Доклад на тему Реализация инновационных педагогических технологий в сельской школе.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Реализация инновационных педагогических технологий в сельской школе.
ПРОЕКТНО – МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
(районный семинар учителей физики)
Батраченко Татьяна Максимовна -
учитель физики МОУ «Каменская СОШ»
Боханского района Иркутской области.
2011
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается.
Как показывает анализ педагогической практики в современной средней школе, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельным характером учения.
Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение новых педтехнологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы.
За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрения новых психолого-педагогических технологий.
Перевод обучения на субъект- субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. В настоящее время существует много технологий развивающего обучения, активного обучения
Что же обеспечивает активное обучение?
Прежде всего это:
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивное овладение знаниями, а активная познавательная деятельность, применение приобретенных знаний на практике и четкое осознание, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
- совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
- широкое общение со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;
- свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
- постоянное испытание своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умение их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.
Поэтому приоритетным направлением в моей работе с 2005 года стала проектная деятельность школьников.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Свои проекты дети строят на основе требований, предъявляемых к данному методу: 1)цель проекта – решение поставленной проблемы; 2) его актуальность – необходимость полученных знаний в практической жизни; 3) сбор и обработка информации – по учебникам и другой технической литературе, в Интернете; 4) анализ, обобщение, выводы, сопоставление; 5) оформление результата; 6) презентация или защита проекта.
Этот результат, то есть проектные работы школьников, можно увидеть в кабинете физики, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Сначала это были динамические плакаты («Газовые законы», «Электрический ток в различных средах»), макеты («Мензурка», «Термометр», «Механические волны», «Цикл Карно»). Затем пошли электрофицированные модели: электровикторина «Законы постоянного тока», «Карта звездного неба»). Такие работы учат детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, учат способности прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учат умению устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Защита каждого из проектов проходила на уроке. При выполнении проектов ребята проявили сообразительность, находчивость, изобретательность. Ценность данных проектов заключалась в том, что сделаны они были руками самих детей. Поэтому в ходе защиты проектов ребята заинтересованно слушали и анализировали работу своих товарищей.
Такая работа в группах развивает у учащихся коммуникативные навыки, учит прислушиваться к мнению своих товарищей, в случае несогласия доказывать свою правоту. А это, то есть умение выслушать своего товарища, работать с ним в одной группе, готовит учащихся к реальной жизни среди людей. Такой выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Каждый проект в первую очередь рассматривается как ролевой, с обязательным определением роли каждого учащегося, которую он должен прожить в ходе выполнения проекта.
Сами школьники говорят, что работа над проектами учит их «распределять правильно время», «анализировать собственные действия», «доделывать все до конца», «рассматривать тему с разных точек зрения», «презентовать результаты своего труда».
На современном этапе модернизация образования невозможна без его информатизации, поэтому мы свои проекты стали выполнять с использованием информационных технологий. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, все зависит от способов и форм применения этих технологий. При методически грамотном подходе к применению информационных технологий в учебном процессе школы учащиеся приобретают умение квалифицированно находить информацию с помощью ИТ, анализировать полученные знания и оформлять информацию в форме презентации с применением компьютерных приложений Word, Power Point, Excel и других технологий. Компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные интересы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
Стадии информатизации системы общего образования качественно характеризуются следующим образом:
Знакомство (с ИКТ) – освоение учащимися и учителями общих представлений о современной информационной технологии и информационной цивилизации, отдельных навыков работы с компьютером;
Использование (ИКТ) – применение ИКТ для решения отдельных задач в рамках традиционных моделей преподавания;
Интеграция (ИКТ) – общее изменение технологии преподавания за счет интеграции ИКТ в образовательный процесс;
Преобразование (образование на базе ИКТ) – изменение содержания образования, структуры школьных предметов, системы аттестации и всего уклада школы в соответствии с современной системой образовательных приоритетов на базе ИКТ.
