Моделирование урока с точки зрения формирования учебной деятельности
О.А.Шуллерт
учитель биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Моделирование урока с точки зрения формирования учебной деятельности
«Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Дай сделать - и я пойму».
Устоявшаяся тенденция преподавания биологической науки как собрания несомненных фактов и утверждений оказывает негативное влияние на формирование личности ученика, снижает интерес к процессу обучения и как следствие результативность обучения резко падает. Меняется общество, меняются требования к образованию. Проблемы современной школы можно выразить просто: жизни нужно одно – школа учит другому. Жизнь требует, чтобы человек сам умел искать информацию – школа преподносит ее готовой. Жизнь требует способности работать в команде, вести диалог, понимать людей. А в школе все сидят молча в затылок с книгами и тетрадями. Запросы общества требуют от школы новых форм и методов работы. Новая конструкция обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Организовать процесс обучения в соответствии с современными требованиями – непростая задача, требующая от учителя постоянного поиска и самосовершенствования.
Процесс обучения в рамках ФГОС второго поколения- это не только усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих основу компетенций учащихся, но и процесс развития. Деятельностно-компетентностная образовательная модель предполагает наличие на уроке любого типа (кроме, пожалуй, урока контроля знаний) следующих признаков:
учитель продумывает цели урока как результат деятельности учеников;
учитель организует работу по повышению мотивации учащихся;
ученик учится ставить цель урока как собственную учебную задачу;
ученик проектирует средства достижения поставленной цели;
ученик сам оценивает результат и корректирует свои действия.
Характерные особенности моделирование урока с точки зрения формирования учебной деятельности
Учитель продумывает результаты обучения (предметные, личностные и метапредметные)
Учитель формулирует не только содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету), но и деятельностную цель (формирование универсальных учебных действий- УУД)
Познавательные УУД
Сформировать умение анализировать,
сравнивать,
классифицировать,
обобщать факты и явления,
выявлять причины и следствия простых явлений.
представлять информацию в различном виде (схема, опорный конспект и пр.).
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Личностные УУД
Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
Учитель продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает условия для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием.
Создать у учащегося положительную мотивацию к деятельности на уроке можно за счет: позитивного эмоционального фона; актуализации опорных знаний; постановки проблемы; создания на уроке «точки удивления»; искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть; вовлечение учащихся в постановку целей урока путем организации методической цепочки: удивление – интерес – мотив – цель – собственная учебная задача
Учитель
Ученик
Создает условия для формирования у обучающихся положительной мотивации
Обращается к своему личному опыту или опыту одноклассников
1. Ставит проблемный вопрос
2. Создает проблемную ситуацию
3. Ведет подводящий диалог
Пытается найти ответ на проблемный вопрос
Анализирует проблемную ситуацию
Формулирует тему урока
Делает вывод «Мне не хватает знаний, и я хочу знать»
Формирование мотивации в начале каждого урока предполагает разнообразные формы и приемы, с помощью которых большинство учащихся вовлекается в активную деятельность.
Например, выявление недостаточности знаний, выдвижение гипотезы
Почему червяк ползет,
А не бежит и не идет?
Быстро двигаться не хочет –
Может, он ленивый очень
Как вы думаете почему червяки медленно ползают?
Постановка проблемы
На уроке – обобщении «Трудные вопросы Ч Дарвина» предлагаю обсудить следующий противоречивый факт
Природа красива. Но каков принцип создания красоты в природе? Ведь красота и совершенство – чисто человеческие понятия
Формулировка личностно – значимого вопроса.
Например, в начале изучения темы «Птицы» постановка вопроса «Что бы вы
Хотели узнать о птицах? Обучающиеся отвечают по цепочке, формулируя свой мотив для изучения новой темы.
Разрешение спора
Поспорили два человека. Один утверждал, что «легкие расширяются потому в них входит воздух», другой – «что воздух входи в легкие и поэтому они расширяются» Обучающиеся выдвигают свои версии разрешения спора
Мотивация может опираться на словесно-логическое или образное мышление. Ее источниками могут быть: художественный текст или видеосюжет. Обучающиеся могут выразить свое отношение к услышанному или увиденному, определить ключевые слова, определить идею текста или видеосюжета и т.д. Можно использовать высказывания различных ученых, обучающиеся могут определять проблему, поднятую в высказывании, сопоставлять несколько высказываний. Например, при изучении функций корня использую высказывание великого ученого К.А. Тимирязева, который писал: «Природа здесь прибегла к уловкеКорень при малой затрате строительного материала в состоянии обежать большое количество частиц почвы, прийти с ней в тесное соприкосновение.» Обучающиеся предполагают о какой уловке идет речь.
