ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» городского округа город Октябрьский республика Башкортостан




ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ





учитель физической культуры МБОУ «СОШ №8»







г. Октябрьский
2011г.
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ...........
3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
5

1.1. Физическая подготовка спортсмена.
5

1.2. Характеристика физической подготовки баскетболиста
8

1.3. Особенности учебно-тренировочной работы с женскими командами..............................................................................

11


ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ...

13

2.1. Методы исследования.........
13

2.2. Организация исследования....
14




ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ........

16

3.1. Результаты исследования.............
16

3.2. Обсуждение результатов исследования...
16




ВЫВОД......
18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....
19

ПРИЛОЖЕНИЯ
21










ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Хорошо подготовленные игроки, владеющие современной техникой, не всегда могут победить противников. Успех в достижении победы определяется не только умением вести борьбу на спортивном поле, правильно используя технику и свои физические возможности. Для этого необходима физическая подготовка, позволяющая передвинуть пути борьбы с противником в наиболее эффективное использование средств [13].
Выполнив обзор литературных источников, мы можем сказать, что, по мнению большинства авторов [3,6,10] физическая подготовка при работе с юными баскетболистами занимает важное место, ибо она означает обучение умению играть, уметь преодолевать препятствия, идти к победе. Основу игры в баскетбол составляет способность владеть мячом, то есть техника, умение распорядиться им, то есть тактика, а правильное распределение своих «сил» во время игры есть не что иное, как физическая подготовка. Для этого нужно правильно выбрать способ, место и время действия, быстро и правильно реагировать на действия противника, уметь взаимодействовать со своими партнерами, показать свои лучшие физические качества. Именно это и является содержанием физической подготовки юных баскетболистов.
Так как основой всей игры «Баскетбол» является технико-тактическая подготовка, то современный баскетбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям юных баскетболистов. Стратегия успешного ведения игровой борьбы, быстрое переключение от одной игровой ситуации к другой, хорошая защита и результативное молниеносное нападение – это суть игры в баскетбол. Но добиться этого всего можно только благодаря отличной физической подготовке [13]


Цель исследования - изучение особенностей физической подготовки юных баскетболистов средней общеобразовательной школы №8.
Объект исследования – процесс развития физической подготовки у учащихся – девушек 12-14 лет.
Предмет исследования – методика применения комплекса упражнений, направленных на воспитание физических качеств.
Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы, необходимой для изучения выбранной темы.
2. Охарактеризовать физическую подготовку юных баскетболистов.
3. Провести педагогический эксперимент.
4. Проанализировать полученные данные.
















ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1. Физическая подготовка спортсмена

Главным содержанием физической подготовки является: развитие физических возможностей человека – силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. При этом физическая подготовка должна быть направлена преимущественно на развитие физических способностей, характерных для избранной спортивной деятельности [9].
Успешное решение задачи всестороннего физического воспитания юных баскетболистов во многом зависит от умелого подбора средств и методов физической подготовки, от правильного соотношения общей и специальной физической подготовки на протяжении ряда лет и в годичном цикле [15].
Прежде всего, о том, что нужно понимать под терминами общая и специальная физическая подготовка юных спортсменов.
Полноценная физическая подготовка включает общую и специальную, между которыми существует тесная связь. Это деление условно. Оно позволяет лучше построить педагогический процесс, использовать с большим эффектом различные средства, методы и формы проведения занятий с детьми и подростками [12].
Общая физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всего организма юного баскетболиста, развитие его мускулатуры, укрепление органов и систем и повышение их функциональных возможностей, улучшение способности к координации движений, увеличение быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, исправление недостатков телосложения и осанки. Решение этих задач обеспечивает в наибольшей мере всестороннее развитие и улучшение здоровья юного баскетболиста.
Специальная физическая подготовка непосредственно направлена на развитие физических качеств, специфичных для избранного вида спорта (например, скоростных качеств, специальной выносливости и быстроты баскетболиста) [12].
Несмотря на полную научную доказанность значения общей физической подготовки и широкую положительную практику ее применения, некоторые тренеры придерживаются безнадежно устаревших методов узкоспециализированной подготовки юных баскетболистов. Одна из главных причин этого кроется в методическом консерватизме известной части тренеров.
Процесс всесторонней физической подготовки характеризуется постепенным возрастанием объема общей и специальной физической подготовки. Однако соотношение между ними непрерывно изменяется: из года в год постепенно увеличивается удельный вес объема специальной физической подготовки (по отношению к общему объему тренировочной нагрузки), и соответственно несколько уменьшается удельный вес объема общей физической подготовки [15].
На этапе начальной подготовки с целью создания прочной базы общей физической подготовленности используется обширный комплекс физических упражнений, воздействующий на развитие основных физических качеств (особенно быстроты, выносливости и ловкости) и на обогащение двигательного опыта. Важную роль в решении этой задачи играет подготовка к сдаче нормативов [4].
На этапе специальной подготовки правильный подбор средств общей физической подготовки приобретает все большее значение. К средствам общей физической подготовки, отвечающим специфике избранного баскетбола, относятся упражнения, которые:
а) наиболее эффективно решают задачи всестороннего физического развития и укрепления здоровья;
б) имеют сходство по характеру нервно-мышечных усилий и режиму работы организма в целом. Например, средством общей физической подготовки для прыгунов может быть толкание ядра, так как в том и другом случае имеется взрывной характер усилий мышц [14];
в) способствуют более полному развитию специальных качеств, необходимых в данном виде спорта. Например, кроссы широко применяются баскетболистами для развития общей выносливости, как базы для развития специальной выносливости;
г) способствуют улучшению общей координации движений и обогащают спортсмена такими разнообразными двигательными навыками, которые помогают формированию специальных навыков (например, прыжки, упражнения из других родственных видов спорта);
д) помогают более полному и скорейшему восстановлению работоспособности баскетболиста путем его переключения на иной характер движений, а также способствуют нормальной деятельности организма баскетболиста в процессе тренировки. Например, подвижные и спортивные игры, медленный бег в лесу по мягкому грунту, плавание и разнообразные упражнения, проводимые в иной обстановке, чем основные тренировочные занятия [7].
Программа общей физической подготовки для видов спорта скоростно-силового характера должна состоять из разнообразных упражнений с отягощениями, выполняемых в быстром темпе и с относительно небольшим количеством повторений. Значительное время необходимо уделять также упражнениям, направленным на развитие специальной выносливости. Наряду с этим нужно обратить серьезное внимание на упражнения, воспитывающие общую выносливость [3]. Следует отметить, что в существующей практике эти упражнения применяются недостаточно, так как тренеры зачастую забывают о том, что развитие общей выносливости - непременное условие высокой работоспособности, вернейший путь к крепкому здоровью. Поэтому данный раздел общей физической подготовки обязателен для всех юных баскетболистов, хотя и не в одинаковом объеме. В него должны входить разнообразные упражнения, комплексно развивающие силу, быстроту, выносливость, ловкость, в сочетании с большим количеством двигательных навыков и умений. Наряду с упражнениями скоростно-силового характера здесь не менее широко должны быть представлены упражнения для развития ловкости, а также упражнения, развивающие выносливость в работе переменной интенсивности со значительными элементами силовых напряжений [3].
Важное значение имеют особенности физической подготовки в различные периоды круглогодичной тренировки. Правильный подбор средств общей и специальной физической подготовки повышает приспособляемость баскетболистов к нагрузкам различного характера, существенно увеличивая диапазон функциональных возможностей организма юных баскетболистов, и тем самым создает предпосылки к развитию наилучшей приспособляемости к специальным нагрузкам в избранном виде спорта.
Опираясь на выше сказанное, главной задачей общей физической подготовки в общеобразовательных школах - воспитание и всестороннее развитие у учащихся физических качеств.

