Программа Программа духовно-нравственного воспитания 
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания
Медведева О.А.
Важное в статье
Предлагаем программу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, которая рассчитана на 5 лет. В статье рассмотрены направления программы, базовое содержание, виды деятельности и формы занятий.
Когда реализуете программу, обязательно получите согласие родителей на участие учеников в мероприятиях.
Повышение уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма россиян  главная воспитательная задача школы. Федеральный государственный стандарт основного общего образования устанавливает требования к личностным характеристикам выпускников  подростков нужно научить любить Отечество, знать русский и родной языки, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. 
Патриотизм  это нравственно-эмоциональная связь с Родиной. Мы считаем, что он идет рядом с православием, которое в истории и культуре России имеет ключевое значение. Воспитание национального чувства должно быть частью духовного воспитания. 
Предлагаем программу «Духовные ценности православной культуры как основа гражданско-патриотического образования гражданина Российской Федерации» (приложение 1). Цель  обеспечить образовательную деятельность методами и технологиями духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания на пути становления гармоничной личности и патриота своей страны. 
Этапы реализации программы  в приложении 2.
Программа:
ориентирует детей и родителей на сотрудничество с педагогами;
формирует общую культуру субъектов образовательной деятельности, их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие; 
создает основы для социальной успешности учеников;
развивает творческие способности подростков;
сохраняет и укрепляет духовное и физическое здоровье участников программы.
ДЛЯ СПРАВКИ
Управление и контроль за исполнением программы
Организационное управление обеспечивает целостность процесса реализации программы средствами методического и методологического обеспечения ее основных этапов. Включает: 
1. Общий контроль. Осуществляет директор центра образования № 26 (далее  ЦО) и Управляющий совет. 
2. Непосредственное управление. Организует администрация, которая создает организационные условия для реализации программы, корректирует их в соответствии с достигаемыми результатами, осуществляет нормативно-правовой контроль. 
3. Педагогическое управление. Выполняют учителя-энтузиасты, которые: планируют, обосновывают, ко- ординируют, структурируют и систематизируют деятельность всех участников реализации программы. 
Представители родительских комитетов, общественных организаций и депутатского корпуса принимают активное участие в организации и проведении различных мероприятий в рамках программы. 
Основные мероприятия программы
80процентов 
учеников Центра образования № 26 по выбору родителей изучают Основы православной культуры
Сентябрь. Праздник Знаний. Заседания круглого стола дискуссионного клуба «Диалог»: «Миграция в России: за и против, проблемы и решения», «Семейные ценности: выбор невесты», «Успех современного человека», «Современные СМИ  манипулятор сознания или средство культурного развития человеческой личности?», «Человек и система». 
Октябрь. День Покрова Пресвятой Богородицы. Посвящение в «галактята» (членство в детской организации «Юная Тула» и объединении «Школьная галактика» имени Н.И. Долгих). Школьный этап Общероссийской олимпиады по основам православной культуры. Международный день пожилых людей. Фестиваль национальных культур к Дню согласия и примирения. Музыкальный праздник «Осенние посиделки». День Учителя и школьного самоуправления. 
Ноябрь. День народного единства и иконы Казанской Богоматери. Тематическая неделя «Тульская игрушка». День Матери. Осенний бал. Урок милосердия и доброты, посвященный Всемирному дню детей. Месячник толерантности и культуры семейных отношений. 
Важно
Программа заняла первое место на областном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания» 
Декабрь. Лекции «Традиционные семейные ценности», «Трезвость  норма России». Беседа к Международному дню инвалидов. Посвящение в Юные леоновцы. Тематическая неделя «Тула  моя малая Родина». 
Январь. Рождественские утренники, выставки. Открытые уроки: «Рождество Христово. Дары волхвов», «Добрые уроки наставления». Встречи со священником. Фестиваль «Русская Зима». Вручение наград «Леоновская Слава». 
Февраль. «Профессии родного края». Встречи с тульскими мастерами-умельцами, знакомство с их ремеслами. Экскурсии: «Красавица-Зима», «Птицы зимой». Конкурс кормушек «Птичья столовая». День защитника Отечества. Уроки мужества. Лыжня России. 
Март. Конкурсы: «В начале было Слово», «Православная книга своими руками». Мамин праздник. «Калейдоскоп профессий». Музыкально-литературный час «Весна-красна». 
Справка
Пять заданий для мониторинга духовно-нравственного воспитания школьников приведены в приложение 3. 
Апрель. Пасхальные утренники. Дни: птиц, земли, детских объединений. Консультации «Роль семейных традиций в воспитании ребенка». 
Май. День славянской письменности и культуры. Акции: «Поезд Памяти», «Бессмертный полк», «Письмо солдату». Парад юнармейских отрядов. Неделя проектной деятельности «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться». 
Июнь. Выезды по местам духовной памяти. Праздник Детства. Работа детских летних лагерей и трудовых отрядов. 
