Серебряный век. Электронное пособие для учителя и учащихся старших классов


Электронное пособие по литературе для учителей и учащихся старших классов МОУ «Лицей №55» г. Пенза 2010г Предисловие от авторов. Данное электронное пособие предлагает учителям, учащимся авторскую разработку одной из сложных тем русской литературы «Серебряный век в русской литературе».Основой пособия является теоретический материал, сопровождающийся заданиями к каждому разделу.Раздел «Это интересно» вызывает интерес к родной литературе и стимулирует обращение к материалам пособия.В разделе «Исследовательская деятельность учащихся» представлена разработка темы «Русская природа в лирике Сергея Есенина»Итогом изучения темы является тест «Проверь свои знания». Состав и структура образовательного пособия. В состав образовательного пособия вошли обучающие, справочные и иллюстративные материалы по следующим разделам:Понятие «Серебряный век» русской поэзии.Поэтические направления Серебряного векаТворческие заданияРаздел «Это интересно»Проверь свои знанияИсследовательская работа учащихся Листва закипает, как наши двадцатые,Когда Маяковский с Асеевым в дружествеПисали стихи о любви и о мужестве,Неугомонные и угловатые;Когда Пастернак в бормотанье восторженном,Стремительном, миротворяще-встревоженном,Слагал свои строки и тут же выбрасывал,Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым;Когда над Есениным рдяными краскамиПылали все зори рязанские истово,И Хлебников числа свои перелистывалИ впроголодь пел, детворою обласканный.Листва закипает, как годы начальные,Уже отдаленные дымкой забвения,И новые к жизни идут поколения,Но листья кипят, будто годы те дальные,Те годы начальные, годы двадцатые:Мы нищие были, мы были богатые.Лев Озеров, "Двадцатые" Понятие «Серебряный век» Модернизм Поэтические направления Судьба литературы Серебряного века Музей Серебряного века (Это интересно!) www.school.edu.ruПроверь свои знания (тест)Исследовательская работа Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила наименование «серебряного века». Серебряный век – сложное культурное явление, отразившееся в русской философской мысли, в произведениях разных видов искусства, но прежде всего в литературе, а точнее – в поэзии, так как именно она с её быстротой, силой и яркостью воплощения, мироощущения смогла наиболее полно выразить настроения эпохи. Впервые название «серебряный век» было предложено философом Н.Бердяевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в 1933 г. статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии». Окончательно выражение вошло в оборот после опубликования написанных уже в 1960-е годы воспоминаний издателя журнала «Аполлон» Сергея Маковского, озаглавленных «На Парнасе Серебряного века» Понятие «Серебряный век»; Модернизм; Поэтические направления Судьба литературы Серебряного века; Музей Серебряного века.Проверь свои знания. Содержание раздела Вперед Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры – творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама и других. Определение «серебряный век» относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков». В литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая связана с новыми, модернистическими направлениями. Впервые в литературном творчестве выражение «серебряный век» было употреблено А. Ахматовой в «Поэме без героя». Понятие «Серебряный век»; Модернизм;Поэтические направления Судьба литературы Серебряного века; Музей Серебряного века.Проверь свои знания. Содержание раздела Вперед Были святки кострами согреты,И валились с мостов кареты,И весь траурный город плылПо неведомому назначенью,По Неве или против теченья,-Только прочь от своих могил.На Галерной чернела арка,В Летнем тонко пела флюгарка,И серебряный месяц яркоНад серебряным веком стыл.