Игровая деятельность школьников как один из факторов развития УУД
Одним из важнейших факторов развития коммуникативных умений, а также получения новых знаний является игровая деятельность школьников. Вот что писала в этой связи Луиза Карловна Шлегер, неоднократно развивая эту мысль перед педагогами: «Игра – это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре надо относиться с величайшим вниманием и серьезностью. Игра – это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка. В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта ребят». Главное, чтобы в процессе игровой деятельности ребенок «переходил к свободному творчеству», требующему «напряжения мозговых клеток».
Существует огромное количество определений игры, в своей работе мы приведем несколько. Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова, «Игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования». Психологический словарь так трактует данное понятие «Игра – исторически возникший тип деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности». Д. Б. Эльконин в своих работах говорит, что «игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Ученые П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров давали следующее определение игры: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно».
Все более широко в практике преподавания истории, в особенности в основной школе, используются игровые формы занятий, способствующие активизации коммуникативной и познавательной деятельности школьников. Это и ролевые ситуации, организуемые в форме игры и занимающие большую часть урока («путешествия», «экскурсии»), и игровые соревнования («Знаете ли вы?», «Что? Где? Когда?», «Найдите ошибки»). Игра вовлекает учеников в процессе самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, пробуждает и поддерживает интерес к межличностному общению в классном коллективе. Активизация коммуникативной деятельности учащихся в ходе игры осуществляется посредством приемов драматизации и персонификации, моделирования исторических ситуаций, в результате необходимости определить и выразить в той или иной форме свое отношение к участникам событий.
По мере усложнения изучаемого исторического материала, взросления школьников, роста их возможностей изменяется и содержание игры. Так , в младшем подростковом возрасте игры по типу воображаемых путешествий («Путешествие в Древний Египет», «Один день в гостях у Гомера» и др.) носят в основном ситуативный характер. Они направлены в большей степени на развитие воображения обучающихся, конкретизацию их представлений о жизни и быте людей, об облике памятников культуры того или иного времени, активизацию речевой деятельности. В старших классах акценты смещаются от игровых моментов к аналитическим, от воспроизведения поступков, высказываний исторических персонажей к передаче сущностных смыслов позиций и действий «героев».
К примеру, можно провести обобщающий урок по теме: «Древний Египет», используя игровую ситуацию. Учитель объявляет обучающимся правила и этапы игры: составление рассказа, решение творческой задачи, разгадывание кроссворда, работа с картой, знание терминов и дат. Каждый ряд – это команда, а кто из членов команды будет работать на этих этапах – должны решить сами дети. Как только они распределились, сели в нужном порядке, можно начинать игру. Одним из этапов игры будет задание «Расскажи о жизни…». Для группы 1-го ряда необходимо составить рассказ о том, как жили в Древнем Египте ремесленники и земледельцы, для группы 2-го ряда – рассказ о жизни вельможи в Древнем Египте, для группы 3-го ряда – о жизни фараона. Составлять рассказ ребятам необходимо будет совместно, участие должен принять каждый ученик. Проводя такую работу станет возможным развитие таких коммуникативных умений как аргументировать свою точку зрения, умение договариваться, учитывать мнение других. Ребята получат возможность научиться строить монологические высказывания.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игра позволяет моделировать реальные ситуации, решение которых приводит к получению новых знаний и умений. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности .
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
На уроках и во внеурочной деятельности целесообразно использовать деловые игры. Деловые игры предназначены для усвоения нового, закрепления пройденного материала, формирования приемов учебной деятельности, развитие творческих способностей. В учебном процессе применяются различные виды игр: имитационные, деловые, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Игра занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, выполняют ряд важнейших функций:
способствуют активизации познавательных интересов и деятельности обучающихся;
правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает обучающимся выработать коммуникативные умения и навыки;игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Дидактические игры целесообразно использовать на различных этапах урока: при усвоении новых знаний, выработке навыков, формировании умений, при проверке результатов обучения.
Возможно провести заключительный урок по теме «Древняя Греция» с применением игры. Например, класс делится на две команды, учитель дает домашнее задание обеим командам выбрать капитана, придумать девиз и эмблему команды. Членов жюри целесообразным будет выбрать из старшеклассников. В начале урока учитель рассказывает ребятам о правилах игры, об этапах, которые необходимо будет преодолеть, о критериях оценивания. Игра «Путешествие по Древней Греции» пройдет в пять этапов. 1 этап – Приветствие команд. Команды представляют своё название и девиз. Жюри оценивает оригинальность приветствия. 2 этап – Картография. Ребятам необходимо будет вставить пропуски в текст о географическом положении Древней Греции. 3 этап – Блиц-опрос – учитель задаёт вопросы по очереди командам. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда не отвечает, то право ответа на данный вопрос переходит к другой команде и если она отвечает правильно, то получает дополнительный балл. Жюри по ходу конкурса заносит баллы в бланк. 4 этап – «Магические цифры». Учитель показывает на экране цифры и числа. Ученики говорят, с какими событиями они связаны. Право ответа предоставляется команде первой поднявшей руку. 5 этап – «Крылатые выражения». Ребятам предстоит объяснить значения крылатых выражений, которые к нам дошли из далёкой древности. Учитель раздаёт карточки с крылатыми выражениями. Команды обсуждают и дают ответ. В завершении урока жюри подводят итоги. Учитель делает вывод о проделанной работе на уроке, организует рефлексию
Применение такого приема обучения, как игра способствует углублению, закреплению учебного материала. Активизация познавательных, коммуникативных умений обучающихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.
Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Первый структурный компонент игры – игровой замысел – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую необходимо решить на данном уроке. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение обучающихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей обучающихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности проявления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива, воспринимать мнение и позицию одноклассников.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности обучающихся, дают им возможности проявить свои способности применить имеющиеся знания, умения, навыки для достижения целей игры. Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются обучающимися при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения – мультимедийные презентации, цифровые образовательные ресурсы. Сюда также относятся различные средства наглядности, таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи. Для учителя результат –показатель уровня достижений обучающихся или в усвоении знаний и их применении на практике.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату. В процессе игры обучающиеся получат возможность строить монологические и диалогические высказывания, работать в сотрудничестве, оказывая необходимую помощь одноклассникам, контролировать действия партнера (одноклассника), высказывать оценочные суждения.
Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно с неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует речевую деятельность.
Таким образом, использование такого приема обучения, как игра на уроках истории позволит сформировать у обучающихся следующие коммуникативные универсальные учебные действия: умение корректно отвечать на вопросы, умение задавать вопросы, умение работать в сотрудничестве, участвовать в обсуждении, учитывать мнения окружающих и стремиться к координации различных позиций при работе в команде.