Можно использовать и описание жизненных ситуаций. Они могут быть как реальными, так и выдуманными, но основанными на реальных фактах. Например, при изучении семейства бобовые описываю следующую ситуацию: «Лет 300 назад в Австрии жил простой крестьянин по имени Иоганн Шубарт. Будучи опытным земледельцем, Шубарт сначала сеял на поле клевер (растение семейства бобовые), а затем, уже после клевера, пшеницу и другие злаки - получал богатые урожаи хлеба» Предположите объяснение этой ситуации. В ходе беседы ученики предполагают, что в растениях семейства бобовые содержатся какие-то вещества, обогащающие почву. Учитель предлагает выяснить это во время урока, тем самым вызывая у учеников интерес к изучаемой теме. Дети с помощью учителя получают установки на приобретение знаний и умений.
Можно предложить обучающимся в начале урока по ряду понятий, объединенных общим смыслом, определить основную проблему урока. Учитель называет различные примеры (можно их проиллюстрировать картинками). Например, две одновозрастные сосны, растущие рядом; более сильные птенцы выталкивают слабых из гнезда; серая и черная крысы, обитающие в поселениях человека; заяц, спасающийся бегством от волка; кактус, растущий в каменистой пустыне и т. д. Ученикам предлагается объединить эти примеры одним понятием и привести собственные примеры. Ряд понятий или слов, объединенных одним смыслом, могут быть предложены учащимся для самостоятельного определения темы. Кроме того, можно использовать несколько определений одного понятия, попросив выбрать наиболее удачное из всех предложенных вариантов и пояснить свой выбор. Такая мотивация может быть успешно проведена в старших классах.
Таким образом, учителю нужно помнить, что мотивация - средство развития личности ученика. Она используется не просто ради развлечения учащихся, а поэтому должна быть тщательно продуманна и сформирована. Учеников не надо мотивировать на приобретение кучи знаний. Это так же вульгарно, как приобретение кучи ненужных вещей, купил выбросил. Умение в нужный момент добывать знания, систематизировать и использовать вот что ценно.
Цель урока формулируется учащимися самостоятельно как собственная учебная задача.
Учитель
Ученик
Создает условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки задач
Самостоятельно формулирует цель и ставит учебные задачи
1.Ведет побуждающий диалог
2. Контролирует формулировку учебных задач
1.Высказывает свою точку зрения, свое отношение к материалу
2. Ставит вопрос «Что мне надо узнать?»
Важно продумать различные приемы постановки целей урока перед учениками: устно, с помощью краткой записи на доске (заранее или по ходу озвучения), в тетрадях, с использованием интерактивной доски, таблицы и др. в опосредованной ненавязчивой форме:
Не менее сложной для учителя является проблема согласования целей своей деятельности с целями деятельности учеников.
Цели урока, проектируемые учителем, должны быть такими, «как будто ученик их сам себе поставил, понятны ему, очевидны в своем значении, с интересом и охотой усвоены» (С.И. Гессен). Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его надо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспринимается как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступает как субъективная. Например,
- хочу понять, усвоить, уяснить, что за наука биология и зачем ее нужно изучать;
- хочу выработать умения и навыки в постановке целей, планирования своей деятельности, получении результата, рефлексииили овладеть системой;
- хочу освоить технику составления плана, программы, конспектирования, тезисов содержания учебного материала и т. д.;
- хочу научиться работать в группе, общаться, задавать вопросы, вступать в диалог
Формы организации познавательной деятельности учащихся и методы обучения обеспечивают реализацию девиза учителя «не давать готовые знания»
Учитель
Ученик
Создает условия для самостоятельного выбора обучающимися способов решения учебных задач и организует процесс решения учебных задач
Самостоятельно выбирает способ решения учебных задач и осуществляет их решение
1.Побуждает к поиску собственного плана решения
2.Учит выбирать более эффективный путь решения
3. Организует процесс решения учебных задач
4.Консультирует
5.Контролирует
6. Создает ситуацию успеха
1.Формулирует гипотезы
2. Планирует работу
3. Осуществляет процесс решения учебных задач
4. Осуществляет процессуальный самоконтроль
Формами организации познавательной деятельности, учащихся на уроке для осуществления решения учебных задач может быть фронтальная работа, которая предполагает деятельность учащихся класса под руководством учителя, индивидуальной работа, которая предполагает самостоятельное выполнение задания учеником на уровне его способностей и возможностей в своем темпе. И фронтальная и индивидуальная работа - это полное отсутствие организации общения между учащимися в процессе обучения.