А. Ахматова «Поэма без героя» Содержание раздела Вперед (от франц. – новейший, современный)новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого. цель: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику – роль прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. поэтические направленияСеребряного века Предвестники Другие течения Крестьянская поэзия Выбери раздел: Раздел 2Символизм Раздел 3Акмеизм Раздел 4Футуризм Раздел 5Другие течения Раздел 6Крестьянская поэзия Раздел 1Предвестники Содержание раздела Предвестники ..В восьмидесятые-девяностые годы русская поэзия утратила свою былую высоту, былую напряженность и силу, она выцветала и блекла... Мотивы усталости, опустошенности, глубокого уныния пронизывали все, что появлялось в поэзии тех лет... Н. В. Банников. Серебряный век русской поэзии. Москва, Просвещение, 1993. НО НЕ ТЕБЕ В любви, как в ревности, не ведая предела,— Ты прав,— безжалостной бываю я порой, Но не с тобой, мой друг!С тобою я б хотела Быть ласковой и нежною сестрой. Сестрою ли?..О, яд несбыточных мечтаний, Ты в кровь мою вошел и отравил ее! Из мрака и лучей, из странных сочетаний — Сплелося чувство странное мое. Не упрекай меня, за счастие мгновенья Другим, быть может, я страданья принесу, Но не тебе, мой друг!— тебе восторг забвенья И сладких слез небесную росу. Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905) Выбери раздел Константин Константинович Случевский (1837-1904 ) Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало XX столетия (он мужал, как сказала бы Ахматова, «в прохладной детской молодого века»), на самом деле истоками своими уходит в столетие XIX. Интересующий нас феномен забродил в недрах XIX столетия задолго до того, как был чётко осознан современниками. Как справедливо пишет один из апологетов русского поэтического «серебра»: «Девяностые годы начали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку двадцатого века... С девяностых годов начался литературный посев, принёсший всходы». Интерес к той исторической и культурной эпохе, за которой прочно закрепилось имя «серебряного века», сегодня велик необычайно. Исследователи даже склонны называть его духовным и религиозным Ренессансом, видя в нём своеобразный аналог европейского Возрождения. Владимир Соловьёв (1853-1900) Константин Михайлович Фофанов (1862-1911) Выбери раздел Символисты Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. Врубель.Зимняя канавка. 1901 Выбери раздел Поэты-символистыИннокентий АнненскийКонстантин БальмонтЮргис БалтрушайтисАндрей БелыйАлександр БлокВалерий БрюсовЗинаида ГиппиусАлександр ДобролюбовВячеслав ИвановИван КоневскойДмитрий МережковскийНиколай МинскийСергей СоловьевФедор Сологуб Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным. Выбери раздел Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Поэзия – намёков, иносказаний. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Ключевое художественное средство - СИМВОЛ(многозначное иносказание). Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Он является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нём потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, её истинной и скрытой сущности. В. БРЮСОВ А. БЕЛЫЙ А. БЛОК И. АННЕНСКИЙ Выбери раздел Вперед Александр Блок Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. Выбери раздел Иннокентий Анненский ПЕРВЫЙ ФОРТЕПЬЯННЫЙ СОНЕТ Есть книга чудная, где с каждою страницейГаллюцинации таинственно свиты:Там полон старый сад луной и небылицей,Там клен бумажные заворожил листы, Там в очертаниях тревожной пустоты,Упившись чарами луны зеленолицей,Менады белою мятутся вереницей,И десять реет их по клавишам мечты. Но, изумрудами запястий залитая,Меня волнует дев мучительная стая:Кристально чистые так бешено горды. И я порвать хочу серебряные звенья...Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,И режут сердце мне их узкие следы... Выбери раздел Футуристы Объявляя классику и всю старую литературу как нечто мертвое, отжившее и не соответствующее современности, футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество, "самовитое" слово, над которым не тяготеет его бытовое значение и смысл которого связан только с звучанием... Основные признаки футуризма:— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; — культ техники, индустриальных городов;— пафос эпатажа. Выбери раздел Футуризм (от лат. - будущее)- авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Футуристы поставили человека в центр мира, воспевали «пользу», а не «тайну», отказывались от недосказанности, туманности, завуалированности, присущих символизму. Футуристы противопоставили всему обществу свои радикальные взгляды, тезису «Искусство для искусства» - лозунг «Искусство для масс». Оценивая классику как нечто отжившее и не соответствующее современности, футуристы выдвинули идею искусства, способную реально словом преобразовывать мир. Они добились обновления поэтического языка, вели поиски новых ритмов, рифм, жанровых форм, делали ставку на лозунговость творчества. ПОЭТЫ - ФУТУРИСТЫ Выбери раздел ПОЭТЫ - ФУТУРИСТЫ В. МАЯКОВСКИЙ И.СЕВЕРЯНИН В.ХЛЕБНИКОВ Выбери раздел Творчество Там, где жили свиристелиТам, где жили свиристели,Где качались тихо ели, Пролетели, улетелиСтая легких времирейВ беспорядке диком теней,Где, как морок старых дней,Закружились, зазвенелиСтая легких времирейСтая легких времирей!Ты поюнна и вабна,Душу ты пьянишь, как струны,В сердце входишь, как волна!Ну же, звонкие поюны, Славу легких времирей!В. Хлебников 1. ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ . 2. НАЙДИТЕ НЕОЛОГИЗМЫ, ВЫДЕЛИТЕ ИХ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ.3. ЩЕЛКНИТЕ МЫШКОЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ЗНАЧЕНИЕ НАЙДЕННЫХ НЕОЛОГИЗМОВ. ЗАДАНИЕ Времири (время и снегири?)Поюны (поющие и юные?)Поюнна (от поющая)Вабна (по словарю В. Даля, «лакомая, заманчивая»). Выбери раздел Владимир Маяковский НАТЕ! Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, А я вам открыл столько стихов шкатулок, Я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; Вот вы, женщина, на вас белила густо, Вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, Ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, Кривляться перед вами не захочется – и вот Я захохочу и радостно плюну, Плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот. Игорь Северянин КАЧАЛКА ГРЕЗЕРКИКак мечтать хорошо Вам В гамаке камышовом Над мистическим оком – над бестинным прудом! Как мечты - сюрпризерки Над качалкой грезёрки Истомленно лунятся: то - Верлен, то - Прюдом! Что за чудо и диво! То Вы - леди Годива, Через миг - Иоланта, через миг Вы - Сафо!.. Стоит Вам повертеться – И загрезится сердце: Все на свете возможно, все для Вас ничего! Покачнетесь Вы влево – Королев королева,Властелинша планеты голубых антилоп, Где от вздохов левкоя Упоенье такое, Что загрезит порфирой заурядный холоп! Покачнетесь Вы вправо – Улыбнется Вам Слава,И дохнет Ваше имя, как цветы райских клумб;Прогремит Ваше имя, И в омолненном дыме Вы сойдете наЗемлю,- мирозданья Колумб! А качнетесь Вы к выси,Где мигающий бисер, Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс. И мечты-сюрпризерки Над качалкой грезёрки Воплотятся в капризный, но бессмертный эксцесс! Акмеизм (от греч. – высшая степень чего - либо) возник на отрицании мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Акмеисты провозгласили высокую ценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всём его многообразии. Акмеисты увлеклись, освободившись от символики, красочными, порой экзотическими деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов. Н. ГУМИЛЁВ ПОЭТЫ – АКМЕИСТЫ О. МАНДЕЛЬШТАМ А. АХМАТОВА Выбери раздел Основные принципы акмеизма: — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение;— предметность и четкость образов, отточенность деталей;— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре». Выбери раздел Акмеисты ...Акмеизм (от греческого слова "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила) возник на отрицании мистических устремлений символистов... Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали "возлюбить землю" и как можно меньше говорить о вечности, о трансцендентном, о непозноваемом... Сергей Городецкий(1884-1967) Михаил Зенкевич(1891-1973) Георгий Иванов(1894-1958) Выбери раздел * * * Пленник чужой! Мне чужого не надо, Я и своиx-то устала считать. Так отчего же такая отрада Эти вишневые видеть уста? Пусть он меня и xулит и бесславит, Слышу в словаx его сдавленный стон. Нет, он меня никогда не заставитДумать, что страстно в другую влюблен. И никогда не поверю, что можно После небесной и тайной любви Снова смеяться и плакать тревожно И проклинать поцелуи мои. 1917 Выбери раздел Николай Гумилёв * * * Ты говорил слова пустые,А девушка и расцвела,Вот чешет кудри золотые, По-праздничному весела.Теперь ко всем церковным требам Молиться ходит о твоем.Ты стал ей солнцем, стал ей небом, Ты стал ей ласковым дождем. Глаза темнеют, чуя грозы. Неровен вздох ее и част. Она пока приносит розы, Но захоти, и жизнь отдаст. Выбери раздел Осип Мандельштам * * *Еще не умер ты, еще ты не один, Покуда с нищенкой-подругойТы наслаждаешься величием равнинИ мглой, и холодом, и вьюгой. В роскошной бедности, в могучей нищетеЖиви спокоен и утешен.Благословенны дни и ночи те,И сладкогласный труд безгрешен. Несчастлив тот, кого, как тень его, Пугает лай и ветер косит, И беден тот, кто сам полуживой У тени милостыню просит. Осип Эмильевич Мандельштам Художник Лев Бруни. 1916 год. Выбери раздел Я душу обрету иную,Всё, что дразнило, уловя.Благословлю я золотуюДорогу к солнцу от червя.Н. Гумилёв И часы с кукушкой тоже рады,Всё слышней их четкий разговор.В щелочку смотрю я: конокрадыЗажигают над холмом костёр.А. Ахматова Я полюбил тебя в янтарный день,Когда, лазурью светозарнойРождённая, сочилась леньИз каждой ветки благодарной.С. Городецкий Задание1. Подготовьте выразительное чтение отрывков. Выбери раздел Центрифуга «Центрифуга» была самым длительным по времени футуристическом объединением. В него входили С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев,  Божидар (Б. Гордеев), Г. Петников, И. Аксенов и другие. Как поэтическая группа они просуществовали до конца 1917-го, а книги под маркой «Центрифуги» продолжали выходить до 1922 года. x x xЛюбить иных — тяжелый крест,А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секретРазгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть,Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Все это — не большая хитрость. Б. Пастернак1931 Выбери раздел Имажинисты Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело. Основные признаки имажинизма:— главенство «образа как такового»;— образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;— поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;— эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;— поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;— текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца. Выбери раздел Шершеневич Вадим РИТМИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ Занозу тела из города вытащил. В упор, Из-за скинутой с глаза дачи, Развалился ломберный кругозор, По-бабьему ноги дорог раскарячив. Сзади: золотые канарейки церквей, Наотмашь зернистые трели субботы. Надо мною: пустыня голобрюхая, в ней Жавороночная булькота. Все поля крупным почерком плуг Исписал в хлебопашном блуде. На горизонте солнечный вьюк Качается на бугре - одногорбом верблюде. Как редкие шахматы к концу игры, Телеграфа столбы застыли... Ноги, привыкшие к асфальту жары, Энергично кидаю по пыли. Как сбежавший от няни детеныш - мой глаз Жрет простор и зеленую карамель почек, И я сам забываю, что живу, крестясь На электрический счетчик. Выбери раздел Крестьянская поэзия ..Народная песня, сказка, былина, духовный стих, Библия, смыкаясь с Пушкиным и Некрасовым, порождали оригинальную и красочную образную ткань их стихотворений, дышали в их строках... Левитан. Золотая осень. Слободка, 1889 Выбери раздел Сергей Есенин * * * Да! Теперь - решено. Без возвратаЯ покинул родные края. Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя. Низкий дом без меня ссутулится, Старый пёс мой давно издох. На московских изогнутых улицах Умереть, знать, сулил мне Бог. Я люблю этот город вязевый, Пусть обрюзг он и пусть одрях. Золотая дремотная Азия Опочила на куполах. А когда ночью светит месяц, Когда светит... чёрт знает как! Я иду, головою свесясь, Переулком в знакомый кабак. Шум и гам в этом логове жутком, Но всю ночь напролёт, до зари, Я читаю стихи проституткам И с бандитами жарю спирт. Сердце бьётся всё чаще и чаще, И уж я говорю невпопад: - Я такой же, как вы, пропащий, Мне теперь не уйти назад. Низкий дом без меня ссутулится, Старый пёс мой давно издох. На московских изогнутых улицах Умереть, знать, сулил мне Бог. 1922 Левитан.Осень. Мельница. Плес, 1888 Выбери раздел Исследовательская работа .. В поэзии они не признавали никаких школ... Иван Бунин(1870-1953) Владислав Ходасевич(1886-1939) Марина Цветаева (1892-1941) Содержание раздела Покинули родину Д. МережковскийК. БальмонтИ. БунинИ. Северянин Судьба литературы серебряного века трагична: кровь, хаос, беспредел революционных лет и гражданской войны. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства писателей. Расстреляны, сосланы в лагеряН. ГумилёвО. Мандельштам Покончили жизнь самоубийствомС. ЕсенинВ. Маяковский После октября 1917 года жили и творили многие философы, поэты, музыканты, художники, создававшие культуру Серебряного века, но характерная атмосфера той эпохи закончилась. Но Серебряный век не был «оборван» в 1917 году, жил в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции. Содержание раздела Музей Серебряного века В год двухсотлетнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина в доме, где с 1910 по 1924 годы жил поэт, писатель, критик, филолог-пушкинист Валерий Яковлевич Брюсов, Государственный Литературный музей открыл экспозицию «А. С. Пушкин и русская литература Серебряного века». Впервые в России создан музей, дающий комплексное представление о культурной жизни рубежа ХIХ-ХХ веков. Музей включает в себя историко-литературную экспозицию и мемориальный кабинет В. Я. Брюсова, восстановленный по архивным фотографиям и воспоминаниям современников. Музей включает в себя историко-литературную экспозицию и мемориальный кабинет В. Я. Брюсова, восстановленный по архивным фотографиям и воспоминаниям современников. Пройдя по залам, гости брюсовского дома получат возможность не только познакомиться с уникальными материалами из коллекции Государственного Литературного музея, но и перенестись в атмосферу того времени. Почувствовать сложный, насыщенный многообразными стилистическими течениями художественный процесс позволяет интерьерное решение залов. Художник экспозиции А. А. Тавризов использовал в оформлении витрин декоративные элементы модерна, классицизма и авангарда. Прекрасные, одухотворённые лица писателей и поэтов смотрят с портретов В. Серова и Н. Малютина, Л. Пастернака и Е. Лансере, Н. Кульбина и Л. Бруни. Первоиздания книг Вл. Соловьева, В. Брюсова, Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, С. Соловьёва, Ф. Сологуба, В. Розанова, М. Кузмина, А. Ахматовой, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, Г. Иванова, М. Цветаевой, В. Маяковского, Велемира Хлебникова, Д. Бурлюка и других представителей русской литературы начала XX века представлены в витринах музея с исчерпывающей полнотой. Живопись серебряного века Содержание раздела Виктор Борисов-Мусатов «Весна» Александр Бенуа «Трианон. Уголок Версаля» Содержание раздела Лев Бакст «Элизиум». Вера Ефремовна Пестель Содержание раздела ТестПеречислите все известные вам литературные течения Серебряного века.Напротив каждого названия литературного течения перечислите представителей этого течения. Укажите временные рамки Серебряного века.