Элементы регби на уроках физической кукльтуры
Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва
Элементы регби на уроках физической культуры
Третий урок физической культуры в неделю... Чем его наполнить, чтобы занятия были интересными для ребят? В зависимости от особенностей образовательных учреждений и предпочтений учителей физической культуры возможны разные варианты. Например, уроки регби. Как это осуществляется, можно было увидеть на городском семинаре-практикуме, подготовленном учителями, которые разработали интегративный курс физического воспитания на основе регби для обучающихся общеобразовательных учреждений.
Знакомство с мячом
Школьники, впервые увидев мяч для регби, испытывают огромное любопытство. Как он устроен? Что можно с ним делать, как играть? Прежде чем ответить на эти вопросы, учитель дает ребятам потрогать его и научить передавать друг другу, так как передача – один из самых важных моментов игры. Поэтому в начале семинара Александр КУЛЕШОВ, учитель физической культуры ГБОУ ЦО № 572 г. Москвы, предложил воспитанникам игру «Гонка мячей в колоннах».
Ее правила просты. Команды выстраиваются в колонны, у первых номеров – по мячу. По сигналу преподавателя они передают его вправо вторым номерам, те – третьим и т.д. до замыкающих, которые передают его влево по цепочке первым номерам. Те, приняв мяч, поднимают его вверх. Команда, которая выполнит задание первой, побеждает.
То же в стойке ноги врозь, передавая мяч в конец колонны под ногами и возвращая обратно в положении руки вверх.
То же в шеренгах, передавая мяч от направляющего к замыкающему и обратно.
То же, располагаясь на расстоянии вытянутых в стороны рук.
То же, распределившись по всей длине зала.
Светофор
Играющие располагаются в шести встречных колоннах друг напротив друга. Фишками разных цветов на полу обозначены своеобразные ворота, через которые им нужно будет пробегать: каждая команда – через ворота своего цвета. Маршруты движения проложены «змейкой» и пересекаются между собой, замыкаясь у последних ворот, расположенных перед встречной колонной на противоположной стороне зала. В этом месте игрок с мячом должен выполнить передачу игроку, стоящему первым в колонне, а сам встать в ее конец.
Таг-регби
В этой подвижной игре, которую Александр Владимирович представил вместе со своей коллегой Еленой ФЕДОТОВОЙ, на каждого участника надет пояс, по бокам которого прикреплены ленточки – у каждой команды своего цвета. По сигналу преподавателя игроки начинают хаотично передвигаться по залу, стараясь вытащить ленточку у соперников и защитить свою. Тот, кому удалось добыть ленточку противника, прикрепляет ее себе за пояс. За один раз можно сорвать только одну ленточку. Игрок, который потерял обе ленточки, выбывает из игры, а тот, кто собрал больше всех, – побеждает. Подводятся итоги и в командном зачете. Побеждает та команда, которая соберет больше ленточек.
Можно играть и с мячом. В таком случае срывать ленточки с участника, который владеет мячом, не разрешается.
Подвижные преграды
Владимир ВИНОГРАДОВ из Ломоносовской школы (г. Москва) показал, как при обучении элементам регби можно использовать гимнастические маты. Три пары играющих, держа по гимнастическому мату горизонтально, располагаются посредине зала на линиях штрафных бросков и в центральном круге. Игроки с мячами по очереди стараются пробежать «змейкой» между ними, а учащиеся с матами препятствуют им, преграждая дорогу и слегка подталкивая бегущих.
То же, но одна пара располагается на линии штрафного броска, а две других – в центральном круге.
Квадрат
Игроки располагаются в четырех колоннах по углам квадрата, у направляющих первой и второй колонн по мячу. По сигналу преподавателя игроки колонн, расположенных по диагонали, – первой и третьей и второй и четвертой – бегут навстречу друг другу и меняются мячами, затем делают передачу направляющим своих колонн, продолжают движение и встают в конец противоположных колонн.
Это упражнение можно выполнять в двух квадратах, располагаясь на разных сторонах спортивного зала.
То же, но мяч в руках у направляющих колонн, расположенных по диагонали, например первой и третьей. По сигналу преподавателя они сближаются друг с другом и передают мяч первым номерам других колонн: первый – второй, третий – четвертой, – а сами бегут в конец противоположных. Первые номера выполняют то же задание, при встрече передавая мяч направляющим тех колонн, от игроков которых они получили передачу: вторые – первым, четвертые – третьим, – и т.д.
Пятнашки
В отличие от обычных пятнашек, где салка может запятнать любого из играющих, в этой игре задача сводится к тому, что осалить нужно водящего, который бегает по залу. Условие одно – салить можно только мячом, не выпуская его из рук. Поэтому игроки стараются передавать мяч тому, кто находится рядом с водящим.
Восьмерка
В этом упражнении, показанном Александром Кулешовым, игроки располагаются в колоннах в разных углах зала. У направляющих – по мячу. Участники первой и третьей колонн бегут вдоль боковых линий в сторону второй и четвертой, а те – по диагонали в сторону игроков третьей и первой колонн соответственно. Добежав до направляющего следующей колонны, игрок с мячом выполняет ему передачу, а сам встает в конец колонны. Траектория движения всех участников напоминает большую восьмерку или песочные часы.
То же с большим количеством мячей.
То же, но по ходу движения вдоль боковых линий учащиеся «змейкой» обегают стойки, расположенные на разном расстоянии.
Задание можно усложнить: преподаватель встает в центре зала и запускает в играющих фишки, словно летающие тарелки, а те стараются увернуться от них, не выпуская мяча из рук.
Чашечки-тарелочки
Эту игру Александр Владимирович продемонстрировал вместе с Еленой Федотовой. Преподаватель разбрасывает в центре зала фишки: половину – развернутыми кверху (чашечки), а половину – книзу (тарелочки). Игроки двух команд с мячами располагаются на разных сторонах зала и по сигналу преподавателя, не выпуская мячей из рук, начинают переворачивать фишки: одна команда старается, чтобы все чашечки превратились в тарелочки, другая – наоборот. По истечении определенного времени подсчитывается количество чашечек и тарелочек. Команда, которой удалось перевернуть больше фишек, побеждает.
Цепочка
Эту игру представил собравшимся Владимир Виноградов. Участники одной команды встают в цепочку в середине зала, взявшись за руки, перегораживая его по ширине. Игроки другой команды по очереди с мячами в руках стараются пробежать через цепь, подлезая под руки соперников или пытаясь прорвать цепь.
То же, но место, где надо пройти через цепь, показывает учитель, который располагается за спинами игроков, стоящих в цепочке.
То же, но задание выполняют одновременно все участники.
Тач-регби
В этой игре участники одной команды, передавая мяч друг другу по правилам регби, стараются занести его за зачетную линию, а игроки другой команды – прервать их атаку, коснувшись участника с мячом двумя руками. Если им это удается, право на зачетную попытку переходит к ним. Играть можно три на три, после каждой удачной попытки каждый раз меняя команду, которой не удалось остановить соперника.
Заголовок 115