Понятие о методах воспитания. Метод, прием и средства воспитания. Классификация методов воспитания
Тема:
« Понятие о методах воспитания. Метод, прием и средства воспитания. Классификация методов воспитания»
Реферат подготовил: Иванова Светлана Михайловна
Должность: Учитель начальных классов
Место работы: ГБОУ школа № 580
22 января 2016 г.
г. Санкт-Петербург,
Российская Федерация
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………..1
Метод, прием и средства воспитания………...2
Классификация методов воспитания…………
3.1.Методы формирования сознания…………3-6
3.2.Методы организации деятельности………6-10
3.3.Методы стимулирования………………….11-14
Заключение……………………………………..15
Литература……………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Воспитание – это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, оно является важной частью педагогического процесса.
Воспитание опирается па выработанное человечеством отношение к труду, людям, самому себе, природе и обществу. Воспитание — это вид деятельности, имеющей цель, средства, формы. По своей сути она совместная, субъект-субъектная, взаимообусловленная: воспитатель влияет на воспитуемого разными средствами, воспитанник их преломляет на основе своего опыта, принимает цели, поставленные взрослым. Воспитание обладает рядом особенностей: целенаправленностью, взаимообусловленностью, многофакторностью, прогностичностью, непрерывностью, неоднозначностью результатов, комплексностью. На воспитание влияет множество факторов, которые традиционно делятся на объективные и субъективные.
К объективным относятся социальные условия жизни, культурные традиции семьи, семейные факторы (полноценность, образование родителей, многопоколенность, наличие работы), экономические.
Субъективные определяются биологическими особенностями личности, особенностями деятельности — учебной, самовоспитанием, состоянием психического здоровья, ценностными ориентациями, принадлежностью к определенной малой группе, эффектом от разных воздействий и др.
Воспитание обладает комплексностью и состоит из таких частей: умственное, нравственное, физическое, трудовое, правовое, экологическое, гражданское воспитание.
Умственное воспитание представляет собой часть общего. Оно направлено на развитие эрудиции и потребность в ней. Содержанием нравственного воспитания служит формирование нравственных идеалов, норм, оценок, развитие нравственных убеждений, чувств, формирование опыта нравственного поведения. В трудовое воспитание входит формирование знаний о труде, опыта общественно полезной трудовой деятельности, мотивации хорошо трудиться. Физическое воспитание составляет развитие потребности и позитивного отношения к здоровому образу жизни, формирование знаний о нем, а также физическое развитие личности. Кроме этого в воспитание входят духовные, мировоззренческие, ценностные представления. Результатом его выступает воспитанность, критерии которой -реальное поведение, речевое общение, взаимоотношения с окружающими, система ценностей конкретного человека.
-1-
2.Метод, прием и средства воспитания
Методы воспитания применительно к школьной практике – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Сколько же их? Столько, сколько может использовать воспитатель, сотрудничая со своими питомцами, опираясь на их силы, возможности и желания. Практика воспитания использует, прежде всего, те пути, которыми шли прежние поколения. Однако во многих случаях они могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача искать новые пути, которые бы максимально соответствовали конкретным условиям воспитания, позволяли быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства.
Приемы воспитания – часть общего метода, отдельные действия, приносящие конкретное улучшение. Образно говоря, приемы – это тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться другие, они могут постепенно превратиться в широкие пути – методы. Такова связь методов и приемов воспитания.
Выделяются и средства воспитания. Если прием – единичное воздействие, то средство есть совокупность приемов; это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в нем – это приемы. Слово (в широком понимании) – средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели.
Модификаций методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация, т.е. выстроенная по определенному признаку система. Опираясь на нее, педагог ясно представляет себе назначение, характерные признаки методов воспитания в целом. Таким образом, методы воспитания – это пути достижения цели. Их много. По характеру выделяются методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.
-2-
Классификация методов воспитания
3.1. Методы формирования сознания
Из общей структуры воспитательного процесса вытекает, что первым этапом правильно организованного воспитания является знание воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы. Трудно воспитать какое-либо качество, не добившись понимания этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы формирования сознания личности. Они очень важны для успешного прохождения и следующего этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличными к педагогическому воздействию, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались методами убеждения. Не столько знания, сколько убеждения стимулируют поступки школьников, значит, не столько понятия и суждения, сколько уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Убеждение достигается с помощью различных методов. В начальной школе прошлого широко применялись назидательные истории, притчи, басни, другие непрямые и образные способы сообщения воспитанникам необходимых знаний. Выводы (мораль) делали сами дети. К сожалению, мы почти полностью отказались от этих прекрасных методов, заменив их плоскими атрибутами морализирования. Эффективность их низкая; поэтому учителя все больше включают в свой арсенал библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К.Д. Ушинского и Л.H. Толстого, рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи. Сильнодействующий метод убеждения – пример. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы имеют свою специфику и область применения, требуют высокой квалификации, используются в комплексе с другими.
Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий нравственного содержания. Воздействуя на чувства, он помогает воспитанникам усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, раскрывает содержание нравственных понятий, вызывает у них положительное отношение к своим поступкам, благотворно влияет на поведение. Рассказ на этическую тему служит источником знаний, обогащает нравственный опыт личности опытом других людей, выполняет функцию положительного примера в воспитании.
Эффективность его достигается при следующих условиях:
• рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников, быть кратким, эмоциональным, доступным, вызывать сопереживание у детей;
-3-
• сопровождаться иллюстрациями: произведениями живописи, художественными фотографиями, изделиями народных умельцев; хорошо подобранный музыкальный аккомпанемент тоже усиливает восприятие;
• большое значение для восприятия этического рассказа имеет обстановка. Эмоциональное воздействие ее должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. В арсенале педагогических средств для этого – походный костер, автобусное путешествие, неубранное поле, уютная комната, площадь большого города, весенний сад;
• рассказ производит должное впечатление, когда ведется профессионально; неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех;
• рассказ обязательно должен сопереживаться слушателями. Важно, чтобы впечатления от него не стирались тут же. Нередко воспитательное его значение сильно снижается из-за того, что дети сразу переходят к делу, отличному и по содержанию, настроению, например к спортивному соревнованию.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на группу воспитанников или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «поступать нужно так», «все так делают» и т.п. Но уместны они только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Там, где речь идет об очевидных нормах поведения, типа: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т.д., они излишни. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или правило поведения; б) выработать правильное отношение воспитанников к совершенному ими поступку.
Разъяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое восприятие школьником слов учителя, и все же, воздействуя на психику, оно обретает свою значимость. Педагог использует внушение в тех случаях, когда хочет, чтобы воспитанник принял ту или иную установку, использует его для усиления других методов воспитания.
В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие их почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Увещевая, он проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Многое здесь зависит от авторитета воспитателя, его нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и дел. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства и чести создают предпосылки для почти безотказного воздействия увещевания даже в очень сложных ситуациях.
Увещевание иногда имеет место для возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками. В таких случаях необходимо показать сущность негативного поступка и его последствий, создать стимул, положительно влияющий на поведение, указать пути к исправлению. Нередко негативное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности. Увещевание в данном случае идет рука об руку с разъяснением и внушением, чтобы воспитанник осознал свои ошибки и больше не делал их.
-4-
Предостережение. При неквалифицированном применении или безразличном отношении к детям даже такие высокогуманные методы, как рассказ, разъяснение, увещевание, внушение, могут принимать форму нотаций. Тогда они никогда не достигнут цели, скорее вызовут противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Это означает, что сам по себе любой метод нейтрален, главное – кто и как его применяет.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель ее – упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы этических взглядов и убеждений.
В большинстве случаев поводом для этической беседы становятся конкретные факты, события, поступки детей. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», т.е. сразу после события или несколько позже, когда дети осмыслят и поймут его.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда условий.
• Важно, чтобы беседа приобрела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Воспитатель будет стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
• Не допускайте, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Дайте детям возможность говорить то, что они думают, учите их с уважением относиться к мнению других, терпеливо и аргументированно вырабатывайте правильную точку зрения.
• Не допускайте, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения позволяют направить беседу так, чтобы дети сами пришли к правильному выводу. Многое зависит от того, теплой ли будет беседа, раскроют ли в ней дети свою душу.
• Материал для беседы должен быть близок их эмоциональному опыту. Нельзя требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов, в которых за основу берутся факты и явления, связанные с непонятными или чуждыми им событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт результат будет успешным.
• В ходе беседы важно выявить и сопоставить мнение всех и каждого с точки зрения объективности, справедливости, культуры общения.
• Смысл руководства этической беседой в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Если воспитатель сумеет посмотреть на то или иное событие или поступок глазами воспитанника, он поймет его чувства.
