Неразвитость школьных мотивов детей-сирот, как следствие психической депривации.

Неразвитость школьных мотивов детей-сирот, как следствие психической депривации.
У младших школьников из числа детей сирот, которые являются воспитанниками детского дома, либо воспитываются в приемной семье, часто, не сформирован мотив к учебной деятельности, недостаточно развита способность планомерно, исследовать предметы, явления, выделять их свойства. Такая особенность обусловлена психической депривацией.
Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных психических потребностей в течение длительного времени и в серьезной степени. В данном случае речь идет о базовых потребностях ребенка: в любви и привязанности, безусловном принятии. Ребенок, бесспорно, нуждается в центральном ''объекте'', на котором сосредотачиваются все его виды активности и который обеспечивает для него требующуюся уверенность. Отсутствие родителей и своего дома и само по себе длительное пребывание в детском учреждении не должны обязательно приводить к нарушениям психического развития - все зависит от качества человеческих связей, имеющихся в распоряжении ребенка. Исследователи единодушны в том, что лучше плохая семья, чем самое хорошее попечительское учреждение.
Дефицит общения со взрослыми и детьми, характерный для воспитанников интернатных учреждений, обусловливает развитие неадекватности построения модели дальнейшего общения. Преобладают защитные формы поведения в конфликтных ситуациях, которые проявляется в неспособности к конструктивному решению проблемных ситуаций, в агрессивных вспышках, стремлении переложить ответственность
на других.
Отсутствие постоянной значимой фигуры и безусловного принятия взрослым ребенка, давление ситуации, необходимость постоянно приспосабливаться могут вызвать:
пассивное отношение к жизни; несформированность социально значимых ценностей и ориентиров; рост конформизма склонности избегать принятия самостоятельных решений: приспособленческую ориентацию предложенным стандартам оценок и поведения.
Такие особенности поведения делает детей-сирот легкой добычей криминогенных структур. Дети без родителей делят мир на «свой» и «чужой». Ограничиваясь «чужих», они часто пытаются использовать их в своих целях, т.е. доминируют узко-прагматичные, потребительские мотивы общения. Ослабленность внутренней позиции, эмоциональная бедность, узость видения перспектив, проблемность поло-ролевого самоопределения, доминирования импульсивности и зависимости в поведении, ситуативность мышления далеко не полный перечень характеристик детей, воспитывающихся вне семьи.
Попадаю в приемную семью ребенок может компенсировать последствия депривации, все зависит от возраста приема в замещающую семью и от степени последствий психической депривации. Но самое главное - это то, как замещающие родители принимают ребенка, насколько они удовлетворяют фрустрированные потребности в безусловном принятии и любви. Как преодолевают все кризисы адаптации в семье. Если эти потребности ребенка удовлетворяются, он постепенно входит в нормальное русло жизни, социально адаптируется, у него формируются социальные мотивы – стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определённую позицию. Познавательные мотивы также выходят на первый план, если ребенок эмоционально удовлетворен, чувствует уверенность и поддержку родителей, т.е. удовлетворена базовая потребность в безопасности и ребенок знает «чей он», кто может защитить его.
Школьный учитель вдвойне важен для ребенка-сироты. Для младших школьников, воспитывающихся в детском доме, в качестве ведущих выступают два симтпомокомплекса – «тревога по отношению к взрослым» и «враждебность по отношению к взрослым».
Первый, отражающий беспокойство, неуверенность ребенка в том, интересуется ли им воспитатель, принимает ли его, любит ли его.
Второй симптомокомплекс показывает различные формы неприятия ребенком взрослого и может быть началом враждебности, депрессии, агрессивности, асоциального поведения – «исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в отличном настроение; иногда стремится, а иногда избегает здороваться с воспитателем».
Подобные трудности в общении с взрослыми могут быть связаны с тем, что ребенок в детском доме с раннего возраста сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях.
Гипертрофированная потребность в общении с взрослым и полная ее неудовлетворенность приводят к тому, что на фоне выраженного стремления к общению с взрослым младшие школьники - сироты проявляют агрессивность по отношению к взрослому. Потребность в доброжелательном отношении взрослого сочетается с глубокой фрустрацией в интимно-личностном общении с ним.
Здесь следует отметить так называемый синдром [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который может в школе решать совершенно не учебные проблемы. В школе он  ждёт внимания, похвалы взрослого, признания сверстников. Для него учёба часто, к сожалению, носит  второстепенный характер. Он будет из кожи лезть вон, лишь бы его заметили, такие дети часто поднимают руку не потому, что готовы отвечать,,а потому, что таким образом они привлекают к себе внимание. Даже полученное замечание   это тоже знак внимания.
Таким образом, можно выделить два момента в общение воспитанников детского дома с взрослыми: с одной стороны, напряженность данной потребности, а с другой – примитивность и неразвитость форм общения. Мотивационные предпочтения определяются особенностями общения со взрослыми, важным для них является ласка, похвала, одобрение учителем или воспитателем.



15