Для развития коммуникативных УУД большое значение отводится групповой работе, которая характеризуется как одновременная, но распределенная между членами коллектива работа, направленная на достижение общего результата. Работа в группе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.
Для успешной работы групп учащихся необходимо, чтобы каждый школьник овладел элементарными умениями самостоятельной деятельности
Самостоятельная работа – особый вид любой учебной деятельности учащихся. Осуществляемый под руководством, но без непосредственного участия учителя. Она наиболее отвечает потребностям ученика сделать что-то самому. Самостоятельная работа может носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический, творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. В качестве самостоятельной работы обучающимся можно предложит проанализировать различные рисунки. Их используют для выполнения задания по анализу и сравнению. Такие задания обязательно должны сопровождаться инструкцией.
Составление вопросов требует от учащихся определенных усилий, тем более что составленные ими вопросы не должны дублировать вопросы параграфа. Они могут носить произвольный характер и начинаться определенным образом. Например, «Докажите, что», «Объясните, почему». Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами: выборочно или у всего класса в тетрадях; заслушиваются вопросы нескольких учащихся и ответы наних других учащихся, организуется работа в парах; организуется работа внутри группы; организуется работа между группами.
Составление рассказа с биологическими ошибками, которые надо заметить и исправить, вызывают у ребят особый интерес. Эта работа довольно сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли. Текст должен иметь выраженный сюжет, быть оригинальным и занимательным. Выполнение таких заданий способствует развитию речи и творческих способностей.
Составление текстов с пропущенными словами не представляет большого труда. Такое задание целесообразно давать на первом уроке при изучении нового материала, а затем его оставляют для слабоуспевающих, которым не под силу выполнение более сложного задания.
Составление рассказа по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. При изучении нового материала рассказы составляются на основе прочитанного в учебнике текста. На первом этапе опорные слова предлагаются в той последовательности, в которой они должны. быть упомянуты в рассказе. Затем работа усложняется: слова даются без определенной последовательности или вносится лишнее, что не может быть использовано в тексте. Ученику требуется озаглавить рассказ и объяснить, на какой вопрос он отвечал, какой вопрос к нему можно задать. Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения: «слабым» дается более простое задание, «сильным» - сложное.
Составление тестов. Тесты - наиболее распространенный вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается самостоятельно разработать тесты применительно к конкретному параграфу или разделу.
Составление кроссвордов. Ученики любят не только решать, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Кроме кроссвордов, некоторые ученики составляют также ребусы, шарады, загадки и оформляют их в виде небольших сборников.
Необходимо обучать детей различным приема составления аналитических схем, конспектов, опорных сигналов, таблиц. Именно это поможет сформировать у обучающихся универсальные учебные действия.
Для обучения использую различные памятки, которые помогут обучающимся. Например,
Памятка
Составление опорного конспекта
Вдумайтесь в название темы конспекта, вспомните материал, изученный на уроках по этой теме.
Изучите текст соответствующих параграфов учебника, прочитайте дополнительную литературу по этому вопросу, выделите основные понятия, термины.
Составьте план конспекта.
Придумайте символику опорных сигналов.
Приступая к графическому изображению опорных сигналов, не забывайте о логике изложения материала.
Не злоупотребляйте фактическим материалом, иначе конспект будет громоздким и трудным для запоминания.
Составляйте конспект сначала простым карандашом, итолько убедившись, что достигли цели, приступайте к его раскрашиванию. Помните о смысловой нагрузке цвета.
8. Подготовьте устный рассказ по составленному конспекту.Выполнение подобного задания способствует развитию творческих возможностей школьников. Оптимальным является выполнение семи опорных конспектов в год
Для формирования навыка составления конспекта также используются программированные карты. Особенность работы с программированными картами заключается в том, что учащимся на уроке предоставляется возможность с их помощью самостоятельно изучить материал всего параграфа или его части, а после окончания работы проконтролировать себя, используя для этого ключ. Проверка проводится с помощью теста, позволяющего оценить результат их труда на уроке. Успех данной работы во многом зависит от правильного составления программированной карты.
