«В деревне у бабушки и дедушки ».
Конспект непосредственно-образовательной логопедической деятельности
с использованием здоровьесберегающих технологий
для детей подготовительной группы
«В деревне у бабушки и дедушки ».
Учитель –логопед:
Попова Екатерина Николаевна
г. Горячий Ключ
Форма организации: - подгрупповая
Цель: уточнить правильную артикуляцию звуков «С» и «Ш». Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах, в предложениях и фразах.
Задачи
Коррекционно-развивающие:
Развивать физиологическое диафрагмальное дыхание.
Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
Совершенствовать динамическую организацию движений: точно и плавно воспроизводить серию движений, координировать движения артикуляционного аппарата и руки (артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики), умение точно воспроизводить и удерживать позы, преодолевать напряжённость и скованность движений.
Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность, умение плавно переключаться с одного движения на другое.
Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания.
Развивать речемыслительную деятельность.
Развивать психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление);
Развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.
Коррекционно-образовательные:
Формировать навык дифференциации звуков «С-Ш»
Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук.
Упражнять детей в различении понятий «Звук» и «Буква».
Продолжать учить определять место звука в слове, давать звуку характеристику по артикуляционным и акустическим характеристикам.
Формировать умение узнавать и различать слова, близкие по звуковому составу,
слоги со сходными звуками, воспроизводить слоговые ряды.
Формировать слуховой контроль за качеством собственного звукопроизношения.
Упражнять в правильной артикуляции без зрительного контроля. (отсутствие зеркал)
Формировать правильный темп и ритм речи.
Обогащать и уточнять словарь существительных.
Упражнять детей в произнесении чистоговорок с помощью мнемотаблиц.
Упражнять детей в умении конструировать буквы с помощью природного материала.
Нормализовывать мышечный тонус, улучшать психоэмоциональное состояние детей.
Воспитательные:
Воспитывать умение самостоятельно выполнять задания и доводить начатое дело до конца, воспитывать целенаправленность собственных действий и саморегуляцию, формировать положительную мотивацию к занятиям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается, готовность к совместной деятельности со сверстниками и умение выполнять как лидерские, так и исполнительские функции.
Здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики, логоритмика, «Су-джок терапия».
Предварительная работа: знакомство с акустическими и артикуляционными признаками звуков «С», «Ш», их постановка и автоматизация в слогах, словах, покрытие картонных карточек пластилином, логопедические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков «С-Ш», просмотр слайдов «Домашние животные и птицы», знакомство с мнемотаблицами, упражнения с шариком «Су-джок», знакомство с биоэнергопластическими упражнениями и их выполнение при помощи индивидуальных зеркал, игра «Поймай звук» (поток звуков, слоги), знакомство со схемами слова, понятиями «Буква», «Звук».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: карточки с изображением артикуляционных упражнений, конверты с мнемотаблицами, мяч, видеозапись, бусы золотого и синего цветов, веревочка, графическое изображение звуков «Ш», «С» (буквы Ш, С), карточки покрытые пластилином, фисташковая скорлупа, карточки с изображением предметов (мышка, каска, кашка, миска, маска, крыша, девочка), животных и птиц (собака, кошка, мышка, крыса, свинья, лошадь, индюшка, петушок), схемы слова, карточки-символы звуков С, Ш - насос и шар, снежинка и солнце, перечеркнутый колокольчик, синий кружок; схема положения губ и зубов, шарики «Су-джок», аудио запись лесного шума, посылка, банка с вишневым вареньем, крышки синего, красного, зеленого цветов, слайд шоу с загадками.
Ход:
1.Оргмомент.
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними, и не будем отвлекаться!
- Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
- Рассаживайтесь поудобнее. (Стулья – модули расставлены полукругом).
2. Сообщение темы занятия.
- Вчера вечером к нам в детский сад пришло видеописьмо из одной деревни от бабушки Шуры и дедушки Сани, адресовано оно вам. Давайте посмотрим на экран и внимательно послушаем.
-Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки.
Очень любим мы ребят, только нет своих внучат.
Стали мы совсем стары, нету сил, поверьте вы.
Плохо стали слышать мы, звуки путаем увы,
Перестали видеть тоже, кто же нам теперь поможет?