1.3. Характеристика физической подготовки баскетболиста

Современный баскетбол развивается по пути дальнейшего повышения темпа, интенсивности и активизации действий в нападении и защите. Возрастает скорость не только передвижения, но и всех применяемых действий. Все труднее становится выдерживать нагрузку в отдельном матче и тем более в целом турнире. Способность организма проявлять большую работоспособность, отдалять момент наступления утомления во многом зависит от физической подготовленности. Недостатки в развитии скорости, выносливости, силы, ловкости, гибкости и воспитании волевых качеств могут стать серьезным препятствием для овладения мастерством игры в целом [2].
Выбор средств физической подготовки баскетболистов многие исследователи предлагают осуществлять в соответствии с конкретными целями, и направлять его на развитие силовых и скоростно-силовых качеств, на развитие выносливости, быстроты, ловкости и гибкости [2]. Многие считают, что для развития необходимых баскетболисту физических качеств, следует использовать такие традиционные методы тренировки, как равномерный или непрерывный бег - для развития общей выносливости; переменный - для развития специальной выносливости; повторный - для развития скоростных, силовых качеств и ловкости; интервальный - для развития скоростной и силовой выносливости, а также сопряжённый, круговой, игровой и соревновательный методы тренировки.
Совершенствованию методов развития физических качеств, как основы спортивных достижений, посвящен целый ряд исследований.
Авторы этих работ применяли в различных сочетаниях многочисленные средства и методы развития физических качеств. Эффективность этих методов оценивалась по достоверности прироста развиваемого качества и по степени улучшения спортивного результата [3,6,9].
Многие авторы отмечают, что современный баскетбол стал более атлетичным, и предъявляет более высокие требования к силовым качествам спортсменов во многих моментах игры, в связи с этим предлагают первостепенное внимание в тренировке баскетболистов уделять физической подготовке. По данным этих авторов движения в баскетболе носят скоростно-силовой характер, однако, в ряде моментов игры (защитная стойка, вырывание мяча) требуются значительные статические усилия [4,9,7].
Баскетболист играет полноценно 7-10 мин., а затем, наступает период спада, который продолжается не менее 5 мин.
Важным качеством для баскетболиста является сила. Хорошая силовая подготовка отдельных мышечных групп позволяет достичь высокой скорости передвижения, быстроты выполнения передач, остановок, отбора мяча в борьбе с противником и повышает прыгучесть игрока.
Большинство специалистов отмечает, что в игре требуется комплексное проявление всех форм быстроты, которая проявляется в умении быстро принимать решения, перемещаться с высокой скоростью, быстро выполнять игровые приемы [2,3,8]. Они считают, что качество быстроты носит главным образом врожденный характер, но под влиянием тренировки все же поддается развитию. Основными средствами развития быстроты в баскетболе, по их мнению, являются упражнения с предельной или около предельной скоростью - беговые и прыжковые упражнения, а также различные эстафеты, специальные упражнения, подвижные и спортивные игры. Большинство специалистов считают, что для развития быстроты наиболее эффективными являются повторный, игровой и соревновательный методы тренировки, интервальный метод и одна из его форм - круговая тренировка.
Не меньшее значение имеет выносливость. Умение быстро включаться в игру и активно действовать как можно более длительное время - обязательное условие деятельности современного баскетболиста.
Специалисты считали, что баскетболисту для сохранения как в одном матче, так и на протяжении соревновательного периода стабильной и эффективной техники, быстрого тактического мышления необходимо развивать как общую, так и специальную выносливость, в соответствии с этапом тренировки [9,12,16]. Развитие общей выносливости рассматривалось авторами как повышение функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательных систем организма, повышение уровня максимального потребления кислорода. С этой целью некоторые авторы рекомендовали использовать упражнения аэробного характера: кроссы, плавание, ходьба на лыжах, а также подвижные и спортивные игры.