Система общего образования Российской Федерации в основном находится на первой стадии или приближается к ней. Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа, где средства современных информационных и коммуникационных технологий практически отсутствуют: число поставляемых компьютеров минимально, поставок дополнительного оборудования пока не планируется и данную вычислительную технику можно рассматривать как реализующую стадию знакомства с ИКТ.
На этой стадии целесообразно выделить следующие пути внедрения информационных технологий в образовательный процесс школы: блочно-модульный принцип обучения, межпредметные связи на уроках по предмету и на уроках по информатике, интеграция информатики с другими предметами.
Мы свою проектную деятельность стали выполнять с использованием информационных технологий. Чтобы решить проблему, поставленную перед учащимися, им необходимо найти нужную информацию, проанализировать ее, сделать определенные выводы и представить результаты в виде презентации в программе Power Point. Первое время дети работали под руководством учителя информатики, поскольку информатику изучали только в старших классах. Сейчас работают самостоятельно на домашних компьютерах либо во внеурочное время на школьных. К 10-11 классу у них уже сформировались определенные информационные компетентности: они уже умеют искать и находить информационные объекты; наблюдать, регистрировать, фиксировать, измерять и описывать объекты и процессы; знают средства и способы работы с информационными объектами.
Проекты по физике часто включают разные естественнонаучные знания и становятся межпредметными. Чтобы охватить большее число учеников, внутри класса мы создаем несколько групп с разными заданиями.
Используя ИКТ, начинали проектную деятельность с простых - информационных - проектов. Перед учащимися ставилась проблема: В чем состоит отрицательное воздействие тепловых двигателей на окружающую среду, и какие методы защиты окружающей среды используют в настоящее время? В результате самостоятельной работы учащихся появилась презентация «Экологи предупреждают». (Демонстрация)
Изучая по астрономии планеты, мы активно путешествовали. «Добро пожаловать на планету Земля!», «Приглашаем в астрономическое путешествие на планету Меркурий», «Планета Уран». (Демонстрация)
Учебный материал по атомной физике сложен для учащихся, мы не можем заглянуть внутрь вещества и увидеть процессы, которые там происходят. Поэтому решили эти процессы увидеть на моделях. Совместно с учителем информатики школьники учились моделировать, то есть строить анимационные модели. В результате получили проект «Атомная физика». Класс был разбит на четыре группы, каждая группа работала по определенной теме. Посмотрим результат этой работы. (Демонстрация)
О нашей внеклассной работе: 1) разрабатываем и оформляем игры по различным темам учебного материала (показываю уже разработанные «Как стать миллионером знаний по физике?» и «Своя игра»); 2) продолжаем создавать информационные проекты к урокам в программе Power Point, при этом используем видеофрагменты (снимаем на видео демонстрационные опыты, ставим перед учащимися проблемы), или моделируем ситуацию с помощью анимации. В качестве примера посмотрите еще пока не законченный проект «Геометрическая оптика». (Демонстрация)
Из всего вышесказанного видно, что учащиеся активно работают, приобретая знания в процессе работы над проектом.
Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Ориентирован проект на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и следовательно эффективен. Но работа над проектом требует время, а ведь у учащихся не только один предмет – физика, время требуется и для других предметов. Поэтому, считаю, что таких проектов должно быть 3 – 4 за учебный год по большим крупным разделам материала. Основная работа на уроке идет по модульной технологии.
Преимущества для учащихся:
каждый точно знает, что он должен усвоить, в каком объёме и что должен уметь после изучения модуля;
каждый может самостоятельно планировать своё время, эффективно использовать свои возможности;
учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на учителе.
Преимущества для учителей:
возможность концентрировать своё внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
своевременная идентификация проблем в обучении, выполнение творческой работы, заключающейся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании им возможной помощи.
Какие общеучебные умения и навыки формируются у учащихся? - Умение ставить цель своей деятельности и подчинять все свои действия этой цели;
- умение самостоятельно добывать знания, приобретать определенные специальные навыки; - оценивать и анализировать свою деятельность;
- навыки самоконтроля, взаимоконтроля, учебного, делового общения, самообучения; - умение работать в паре, группе, самостоятельно по алгоритму и творчески.