Если символизм – «поэзия намёков»(В. Брюсов), то как по аналогии можно определить акмеизм и футуризм?5. «…Символизм можно назвать… «поэзией намёков»,-писал В. Брюсов в предисловии ко второму выпуску «русских символистов». Дайте объяснение этому определению. Содержание раздела Лирика – самая сильная сторона есенинского творчества. Она богата мотивами и настроениями.Есенин – проникновенный певец русской природы. Своими пейзажами он выражал думы и переживания – порою светлые и радостные, иногда – печальные и мучительные. «Россия! – какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и синее что-то».С. Есенин Лирическое изображение русской природы, чувство любви к Родине, России, Руси – самая сильная сторона раннего сборника Сергея Есенина «Радуница». Над окошком месяц. Под окошком ветер.Облетевший тополь серебрист и светел. Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна… Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром. Я по первому снегу бреду,В сердце ландыши вспыхнувших сил.Вечер синею свечкой звездуНад дорогой моей засветил.Я не знаю, то свет или мрак?В чаще ветер поет иль петух?Может, вместо зимы на поляхЭто лебеди сели на луг. Хороша ты, о белая гладь!Греет кровь мою легкий мороз!Так и хочется к телу прижатьОбнаженные груди берез.О, лесная, дремучая муть!О, веселье оснеженных нив!..Так и хочется руки сомкнутьНад древесными бедрами ив. Но есть безрадостные и печальные картины родной природы в поэзии Есенина. В грустных пейзажах поэта отразились переживания за нелегкую судьбу Родины. Я буду воспеватьВсем существом в поэтеШестую часть землиС названьем кратким «Русь». «В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение»С. Есенин «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо…»Н. Тихонов О красном вечере задумалась дорога,Кусты рябин туманней глубины.Изба-старуха челюстью порогаЖует пахучий мякиш тишины. Кому-то пятками уже не мять по рощамЩербленый лист и золото травы.Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,Целует клюв нахохленной совы.Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,Дорога белая узорит скользкий ров...И нежно охает ячменная солома,Свисая с губ кивающих коров. Осенний холод ласково и кроткоКрадется мглой к овсяному двору;Сквозь синь стекла желтоволосый отрокЛучит глаза на галочью игру.Обняв трубу, сверкает по поветиЗола зеленая из розовой печи.Кого-то нет, и тонкогубый ветерО ком-то шепчет, сгинувшем в ночи. Прочитайте стихотворение и выпишите слова, относящиеся к деревенской тематике. Складывается ли из этих словесных образов целостная поэтическая картина? найдите олицетворения в есенинском тексте. Какую роль они играют они играют в стихотворении и в поэтическом мире Есенина? Назовите знакомые вам произведения Есенина, в которых встречается образ печи (очага, лежанки, огня). Какое место занимает этот образ в художественном мире поэта? В этом стихотворении нарисована картина тихого деревенского вечера с его дремным покоем, шорохами, шелестами, приглушенными звуками на крестьянском дворе (с «избой», «хлевом», «поветью» – навесом) Предметным центром этой картины (и одновременно композиционным центром стихотворения – десятая строка из двадцати) является «розовая печь» – образ, часто встречающийся в поэзии Есенина. Очеловеченным образом – «изба-старуха» – Есенин оживляет нарисованную им картину. Далее появляются образы живых существ – «желтоволосого отрока», безымянных персонажей («кто-то»), коров, галок, совы. С помощью своего излюбленного приема поэт очеловечивает предметы: дорога задумалась, холод крадется, зола обнимает трубу, ветер – тонкогубый – шепчет, солома охает. КРАСНЫЙ СИНИЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЖЕЛТЫЙ БЕЛЫЙ РОЗОВЫЙ Всю нарисованную поэтом картину обрамляет и заключает в так называемое кольцо встречающийся в первом и последнем четверостишии образ дороги – как символ вечного пути человеческого, вмещающего юность и старость, радости и потери… В процессе обсуждения и анализа выделяются основные черты природного мира в лирике