1.4. Особенности учебно-тренировочной работы с женскими командами

Особенности женского организма должны учитываться преподавателями, как при выборе задач, так и при проведении самих занятий.
Содержание занятий для девочек, прежде всего, должны содействовать всесторонней физической подготовке. Частные задачи решаются с учетом особенностей женского организма, с учетом влияния на него применяемых упражнений. Так, например, применяя в занятиях общеразвивающие упражнения, следует особо выделить те из них, которые непосредственно оказывают положительное влияние на специфические функции организма девушки, специально укрепляют мышцы и связочный аппарат тазовой области, мышцы спины, живота, ног. Следует отдавать предпочтение наклонам туловища вперед, а не назад, отводящим и приводящим движениям ног, шире использовать упоры стоя. Подбирая упражнения, учитель должен знать, что при получении любых физических нагрузок и особенно упражнений, в которых активно участвуют мышцы туловища (преимущественно брюшного пресса), оказывается влияние на мускулатуру и связочный аппарат внутренних органов женщины [15].
При подборе упражнений следует учитывать и большую склонность девушки к мягким, плавным движениям, чем к резким силовым.
Хорошо проходят занятия в женских группах с применением скакалок, легких набивных мячей, подвижных игр. Особенно благоприятное всестороннее влияние на организм оказывают подвижные игры. С их помощью совершенствуются такие качества, как внимание, ориентировка в усложненной и меняющейся обстановке, активность, инициатива, быстрота и точность двигательных реакций, решительность, настойчивость, смелость. Подвижные игры помогают развивать силу, скорость, выносливость и другие необходимые баскетболистам качества [16].
Работая с девушками над изучением или совершенствованием технических приемов, следует помнить, что, как правило, период образования двигательного стереотипа у них несколько больший, чем у мужчин. В практике ведется обучение девушек тем же элементам, что и юношей, отводя для этого несколько больше времени [1].
Работая с девушками, нельзя увлекаться ранней специализацией, даже если видно, что в группе имеются будущие центровые или разыгрывающие игроки. Выполнение определенных функций девушки начинают, попадая в группу более старшего возраста, куда подключают наиболее успевающих из младших групп. Такое постоянное пополнение ведущей группы в школе дает положительные результаты. Находясь в среде более опытных игроков, девушки быстрее совершенствуют свое мастерство [15].
Успешное спортивное совершенствование женщин возможно только лишь при учете особенностей, присущих женскому организму. Различия между мужским и женским организмом проявляются в строении тела, развитии двигательных качеств, работе отдельных органов и систем, приспособленным к мышечным нагрузкам.
Женщины отличаются высокоразвитой способностью согласовывать движения, хорошей выразительностью, пластичностью движений, чувством ритма, обладают отличной гибкостью. Они успешно осваивают технику движений, овладевают сложной координацией.





ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

В данной исследовательской работе нами были использованы следующие методы:
1. Анализ и изучение литературных данных, анализ документальных материалов.
2. Педагогический эксперимент.
3. Анкетирование.
4. Тестирование.
5. Метод математической обработки.
В ходе изучения литературы мы выделили для последующего использования следующие разновидности тестов:
- Подтягивание на перекладине - для определения динамической силы сгибателей рук.
- Бег на 30 метров с учётом времени - для определения быстроты.
- Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа - для определения динамической силы разгибателей рук.
- Прыжок в длину с места - для определения взрывной силы.
- Наклон вперед из положения, стоя - для определения гибкости.
- Бег на 1000 метров (с учётом времени) - для определения выносливости.
- Прыжки в длину с разбега.
- Прыжки в высоту.
В исследовательской работе мы использовали методы математической статистики для определения достоверности различий в методике общей физической подготовке по t-критерию Стьюдента.
Для расчета достоверности различий по t-критерию Стьюдента необходимо вычислить среднее арифметические величины Х для группы в отдельности по формуле:
13 EMBED Equation.3 1415
xi – значение отдельного измерения
n – общее число измерения в группе