Ошибочно думать, будто беседа – спонтанный метод. Знающие свое дело воспитатели проводят ее не часто, но готовятся основательно. В школе первой ступени этическая беседа обычно развивается индуктивным путем – от анализа конкретных фактов и их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
-5-
Высокого профессионализма требуют индивидуальные беседы с провинившимися. Важно, чтобы в этот момент не возник психологический барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинств, объяснить ему, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии. Воспитанник лишь тогда откликнется на призыв воспитателя, когда почувствует, что обсуждаемый вопрос действительно беспокоит его наставника, что он хочет помочь. Если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе задушевный характер, можно рассчитывать на успех.
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Он дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, – говорил римский философ Сенека, – краток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают прежде всего родителей, воспитателей, друзей. Однако большую воспитательную силу имеют герои книг, фильмов, исторические деятели, выдающиеся ученые. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей, дети овладевают социальным и нравственным опытом. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребенка, очень важно окружить его положительными примерами для подражания.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать верные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример поможет удержать воспитанника от аналогичного поступка.
Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия личного примера наставника увеличивается, если он не изменяет своих мнений, если воспитанники видят, что между словом и делом их наставника нет расхождений, а к ним он относится ровно и доброжелательно.
3.2.Методы организации деятельности
Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия и убеждения, а конкретные дела и поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса (рис. 1). Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять ею педагоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на части – конкретные действия и поступки.
-6-
Рис. 1. Система методов воспитания
Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. Нельзя научить ребенка писать, лишь рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной, целенаправленной деятельности. Сущность упражнения состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат – устойчивые качества личности, навыки и привычки, которым принадлежит важная роль.
Эффективность упражнений зависит от следующих условий: 1) их системы; 2) содержания; 3) доступности и посильности; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных
форм; 10) мотивации и стимулирования. Между такими факторами, как частота, объем упражнений, и достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью. Эта зависимость корректируется личностными особенностями. Число упражнений, которые должны выполнять разные ученики для выработки качеств на одном и том же уровне, не совпадает: там, где одним достаточно нескольких упражнений, другим нужны десятки и даже сотни попыток. Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки, тем чаще их нужно повторять для того, чтобы не забыть. Для выработки даже такого простого навыка, как завязывание шнурков
-7-
на ботинках, детям нужно их завязать в среднем около сотни раз. Что же говорить о числе упражнений для формирования сложных нравственных качеств.
Планируя систему упражнений, воспитатель должен хорошо продумать, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекватность упражнений запроектированному поведению – еще одно важное условие эффективности этого метода. Воспитание вырабатывает жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни. В первую очередь используются упражнения для выработки общечеловеческих нравственных качеств.
Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки (К.Д. Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
Непременное условие эффективности упражнений – создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений. Для воспитания культуры поведения у младших школьников можно использовать ориентировочный план прогрессивных упражнений (табл. 1).
Примерный план упражнений Таблица 1
Неправильно думать, будто в гуманном воспитании не применяются более решительные методы формирования поведения. Применяются, и довольно жесткие, но, опять же, все зависит от того, какие требования предъявляются. Требование – метод воспитания, с помощью которого стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника. По форме различаются прямые и косвенные требования. Для прямых характерны определенность, конкретность, точность формулировок, не допускающих двух различных толкований. Для косвенных (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) стимулом действия становится не столько
-8-
само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются:
Требование-совет – апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, если воспитанник видит в своем наставнике более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
Требование-игра используется в самых разнообразных ситуациях. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая хороший уровень педагогического мастерства.
Среди косвенных выделяется требование доверием. Когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон. В ряде случаев эффективным оказывается требование-просьба. Оно основывается на товарищеских отношениях между педагогами и воспитанниками. Это форма проявления сотрудничества, взаимного уважения.
Одним из главных условий эффективности данного метода является чувство меры. К.Д. Ушинский писал: «Приучайте дитя сначала повиноваться 2–3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Коли же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться…»
Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко это сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все авторитарные системы воспитания. Использование метода приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежное в этом методе, направлено на благо самого человека и только этим может быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека, требует по возможности смягчения его, использования в комплексе с другими, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра – влияние действенное и гуманное.
Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Условия правильного применения его следующие.
• Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников. Если воспитатель плохо понимает, для чего он стремится прививать те или иные качества, будут ли они полезны человеку в жизни, если его воспитанники не видят смысла в тех или иных действиях, приучение возможно лишь на основе беспрекословного повиновения. Результата не будет, пока ребенок не поймет, что это ему необходимо.
