Сотрудничество и понимание — залог успеха.
Сотрудничество и понимание – залог успеха
Сухарко Алла Валерьевна, учитель английского и французского языков, ГБОУ Школа №2065 , г.Москва.
Героиня романов Агаты Кристи Мисс Марпл решала самые сложные задачи, потому что проводила аналогии с повседневной жизнью, хорошо понимала психологию человека и старалась помочь окружающим.
Тоже самое относится к учителю – необходимо понять ученика, изучить его психологию, научить задавать вопросы и помогать. Это основа сотрудничества учитель –ученик. Дети не просто изучают иностранный язык как нечто абстрактное, они учатся говорить, читать, писать, понимать и обсуждать то, что происходит в реальной жизни, о чем разговаривают люди, то, что они знают, и хотят поделиться этими знаниями с окружающими.
С кем более интересно общаться? С учителем или товарищами? Каковы их приоритеты и мотивы? Какие трудности им приходится преодолевать? Какие виды речевой деятельности представляют особую сложность? Какие формы и приемы интересны и какие неинтересны, что мешает успешно овладевать иностранным языком и т.д. То есть, для организации эффективного учебно-воспитательного процесса прежде всего необходимо исследовать мотивационную сферу ученика, выявить структуру мотивов изучения этого языка.
Чтобы ответить на вышеперечисленные вопросы, можно предложить учащимся следующую анкету:
1.Познавательные мотивы:
чтобы получить глубокие знания;
имею внутреннюю необходимость
привык учить все, что задают в школе;
нравится изучать иностранный язык.
2.Социальные мотивы:
получить специальность;
жить в другой стране;
заставляют родители;
престижно среди друзей и знакомых;
приносить пользу своими знаниями;
нравится учитель.
3. Расставьте виды речевой деятельности соответственно степени трудности:
аудирование;
чтение;
письмо;
устная речь.
4. Какие формы организации учебной деятельности на уроке более интересны с вашей точки зрения:
индивидуальные;
коллективные;
парные;
групповые.
5. Что мешает вам успешно овладеть иностранным языком:
не вижу смысла;
много трудностей;
не уверен в себе;
боюсь допустить ошибки.
Результаты анкетирования, проведенного в ГБОУ Школе № 2065, свидетельствуют о том, что у большинства респондентов (52 %) преобладают познавательные интересы. На первом месте стоит широкий познавательный мотив (изучаю, чтобы знать). Это является внутренне обусловленной необходимостью, мотивом достижения успеха, и не только познавательного, но и социального. Поскольку главным мотивом, который стимулирует учащихся изучать иностранный язык, является познавательный, то и качество результатов овладения языком в школе непосредственно зависит от качества самого учебного процесса.
И учителю и ученику нужно помнить слова Л.Л. Скутник: « Английский язык похож на королевство спящей красавицы. Вы должны разбудить его в себе, и целое королевство оживет и станет вашим». Приходя в класс, дети приносят свои идеи, мысли, опыт, впечатления, и все это для них очень важно и имеет особое значение. Все, что нужно им от уроков иностранного языка, - научиться излагать свои мысли и идеи на этом языке. Задача учителей – дать им эту возможность.
Учителя нашей школы учат детей видеть в английском языке не просто предмет, а способ передачи и получения информации о реальном мире. Они учатся использовать свои знания других предметов для того, чтобы читать, писать и разговаривать о мифологии, отношениях людей, жизни животных, искусстве, спорте, сравнивать свою жизнь и жизнь других людей, выражать свои чувства. Поэтому совершенно разный интерес вызывают задания «Расскажите о Великобритании» и « Какую страну вы бы хотели посетить, как бы вы хотели устроиться, что бы вы хотели посмотреть, чем заняться, что бы купили друзьям в подарок и что бы взяли с собой». Учителю интересна не какая – то далекая и абстрактная Великобритания, а лично сам ученик, а ведь люди любят больше говорить о себе, нежели о чем-то абстрактном.
