Примерная программа по Информатике и ИКТ для студентов 1 курса колледжа по специальности Прикладная информатика ()по отраслям
Комитет общего и профессионального образования
Ленинградской области
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ленинградский государственный университет
имени А. С. Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)»
для специальности 230701 «прикладная информатика (по отраслям)»
Пикалево, 2013
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 230701 Прикладная информатика (по отраслям)
Организация-разработчик:
Бокситогорский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина»
Разработчик: Федоровская Регина Александровна, преподаватель информатики
Рекомендована:
Предметно-цикловой комиссией информационных, экономических и естественнонаучных дисциплин, протокол №_____ от «____»__________201_ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230701 Прикладная информатика (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.д.)
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать и редактировать текстовые документы с помощью одного из текстовых редакторов;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
свойства алгоритмов;
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
виды источников и приёмников информации, способы кодирования, причины искажения информации при передаче;
назначение, принцип действия и основные устройства современных ПК;
назначение и функции операционных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 143 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов;
самостоятельной работы обучающегося 48 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
143
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
95
в том числе:
лабораторные занятия
81
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
48
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Теоретические основы информатики
48
Тема 1.1 Информация. Кодирование информации.
Правила ОТ и ТБ в кабинете ВТ
1
1
Понятие "информация" и свойства информации. Информационные процессы
1
1
Подходы к определению количества информации
1
1
Представление и кодирование информации
1
1
Практические занятия
9
Представление числовой информации с помощью систем счисления
Алгоритм перевода целых чисел в позиционных системах счисления
Алгоритм перевода дробных чисел в позиционных системах счисления
Алгоритм перевода смешанных чисел в позиционных системах счисления
Арифметические операции в системах счисления
Алгоритм перевода целых чисел в позиционных системах счисления
Алгоритм перевода дробных чисел в позиционных системах счисления
Алгоритм перевода смешанных чисел в позиционных системах счисления
Арифметические операции в системах счисления
Контрольная работа
2
Самостоятельная работа
5
3
Разработка проекта по теме: "Информация. Информационные процессы" (презентация, кроссворд, буклет и т.п.)
Подготовка к контрольной работе: решение задач (количество информации; арифметические операции в системах счисления)
Тематика сообщений, докладов:
Кодирование звуковой и видео информации в компьютере
Кодирование текстовой информации в компьютере
Кодирование числовой информации в компьютере
Системы счисления
Тема 1.2 Основы алгоритмизации
Алгоритм и его формальное исполнение
1
1
Основные типы алгоритмических структур
1
1
Практические занятия
9
Линейный алгоритм
Алгоритмическая структура "ветвление"
Алгоритмическая структура "выбор"
Алгоритмическая структура "цикл"
Решение задач
Контрольная работа
2
Самостоятельная работа
3
3
Разбор лекционного материала
Разработка проекта по теме: "Алгоритмы"
Тема 1.3. Компьютер и программное обеспечение
Этапы развития вычислительной техники
1
1
Поколения ЭВМ
1
1
Магистрально-модульный принцип построения компьютера
1
1
Аппаратная реализация компьютера
1
1
Операционная система: назначение и состав
1
1
Файлы и файловая система
1
1
Практические занятия
2
Классификация программного обеспечения
Компьютерные вирусы. Антивирусные программы
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа
5
3
Разбор лекционного материала
Подготовка к практическим занятиям
Разработка проекта по теме: "Устройство ПК"
Рефераты и доклады на темы:
Компьютер и программное обеспечение
Раздел 2. Технологии обработки информации
65
Тема 2.1 Технология обработки текстовой информации
Практические занятия
9
Текстовые редакторы
Создание и редактирование документов
Форматирование документов
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Выбор параметров страницы
Форматирование абзацев
Включение в текстовый документ списков
Создание и редактирование таблиц
Форматирование символов
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Самостоятельная работа
5
3
Разработка проекта по теме: "Текстовые редакторы"
Подготовка к практическим занятиям: создание текстовых документов
Тема 2.2.Технология обработки графической информации
Практические занятия
9
Виды графики
Растровые графические редакторы
Векторные графические редакторы
Создание растровых изображений
Редактирование растровых изображений
Создание векторных изображений
Редактирование векторных изображений
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа
5
3
Разработка проекта по теме: "Компьютерная графика"
Подготовка к практическим занятиям: создание изображений
