Программа учебной дисциплины Электрические машины
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТРУБЧЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 15.02.07. «АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ»
2015 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 15.02.07. «Автоматизация технологических процессов и производств»
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Трубчевский политехнический техникум»
Разработчик:
Блахин В.И., председатель ц/к, преподаватель ГБОУ СПО «ТПТ»
Ф.И.О., учёная степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (ГАУДПО(ПК)С БИПКРО).
Заключение Экспертного совета № 1 от «30» августа 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации РАБЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электрические машины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 15.02.07. «Автоматизация технологических процессов и производств».
Программа учебной дисциплины может быть использована в среднем профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области автоматизации технологических процессов и производств.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОП.10
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
подбирать по справочным материалам электрические машины для заданных условий эксплуатации;
знать:
технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные работы
24
практические занятия
6
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
(если предусмотрено)
-
внеаудиторная самостоятельная работа
39
Итоговая аттестация в форме дифференциального зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электрические машины»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
2
1
Общие сведение об электрических машинах и трансформаторах. Основные законы электромеханики, на которых базируется теория электрических машин.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1
Раздел 1.
Трансформаторы
24
Тема 1.1. Силовые трансформаторы.
Содержание учебного материала
10
2
Назначение, область применения, принцип действия, устройство и классификация трансформаторов. Уравнение электродвижущих сил, магнитодвижущих сил, токов, потери и КПД трансформатора. Опыты холостого хода и короткого замыкания, изменение вторичного напряжения. Трехфазные трансформаторы, многообмоточные трансформаторы, автотрансформаторы, трансформаторы для блоков питания аппаратуры.
Лабораторная работа№1 «Исследование однофазного силового трансформатора»
2
Лабораторная работа№2 «Определение характеристик однофазного силового трансформатора»
2
Практическая работа № 1.
« Расчет и выбор силового трансформатора»
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя
8
Раздел 2.
Асинхронные машины
33
Тема 2.1
Трёхфазные асинхронные двигатели
Содержание учебного материала
12
2
Область применения асинхронных двигателей, принцип работы трехфазного двигателя, устройство, маркировка, основы теории, потери и КПД, электромагнитный момент. Пуск в ход асинхронного двигателя. Проблемы и способы пуска двигателей. Механическая характеристика асинхронного двигателя, ее изменение в зависимости от напряжения сети и активного сопротивления в цепи ротора. Рабочие характеристики асинхронного двигателя, пусковые свойства, регулирование скорости вращения.
Лабораторная работа№3
«Исследование трехфазного асинхронного двигателя.»
2
Лабораторная работа№4
Определение начал и концов обмотки статора трёхфазного асинхронного двигателя
2
Лабораторная работа№5
«Регулирование частоты вращения трехфазного асинхронного двигателя
2
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя
9
Тема 2.2
Однофазные асинхронные двигатели
Содержание учебного материала
2
2
Принцип работы однофазного асинхронного двигателя, пуск однофазного асинхронного двигателя. Конденсаторные асинхронные двигатели, однофазные асинхронные двигатели с экранированными полюсами. Включение трехфазного двигателя в однофазную сеть.
Лабораторная работа № 6
Исследование однофазного конденсаторного асинхронного двигателя.
2
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя
2
Раздел 3.
Синхронные машины
9
Тема.3.1.
Синхронные двигатели
Содержание учебного материала
4
3
Принцип действия, конструкция синхронного двигателя с электромагнитным возбуждением. Особенности запуска, потери и КПД, электромагнитный момент синхронного двигателя с электромагнитным возбуждением. Синхронные двигатели с постоянными магнитами. Синхронный реактивный двигатель, гистерезисный двигатель, шаговый двигатель.
Лабораторная работа №7
«Исследование синхронного реактивного двигателя».
2
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя
3
Раздел 4.
Машины постоянного тока
21
Тема 4.1
Коллекторные машины
Содержание учебного материала
8
2
Назначение, области применения, конструкция и принцип действия коллекторных машин. Обмотки машин постоянного тока. ЭДС обмотки якоря. Электромагнитный момент. Магнитное поле машины постоянного тока при холостом ходе и при нагрузке. Реакция якоря.
