Урок по химии по теме Реакции замещения.(8 класс)


Конспект урока химии. 8 класс.Учитель химии МБОУ Воскресенская СОШ Абдуллаева Валентина Анатольевна Цели:Обучающие: научить составлять уравнения реакций замещения, формировать умения предсказывать продукты реакции, осуществлять на практике реакции замещения, дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде металлов.Развивающие: развивать умение описывать наблюдения и делать выводы, совершенствовать умение работать с лабораторным оборудованием и реактивами, развивать способность к самоконтролю.Воспитательные: продолжить формировать научное мировоззрение обучающихся, воспитание культуры общения через работу в парах, развитие пытливости и наблюдательности.Оборудование: пробирки, стеклянная пластинка, железный гвоздь, магний, цинк, медь, соляная кислота, хлорид железа (II), хлорид меди (II), инструкция по ТБ, инструктивная карта.Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: исследовательско – поисковый.ТЕМА: Реакции замещения.
I. Оргмомент. Целеполагание.Учитель: Изучению какой темы мы посвятили предыдущие уроки? (химические реакции и их типы).Сегодня мы продолжим разговор о химических реакциях. Для начала повторим некоторые сведения.- Что такое химическая реакция? (это процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие)- По каким признакам можно определить что прошла химическая реакция? (выпадение осадка, выделение газа, выделение или поглощение тепла, изменения цвета, появления запаха)- Назовите условия, необходимые для возникновения реакций (смешивание веществ, нагревание, растворение).- Какие типы химических реакций вы уже знаете? (соединение, разложение)Дайте определение: реакций соединения (это реакции, в результате которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество).реакций разложения (это реакции, при которых из одного сложного вещества образуются два и более новых простых или сложных вещества, но более простого состава).Ход урока:
Расставьте коэффициенты и укажите типы реакций:I вариант II вариант N2+ H2 NH3 + Q Li + O2 Li2O + QKClO3 KCl + O2 - Q Fe (OH)3 Fe2O3 + H2O - QCaCO3 CaO + CO2 -Q Na + Cl2 NaCl + Q(Обучающиеся обмениваются тетрадями, проверяют выполненное задание).Выполните задание (по вариантам)
II. Сегодня мы рассмотрим еще один тип реакций. Для этого проведем небольшой эксперимент. Возьмем магний и раствор соляной кислоты- Какие это вещества? (Mg – металл, простое; HCl –сложное вещество)- Как можно определить раствор кислоты? (при помощи индикатора, например лакмус станет красным)Наливаем в пробирку раствор соляной кислоты и добавляем две капли синего лакмуса (он краснеет). Опускаем в пробирку стружку магния- Что наблюдаете? (бурное выделение газа)- Попробуйте предположить какой это газ (водород).Да, действительно, это водород. Он легче воздуха. - Как его можно собрать? (в перевернутую вверх дном пробирку)(Один ученик трогает пробирку, она горячая)- Какая это реакция? (экзотермическая) Учитель собирает водород в сухую пробирку и подносит пробирку отверстием к пламени спиртовки, водород сгорает с характерным хлопком.Учитель: Этот звук говорит о том, что в пробирке смесь водорода с воздухом, называемая «гремучим газом», это взрывоопасная смесь. Чистый водород сгорает с легким щелчком. По правилам ТБ и ОТ при работе с водородом необходима проверка его на чистоту.Таким образом, в результате реакции взаимодействия раствора соляной кислоты и магния, образуется водород.- Какое это вещество по составу? (простое)- Как изменился цвет раствора в пробирке? (стал фиолетовым)- В каких растворах это происходит? (в нейтральных)- К какому выводу мы приходим? (в результате реакции образовалось новое вещество, соляной кислоты в пробирке нет). Учитель наносит пипеткой на предметное стекло две капли образовавшегося раствора.- Что наблюдаете на предметном стекле? (видны кристаллы соли, это хлорид магния)- Составьте уравнение этой химической реакции (Mg + 2HCl = H2 + MgCl2) простое сложное новое пр новое слж - Является ли эта реакция реакцией разложения? (Нет, в реакции разложения участвует одно сложное вещество)- Будет ли она реакцией соединения? (нет, так как образуется не одно новое вещество, а два)- Такая реакция относится к реакциям замещения. Составьте схему этой реакции ( C + AB = CB +A).- Попробуйте сформулировать определение реакции замещения (это реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе). III. Лабораторные опыты «Реакции замещения»
По ходу проведения работы учитель ведет фронтальную беседу:Опыт 1. -Что наблюдаете ( цинк взаимодействует с раствором соляной кислоты, выделяется водород)Опыт 2.-Что наблюдаете? (реакция не идет)-Все ли металлы способны вытеснять водород из растворов кислот? (нет).-Как вы думаете, можно ли спрогнозировать возможность протекания реакции между металлами и растворами кислот?Оказывается для решения этого вопроса можно воспользоваться рядом активности ( напряжения) металлов. (см. форзац учебника).- Слева или справа от водорода расположены металлы, которые вытеснили водород из раствора соляной кислоты? (левее водорода)- А где расположена медь, которая не вытеснила водород? (правее)- Формулируем первое правило работы с рядом активности металлов:Металлы, расположенные в ряду активности металлов, левее водорода (до водорода) способны вытеснять водород из растворов кислот. Металлы, расположенные правее водорода, не обладают способностью вытеснять водород из растворов кислот.- Скорость какой реакции больше – магния с раствором соляной кислоты или цинка? (магния)Посмотрите, где в ряду активности расположены эти металлы (магний левее цинка). Ряд активности металлов назван так, потому что металлы расположены в нем по убыванию их химической активности. Опыт 3, 4- В каком из опытов мы можем утверждать, что химическая реакция произошла и почему? (в третьем, выделилась медь)- Как вы думаете, почему невозможна реакция взаимодействия меди и раствора хлорида железа (II)? (Медь менее активна, чем железо и не может вытеснить его из раствора соли)Это второе правило работы с рядом активности металлов: металл, стоящий в ряду активности левее, способен вытеснять из раствора соли металл, которые стоит правее.- Возможна ли реакция между цинком и раствором сульфата меди (II)? (Да, т.к. цинк активнее меди и вытеснит ее из раствора соли)Запишите уравнение этой реакции и определите тип (Zn + CuSO4 = Cu + ZnSO4 , замещение). Раз – подняться, подтянуться,Два – согнуться, разогнуться,Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка,На четыре – ноги шире,Пять – руками помахать,Шесть – за стол тихо сесть.IV. Физминутка.
Обучающиеся под руководством учителя выполняют задания. Задание 1. Дать определение реакциям замещения и привести общую схему.Задание 2. Восстановить пропущенные записи и определить типы реакции:? + H2SO4 ZnSO4 + H2 Ca +2HCl ? + H2 2Na + ? 2NaClЗадание 3. Дописать уравнения возможных реакций, расставить коэффициенты и определить тип реакции:Al + Fe2O3 После выполнения проверка с доски:Fe(NO3)3 + Hg 2Al + Fe2O3 = Al2O3 + 2FeAl + H2SO4 (р-р) 2Al + 3 H2SO4 (р-р) = Al2(SO4)3 + 3FeCuO + H2 CuO + H2 = H2O +CuAg + H2SO4 (р-р) V. Закрепление изученного материала.
1. Реакции замещения – это такие реакции в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в ложном веществе.2. Для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами следует обращаться к ряду активности (напряжений) металлов.Домашнее задание.1 уровень: п. 27, №32 уровень: п. 27, №3, привести 2 примера реакций замещения.VI. Подведение итогов урока