2.2. Организация исследования

Наше исследование проводилось по заранее намеченному плану в 3 этапа:
На первом этапе исследования (с мая 2010 по сентябрь 2010) мы проводили литературный поиск, подбор тестов для предстоящего тестирования. Определялись объект и предмет исследования. Разрабатывалась гипотеза исследования и методика тестирования.
При анализе литературных данных были использованы различные источники, прежде всего - фундаментальные, а так же научные труды ведущих отечественных теоретиков, научных работников и опытных преподавателей.
Также на этом этапе мы провели анкетный опрос, целью которого было определить приоритет значимости физической подготовки баскетболисток средней общеобразовательной школы №8 (12-14 лет).
Опрос проводился по специально разработанным анкетам, содержание которых одинаково для всех опрашиваемых (приложение 3).
Анкетирование проводилось среди учащихся (15 человек), тренеров-преподавателей (15 человек), действующих баскетболистов города (15 человек).
На втором этапе (сентябрь 2010 – январь 2011) вначале мы провели первоначальное тестирование. Исследование проводилось на девушках средней общеобразовательной школы №8 12-14 лет. В исследовании принимало участие 10 учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №8» городского округа город Октябрьский РБ. Список испытуемых представлен в приложении 1.
Первоначальное тестирование позволило выявить начальный уровень физической подготовленности баскетболисток группы начальной подготовки, степень овладения двигательными навыками.
Условия проведения испытаний для всех испытуемых одинаковы. Все контрольные нормативы проводились в спортивном зале МБОУ «СОШ №8». Каждое испытание девочки выполняли по очереди, в порядке, котором они выбирались преподавателем. При выполнении любого теста на всей площадке находился только испытуемый. Каждое испытание вначале объяснялось, а затем показывалось испытуемым. Это делалось для более точного воспроизведения предлагающегося задания.
Результаты каждого теста протоколировались.
Тесты представлены в приложении 2.
По результатам тестирования, уровень подготовленности оказался у девочек примерно одинаков.
Затем данная группа (экспериментальная) начала тренироваться по специально подобранным упражнениям (приложение 4).
Во время исследования на занятиях экспериментальной группы применялись следующие способы организации юных баскетболистов: фронтальный, групповой посменный, индивидуальный.
Затем в мае мы провели итоговое контрольное тестирование по тем же самым тестам, что и в начале. Условия тестирования были идентичными.
На третьем этапе исследования (с мая 2011 по август 2011) мы обрабатывали и анализировали полученные данные, оформляли исследовательскую работу.


ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Результаты исследования

В начале исследования мы провели анкетирование среди тренеров-преподавателей по баскетболу, спортсменов, баскетболистов (приложение 3).
Первое контрольное тестирование проводилось с целью определения особенностей физической подготовленности юных баскетболисток группы начальной подготовки. Основной задачей являлось получить первоначальные результаты, для того чтобы в дальнейшем можно было проследить динамику изменения результатов, сделать выводы о проведённой работе. Результаты проведенных тестов представлены в приложении 5.
Второе контрольное тестирование проводилось с целью выявления динамики изменения результатов, что необходимо было нам для определения эффективности применённой методики. Результаты проведенных тестов представлены в приложении 6.

3.2. Обсуждение результатов исследования

Проанализировав результаты анкетирования, мы видим некоторое расхождение во мнениях между различными группами респондентов:
- по мнению тренеров-преподавателей при обучении баскетболисток особое внимание в этом возрасте (12-14 лет) необходимо уделять развитию координационных способностей;
- действующие - баскетболисты считают важным при обучении особое внимание уделять развитию ловкости;
- учащиеся наиболее значимым считают развитие силы.
На начальном этапе эксперимента было проведено начальное тестирование юных баскетболисток школы №8. Их результаты представлены в приложении 5.
По результатам первоначального тестирования существенной разницы в физической подготовленности девушек нами не было обнаружено.
Средние показатели в экспериментальной группе после первоначального тестирования:


Наклон вперед из положения стоя
Прыжки в высоту (см)
Бег на 1000м
(мин)
Прыжки в длину с разбега (см)
Подтягивание на малой перекладине
(раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)
Бег на 30м
(сек)
Прыжок в длину с места (см)

Х
13,9
103
4,21
317,5
16,8
15,9
5,71
162,8


Как мы видим в представленной выше таблице, результаты первоначального тестирования практически идентичны.
На заключительном этапе было проведено итоговое контрольное тестирование экспериментальной группы, результаты тестирования представлены в приложении 6.
Проанализировав результаты исследования экспериментальной группы, которая стала заниматься по подобранному комплексу упражнений, мы наблюдаем прирост показателей, о чём свидетельствует приложение 6. Подобранный нами комплекс упражнений из разных методик оказался более эффективным.
При вычислении средней арифметической величины Х в каждой группе отдельно по каждому тесту, можно наблюдать разницу в развитии основных физических качеств.
Сравнительные результаты представлены в приложении 7.


