Доклад на тему: «О режиссуре нескучных самоподготовок в современной школе и премудростях социо-игрового стиля»
Подготовка домашних заданий определяется в педагогике как самостоятельная учебная деятельность учащихся по заданию учителя, в процессе которой школьники осмысляют, закрепляют приобретенные на уроке знания, умения, учатся применять их на практике. Самоподготовка в школе-интернате является одним из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. (сл.2)
Цель самоподготовки (сл. 3)
- формирование у учащихся навыков самостоятельной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний.
Задачи: (сл.4)
Образовательные:
- расширять, закреплять и систематизировать знания детей;
- тренировать школьников в применении полученных знаний на практике.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание, трудолюбие, ответственность, активность и инициативу.
- формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.
- учить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке, интернете.
Коррекционно - развивающие:
- развивать внимание, мышление, память и др. псих. процессы;
- совершенствовать навык разговорно-обиходной речи;
- развивать двигательную активность детей в ходе проведения физкультпауз для снятия мышечного утомления и напряжения.
Эффективность самоподготовки зависит от следующих условий: (сл.5)
Качество работы учителя. (Урок учителя должен быть проведен на высоком уровне, дети должны понимать материал, заданный на самоподготовку, т.к. должен быть разобранным на уроке).
Оптимальная дозировка домашнего задания. (Здесь важно договориться с учителями, особенно, с учителями-предметниками).
3. Связь: воспитатель – учитель.
Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на самоподготовку. Здесь же можно обсудить трудности, с которыми воспитанники встречаются при самостоятельной работе.
Для установления ежедневной связи в работе учителя и воспитателя в нашем классе практикуется ведение специальной тетради, в которой учитель записывает задания по каждому предмету, воспитатель - свои наблюдения о трудностях выполнения заданий отдельными учениками. Это очень важно в старших классах, где предметы ведут разные учителя. В младших же классах, в основном, учитель и воспитатель встречаются каждый день и напрямую могут обсудить текущие вопросы, но такая тетрадь тем не менее необходима.
4. Соблюдение санитарно- гигиенических требований:
Подготовка помещения (к началу самоподготовки класс должен быть хорошо проветренным, чистым, хорошо освещенным);
Перерыв между уроками и самоподготовкой не менее 1, 5 – 2 часа; самоподготовка должна проводится после активного отдыха детей на свежем воздухе.
Время на самоподготовку.
- начальные классы – до 1 часа
- средние классы – 1,5 часа
- 8-12 классы – 2-х часа и более
Я думаю, что некоторые колебания по времени в начальных классах зависят от успеваемости класса, трудоспособности детей.
Проведение физкультминуток:
В среднем она проводится на 20-й минуте. Если в классе обучаются дети с ослабленным здоровьем, то рекомендуется провести две физкультминутки.
В старших классах вместо физкультминутки - перерыв.
Физкультпауза может включать общеразвивающие упражнения, упражнения для коррекции осанки, упражнения для глаз, элементы психогимнастики, аутотренинг, но с обязательным включением до или после - двигательных упражнений и др.). В течение самоподготовки воспитатель обязан следить за правильной посадкой детей.
5. Качество работы воспитателя (воспитатель должен продумать, как на занятии будет организовано речевое общение детей, воспитатель должен продумать весь наглядный материал, дидактический материал, продумать с кем из ребят будет проводить индивидуальную работу и по каком предмету, чем занять ребят, которые раньше времени закончили подготовку, как организовать проверку устных и письменных заданий, как провести итог самоподготовки);6. Условия организации самоподготовки
Самоподготовка в интернате проводится систематически, в определенное время, под руководство воспитателя.
В начале учебного года напоминаю ребятам про памятки: «Памятку по организации рабочего места, “Памятки подготовки уроков”. Памятки должны быть не громоздкими, конкретными. (показ памяток)
Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности, выделяются основные структурные элементы: (сл.6)
-Организационный момент (подготовка оборудования и рабочего места).