Помощи у вас мы просим, помогите нам
Выполнить заданья наши, нам не справиться никак,
Вас, конечно не оставим, мы поблагодарим
И вишневым вас вареньем точно угостим!
- Мы поможем старикам, выполним их просьбу, поиграем? (Конечно, поможем!)
-Ребята, скажите, как зовут бабушку? (Шура)
-Назовите первый звук в имени бабушки. (Ш-Ш-Ш), а как зовут дедушку? (Саня). Назовите первый звук в его имени? (С-С-С).
-Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки С-Ш.
- С чем можно сравнить звук «С»? (можно сравнить со свистом, с тем, как дует холодный ветерок, насос накачивает воздух и т. п.)
(на доску вывешивается картинка: насос)
- С чем можно сравнить звук «Ш»? (можно сравнить с шипением змеи, с теплым ветерком, со звуком, когда сдувается шарик и т. п.)
(на доску вывешивается картинка: шар)
- Чем похожи звуки «С» и «Ш»? (вывешивается схема артикуляции звуков)
(Это согласные звуки, они твердые и живут в синем замке, когда мы произносим их, горлышко не дрожит, это тихие звуки, глухие)
(на доску вывешиваются символы: синий кружок, белый кружок с перечеркнутым колокольчиком).
- Получается, что звуки «С-Ш» очень похожи? А чем же они отличаются?
(Когда произносим звук «С» - губы в «улыбочке», язычок упирается в нижние зубки, зубы вместе и дует холодная воздушная струйка)
(Когда произносим звук «Ш» - губы в «рупоре», язычок находится вверху в «чашечке», зубы отдельно, дует теплая воздушная струйка)
(на доску вывешиваются соответствующие символы: кружки со стрелками верх и вниз, солнышком, снежинкой, схемы положения губ: «Улыбка», «Рупор»; схемы положения зубов: вместе, отдельно).
- В молодости, дедушка с бабушкой были очень спортивными и любили делать гимнастику, давайте и мы с вами выполним гимнастику для язычка и рук. (Биоэнергопластика). (Логопед показывает соответствующую карточку и выполняет упражнения вместе с детьми без зеркал)
«Бегемот» - бегемот, бегемот – широко открыли рот
«Улыбочка» чтоб поднять всем настроенье – улыбнись друзьям скорее!
«Качели» На качелях я качаюсь вверх и вниз я поднимаюсь.
«Маляр» Мастер не жалея рук перекрасил все вокруг.
«Чашечка» Наливаю в чашку чаю и конечно выпиваю.
«Парус» Парус поднят высоко и видать нас далеко.
«Горка» Я на горку поднимаюсь, а потом опять спускаюсь.
«Грибок» Здесь грибочек, что за диво, шляпка, ножка, так красивы!
«Гармошка» Поиграй ка на гармошке, рассмеши меня немножко
«Лошадка» Скачем, скачем на лошадке, по дорожке очень гладкой.
«Вкусное варенье» Мы испачкались вареньем слижем язычком скорее.
- Был дедушка на базаре и купил себе живность. Да вот шел он через лес и растерял всех. Вы хотите отправиться в лес и помочь ему собрать животных и птиц? (Хотим!)
- А как мы сможем оказаться в лесу? (мы поедем на поезде, на велосипеде, на лыжах, полетим на самолете и т. д.)
- Согласна, а можно произнести волшебные слова и оказаться в лесу.
- Покружись, покружись и в лесу ты окажись. (Дети с логопедом произносят слова и кружатся).
Дыхательная гимнастика. Совершенствование физиологического диафрагмального дыхания.
- Вот мы с вами и в лесу (аудио запись шум леса).
Посмотрите, как ветер покачивает макушки деревьев, как будто лес дышит. Подул ветерок – вдох носом, затих ветерок – выдох ртом. Покажем, как лес дышит. Не забывайте, вдох – и животик становится как «шарик». Выдох – «шарик сдувается»
(медленный глубокий вдох носом и выдох ртом).
Психогимнастика
Ребята, покажите, какие в лесу большие деревья .
(Дети поднимают руки).
Подул теплый ветерок : Ш-Ш-Ш , зашелестели листочки.
(Дети быстро- быстро шевелят пальчиками)
Подул холодный ветер : С-С-С , закачались сосны
(Дети покачиваются и машут руками.)
Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки , ни ветки.
(Дети расслабляются)
Снова подул ветер.
(Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются)
Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
-Ребята, давайте вспомним, а как звуки дружить между собой? (Согласный дружит с гласным звуком). Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам и найти животных и птиц, которых потерял дедушка. (Дети встают каждый у своего места. Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.)
са ша са са шасо ша са ша шасу шу са ша сасы- ши ша ша саша са ша са сашо со ша са шашу су
- А вот и живность, которую растерял дедушка Саня.
- Животных и птиц, в названии, которых слышится звук «Ш» нужно прикрепить к символу «Шар», а животных, в названии которых слышится звук «С» прикрепить к символу «Насос». (собака, кошка, мышка, свинья, лошадь, крыса, индюшка, петушок).
(дети по очереди берут картинки, называют животных и птиц и крепят их на доске).
- Молодцы, чем мы помогли дедушке? (Мы собрали дом. животных и птиц)
- Нам пора возвращаться обратно, а для этого вспомним волшебные слова и повторим их за мной: Покружись, покружись в детский сад скорей вернись!
- Наши бабушка с дедушкой стали очень плохо слышать и перестали различать звуки «С» и «Ш». Давайте поможем им поймать нужный звук в слове.
Игра называется «Будь внимателен и поймай звук»
- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове слышится звук «С», поднимите руки вверх, если услышите звук «Ш». Кто хочет придумать свои слова со звуками «С» и «Ш»? (меняется ведущий).
Называются слова: мишка, маска, сын, сабля, машина, сапоги, Миша, Маша, соль, санки, шапка, автобус, шуба, стол, шашки, шишки.
Словообразование. Рифмовки-путаницы.
Бабушка начала путать и заменять одни звуки и слова на другие.
- Мы сможем исправить «путанные» звуки и слова на правильные? (Сможем).
(Логопед говорит предложения, а дети исправляют и вывешивают на доску картинки с изображением правильных ответов).
Кошка ловит «миску», Пожарный носит «кашку»,
Мама моет «мышку». Саша ела «каску»
На виду у детворы танцует Миша в «машке»
«Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске»
- Молодцы, справились!
- Присаживайтесь за столы.
Работа за столами.
- Ребята, наши дедушка с бабушкой совсем разучились отгадывать загадки.
- Чем мы сможем помочь дедушке с бабушкой? (Отгадаем загадки)
(Слайды с загадками)
Слайд № 1
- Правильно, это суп.
- Какой звук вы слышите в этом слове «С» или «Ш»? (В этом слове слышится звук «С»)
- Давайте попробуем определить место этого звука в слове.
- Перед вами лежат карточки – схемы, которые разделены на три части.
- Что обозначает первый квадратик схемы? (Звук находится вначале слова)
- Что обозначает второй квадратик схемы? (Звук находится в середине слова)
- Что обозначает третий, последний квадратик? (Звук находится в конце слова)
- Фишку какого цвета мы возьмем для обозначения звука «С»? (Для обозначения звука «С» нужно взять фишку синего цвета).
- Почему мы берем для обозначения звука «С» фишку синего цвета? (Потому что звук «С» твердый и согласный).
- Где же находится звук «С» в слове «СУП»? (Звук «С» в слове «СУП» находится в начале слова)
Слайд №2
- Правильно, это кошка.
- Какой звук вы слышите в этом слове «С» или «Ш»? (В этом слове слышится звук «Ш»)
- Давайте попробуем определить место этого звука в слове.
- Фишку какого цвета мы возьмем для обозначения звука «Ш»? (Для обозначения звука «Ш» нужно взять фишку синего цвета.
- Почему мы берем для обозначения звука «Ш» фишку синего цвета? (Потому что звук «Ш» твердый и согласный).
- Где же находится звук «Ш» в слове «КОШКА»? (Звук «Ш» в слове «КОШКА» находится в середине слова)
Слайд №3
- Правильно, это лес.
- Какой звук вы слышите в этом слове «С» или «Ш»? (В этом слове слышится звук «С»)
- Давайте попробуем определить место этого звука в слове.