Тема 2.3. Технология обработки числовой информации
Практические занятия
11
Электронные таблицы
Типы данных: числа, формулы, текст
Абсолютные и относительные ссылки
Встроенные функции
Основные параметры диаграмм в электронных таблицах
Построение диаграмм и графиков
Поиск данных
Абсолютные и относительные ссылки
Применение мастера функций при расчетах в электронных таблицах
Построение диаграмм и графиков
Самостоятельная работа
5
3
Подготовка к практическим занятиям: подбор задач для расчетов в электронных таблицах
Тема 2.4. Технология хранения, поиска и сортировки информации
Практические занятия
9
Понятие баз данных. Классификация баз данных и назначение
Структура реляционной базы данных (РБД)
Элементы реляционной базы данных: главный ключ, имя, значение, тип поля
Система управления базами данных MS Access
Режимы работы СУБД Access
Создание и редактирование базы данных
Поиск информации в базе данных
Создание запросов с помощью мастера
Создание форм с помощью мастера
Создание и редактирование базы данных
Создание запросов с помощью мастера
Создание форм с помощью мастера
Создание отчетов с помощью мастера
Самостоятельная работа
5
3
Подготовка к практическим занятиям
Разработка проекта по теме: "Информационные системы"
Тема 2.5. Мультимедийные технологии
Практические занятия
6
Программа подготовки презентаций Power Point
Разработка презентаций
Интерактивная презентация
Выбор дизайна презентации
Рисунки и графические примитивы на слайдах
Использование анимации
Самостоятельная работа
5
3
Подготовка к практическим занятиям
Создание компьютерных презентаций
Рефераты и доклады на темы:
Раздел 3. Основы логики. Моделирование и формализация.
21
Тема 3.1 Основы логики
Формы мышления
1
1
Практические занятия
5
Алгебра высказываний
Логические выражения и таблицы истинности
Построение логических схем
Логические выражения и таблицы истинности
Построение логических схем
Контрольная работа
2
Самостоятельная работа
5
3
Разбор лекционного материала
Подготовка к контрольной работе
Подготовка к практическим занятиям
Рефераты и доклады на темы:
Логические основы устройства компьютера
Тема 3.2 Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания
1
1
Практические занятия
4
Формы представления моделей. Формализация
Типы информационных моделей
Основные этапы разработки моделей. Разработка моделей
Основные этапы разработки моделей. Разработка моделей
Контрольная работа
Самостоятельная работа
5
3
Разбор лекционного материала
Подготовка к практическим занятиям
Подготовка к контрольной работе
Рефераты и доклады на темы:
Системный подход в моделировании
Всего
143
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Информатика и ИКТ».
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- персональные компьютеры с программным обеспечением;
- принтер и сканер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 512с.: ил.
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 4 – е. изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192с.
Дополнительные источники:
Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.:Лидер, 2009. – 256с.
Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.:Лидер, 2010. – 224с.: ил.
Ляхович В.Ф. Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразов. учреждений. – 3 – е. изд. – М.: Просвещение, 200. – 352с.: ил.
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф., Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень. – СПб.: Питер, 2008.-224с.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 8 – е. изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 9 – е. изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с.
Могилев А.В. Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К. Хеннера. – 4 - е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 848с.
Теория и методика обучения информатике: учебник /М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.; под ред. М.П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592с.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512с.: ил.
Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: http://www.rusedu.info/
Информатика и ИКТ. Форма доступа: http://ru.wikipedia.org/w/index.php
Мир информатики. Форма доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/
Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: http://www. сomputer-museum.ru/index.php
Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: http://www.klyaksa.net/
Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: http:// www.metod-kopilka.ru/page-2-1-4-4.html
Азбука компьютера и ноутбука. Форма доступа: http://www.computer-profi.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах
лабораторные занятия
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.д.)
лабораторные занятия, индивидуальное задание
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий
лабораторные занятия, индивидуальное задание
создавать и редактировать текстовые документы с помощью одного из текстовых редакторов
лабораторные занятия, индивидуальное задание
Знания:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий
внеаудиторная самостоятельная работа
свойства алгоритмов
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов
внеаудиторная самостоятельная работа, реферат
13PAGE 15
13PAGE 141215