-Вводная часть (психологический настрой), Инструктаж.
В начальных классах воспитатель в игровой форме нацеливает детей на выполнение домашнего задания. В старших классах ученики под руководством воспитателя определяют последовательность выполнения задания по предметам, то есть учатся планировать свою деятельность по этапам.
-Самостоятельная работа учащихся. Следует отметить, что она не должна носить коллективный характер. На этом этапе дети выполняют домашнее задание, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
При выполнении домашнего задания осуществляется и индивидуальная помощь ученикам. Формы помощи ученикам могут быть различны. У одного ребенка необходимо выяснить, все ли понятно в задании, помочь ему, другому - напомнить способ выполнения задания или последовательность учебных действий. Некоторым достаточно указать, что в работе имеется ошибка, или подсказать, в какой части работы следует самому найти ошибку и т. д. С более слабыми учениками возможно проведение индивидуальной работы, широкое использование наглядного материала.
Если большинство учащихся не справляется с домашним заданием, то воспитателю не следует проводить объяснение неусвоенного на уроке и таким образом превращать самоподготовку в урок. О возникших затруднениях необходимо сообщить учителю.
-Проверка. В младших классах осуществляется после каждого предмета. В старших классах можно использовать после выполнения всего задания. Можно использовать следующие приемы работы: взаимопроверка, фронтальная или выборочная проверки.
Следует иметь в виду, что в зависимости от индивидуальных возможностей, уровня знаний, темпа работы ученики заканчивают приготовление уроков в разное время. Поэтому воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы воспитанники, досрочно окончившие работу, не мешали остальным ученикам. Для этого заранее подбираю различные занимательные материалы, связанные с чтением, разгадыванием и рисованием. (показ псих. раскрасок)
-Рефлексия: анализ, самоанализ, самооценивание (при самооценивании ребенок должен знать, по каким параметрам оценивать свою деятельность).
- Подведение итога.
Необходимо отметить, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд.
Такая форма подведения итогов помогает мобилизовать большинство детей на занятия в начале самоподготовки и поддерживать дисциплину в течение всего времени.
По окончании самоподготовки школьники приводят в порядок свое рабочее место: подготавливают все необходимое для уроков на следующий день.
В своей работе я использую следующие технологии современной самоподготовки: (сл. 7)
Личностно ориентированные
Здоровьесберегающие
Информационно-коммуникативные
Технологии деловой игровыеПроектные технологии и др.
Я использую следующие нестандартные формы работы на самоподготовке с учащимся средних классов: (сл. 8)
в целях развития творческих способностей шк-в в 5, 6 классах использовала: самоподготовку – сказку, самоподготовку –сюрприз и др.;
в целях расширения кругозора шк-в в 7,8 классах использовала: «Что? Где? Когда?», самоподготовку –путешествие» и др.;
в целях стимулирования познавательного интереса в 8,9 классах использовала: «Брейн-ринг», «Умники и умницы»;
в целях развития нестандартных умений применяю в 10 кл.: решение тестов, разгадывание кроссвордов;
в целях развития навыков коммуникативного общения в 10 кл. использую элементы: «интервью», «взаимопроверки», взаимопомощи и др.
Нестандартная самоподготовка помогает организовать ситуации, в которых рассказываются положительные черты воспитанников в результате их самовоспитательного поиска. Т. е. самым главным остаётся реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Но стандарт самоподготовки всё же остаётся, т. к. он составляет непреходящую ценность: его надо знать, ему надо следовать, усиливая его новизной современных форм, методов и приёмов, использ. ИКТ. (показ)
Таким образом, самоподготовка, организованная воспитателем, способствует воспитанию у детей чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.
Своё выступление я бы хотела закончить стихотворением.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
КОУ ВО «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат IV вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на тему:
«О режиссуре нескучных самоподготовок в современной школе и премудростях
социо-игрового стиля»
Подготовила: Шилова Е. В.
2015 г.