Опят обучения иностранным языкам свидетельствует о том, что одним из наиболее эффективных методов является коммуникативно-ориентированное обучения языкам и его когнитивный компонент. Именно он предусматривает сознательное усвоение учащимися языкового материала. Наряду с практическим усвоением грамматики и лексики развивается понимание того, как можно свободно и непринужденно общаться и находить решение сложных проблем. Обучение иностранному языку осуществляется интегрировано. Умения учащихся в аудировании, говорении, чтении и письме систематически развиваются с помощью широкого набора реалистических видов учебных заданий, которые обеспечивают максимум практических возможностей для использования изучаемого языка. Для реализации этой методики необходимо создать атмосферу сотрудничества и активного участия учащихся в ходе учебного процесса. У учащихся появляется интерес выразить свои мысли, чувства и использовать свой опыт. Они охотно работают вместе, берут на себя ответственность за собственное обучение и развитие умения учиться. Учитель выступает как информант, консультант, наблюдатель, как источник информации, как личность, которая поддерживает, направляет их деятельность.
Очень важно помощь ученику и в то же время сохранить его самостоятельность. Помощь должна быть не навязчивой, а незаметной и восприниматься как собственное решение проблемы. Мастерство учителя состоит в том, чтобы организовать, помогать и одновременно предоставлять максимум самостоятельности, дать почувствовать себя неповторимыми и значимыми. Особое место имеет эмоциональная культура учителя, его психологическая компетентность, способность забыть о недостатках ребенка, увидеть перспективы его развития, научить самоанализу, самооценке и пониманию того, что успех всегда равен затраченным усилиям.
Стимулируя когнитивные процессы, учитель стремится организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся использовали свои умственные способности для решения проблемных заданий. Целесообразно применять ролевые игры, загадки, конкурсы, викторины, драматизации, заочные путешествия. Все языковые навыки развиваются параллельно, дети не ждут ответа от учителя, а используют свой опыт и сообразительность, стараясь решать вопросы и мыслить самостоятельно. Они дискутируют, помогают друг другу, обмениваются идеями.
Важное значение имеет то, что учащиеся перестают относиться к иностранному языку как к скучной обязанности; он становится средством общения, развлечения и удовольствия. Дети экспериментируют с языком, эффективно общаются между собой, с учителем, используя ситуации, близкие к их опыту. Например, при отработке Conditional ІІІ учащимся предложили вспомнить события из их личного опыта и описать, что бы могло случиться в том или случае. При изучении Past Simple Tense – поделиться впечатлениями о самом счастливом событии в жизни. Изучая способы описания будущих событий, ученики должны составить программу пребывания американских гостей в России. В ходе усвоения Subjunctive Mood учитель предлагает поделиться впечатлениями о везите в театр ( кино, концертный зал).
Обычно в начале учебного года учащиеся рассказывают о своих летних каникулах, но, как показывает опыт, у большинства детей каникулы проходят довольно обычно, поэтому рассказывать и слушать им об этом неинтересно. Ситуацию заменили на « Новости, слухи, сплетни». Такая трактовка вызвала оживление и блеск в глазах. С не меньшим энтузиазмом выполнялась итоговая работа по разделу « Косвенная речь. Пунктуация». Учащиеся могли выбрать одну из предложенных тем : « Новый ученик в школе», « Новый учитель в школе», « Ссора с другом».
Разумеется, общение на уроке иностранного языка в значительной мере является искусственным в том понимании, что оно, главным образом, лишь имитирует коммуникативные ситуации реальной жизни. Если ребята познакомились друг с другом в начале урока, то больше делать это нет необходимости. Но на уроке, чтобы обеспечить нужную практику, задание это повторяют несколько раз, но в разных ситуациях. Все коммуникативно-ориентированные задания (возьмите интервью, напишите статью, разыграйте драму по ситуации, подготовьте сценарий фильма) стимулируют учащихся работать в парах, группах и обеспечивают максимальное количество возможностей для взаимного устного и письменного общения на иностранном языке. Работа в парах и группах позволяет также практиковать говорение в безопасном, непринужденном контексте, без страха, который может сопровождать устный ответ перед классом.