ВЫВОДЫ

1. Рассмотрев физическую подготовку юных баскетболисток 12-14 лет, мы видим, что при выборе средств физической подготовки многие исследователи предлагают осуществлять подбор в соответствии с конкретными целями, и направлять их на развитие силовых и скоростно-силовых качеств, на развитие выносливости, быстроты, ловкости и гибкости.
2. Для анализа проведённого эксперимента мы выбрали наиболее информативные показатели, наиболее полно характеризующих физическую подготовку девушек - баскетболисток.
3. Анализируя полученные результаты в ходе тестирования можно сделать вывод о том, что все выбранные для тестирования показатели являются достаточно информативными. Мы наблюдаем превышение всех результатов экспериментальной группы, что говорит о правильности выбранной методики. Проведя математическую обработку, мы видим, что выявленные нами различия в группе являются достоверными, а, следовательно, получены не случайно. Также, исходя из результатов нашего исследования, мы можем сказать, что проверку и оценку физического состояния баскетболисток следует осуществлять систематически в порядке текущего контроля и в конце периодов обучения. Для анализа и оценки результатов, достигнутых группой в целом и каждой девочкой - баскетболисткой, необходимо сравнивать данные первоначальных и повторных проверок.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникина Т.А., Ковтун Л.Г. и др. Избранные главы по возрастной физиологии. - Казань,1992. – 315с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1978. – 223с.
3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. – М., ФиС, 1986. – 186с.
4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. – М.: ФиС, 1988. – 208с.
5. Баскетбол. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под общей ред. И.А. Водянниковой, В.Б. Гантова, В.Н. Левинова. – М.: ФиС, 2004. – 154с.
6. Баскетбол. Программа для детских спортивных школ. – М.: ФиС, 1992. – 70с.
7. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры // под. Ред.Ю.М.Портнова. - М: Физкультура и спорт, 1998. – 310с.
8. Бауэр В.Г. Организация педагогического контроля деятельности спортивных школ: Методические рекомендации / Авт. - сост. В. Г. Бауэр. - М.: Сов. спорт, 2003. – 32с.
9. Белов С.А. Секреты баскетбола. – М.: ФиС, 1982. – 198с.
10. Букреев и др. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. – 122с.
11. Вальтин А.И. «Мини-баскетбол в школе».- М.: Просвещение, 1996. – 199с.
12. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. – М.: Изд. «Просвещение», 1985. – 243с.
13. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. - М.,1991. – 364с.
14. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. – М.: Изд. «Просвещение», 1985. – 243с.
15. Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств, - М., 1991. – 116с.
16. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. - М.,1991. – 364с.
17. Гомельский А.А. Будни баскетбола. – М.: ФиС, 1964. – 99с.
18. Гонестова. Особенности физиологических характеристик спортсменов разных видов спорта, Журнал «Теория и практика физического воспитания». – 203с.






















ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Общие данные экспериментальной группы
№ п/п
Фамилия, имя
Возраст (лет)

1.
Литовченко Анастасия
13

2.
Морякова Ксения
12

3.
Ахметьянова Эльза
13

4.
Алексашина Влада
12

5.
Зиннурова Ирина
13

6.
Арсланова Гульнур
13

7.
Митрофанова Айгуль
12

8.
Мухаметшина Римма
13

9.
Сабирова Ильмира
14

10.
Сабитова Айнура
14



Приложение 2

Условия проведения тестов

1. Подтягивание на перекладине из «смешанного виса». Девочки выполняют подтягивание на малой перекладине из виса хватом сверху, ноги выпрямлены вперёд вниз, касаются пола. Упражнение считается выполненным, если при подтягивании подбородок оказывается выше перекладины.
2. Бег на 30 метров (с учётом времени). Испытуемые состязались в парах. Бег проводился с низкого старта. По свистку девушки начинают движение.
3. Сгибание и разгибание рук, опираясь о скамейку. Туловище должно быть совершенно прямым, смотреть при этом на скамью, и руки ставить на «ширину плеч».
4. Прыжок в длину с места. Испытуемый стоит у отмеченной линии, ноги согнуты в коленях, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад, и совершает прыжок. Даётся три попытки, лучший результат вносится в таблицу.
5. Наклон вперед из положения, стоя. Выполняется стоя на скамейке. Ноги прямые, расстояние между ног – ширина ступни. Испытуемый делает наклон вперед вниз и удерживает это положение 3-5 секунд. Даётся три попытки и лучший результат вносится в таблицу.
6. Бег на 1000 метров с учётом времени. На старте стоят группы по 5 человек. По сигналу преподавателя девушки начали движение.
7. Прыжок в длину с разбега выполняется с расстояния 10-15 шагов. В момент отталкивания скорость должна быть максимальной. При приземлении обе ноги сгибаются, а руки вытягиваются вперёд.
8. Прыжок в высоту способом «перешагивание» выполняется с разбега с 3-5 шагов. При прыжке нужно отталкиваться одной ногой, сочетать толчок со взмахом другой ногой и руками вверх - вперёд; разбег надо делать под углом 40-45° к планке; при переходе через планку повернуть туловище в сторону толчковой ноги (вправо или влево), а приземление начинать с маховой ноги. Испытуемый не должен уронить планку.













Приложение 3

Анкета
Значимость физической подготовки юных баскетболисток 12-14 лет
(по десятибалльной шкале, в баллах)

№ п/п
Физические качества
Баллы



учащиеся
тренеры-преподаватели
действующие
баскетболисты города

1.
развитие быстроты
43
40
43

2.
развитие силы
50
36
37

3.
развитие ловкости
44
43
50

4.
развитие гибкости
40
39
38

5.
развитие координационных способностей
41
45
48




Приложение 4

Упражнения для развития силы:
1. Поднимание штанги до уровня плеч (вес штанги 30% и больше от собственного веса).
2. Приседание со штангой на плечах в быстром и медленном темпе с прыжком вверх.
3. Повороты и наклоны туловища со штангой на плечах.
4. Выжимание штанги ногами, лежа на спине.
5. Вырывание и выжимание штанги.
6. Бросание и ловля набивных мячей весом 3-5 кг.
7. Парные упражнения: перетягивание друг друга за руки; сгибание и разгибание рук с сопротивлением; приседание и выпрямление с сопротивлением (партнер давит руками на плечи); передвижение прыжками в приседе с опорой о спину друг друга.
8. Прыжки «в глубину» без отягощения и с отягощениями.
9. «Напрыгивание» на специальную (разборную) опору.
10. Эстафеты с переносом различного груза (набивные мячи, партнер).
11. Игры: «бей петухов», «пятнашки» в приседе, элементы вольной борьбы и самбо.