Есенина, приемы его художественного воплощения: природное бытие как божественное литургическое действо («А степь под пологом зеленым // Кадит черемуховый дым»); взаимопроникновение земной и небесной сфер («Ягненочек кудрявый – месяц»); движение как основной признак природного бытия («Вода качает берега»); чередование различных состояний природного мира («Синь то дремлет, то вздыхает»); уподобление растительного мира животному («Кленочек маленький матке // Зеленое вымя сосет»); «очеловечивание» природы («Словно белою косынкой // Подвязалася сосна»); диалогическая «обратная связь» между человеком и природой («О тонкая березка, // Что загляделась в пруд?»).В ходе анализа стихотворения выявилась роль различных поэтических приемов в художественной структуре есенинского текста (персонификация, различные виды метафор, развернутые сравнения, цветовые эпитеты, элементы звукописи). Велими́р Хле́бников (в ряде прижизненных изданий — Велемір, Велемир, Velimir; настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников; 1885—1922) — русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и «зауми». Ранние годы (1885—1898) Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, Калмыкия). Отец — Владимир Алексеевич Хлебников — был попечителем улуса, учёным-орнитологом, мать — Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая), историк по образованию, двоюродная сестра народовольца Александра Михайлова. Виктор был третьим ребёнком в семье (впоследствии у его родителей родилось ещё двое детей, среди которых — художница Вера Хлебникова).О месте своего рождения Хлебников впоследствии писал: «Родился… в стане монгольских исповедующих Будду кочевников… в степи — высохшем дне исчезающего Каспийского моря»[1]. По отцовской линии поэт происходил из старинного купеческого рода — его прадед Иван Матвеевич Хлебников был купцом первой гильдии и потомственным почётным гражданином Астрахани. Хлебников также отмечал, что в нём есть часть армянской и запорожской крови.Семье Хлебниковых по службе Владимира Алексеевича приходилось часто переезжать с места на место: в 1891 году отец семейства был переведён в Волынскую губернию, в 1895 — в Симбирскую. Здесь же, в Симбирске, Виктор начинает свою учёбу в гимназии. Хлебников в кругу символистов (1908—1909) В Петербурге Хлебников сблизился с кругом молодых поэтов и начал, по его собственным словам, вести богемную жизнь.[4] В этот период Хлебников знакомится с символистами Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким, посещает поэтические вечера. 16 (29) октября 1908 в петербургской газете «Вечер» было напечатано анонимное «Воззвание учащихся славян», написанное Хлебниковым. В сентябре 1908 года Хлебников познакомился с Василием Каменским, заместителем главного редактора журнала «Весна», и уже в следующем месяце состоялся дебют Хлебникова . Большую часть 1909 года поэт провёл в Святошине, пригороде Киева, где жили его родственники. Вообще в этот период Хлебников пишет немного, однако именно к лету 1909 относится посвящённая Вячеславу Иванову поэма или рассказ «Зверинец».В сентябре Хлебников подал прошение о переведении его на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, но, передумав, изменил свой выбор на историко-филологический факультет славяно-русского отделения.Осенью поэт познакомился с Николаем Гумилёвым, А. Н. Толстым; сблизился с Михаилом Кузминым (в письме матери от 16 (29) октября 1909 Хлебников называет Кузмина своим учителем[7]). Осенью же произошла перемена имени Хлебникова — он взял себе творческий псевдоним Велимир, южнославянское имя, означающее «большой мир». Издание первых книг (1912) К 1912 году со времени выхода «Садка судей» прошло уже почти два года, за которые будетляне не предпринимали никаких действий. Тогда Давид Бурлюк пригласил в группу двух молодых поэтов — Владимира Маяковского и Алексея Кручёных. Особенно близко Хлебников тогда сошёлся с Кручёных, стихи которого были несколько сродни творчеству Хлебникова в том, что касается словотворчества и экспериментов со словом.1912 год ознаменовался для Хлебникова изданием первой книги. В мае в Херсоне на средства автора с рисунками Владимира Бурлюка была издана брошюра «Учитель и ученик», в которой Хлебников попытался рассказать о найденных им «законах времени», в том числе предсказал бурные российские события 1917 года, Февральскую и Октябрьскую революции: «Не сто́ит ли ждать в 1917 году падения государства?»