-9-
• Приучая, четко и ясно формулируйте правило, но не давайте указаний типа: «будь вежлив», «люби свою родину». Лучше сказать: «Чтобы твоя улыбка была неотразимой – почисти зубы»; «У неряхи нет будущего: грязные уши отпугивают людей»; «Приветствуй соседа – и он будет вежлив с тобой».
• На каждый отрезок времени выделите оптимальный объем действий, посильных для воспитанников. Для выработки привычки необходимо время, торопливость не приближает, а отдаляет цель. Вначале позаботьтесь о точности выполнения действий и лишь затем – о быстроте.
• Показывайте, как выполняются действия, какие дают результаты. Сравните грязные и вычищенные ботинки, отутюженные и мятые брюки, но так, чтобы это вызвало отклик в душе воспитанника, заставило его устыдиться своей неряшливости, вызвало желание избавиться от нее.
• Используйте последовательно-параллельную схему приучений. Если воспитывать качества личности последовательно, на это уйдет много времени, но нельзя параллельно формировать все качества. Определите, какие качества органично сочетаются между собой, облегчают воспитание новых нужных черт.
• Приучение требует благожелательного, заинтересованного, но неослабного и строгого контроля, который обязательно должен сочетаться с самоконтролем.
• Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме. Ребенок при этом добровольно выполняет определенные правила поведения, даже если: а) цель деятельности недостаточно привлекательна для него; б) процесс достижения ее скучный, однообразный, сопряжен с неприятными ощущениями.
Хорошие результаты дает метод поручений – с его помощью детей приучают к положительным поступкам: посетить больного товарища, помочь ему в учении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т.д. Поручения даются и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным детям, например, поручают выполнить задание, требующее точности и пунктуальности, и т.п. Не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения.
Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций. Выделим два момента, обязательных для успешного их применения:
• Ситуации не надуманны. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама она должна быть естественной. Школьная жизнь преподносит их на каждом шагу.
• Ситуации неожиданны. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к ней, а если она для него неожиданна, в большинстве случаев соглашается с учителем. Нарушителей разоружают великодушие, доброта, но при одном важном условии: они должны быть поняты именно как гуманные действия, а не как проявление слабости, неуверенности. В отдельных случаях оправдывает себя невмешательство воспитателя в развитие ситуации.
Рассматриваемый метод тесно связан со всеми другими методами воспитания.
-10-
3.3.Методы стимулирования
С древних времен известны такие методы стимулирования, как поощрение и наказание. Педагогика XX в. обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования – соревнование. В последние десятилетия к этим традиционным рычагам добавился еще один – субъективно-прагматический.
Поощрение – положительная оценка действий воспитанников, закрепляющая их навыки и привычки. Поощрение, основанное на возбуждении положительных эмоций, вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды его весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.
Одобрение – простейший вид поощрения, которое воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями, родителями. Это говорит о внимательном отношении к успехам и неудачам воспитанников, вселяет уверенность в них, вызывает чувство собственного достоинства.
Поощрения более высокого уровня – благодарности, награждения и т.д. – вызывают и поддерживают положительные эмоции, дают воспитанникам устойчивые стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но свидетельствуют о достижении более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.
Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Длительный опыт использования его показывает, что неразумное или избыточное поощрение приносит вред воспитанию. Следует учитывать психологическую сторону поощрения и его последствия.
• Поощряя, воспитатель будет стремиться к тому, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.
• Поощрение не противопоставит воспитанника остальным детям, поэтому его заслуживают не только добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился, показывая пример честного отношения к делу. Поощряйте всех, кто проявлял высокие нравственные качества – трудолюбие, ответственность, отзывчивость, кто помогал другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов.
• Применяя поощрение, отмеряйте – кому, сколько и за что. Тогда оно будет соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям. Неумеренная похвала приводит к зазнайству.
• Поощрение требует личностного подхода. Важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, будет избавляться от недостатков.
-11-
• Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании – справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь со всеми воспитанниками.
Соревнование. Присмотритесь к детям. Как только они собираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения – кто есть кто. Им в высшей степени присуще стремление к соперничеству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека, которую он реализует, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты его на длительное время закрепляют статус ребенка в коллективе.
Соревнование – это метод направления естественной потребности на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста, прилагают больше усилий. Организация соревнования – трудное дело, требующее знания психологии детей, соблюдения ряда важных условий и требований, но она же – основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения его, подведения итогов и награждения победителей. Правила соревнования нужно сделать увлекательными, но конкретными, чтобы результаты можно было сравнить. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для участников, механизм подведения итогов и определения победителей – наглядным. Классическим видом являются соревнования за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета.