Каждому учащемуся выдается технологическая карта, по которой он и работает.
Содержание технологической карты
Целеполагание
Входная диагностика
Самостоятельная деятельность обучаемых
Логическая структура учебного процесса
Коррекция
Диагностика на результат
Основным итогом работы по модульной технологии является учение без двоек
Ученик - главный работник на уроке. Его учебная деятельность направлена на образование и формирование своей личности.
Учитель - организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, помощник.
И в заключении хочется сказать, что физика может и должна быть интересным, увлекательным для учащихся предметом. Однако такой ее может сделать только преподаватель, верящий в привлекательность своей дисциплины и умеющий убедить в этом учащихся. Надо уметь каждый раз свежими глазами посмотреть на материал вашего очередного урока и найти в нем прелесть новизны. Самая основная методическая находка в работе – это увлеченность своим делом. Как сказал Л.Д.Ландау: «Главное делайте все с увлечением, это страшно украшает жизнь», и обеспечивает успех в любом деле.
Использованная литература:
«Информационные технологии в учебном процессе» составитель О.Н.Черненко, Волгоград, издательство «Учитель»,2007год.
«Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев, Москва, издательство «Аркти», 2006год.
«Метод проектов» Сборник статей составитель А.Л. Балданов, п. Усть-Ордынский, 2005год.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тезисы к выступлению на районной научно-практической конференции в номинации «Реализация инновационных педагогических технологий в сельской школе»
Тема выступления: Использование информационно-коммуникативных технологий в проектной деятельности учащихся по физике.
Батраченко Татьяна Максимовна -
учитель физики МОУ «Каменская СОШ»
Боханского района Иркутской области.
2011
Общество информационных технологий гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Условия воспитания и обучения, обеспечивающие вышеназванные возможности:
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
- совместная работа в сотрудничестве;
- широкое общение;
- свободный доступ к необходимой информации;
- постоянное испытание своих интеллектуальных, физических, нравственных сил.
Поэтому приоритетным направлением в моей работе с 2005 года стала проектная деятельность школьников. Сначала это были динамические плакаты («Газовые законы», «Электрический ток в различных средах»), макеты («Мензурка», «Термометр», «Механические волны», «Цикл Карно»). Затем пошли электрофицированные модели: электровикторина «Законы постоянного тока», «Карта звездного неба»). Такие работы учат детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.
Используя ИКТ, начинали проектную деятельность с простых, информационных, проектов. Перед учащимися ставилась проблема: В чем состоит отрицательное воздействие тепловых двигателей на окружающую среду, и какие методы защиты окружающей среды используют в настоящее время? В результате самостоятельной работы учащихся появилась презентация «Экологи предупреждают». (Демонстрация)
Изучая по астрономии планеты, мы активно путешествовали. «Добро пожаловать на планету Земля!», «Приглашаем в астрономическое путешествие на планету Меркурий», «Планета Уран». (Демонстрация)
Учебный материал по атомной физике сложен для учащихся, мы не можем заглянуть внутрь вещества и увидеть процессы, которые там происходят. В результате был сделан проект «Атомная физика». Посмотрим эту работы. (Демонстрация)
О наших планах на будущее. Работать мы будем в двух направлениях (по желанию учащихся): 1) разработка и оформление игр по различным темам учебного материала (пример: «Как стать миллионером знаний по физике?» и «Своя игра»); 2) продолжаем создавать информационные проекты к урокам в программе Power Point, при этом используем видеофрагменты или моделируем ситуацию с помощью анимации. В качестве примера посмотрите еще пока не законченный проект «Геометрическая оптика». (Демонстрация)
И в заключении хочется сказать, что физика может и должна быть интересным, увлекательным для учащихся предметом. Самая основная методическая находка в работе – это увлеченность своим делом. Как сказал Л.Д.Ландау: «Главное делайте все с увлечением, это страшно украшает жизнь», и обеспечивает успех в любом деле.