Урок по русской литературе «Формирование умений строить схемы и таблицы»
Формирование умений строить
схемы и таблицы на уроках русской литературы
Бигужанова Д.Е., учитель русского языка и литературы
Реформой общеобразовательной школы предусматривается совершенствование форм, методов и средств обучения, в том числе и активное приобщение учащихся к исследовательской работе. Что нужно сегодняшнему старшекласснику? То, что требует самостоятельного размышления и приведёт к обобщению. Одним из приёмов, дающим возможность научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями, событиями произведения, систематизировать, обобщать, является применение схемы на уроках литературы.
Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.
Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения. Учителей – словесников все чаще беспокоит проблема сокращения часов, отведенных на литературу. Особенно эта проблема остро стоит в старших классах, где на объемные произведения отведено недостаточное количество часов.
Как решается эта проблема?
В специальной литературе немало публикуется материалов о формировании умения составлять конспект. Однако конспект не всегда оказывается лучшей формой записи, особенно при анализе художественного произведения. Оптимизировать ее. Сделать более содержательной могут схемы, таблицы. Основное значение графики в процессе изучения художественного материала можно определить в тесной связи логических и языковых средств, а также тем, что она способствует формированию и обеспечению вычленения главного.
Нельзя не заметить, что использование схем и таблиц не всеми приветствуется. Так, в своей статье «Словесность по стрелкам и порциям» И.Аркин пишет, что расшифровка схем, а тем более их создание на уроках, утомительна для ребят. Говорит о том, что «ученику нужна не сумма правил, а умение владеть языком». С этим не поспоришь. Но попробуем не согласиться с этой точкой зрения.
Опорный сигнал – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».
Цель этой технологии отвечает всем современным требованиям:
• Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
• Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
• Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
• Повышение интереса к изучаемому материалу.
Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
Ценность технологии заключается ещё и в следующем:
- лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);
- структурность (один блок содержит несколько тем одного произведения)
- удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);
- занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах .- цветовое оформление - важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.
Чтобы убедиться в положительном при работе со схемами, рассмотрим их использование на уроках.
Данный прием работы эффективно и достаточно долго используется мною в старших классах. Сразу оговорюсь, что созданию и умению расшифровывать схемы предшествует объяснение материала, чтение соответствующих параграфов учебника, обязательное чтение изучаемого художественного произведения.
Также работая со схемами, не забываю, что главное – текст, а схема (таблица) – помощник в исследовании проблемы.
При чтении схемы ученики не считывают бездумно сами схемы, а проговаривают каждое звено, приводя примеры ( а это уже элемент исследования).
На данном уроке больше внимания уделяется самостоятельному поиску учащихся.
На уроке поставлена проблема – проследить путь Гамлета.
Ставится вопрос, что могло подтолкнуть Гамлета на действие против короля Клавдия, кто занял бы трон и, как следствие, власть. Вариант очевиден – Гамлет. И учащиеся начинают осознавать, что на данный вопрос мы можем получить два ответа.
Гамлет, во-первых, действует из-за того. Что мстит за смерть отца, а, во-вторых. Он сам является прямым наследником трона.
Эти выводы становятся отправной точной в другом вопросе – как действует Гамлет? Для наглядности чертим прямую линию.
Гамлет – главное действующее лицо, Клавдий – конечная цель в действиях главного героя. Если Клавдий виновен в смерти короля, то тоже должен погибнуть. Все произведение – это поиск доказательств вины Клавдия.
ГамлетКлавдий
Схема строится с помощью работы учащихся, учитель направляет их работу. Прослеживается каждый шаг Гамлета, на схеме указываем имена героев, погибших от руки принца, сопровождая подробным пересказом текста.
Полоний Офелия Розенкранц Гильденстерн Гертруда ЛаэртГамлет Клавдий
Схема наглядно показала учащимся всю жестокость пути Гамлета. Приводит к одному из главных выводов произведения – каждое убийство влечет за собой новое убийство.
И уже, подсчитав жертвы, сделав выводы, ученики переходят к следующему этапу работы – исследованию проблемы – можно ли такому герою, как Гамлет (если бы он остался жив), доверить королевство. Ответ ожидаем – отрицательный.
Домашнее задание – сделать выводы по данной схеме.
Учащиеся сами подсказали способ изображения ответа на вопрос:
Гамлет = Клавдий
Прочитать можно так: «Гамлет, идя к своей цели, уподобился Клавдию, превратившись в такого же жестокого убийцу».
Рассмотрим отрывок урока по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Тема урока «Раскольников и его двойники».
ЛУЖИН
РАСКОЛЬНИКОВ
СВИДРИГАЙЛОВ
Экономическая теория (теория личного интереса) Теория: деление людей на «низших»(обыкновенны) и «право имеющих» необыкновенных Теория: единственное зло и сто добрых дел («единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша»)
Женился из-за долгов. Был зависим от жены.
завладел всем имуществом после ее смерти, средствами – разбогател
Взять в жены девушку из нищих, чтобы «властвовать и попрекать» О дочери хозяйки «Будь она горбатенькая или хромая полюбил бы больше…» Попытки завязать отношения с Авдотьей Романовной
Нравственная смерть Убил старуху-процентщицу, ее сестру
Взял деньги, вещи Подозревается в убийстве жены (Марфы Петровны)
Исцеление любовью (Сонечка – носитель нравственности и религиозности) Попытка очищения любовью (Авдотья Романовна)
«История постепенного обновления человека» Отказ героини привел к нравственному разложению
Физическая смерть
Повторю, что составление схем требует знания текста, также работает на закрепление изученного. Это большой материал для дальнейшей исследовательской работы учащихся.
Например, домашнее задание «Сделать описание схемы». Получаю ответ учащихся:
«Автор в своем романе окружает Раскольникова людьми, которые в своем сознании варьируют теми или иными теоретическими мыслями героя. Теория Лужина («экономическая правда») строилась на основе арифметических подсчетов. Лужин считает, что всегда первостепенна забота о собственном благополучии. Отвергает жертвенность для общего блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот». Но теория, доведшая его до нравственной смерти, так и остается на уровне рассуждения.
Свидригайлов полностью опровергает теорию Раскольникова своей судьбой. У Свидригайлова совесть загнана глубоко в подсознание. Совершив преступление (возможно, не одно), Наполеоном он не стал. Итог жизни Свидригайлова – это не только самоубийство, но и крушение теории Раскольникова» М.ЗацепинВ данном примере виден интерес учащегося к произведению, его умение прочитать схему, старание не упустить главное.
Таким образом, в формировании приемов работы со схемами и таблицами необходимо опираться на текст произведения, так как это способствует выработке компактного и емкого способа выражения основной мысли произведения.
Применение такой записи материала способствует лучшему его осмыслению учениками, а также расширяет представление у школьников о формах записи изучаемого материала.
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски. Использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
Использование опорных схем на уроках литературы помогает учащимся освоить навыки аналитической работы не только при изучении биографии поэта или писателя, но и при изучении творчества, развивает логическое мышление, помогает определить авторский замысел и высказать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения. Ученики научились работать с текстом (определять тему и идею произведения, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобрели умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль.