специалистам, обучить учащихся жизненно важным навыкам, психосоциальной компетентности и активности , способности к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении при взаимодействии с внешним миром. Автор - Шалычева Марина Михайловна, практический психолог, ГУ «Луганский учебно-воспитательный комплекс специализированная школа I ступени - гимназия № 30» г.Луганск30 лучших техник для проведения занятий по актуализации и развитию жизненных ценностей у подростков и юношейМетодическая копилка для психологовСодержит в себе:Методики для разминкиМетодики и упражнения для основной части занятийУпражнения и игры для завершения и рефлексии занятийПсихологические игры и дискуссии МЕТОДИКА – ИГРА «ПРЕВРАЩЕНИЕ», автор Э. ПомыткинЦель: создание в коллективе класса и школы в целом психологических условий, благоприятных для духовного развития учащихся; обеспечение системности и непрерывности активизации процесса самосовершенствования личности в коллективе . ЭТАПЫ ИГРЫ: Мотивационная часть1-й этап - разминка 2-й этап - определение ценных личностных качеств и необходимых качеств3-й этап - согласование результатов и их фиксация в итоговой анкете 4-й этап - моделирование ситуаций проявления необходимых качеств 5-й этап - оценка достижения необходимого качества ИГРА«Превращение» помогает человеку отворить двери собственного внутреннего мира, углубить познания себя и других, осуществить необходимые положительные преобразования Спасибо за внимание