Рабочая программа учебной дисциплины Электрические машины
УТВЕРЖДАЮ
директор ГБУ
Калининградской области ПОО
«Техникум отраслевых технологий»
_______________ /Даниленков А.В./
«______» _______________ 20___ г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электронная техника
2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 27.02.04 Автоматические системы управления
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Техникум отраслевых технологий»
Разработчик:
_________________Решетова Наталья Геннадьевна, преподаватель
Рекомендована методическим объединением общепрофессионального цикла профиля сферы обслуживания
Председатель методического объединения _____________ /Перебоева Н.Н./
Протокол № ________ от «_____» _________________ 20____ года.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электрические машины
Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 27.02.04 Автоматические системы управления.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) в сфере информационных технологий и профессиональной подготовке по профессии рабочего: 19817 Электромонтажник-схемщик, 19861 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина “Электронная техника” входит в профессиональный цикл дисциплин специальности 27.02.04 Автоматические системы управления.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять и анализировать основные параметры электронных схем, устанавливать по ним работоспособность устройств электронной техники;
производить подбор элементов электронной аппаратуры по заданным параметрам;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность физических процессов, протекающих в электронных приборах и устройствах;
принципы включения электронных приборов и построения электронных схем;
типовые узлы и устройства электронной техники;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 92 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
92
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
практические занятия
48
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
проработка теоретического материала
8
подготовка сообщений по заданным темам
7
оформление и подготовка к защите практических заданий
8
подготовка к экзамену
1
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины “ Электронная техника ”
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
1
2
3
4
Раздел 1. Общие сведения.
Тема 1.1. Сущность физических процессов, протекающих в электронных приборах и устройствах
Содержание учебного материала
2
1.
Электронно-дырочный переход (ЭДП).
2
1
2.
Проводимость полупроводников
2
Практические занятия
4
1.
Исследование электронно-дырочного перехода.
2
2.
Исследование видов пробоев, контакта металл-полупроводник
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка теоретического материала
Подготовка к практическим работам, оформление практических работ.
2
Раздел 2. Элементы электронной техники
Тема 2.1. Элементы электронной техники.
Содержание учебного материала
4
1.
Полупроводниковые диоды
4
2
2.
Типы полупроводниковых диодов
2
3.
Биполярные транзисторы
2
4.
Униполярные транзисторы
2
Практические занятия
14
1.
Определение основных параметров диодов
2
2.
Определение основных параметров транзисторов
2
3.
Исследование полупроводниковых диодов, варикапов, стабилитронов
2
4.
Исследование биполярных и полевых транзисторов
2
5.
Исследование электровакуумного диода и триода
2
6.
Исследование многоэлектродных ламп
2
7.
Исследование полупроводниковых фотоэлектронных приборов
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка теоретического материала
Подготовка к практическим работам, оформление практических работ.
Подготовка сообщений на темы «Светодиоды», «Стабилитрон», «Диод Шоттки», «Полевые транзисторы»
4
Тема 2.2. Аналоговые интегральные микросхемы.
Содержание учебного материала
2
1.
Аналоговые интегральные микросхемы
2
2
2.
Операционные усилители
2
3.
Аналоговые компараторы напряжений
2
4.
Коммутаторы аналоговых сигналов
2
Практические занятия
6
1.
Изучение основ микроэлектроники
2
2.
Исследование интегральных схем
2
3.
Исследование аналоговых и цифровых микросхем
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка теоретического материала
Подготовка к практическим работам, оформление практических работ.
Подготовка сообщения на тему «Схемотехническая реализация простейших базовых логических элементов»
3
Тема 2.3. Линейные электронные устройства.
Содержание учебного материала
2
1.
Электронные усилители
2
2
2.
Фильтры
2
3.
Активные преобразователи сопротивлений
2
4.
Дифференцирующие и интегрирующие устройства
2
Практические занятия
2
1.
Определение параметров и функций микросхем с использованием справочной литературы
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка теоретического материала
Подготовка к практическим работам, оформление практических работ.
Подготовка сообщений на темы «LC-фильтры, RC-фильтры», «Номенклатура счетчиков (по справочнику)»
4
Тема 2.4. Нелинейные электронные устройства.
Содержание учебного материала
2
1.
Генераторы электрических сигналов
2
2
Практические занятия
6
1.
Исследование принципа работы генераторов постоянного и переменного тока
2
2.
Расчет схемы автоколебательного мультивибратора
2
3.
Расчет схемы генератора кратковременных импульсов
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка теоретического материала
Подготовка к практическим работам, оформление практических работ.
2
Тема 2.5. Аналого-цифровые функциональные устройства.
Содержание учебного материала
4
1.
Цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП).
4
2
2.
Аналого-цифровые преобразователи (АЦП)
2
3.
Устройства выборки и хранения
2
4.
Устройства отображающие информацию
2
Практические занятия
4
1.
