Программа реабилитации детей с тотальной задержкой психического развития
Тотальная задержка психического развития – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
У таких детей на первом году жизни отмечается вялость, недоразвитие моторных функций. В возрасте 2-3 лет в структуре их психического дефекта обращают на себя внимание выраженные психомоторные расстройства, которые проявляются в вялости или в психомоторной расторможенности, также наблюдается явное недоразвитие речи, затруднение в формировании навыков самостоятельности, а в школьном возрасте в структуре психического дефекта доминирует недоразвитие абстрактного мышления.
Психическое недоразвитие носит тотальный характер, охватывает все сферы психики: сенсорику, моторику, память, внимание, интеллект, эмоции и личность в целом. Тотальность недоразвития психики является определяющей характеристикой.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в коррекционной помощи, особое место занимают дети с тотальной задержкой психического развития, которые ещё не включены в специально организованную образовательно-развивающую среду. Такие дети не получают в достаточной мере качественную психолого-педагогическую помощь, так как проживают в сельской местности, где нет кабинета психолого-педагогической коррекции. Поэтому родители становятся первыми помощниками ребёнка. Многие из них прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний о методах коррекционной работы, мешают ложные представления. Иногда родители, начиная с раннего возраста, в течение долгих лет пытаются учить его запоминанию букв, бессмысленному повторению чисел до 20 и т.д., часами читают ему книжки и стихи. Затем на консультации утверждают, что ребенок знает все буквы, считает до 100. Однако эти «знания» оказываются совершенно неосмысленными, механическими, следовательно, ненужными.
Данная программа составлена в помощь родителям и предназначена для коррекции и развития детей в домашних условиях, поэтому рекомендации написаны просто и доступно.
В Программе выделены основные направления в оказании коррекционно-развивающей помощи детям с тотальной задержкой психического развития: это развитие предметной деятельности, речи и коммуникативных способностей, моторного развития, усвоение которых помогут ребенку овладеть навыками самообслуживания, адекватного социального поведения и доступными ему способами взаимодействия с окружающим миром. Программа не учитывает возраст ребёнка, а привязана к последовательности формирования психических процессов в онтогенезе. В программе не проставлены часы, потому что период формирования умений и навыков у детей с тотальной задержкой психического развития невозможно ограничить временными рамками. Реализация программы должна осуществляться с учётом онтогенетических закономерностей психического развития, характерных для становления ведущей деятельности в каждом возрастном периоде. Программа составлена по принципу развития этих структур. Например, если у ребёнка отсутствует захват предмета, то учить его брать ложку или тем более строить пирамиду бесполезно. Программа предназначена для коррекции и развития детей разного возраста и уровня. С ее помощью можно определить, насколько соотносятся между собой на каждой ступени обучения задачи формирования тех или иных умений и навыков. Дети с тотальной задержкой психического развития не являются однородной группой. Каждый ребёнок способен переходить только на соответствующий его развитию уровень.
Программа реабилитации представляет собой разработанную систему, которая поможет родителям правильно организовать семейное воспитание и максимально развивать возможности ребёнка с тотальной задержкой психического развития.