Коммутация в машинах постоянного тока. Способы улучшения коммутации. Характеристики генераторов при различных способах возбуждения. Основные уравнения двигателей. Характеристики двигателей. Способы пуска и регулирования частоты вращения двигателей постоянного тока. Универсальные коллекторные двигатели.
Лабораторная работа №8
«Исследование двигателя постоянного тока».
2
Лабораторная работа №9
«Регулирование частоты вращения двигателя постоянного тока»
2
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя
6
Тема.4.2
Безколлекторные машины
Содержание учебного материала
2
2
Назначение, области применения, конструкция и принцип действия безколлекторных машин постоянного тока. Датчик положения ротора, коммутатор обмоток.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя
1
Раздел 5.
Электропривод для систем автоматического управления
27
Тема 5.1.
Основы электропривода
Содержание учебного материала
4
3
Основные понятия об электроприводах, его элементы и классификация. Уравнение движения электропривода. Нагревание и номинальные режимы работы электродвигателей. Выбор электродвигателей.
Лабораторные работы
-
Практическая работа № 2
Выбор электродвигателя.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя
3
Тема 5.2.
Схемы типовых электроприводов
Содержание учебного материала
4
3
Схемы типового релейно-контактного и бесконтактного электропривода для двигателей постоянного и переменного тока. Общие сведения об электроприводах с частотным управлением.
Лабораторная работа №10
«Сборка и испытание схемы управления трёхфазным асинхронным двигателем с помощью магнитных пускателей».
2
Лабораторная работа №11
«Сборка и испытание схемы управления трёхфазным асинхронным двигателем с помощью реверсивного магнитного пускателя».
2
Лабораторная работа №12
«Сборка и испытание схемы управления трёхфазным асинхронным двигателем с автоматическими блокировками».
2
Практическая работа №3
«Выбор преобразователя частоты»
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: вычерчивание схем электроприводов.
6
Всего:
117
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии лаборатория «Электрические машины»
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Электрические машины»;
- образцы деталей электрических машин;
-лабораторные стенды, измерительные приборы.
Технические средства обучения:
ноутбук, проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. М.М. Кацман «Электрические машины» - М.: Академия. 2008 г.
2. М.М. Кацман «Электрические машины»-М.: Академия 2005 г.
Дополнительная литература:
1 М.М.. Кацман «Электронный привод» - М.: Академия2005г
Дополнительные источники:
1 М.М.. Кацман «Электронный привод» - М.: Академия2005г
Интернет ресурсы
1. Лекции по электрическим машинам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
подбирать по справочным материалам электрические машины для заданных условий эксплуатации;
Выполнение и защита лабораторных и практических работ.
знать:
технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин
Текущий контроль на занятиях, тестирование.
В результате обучения по данной программе на специальности 15.02.07. «Автоматизация технологических процессов и производств».
у студентов формируются общие и профессиональные компетенции.
Общие компетенции:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональные компетенции:
1. Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации.
2. Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления.
3. Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.
13PAGE 15
Утверждаю
зам. директора по УР
_____________О.В. Хохлова
от «27 » августа 2015г.
Рассмотрена и одобрена на заседании ц/к «Автоматизация технологических процессов и производств»
Протокол № 1
от «26» августа 2015 г.
Председатель ц/к ________Блахин В.И.
Рассмотрена и одобрена на заседании ц/к «Автоматизация технологических процессов и производств»
Протокол № 5
от «7» мая 2011 г.
Председатель ц/к _________Блахин В.И.
Рассмотрена и одобрена на заседании ц/к «Автоматизация технологических процессов и производств»
Протокол № 5
от «7» мая 2011 г.
Председатель ц/к _________Блахин В.И.
Рассмотрена и одобрена на заседании ц/к «Автоматизация технологических процессов и производств»
Протокол № 5
от «7» мая 2011 г.
Председатель ц/к _________Блахин В.И.
Рассмотрена и одобрена на заседании ц/к «Автоматизация технологических процессов и производств»
Протокол № 5
от «7» мая 2011 г.
Председатель ц/к _________Блахин В.И.
Заголовок 115