Упражнения для развития быстроты:
1. Прыжки, приседания, наклоны и т. п. по сигналу.
2. Бег с высоким подниманием бедер.
3. Бег на месте в максимально быстром темпе с ускорением по сигналу (вперед, в сторону, назад).
4. Ускорение на 1020 м по сигналу из различных исходных положений, стоя спиной и лицом в направлении движения, лежа, в приседе.
5. Остановки по сигналу после быстрого бега.
6. Передвижение в стойке защитника.
7. Прохождение отрезков в 30, 50, 60 и 100м на время.
8. Броски различных предметов на быстроту.
9. Эстафеты и подвижные игры с бегом.

Упражнения для развития ловкости:
1. Акробатические упражнения; кувырки и перевороты.
2. Гимнастические вольные упражнения.
3. Прыжки через гимнастическую скамейку с ловлей и пере дачей мяча в полете.
4. Броски мяча вверх с поворотом на 180 и 360° во время по лета мяча.
5. Броски мяча вверх - назад и ловля двумя руками за спиной.
6. Жонглирование двумя, тремя мячами и больше.
7. Комплексные упражнения с выполнением различных заданий и преодолением препятствий, расставленных по залу.
8. Подвижные игры, эстафеты, спортивные игры.

Упражнения для развития гибкости:
1. Пружинящие покачивания в выпаде.
2. Наклоны туловища вперед и назад с доставанием руками пола, пяток.
3. Махи руками и ногами.
4. Метание теннисного мяча, камней активными движениями кисти.
5. Лежа на спине, поднимание ног с доставанием пола за головой.


















Приложение 5


Первоначальное тестирование уровня физической подготовки
(сентябрь 2010г., экспериментальная группа)


п/п
Фамилия, имя
Наклон вперед из положения стоя
Прыжки в высоту (см)
Бег на 1000м
(мин)
Прыжки в длину с разбега (см)
Подтягивание на малой перекладине
(раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)
Бег на 30м
(сек)
Прыжок в длину с места (см)

1.
Литовченко Анастасия
15
110
4,20
330
15
15
5,4
162

2.
Морякова Ксения
12
105
4,09
320
14
18
5,5
165

3.
Ахметьянова Эльза
15
100
4,20
300
19
14
5,7
158

4.
Алексашина Влада
10
100
4,18
340
14
17
5,8
170

5.
Зиннурова Ирина
17
105
4,18
345
16
12
5,4
163

6.
Арсланова Гульнур
18
100
4,36
300
20
19
6,0
151

7.
Митрофанова Айгуль
10
90
4,51
290
22
15
6,2
149

8.
Мухаметшина Римма
16
110
4,22
310
17
17
5,5
170

9.
Сабирова Ильмира
15
110
4,15
300
15
17
5,6
165

10.
Сабитова Айнура
11
100
4,00
340
16
15
6,0
175

Х

13,9
103
4,21
317,5
16,8
15,9
5,71
162,8


Х – средняя арифметическая величина для экспериментальной группы на первоначальном тестировании.





Приложение 6

Итоговое контрольное тестирование уровня физической подготовки
(январь 2011г., экспериментальная группа)


п/п
Фамилия, имя
Наклон вперед из положения стоя
Прыжки в высоту (см)
Бег на 1000м
(мин)
Прыжки в длину с разбега (см)
Подтягивание на малой перекладине
(раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)
Бег на 30м
(сек)
Прыжок в длину с места (см)

1.
Литовченко Анастасия
20
115
4,08
345
20
25
5,3
170

2.
Морякова Ксения
15
110
4,02
330
20
25
5,5
170

3.
Ахметьянова Эльза
19
110
4,13
330
25
20
5,4
165

4.
Алексашина Влада
15
110
4,14
350
18
25
5,5
175

5.
Зиннурова Ирина
20
115
4,15
355
19
18
5,1
170

6.
Арсланова Гульнур
22
110
4,23
310
25
25
5,8
160

7.
Митрофанова Айгуль
14
105
4,40
310
27
23
6,0
165

8.
Мухаметшина Римма
20
115
4,18
330
21
25
5,4
180

9.
Сабирова Ильмира
21
115
4,10
340
20
25
5,5
175

10.
Сабитова Айнура
16
110
3,58
350
23
20
5,8
180

Х

18,2
111,5
4,1
335
21,8
23,1
5,53
171


Х – средняя арифметическая величина для экспериментальной группы на итоговом контрольном тестировании.