Приложение 1
вернуться в текст >>скачать в формате pdf >>
Содержание программы
Основные направления программы
Базовое содержание
Виды деятельности и формы занятий
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 
Развитие представлений о политическом устройстве России. Глубокое понимание символики государства. Практико-ориентированные представления о правах и обязанностях гражданина РФ. Превращение интереса к общественным явлениям в гражданскую позицию. Утверждение отношения к русскому языку как к величайшей ценности, важнейшей части духовно-нравственного наследия. Развитие ценностного отношения к родной культуре. Углубление представлений о народах России, их общей исторической судьбе и единстве. Расширение представлений о народах ближнего зарубежья. Углубление знаний о национальных героях и важнейших событиях истории России. Развитие личной и коллективной социальной активности 
°Разработка и оформление стендов и презентаций. Исследовательская работа с последующими дискуссиями, краеведческая работа по выявлению и сохранению мест памяти. Знакомство с народными традициями и ремеслами, выявление их культурно- исторической основы и роли в современной жизни. Ознакомление с различными взглядами и традициями в контексте программы школы 
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Развитие способности к рефлексии и умение поддержать человека даже при осознании его неправоты. Способность критически оценить явления в социуме и качество информации. Развитие представлений о религиозной картине мира. Сознательное принятие бережного и гуманного отношения ко всему живому 
Сопоставление исторических этических норм с новыми. Ознакомление с деятельностью православных организаций (с разрешения родителей). Посильное участие в делах благотворительности. Расширение опыта взаимодействия в семье (открытые семейные праздники) 
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Соотнесение с профессиями и специальностями собственных интересов, склонностей, возможностей и жизненных перспектив. Усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда. Участие в коллективных делах. Безусловное уважение к любому честно трудящемуся человеку. Поощрение и поддержка самообразования 
Экскурсии. Встречи с профессионально успешными людьми. Проведение сюжетно-ролевых экономических игр. Проектная деятельность в рамках предмета «Технология». Деятельность школьных (центровых) производственных фирм и объединений 
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Осознание возникшего кризиса в отношениях человека и природы как одной из актуальнейших проблем человечества. Осознание противоречивой деятельности человека в отношении природы. Усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни 
Получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (высадка растений, очистка территорий от мусора, подкормка птиц, деятельность экологических патрулей). Усвоение принципов экологически грамотного поведения в природе 
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) 
Развитие представлений о душевной и физической красоте человека и о ее разрушительных возможностях. Формирование чувства прекрасного, освоение основ художественного наследия русской (православной) культурно-художественной и религиозно-художественной традиций. Поощрение и поддержка занятий подростков художественным творчеством в различных областях 
Исследование родного города. Организация лекций, экскурсий. Знакомство и сотрудничество с местными мастерами прикладного искусства. Вынесение результатов детского творчества в публичное пространство 
Приложение 2
вернуться в текст >>скачать в формате pdf >>
Этапы реализации программы
Содержание деятельности
Срок выполнения
Ответственные
1-й этап: организационно-установочный
Анкетирование базовых знаний педагогов по теме программы
Апрель  август 2016
Зам. директора ЦО, педагоги-психологи
Анализ кадрового, информационного и методического обеспечения программы
Апрель  август 2016
Зам. директора ЦО
Тренинг успешности и педагогической осознанности. Работа с сопротивлением
Апрель  август 2016
Педагоги-психологи
Разработка стратегического плана реализации программы
Апрель  август 2016
Зам. директора ЦО
Разработка рекомендаций, проведение консультаций для обеспечения реализации программы
Апрель  август 2016
Зам. директора по НМР
Разработка и утверждение программы развития кадрового потенциала центра образования в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования 
Апрель  август 2016
Зам. директора ЦО
Планирование индивидуальных и общецентровых проектов по теме программы
Апрель  август 2016
Зам. директора по НМР
Информационное и научно-методическое обеспечение программы
Апрель  август 2016
Зам. директора по НМР, педагоги
2-й этап: основной
Внедрение и апробация программы
Сентябрь 2016  январь 2021 года
Зам. директора ЦО, педагоги
Доработка программы на основе результатов ежегодного мониторинга участников
Август 2017, 2018, 2019, 2020 годов
Зам. директора ЦО, педагоги-психологи
Трансляция передового педагогического опыта по теме программы
Сентябрь 2016  январь 2021 года
Зам. директора ЦО, педагоги
Развитие олимпиадного и конкурсного движения воспитанников, обучающихся, родителей, педагогов. Проведение внутрицентровых конкурсов 
Сентябрь 2016  январь 2021 года
Зам. директора по НМР, заведующие межпредметными кафедрами, учителя-предметники, воспитатели, классные руководители 
Научно-практические семинары
2 раза в год
Зам. директора по НМР, заведующие межпредметными кафедрами
Мастер-классы для молодых педагогов и классных руководителей
5 раз в год
Зам. директора по НМР, заведующие межпредметными кафедрами
Отчеты по темам самообразования
5 раз в год
Заведующие межпредметными кафедрами
Поездки и экскурсии
2 раза в год
Воспитатели, классные руководители
3-й этап: завершающий
Мониторинговые исследования степени удовлетворенности результатами реализации программы
Февраль 2021  август 2021 года
Зам. директора ЦО, педагоги-психологи
Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов
Февраль 2021  август 2021 года
Зам. директора ЦО, педагоги-психологи
Транслирование опыта работы по теме программы
Февраль 2021  август 2021 года
Зам. директора ЦО, по НМР, заведующие межпредметными кафедрами, учителя-предметники, воспитатели, классные руководители 
Разработка и издание методического пособия «Духовные ценности православной культуры как основа нравственно-патриотического образования гражданина Российской Федерации» 
Февраль 2021  август 2021 года
Зам. директора ЦО, по НМР, заведующие межпредметными кафедрами, учителя-предметники, воспитатели, классные руководители 
Составление дальнейшего маршрута продвижения результатов работы и продуктов реализации программы 
Февраль 2021  август 2021 года
Зам. директора ЦО, по НМР, заведующие межпредметными кафедрами, учителя-предметники, воспитатели, классные руководители 
Приложение 3
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы  (сервис доступен на сайте e.klass-ruk.ru).  
Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615