Исследование принципов работы ЦАП, АЦП
2
2.
Исследование устройств отображающих информацию
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка теоретического материала
Подготовка к практическим работам, оформление практических работ.
Подготовка сообщения на тему «Усилители постоянного и переменного тока»
3
Тема 2.6. Источники электропитания электронных устройств.
Содержание учебного материала
2
1.
Источники электропитания
2
2
2.
Выпрямители и стабилизаторы
2
Практические занятия
2
1.
Исследование выпрямителей и стабилизаторов напряжения
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка теоретического материала
Подготовка к практическим работам, оформление практических работ.
Подготовка сообщения на тему «Модуляторы, демодуляторы»
3
Раздел 3. Принципы включения электронных элементов
Тема 3.1. Принципы построения электронных схем
Практические занятия
10
1.
Исследование электрической принципиальной схемы БП ATX230W
2
2.
Исследование электрической принципиальной схемы БП DTK_200W
2
3.
Исследование электрической принципиальной схемы БП LC_230W
2
4.
Исследование электрической принципиальной схемы БП MPS_8804L
2
5.
Исследование электрической принципиальной схемы БП PM230W
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическим работам, оформление практических работ.
Подготовка к экзамену.
3
Всего:
92
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы Учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лабораторий вычислительной и измерительной техники.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочие места по количеству обучающихся оборудованные персональными компьютерами с необходимым программным обеспечением общего и профессионального назначения, а также измерительными приборами и комплектующими вычислительной техники;
- мультимедиа проектор;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:
Основная литература:
Копылов И.П. Электрические машины: Учеб. для вузов. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк.; Логос; 2012. – 607с.
Игнатович В.М., Ройз Ш.С. Электрические машины и трансформаторы: Учебное пособие. – Томск: Изд. ТПУ, 2010.-147 с.
Игнатович В.М. Трансформаторы. Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Электрические машины».– Томск: Изд. ТПУ, 2003. – 42 с.
Попов В.И. Асинхронные машины. Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Электрические машины». – Томск: Изд. ТПУ, 2003. – 41 с.
Верхотуров А.И. Попов В.И. Синхронные машины. Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Электрические машины». – Томск: Изд. ТПУ, 2003. – 41 с.
Жадан В.А., Стукач В.С. Машины постоянного тока. Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Электрические машины». – Томск: Изд. ТПУ, 2003. – 43 с.
Электромеханические преобразователи энергии и трансформаторы. Лабораторный практикум. / А.И. Верхотуров, В.М. Игнатович, В.И. Попов, О.Л. Рапопорт, Т.В. Усачева; Томский политехнический университет.
· Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 152 с.
Дополнительная литература:
Тихомиров П.М. Расчет трансформаторов. Учебное пособие для вузов. 5-е изд., переработ. и доп.
· М.: Энергоатомиздат, 2009.- 528 с.
Расчет активной части и оценка эксплуатационных свойств силового трансформатора: учебное пособие / В.М. Игнатович, Т.В. Усачева; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.- 84с.
Проектирование электрических машин: учебник для вузов /И. П. Ко- пылов, Б. К. Клоков, В. П. Морозкин, Б. Ф. Токарев; Под ред. И. П. Копылова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 757 с.: ил.
Расчет короткозамкнутого асинхронного двигателя с всыпной обмоткой статора: учебное пособие / В.С. Баклин, В.В. Големгрейн, В.М. Игнатович, В.И. Попов; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.- 59с.
Игнатович В.М., Ройз Ш.С. Электрические машины и трансформаторы. Методические указания к изучению дисциплин «Электрические машины» и «Электромеханика».– Томск: Изд. ТПУ, 1999.- 20 с.
Верхотуров А.И., Големгрейн В.В., Игнатович В.М., Ройз Ш.С. Электрические машины и трансформаторы. Контрольные вопросы при защите лабораторных работ по дисциплине «Электромеханика». – Томск: Изд. ТПУ, 2005. – 25 с.
Трансформаторы. Задания в тестовой форме по дисциплине «Электрические машины»: Учебное пособие / В.М. Игнатович, Т.В. Усачева, Е.А. Муратова; Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2010. – 168с.
Асинхронные машины. Задания в тестовой форме по дисциплине «Электрические машины»: учебное пособие / В.М. Игнатович, Т.В. Усачева, Е.А. Муратова; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 114 с.
интернет ресурсы:
http://www.intuit.ru/ Национальный открытый университет (требует регистрации).
http://dic.academic.ru/ Ресурс «Академик»: словари и энциклопедии (не требует регистрации.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
подбирать по справочным материалам электрические машины для заданных
экспертная оценка выполнения самостоятельной работы, оценка в процессе выполнения (защиты) лабораторных работ
Знать:
технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин
экспертная оценка выполнения контрольных работ, оценка выполнения самостоятельной работы, оценка в процессе выполнения (защиты) лабораторных работ, проведение контрольно- ориентированных уроков
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315