Приложение 7

Сравнительные результаты воспитания скоростных способностей
(бег 30 м)
№№
п/п
После эксперимента
(результат в сек)
До эксперимента
(результат в сек)

1.
5,3
5,3

2.
5,5
5,6

3.
5,4
5,7

4.
5,5
5,6

5.
5,1
5,9

6.
5,8
6,0

7.
6,0
6,1

8.
5,4
5,7

9.
5,5
5,5

10.
5,8
6,0

X
5,53
5,74


·
0,29
0,26

m
0,097
0,087

t
2,14 < 0,05


Исходя из данных представленных в таблице мы получаем следующий результат t =2,14
Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.
Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,14 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 8).
Сравнительные результаты воспитания выносливости
(бег на 1000 м)
№№
п/п
После эксперимента
(результат в сек)
До эксперимента
(результат в сек)

1.
4,08
4,00

2.
4,02
4,07

3.
4,13
4,22

4.
4,14
4,17

5.
4,15
4,16

6.
4,23
4,39

7.
4,40
4,45

8.
4,18
4,21

9.
4,10
4,16

10.
3,58
4,05

X
4,1
4,19


·
0,27
0,15

m
0,09
0,05

t
2,87 < 0,05


Исходя из данных представленных в таблице мы получаем следующий результат t =2,87
Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.
Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,87 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 8).

Сравнительные результаты воспитания силовых способностей
(отжимание от скамейки)
№№
п/п
После эксперимента
(количество раз)
До эксперимента
(количество раз)

1.
25
22

2.
25
20

3.
20
18

4.
25
15

5.
18
11

6.
25
19

7.
23
17

8.
25
18

9.
25
20

10.
20
18

X
23,1
17,8


·
0,27
3,57

m
0,09
1,19

t
4,44 < 0,05


Исходя из данных представленных в таблице мы получаем следующий результат t =4,44
Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.
Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 4,44 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 8).

Сравнительные результаты воспитания гибкости
(наклон вперёд из положения стоя)
№№
п/п
После эксперимента
(результат в см)
До эксперимента
(результат в см)

1.
20
18

2.
15
15

3.
19
15

4.
15
13

5.
20
15

6.
22
16

7.
14
15

8.
20
18

9.
21
15

10.
16
16

X
18,2
15,6


·
2,6
1,62

m
0,87
0,54

t
2,54 < 0,05


Исходя из данных представленных в таблице мы получаем следующий результат t =2,54
Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.
Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,54 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 8).


Сравнительные результаты воспитания силовых способностей
(подтягивание на низкой перекладине)
№№
п/п
После эксперимента
(результат в см)
До эксперимента
(результат в см)

1.
20
16

2.
20
14

3.
25
19

4.
18
15

5.
19
15

6.
25
19

7.
27
23

8.
21
18

9.
20
18

10.
23
16

X
21,8
17,3


·
2,92
2,92

m



t
3,28 < 0,05


Исходя из данных представленных в таблице мы получаем следующий результат t =3,28
Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.
Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 4,44 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 8).


Сравнительные результаты прыжка в длину с места
№№
п/п
После эксперимента
(результат в см)
До эксперимента
(результат в см)

1.
170
175

2.
170
165

3.
165
165

4.
175
170

5.
170
169

6.
160
160

7.
165
150

8.
180
160

9.
175
165

10.
180
165

X
171,0
164,4


·
6,49
8,12

m
2,16
2,71

t
2,29 < 0,05


Исходя из данных представленных в таблице мы получаем следующий результат t =2,29
Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.
Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 4,44 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 8).



Сравнительные результаты прыжка в высоту
№№
п/п
После эксперимента
(результат в см)
До эксперимента
(результат в см)

1.
115
115

2.
110
105

3.
110
105

4.
110
105

5.
115
105

6.
110
105

7.
105
110

8.
115
110

9.
115
110

10.
110
105

X
111,5
107,5


·
3,25
3,25

m
1,08
1,08

t
2,62 < 0,05


Исходя из данных представленных в таблице мы получаем следующий результат t =2,62
Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.
Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,62 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 8).


Сравнительные результаты прыжка в длину с разбега
№№
п/п
После эксперимента
(результат в см)
До эксперимента
(результат в см)

1.
345
330

2.
330
335

3.
330
320

4.
350
315

5.
355
325

6.
310
320

7.
310
335

8.
330
343

9.
340
345

10.
350
345

X
335,0
331,3


·
14,61
9,74

m
4,87
3,25

t
2,63 < 0,05


Исходя из данных представленных в таблице мы получаем следующий результат t =2,63
Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.
Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,63 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 8).


Приложение 8
Обработка результатов бега на 30 м

В нашей экспериментальной группе вычислили стандартное отклонение (
·) по следующей формуле:
Х i max - X i min

·=
K
где Х i max – наибольший показатель; X i min – наименьший показатель; K – табличный коэффициент.

·э = 6,0 - 5,1 = 0,29
·к = 6,1 - 5,3 = 0,26
3,08 3,08
Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

·
m= , когда n < 30.

·Їn – 1

0,29 0,29 0,26 0,26
mэ= = = 0,097 ; mк = = = 0,087

·10 – 1 3
·10 – 1 3
Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:
Хэ - Xк 5,53 – 5,74 0,21
t = = = = 2,12
2 2 2 2

· mэ + mк
· 0,097 + 0,087 0,1306
Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы
f=nэ + nк – 2 = (10+10) – 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.
В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 2,14. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,14 при p < 0,05.
Обработка результатов бега на 1000 м

В нашей экспериментальной группе вычислили стандартное отклонение (
·) по следующей формуле:
Х i max - X i min

·=
K
где Х i max – наибольший показатель; X i min – наименьший показатель; K – табличный коэффициент.

·э = 4,40 – 3,58 = 0,27
·к = 4,45 – 4,00 = 0,15
3,08 3,08
Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

·
m= , когда n < 30.