- Где же находится звук «С» в слове «ЛЕС»? (Звук «С» в слове «ЛЕС» находится в середине слова)
Дети определяют место звука, выкладывают фишки на карточки в соответствующие места, рассказывают о том, куда положили фишку и почему.
- Молодцы ребята, и с этим заданием вы тоже справились и отгадали все загадки.
- Посмотрим, что нас ждет дальше!
Логоритмическое упражнение. Выполнение движений в соответствии с текстом.
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
- Молодцы, ребята!
- Ребята, я совсем забыла, для вас пришла посылка из деревни.
- А давайте-ка заглянем в посылку и посмотрим, что в ней.
- Посмотрите-ка это же любимые бусы бабушки Шуры. Она их рассыпала, а собрать не может.
- Чтобы помочь их собрать, надо назвать слова со звуками С и Ш.
- Возьмите себе по одной бусине, те ребята, у которых оказалась бусинка синего цвета- назовет слово со звуком «Ш» и нанижет ее на веревочку, а те у кого оказалась бусина золотого цвета назовут слово со звуком «С».
- Молодцы, ребята! Помогли бабушке собрать бусы.
- В посылке лежит еще что то. (Логопед заглядывает в посылку).
- Что бы это могло быть?
Произношение звуков [С-Ш] во фразовой речи, работа с мнемотаблицами
- Бабушка Шура и дедушка Саня приготовили для вас конверты с письмами, давайте их прочитаем. (дети открывают конверты с мнемотаблицами и по – очереди проговаривают чистоговорки).
- И с этим заданием мы справились.
-Бабушка Шура испекла для нас оладушки, возьмите пожалуйста в руки массажные шарики.
Самомассаж кистей рук с помощью шарика «Су-джок»
Вкусные оладьи бабушка пекла, (катание массажного шарика круговыми движениями)
Всех своих ребят кушать позвала:
Машу, Таню и Алешу,
Саню, Ваню и Антошу. (катание массажного шарика движениями вверх-вниз)
Все за стол садятся дружно, (сжимание и разжимание массажного шарика)
Ведь давно всем кушать нужно! (энергичные потряхивания кистями рук)
Оладушки вареньем смажем, (катание массажного шарика круговыми движениями)
Бабушке «спасибо» скажем! (сжимание и разжимание массажного шарика)
- Ребята, а вы любите получать подарки? (Любим).
- А какие подарки вам хотелось бы получить?
- Ребята, вы хотели бы сделать маленькие подарки для наших стариков, чтобы отправить их в деревню?
- Звуки С и Ш обозначаются буквами С и Ш, посмотрите вот эти буквы (Логопед вывешивает на доску буквы). Сейчас мы выложим буквы, которые обозначают звуки С и Ш на карточки с помощью природного материала.
- Вы догадались как он называется? (фисташковая скорлупа, скорлупа от фисташек)
- Каждая пара выбирает, какую букву она будет выкладывать с помощью скорлупы.
- Оксана и Глеб, какую буквы будете выкладывать вы? Какой звук она обозначает?
(Дети выкладывают буквы из фисташек на карточке покрытой пластилином)
Анализ работы (Какую букву выложили Лера с Игорем, какой звук она обозначает?)
- Какие замечательные буквы у вас получились! Теперь бабушка с дедушкой их ни за что не перепутают и очень обрадуются вашим подарочкам!
- Ребята, посмотрите пожалуйста на экран.
(Включается видео запись)
Дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки,
Спасибо вам друзья, постарались вы не зря,
Будем знать теперь про вас, есть помощники у нас.
В благодарность за подмогу, вас вареньем угостим
Ждем с бабулей к нам в деревню, поиграем, пошалим.
До свидания, дорогие вы наши!
Итог занятия. Рефлексия.
- А вот и вишневое варенье.
(Логопед достает из посылки банку с вишневым вареньем).
- Ребята, какие задания вам показались самыми трудными и сложными?
- Какие игры были самыми интересными и в них вам хотелось бы поиграть еще?
- Какие звуки мы с вами учились различать, не путать?
- Ну, а я думаю, что раз мы такие дружные, то еще не раз придем на помощь к тому, кто в ней нуждается.
- Мы с вами помогли бабушке Шуре и дедушке Сане и справились со всеми заданиями и сегодня вечером у нас состоится чаепитие.
15