Во время работы над каждым видом речевой деятельности выделяют три этапа: например, pre-reading, while-reading, post-reading. На каждом этапе учитель не просто сообщает информацию, но и стимулирует желание ее получить и применить. Например:
pre-reading: помогите предвидеть содержание текста, обсуждая тему для чтения, или понять новые слова, чтобы дети могли сконцентрироваться на содержании, узнайте все ли понятно;
while-reading: дети читают, в учитель переходит от ученика к ученику, помогая при необходимости;
post-reading: отвечает на все вопросы, которые возникают у детей.
Предложите идеи, которые было бы интересно обсуждать. Помогите организовать эти идеи, объясните, что главное - это общение и не имеет значения, если будет допущена пара ошибок. Пока дети работают, советуйте и помогайте. Не нужно исправлять все их ошибки, иначе вас будут воспринимать не как товарища и помощника, а как контролера, и при вашем приближении дети будут умолкать.
Обучение иностранному языку – это процесс постоянного общения, в ходе которого учитель задает различные вопросы на различных этапах урока. Задать вопрос правильно и эффективно – это большое искусство. Вопросы можно поделить на два типа : 1) вопросы, на которые учитель не знает ответ (Who is your favorite author? ) или ( Where did you travel in summer?); 2) вопросы, на которые учитель знает ответ, и дети об этом знают ( Where is genie ?) – спрашивает учитель и показывает картинку. Закрытые вопросы имеют ограниченное количество ответов и поэтому малоинтересны, в то время как открытые вопросы дают ученикам возможность думать, а учителю – продлить процесс общения и вместе с тем показать, то ему интересно все, что связанное с его воспитанником.
T. What is your favorite kind of music?
P. Heavy metal.
T. Do you listen to other kinds of music?
P. Of course, techno.
T. Why is heavy metal so interesting for you?
Задавая вопросы, учителя часто допускают следующие ошибки:
А) требуют немедленного ответа;
Б) не получая немедленного ответа, автоматически повторяют вопрос несколько раз или переадресовывают его более сильному ученику;
В) отвечают на вопросы сами.
Знание индивидуальных способностей учащихся помогают избежать этих ошибок и правильно определить время ожидания ответа (wait-time), степень сложности вопроса и как этот вопрос перефразировать. Следует помнить, что жесты, интонация, выражение лица, движения тела учителя иногда помогают ученикам дать правильный ответ. Это происходит намного чаще, чем мы думаем; дети видят, как совершенно бессознательно учитель дает подсказку, и начинают ждать эту подсказку.
Необходимо подчеркнуть, что залог успешного сотрудничества между учителем и учениками – это понимание целей и задач, которые ставит перед собой учитель. Дети должны понимать, почему учитель дает то или иное задание на определенном этапе урока, почему учитель задает тот или иной вопрос, почему он хочет, чтобы ученики выполняли именно это задание, и какие возможности это открывает для решения различных коммуникативных задач.
Таким образом, что же является основой создания на уроке атмосферы взаимопонимания, сотрудничества и творчества, иначе говоря, благоприятного психологического климата? Это проявление глубокого интереса к личности учащихся, к успехам и прогрессу каждого, знание их увлечений, уровня знаний, умений, и навыков по другим учебным предметам, способность оценить тот труд, который они прилагают, чтобы получить глубокие знания, и, самое главное, оценить их уникальность.
Литература
Голуб Т.Е. Основы проектной деятельности школьника/ Т.Е. Голуб, А.Е. Перелыгина, О.В. Чуракова. – М. : Федоров,2013. – 187 с.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках иностранного языка /Т. Новикова // Народное образование. – 2012. - № 7.
Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / С. Г. Щербакова. – Волгоград : Корифей, 2010. – 210 с.
Сергеев И.С. Как организовать учебную деятельность: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М. : Аркти, 2012. – 127 с.