·Їn – 1

0,27 0,27 0,15 0,15
mэ= = = 0,09 ; mк = = = 0,05

·10 – 1 3
·10 – 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:
Хэ - Xк 4,1 – 4,19 0,09
t = = = = 2,87
2 2 2 2

· mэ + mк
· 0,09 + 0,05 0,1030
Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы
f=nэ + nк – 2 = (10+10) – 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.
В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 0,87. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,87 при p < 0,05.

Обработка результатов отжимания от скамейки

В нашей экспериментальной группе вычислили стандартное отклонение (
·) по следующей формуле:
Х i max - X i min

·=
K
где Х i max – наибольший показатель; X i min – наименьший показатель; K – табличный коэффициент.

·э = 25 - 18 = 0,27
·к = 22 - 11 = 3,57
3,08 3,08
Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

·
m= , когда n < 30.

·Їn – 1

0,27 0,27 3,57 3,57
mэ= = = 0,09 ; mк = = = 1,19

·10 – 1 3
·10 – 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:
Хэ - Xк 23,1 – 17,8 5,3
t = = = = 4,44
2 2 2 2

· mэ + mк
· 0,09 + 1,19 1,1934
Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы
f=nэ + nк – 2 = (10+10) – 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.
В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 4,44. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 4,44 при p < 0,05.
Обработка результатов наклона вперёд из положения стоя

В нашей экспериментальной группе вычислили стандартное отклонение (
·) по следующей формуле:
Х i max - X i min

·=
K
где Х i max – наибольший показатель; X i min – наименьший показатель; K – табличный коэффициент.

·э = 22 - 14 = 2,6
·к = 18 – 13 = 1,62
3,08 3,08
Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

·
m= , когда n < 30.

·Їn – 1

2,6 2,6 1,62 1,62
mэ= = = 0,87 ; mк = = = 0,54

·10 – 1 3
·10 – 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:
Хэ - Xк 18,2 – 15,6 2,6
t = = = = 2,54
2 2 2 2

· mэ + mк
· 0,87 + 0,54 1,024
Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы
f=nэ + nк – 2 = (10+10) – 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.
В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 2,54. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,54 при p < 0,05.
Обработка результатов подтягивания на низкой перекладине

В нашей экспериментальной группе вычислили стандартное отклонение (
·) по следующей формуле:
Х i max - X i min

·=
K
где Х i max – наибольший показатель; X i min – наименьший показатель; K – табличный коэффициент.

·э = 27 – 18 = 2,92
·к = 23 – 14 = 2,92
3,08 3,08
Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

·
m= , когда n < 30.

·Їn – 1

2,92 2,92 2,92 2,92
mэ= = = 0,97 ; mк = = = 0,97

·10 – 1 3
·10 – 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:
Хэ - Xк 21,8 – 17,3 4,5
t = = = = 3,28
2 2 2 2

· mэ + mк
· 0,97 + 0,97 1,3718
Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы
f=nэ + nк – 2 = (10+10) – 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.
В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 3,28. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 3,28 при p < 0,05.
Обработка результатов прыжка в длину с места

В нашей экспериментальной группе вычислили стандартное отклонение (
·) по следующей формуле:
Х i max - X i min

·=
K
где Х i max – наибольший показатель; X i min – наименьший показатель; K – табличный коэффициент.

·э = 180-160 = 6,49
·к = 175-150 = 8,12
3,08 3,08
Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

·
m= , когда n < 30.

·Їn – 1

6,49 6,49 8,12 8,12
mэ= = = 2,16 ; mк = = = 2,71

·10 – 1 3
·10 – 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:
Хэ - Xк 171 – 164,4 6,6
t = = = = 2,29
2 2 2 2

· mэ + mк
· 2,16 + 2,71 3,4655
Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы
f=nэ + nк – 2 = (10+10) – 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.
В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 2,29. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,29 при p < 0,05.
Обработка результатов прыжка в высоту

В нашей экспериментальной группе вычислили стандартное отклонение (
·) по следующей формуле:
Х i max - X i min

·=
K
где Х i max – наибольший показатель; X i min – наименьший показатель; K – табличный коэффициент.

·э = 115-105 = 3,25
·к = 115-105 = 3,25
3,08 3,08
Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

·
m= , когда n < 30.

·Їn – 1

3,25 3,25 3,25 3,25
mэ = = = 1,08 ; mк = = = 1,08

·10 – 1 3
·10 – 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:
Хэ - Xк 111,5 - 107,5 4
t = = = = 2,62
2 2 2 2

· mэ + mк
· 1,08 + 1,08 1,5274
Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы
f=nэ + nк – 2 = (10+10) – 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.
В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 2,62. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,62 при p < 0,05.
Обработка результатов прыжка в длину с разбега

В нашей экспериментальной группе вычислили стандартное отклонение (
·) по следующей формуле:
Х i max - X i min

·=
K
где Х i max – наибольший показатель; X i min – наименьший показатель; K – табличный коэффициент.

·э = 355 - 310 = 14,61
·к = 345 - 315 = 9,74
3,08 3,08
Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

·
m= , когда n < 30.

·Їn – 1

14,61 14,61 9,74 9,74
mэ= = = 4,87 ; mк = = = 3,25

·10 – 1 3
·10 – 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:
Хэ - Xк 335 – 331,3 3,7
t = = = = 2,63
2 2 2 2

· mэ + mк
· 4,87 + 3,25 5,8549
Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы
f=nэ + nк – 2 = (10+10) – 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.
В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 2,63. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,63 при p < 0,05.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Root Entry