Гуманистическая педагогика не отрицает и наказаний, но требует изменения их меры, характера, способа. По этому вопросу ведутся длительные и бесплодные дискуссии. Некоторые педагоги требуют полной отмены наказаний, большинство – за умеренность. Именно сила и интенсивность наказаний считаются критерием гуманизации воспитательной системы.
Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины воспитанника перед собой и другими людьми. Как и все методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние. Известны наказания, связанные: 1) с наложением дополнительных обязанностей; 2) лишением или ограничением определенных прав; 3) выражением морального порицания, осуждения. В нынешней школе практикуются неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, взыскание.
Среди условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие.
• Сила наказания увеличивается, если оно исходит от авторитетного для ученика человека. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудил не только воспитатель, но и его ближайшие товарищи, друзья. Поэтому воспитатель опирается на общественное мнение.
• Не рекомендуется применять наказания для всего класса.
• Если решение о наказании принято, нарушитель должен быть наказан.
-12-
• Наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, с учеником сохраняют нормальные отношения.
• Наказывая, воспитатель, ни при каких обстоятельствах не должен оскорблять воспитанника. Наказываем не по личной неприязни, а по необходимости. Формула «проступок – наказание» должна соблюдаться неукоснительно.
• При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества.
• Основа для применения метода наказания – конфликтная ситуация. Но не всякие отклонения от нормы приводят к конфликтам и далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в этом вопросе, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, побудивших ребенка его совершить, наказание может быть очень различным – от самого легкого до самого сурового.
• Наказание – сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не следует торопиться, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, нет полной уверенности в справедливости и пользе наказания.
• Не следует превращать наказание в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что оступившегося наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.
• Личностная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема: если педагог руководствуется индивидуальным подходом, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он его отвергает, то видит лишь проступок, но не школьника, его совершившего. Надо объяснить свою позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему он поступает так или иначе; надо узнать, какую позицию они разделяют.
• Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, понимания того, что одними наказаниями делу не поможешь.
Субъективно-прагматический метод основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно. Развитие общественных и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу, заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах приобретает все более утилитарный характер и подчинено по сути одной цели – найти по окончании учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию.
Педагоги используют напряженную общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях.
-13-
Они прежде всего подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что невоспитанные, необразованные люди
имеют мало шансов занять хорошие должности, оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных работах, первыми пополняют ряды безработных. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направленность; воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы, что большинство предприятий в ряде стран сделало обязательным условием для поступления на работу или учебу.
Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие: 1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон; 2) личные карточки самосовершенствования (программы самовоспитания), которые составляются воспитателями и родителями; 3) дифференцированные группы по интересам, которые делаются платными для усиления личной заинтересованности, а также так называемые «группы риска» из детей, склонных к правонарушениям, с которыми ведется профилактическая работа; 4) мониторинг, т.е. наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника с помощью новейших технических средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять «сценарии судьбы» при той или иной направленности воспитания, развития тех или иных качеств личности; 5) тесты воспитанности, социальной зрелости, гражданственности, «наложенные» на постоянно проводящиеся игры, соревнования, конкурсы; 6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания – денежные компенсации за неправильное поведение, лишение прав и свобод, привилегий и т.д.
Этот метод пока мало используется в практике отечественной школы, но, судя по набирающим силу тенденциям социального и экономического развития, он – дело завтрашнего дня.
-14-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методы формирования сознания личности играют в гуманистическом воспитании важную роль. К ним относятся: рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, пример. Эффективность методов воспитания зависит от того, как они применяются, насколько сам воспитатель придает им гуманистическую направленность.
Методы формирования поведения личности также необходимы для воспитания. Они стоят в центре воспитательного процесса. Сюда относим упражнение, требование, приучение, метод воспитывающих ситуаций.
Без методов стимулирования нормальное развитие воспитательного процесса невозможно. Практика современной начальной школы использует в этом плане поощрение, наказание, соревнование, субъективно-прагматический метод.
Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.
Методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Такое сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации. Например, в рамках воспитательной работы родителей, членов трудового (ученического, студенческого) коллектива и в ходе воспитательной деятельности профессионалов в специальных учреждениях.
5.ЛИТЕРАТУРА
Подгласый И.П. Педагогика начальной школы. Учебник. М., 2008.
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону, 2010.
Казанская В. Г.. Психология и педагогика. Краткий курс. — СПб.: Питер. — 240 е.: ил. — (Серия «Краткий курс»)., 2008