Деятельность учащихся на уроке с использованием программированных карт включает следующие этапы работы. После прослушивания инструктажа учителя ученики включаются в работу. По заданию, указанному в карте, читают текст параграфа, затем изучают предложенную им логическую схему и приступают к детальному изучению каждого абзаца или нескольких сразу, в зависимости от поставленной задачи. На вопросы, поставленные в карте, дети отвечают письменно в тетрадях, вычеркивают схему и заполняют ее. Дальше идет проверка выполнения задания с помощью ключа. Она состоит в сравнении ответов, данных школьниками, с ответами, содержащимися в ключе, и последующей их коррективе.
Памятка
Учись проводить сравнение
Учись проводить сравнение. Сравнить - сопоставить для установления сходства и различия.
Порядок сравнения:
1. Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
Выдели существенные признаки каждого предмета.
Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов поодним и тем же выделенным признакам.
Выясни все признаки сходства и различия объектов.
Найди и объясни причины сходства и различия.
Памятка
Учись проводить анализ
Анализ - процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
Порядок анализа:
Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.
Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
Подумай о причинах такого разделения на блоки.
Памятка
Учись проводить синтез
Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.
Хорошо выполненная самостоятельная работа – это маленькая победа в процессе познания, средство повышения самооценки, веры в свои силы и стремления учиться
Учитель планирует формы и методы организации этапа рефлексии учащимися собственной деятельности на уроке.
Рефлексия – это размышление, анализ и самоанализ, позволяющие осуществить обратную связь, сопоставить итоги работы с поставленными задачами. Это этап урока, на котором учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.
Цель рефлексии – стимулирование у учащихся осмысленного отношения к процессу учения, осознание полученного опыта.
Учитель
Ученик
Организует первичное закрепление знаний
Создает условия для рефлексивной деятельности
Самостоятельно выбирает способ решения учебных задач и осуществляет их решение
1.Организация работы с учебником
2.Выполнение разноуровневых заданий
3.Обучает анализу полученных результатов с точки зрения требования задач
4. Помогает оценить свои действия и действия товарищей
1.Выполняет задания, проверяя себя «Что я узнал?»
2.Самоконтроль
3. Взаимоконтроль
4. Демонстрирует результат рефлексивной деятельности (На каком уровне я узнал?)
Рефлексия предполагает анализ
приобретенных на занятии умений и навыков,
эмоционального состояния участников,
практической значимости занятия
(учитель решает сам, какой именно аспект ему проверить).
Технология организации рефлексивных способностей обучающихся
Интеллектуальная рефлексия
5 класс
сравнение своей деятельности с внешним эталоном, оценка своего личного продвижения и своей успешности.
6-7 класс
оценка себя в деятельности с учетом оценки других.
7-8 класс
самоконтроль своих действий с уже имеющимся в сознании планом, корректировка полученного результата
9 класс
переосмысление учащимися содержания своего сознания, своей деятельности и общения с субъектами совместной деятельности.
Эмоциональная рефлексия
“Я” чувства комфорт
настроение от учебного занятия в целом.
“МЫ” чувства
Комфорт
настроение от общения, работы в малой группе, с товарищами
“ДЕЛО” достиг цели учения?
в чем затруднялся?
как преодолеть проблемы?
умение управлять своей эмоциональной сферой.
Таким образом, результатом рефлексии является: осознание школьниками результатов своей деятельности, а также мобилизация учащихся на самооценку способов деятельности
Наряду с оценкой учителя существует и оценочная деятельность ученика.
Самооценке необходимо учить. Формирование самооценки – трудоемкая, кропотливая и длительная работа. Главное условие – самооценке надо учить систематически. Второе условие – разработать четкие критерии самооценки, по которым ученик будет оценивать результаты своей деятельности на уроке; определить виды работ, подлежащих оцениванию самими учащимися или только учителем; познакомить с ними учащихся. Третье условие – постепенное усвоение критериев. Четвертое условие – не превратить серьезное дело в пустую формальность.
Моделирование урока с точки зрения формирования учебной деятельности является качественно новой ступенью образовательного процесса, ибо обеспечивает не только усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих основу компетенций обучающихся, но и осуществляет процесс интеллектуального и творческого развития, воспитывает коммуникативную культуру школьников.
15