[10]. Вскоре, в августе, в Москве была опубликована «Игра в аду», поэма написанная в соавторстве Кручёных и Хлебниковым; в ноябре вышла ещё одна совместная работа двух поэтов «Мирсконца». Эти книги, выпускавшиеся в основанном Кручёных издательстве «ЕУЫ», были сделаны в технике литографии, причём текст на литографском камне был написан Кручёных от руки (в предисловии авторы высказывали мнение, что почерк очень влияет на восприятие текста). Первые авторские сборники (1913—1914) Декабрь 1913 года был ознаменован публикацией первого авторского поэтического сборника Хлебникова. Он получил название «Ряв!» и был издан при помощи Алексея Кручёных. Уже в феврале 1914 года Давид Бурлюк (с которым Хлебников был в ссоре из-за разногласий по поводу Маринетти) издал первый том собрания сочинений Хлебникова, снабдив его восторженным предисловием: «Хлебников указал новые пути поэтического творчества!.. Хлебниковым созданы вещи, подобных которым не писал до него ни в русской, ни в мировых литературах никто». Почти одновременно с этой книгой в Петербурге в издательстве Матюшина вышел «Изборник стихов». По причине уже упомянутой ссоры, Хлебников с неодобрением воспринял издание Бурлюка, но приветствовал публикацию «Изборника». Вообще же к весне 1914 года Хлебников был в ссоре со многими своими друзьями и несколько разочаровался в футуризме. Тогда он предпринял попытку присоединиться к «Цеху поэтов», группе акмеистов, но уже в апреле «Цех…» перестал существовать. К 1915 году практически распалась и «Гилея», и Маяковский в статье «Капля дёгтя» (1915) признал, что «футуризм умер как особенная группа». Последний год жизни и смерть (1921—1922) После возвращения из Персии Хлебников снова путешествовал. Некоторое время опять жил в Баку, но довольно скоро уехал в Железноводск.Там он заканчивал свой трактат о «законах времени», названный «Доски судьбы».Ещё 3 месяца поэт провёл в Пятигорске, работая ночным сторожем. На этот период приходится ещё один творческий подъём — Хлебников в Пятигорске написал поэмы «Ночь перед Советами», «Председатель Чеки. В это время в творчестве Хлебникова важное место занимает настоящее.В декабре Хлебников неожиданно для окружающих отправился в столицу. Там его встретили старые друзья — Кручёных и Маяковский. Хлебников стал членом официального Союза поэтов (это произошло в январе 1922 года. Тем не менее, поэт печатается гораздо меньше, чем в Пятигорске. Трактат «Доски судьбы» печатать никто не хотел, хотя Хлебников приехал в Москву во многом именно ради него. К тому времени уже была закончена сверхповесть «Зангези». Произведение было опубликовано только после смерти Хлебникова.Весной поэт начал страдать от приступов лихорадки. Он хотел снова отправиться в Астрахань, но пока что это было невозможно. Удалённость от крупных городов делала невозможной квалифицированную медицинскую помощью Уже через две недели было очевидно — окончательно отнялись ноги, развилась гангрена, и Хлебникова выписали из больницы в Крестцах уже как безнадёжного больного. Митурич перевёз почти полностью парализованного поэта в Санталово. 28 июня 1922 года в 9 часов утра Хлебников скончался.Велимир Хлебников был похоронен на погосте в деревне Ручьи. В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве. После смерти В деревне Ручьи Крестецкого района Новгородской области, где в 1922 году был похоронен Хлебников, в 1986 году был открыт музей поэта, там проходят ежегодные литературные чтения.В честь Хлебникова названа малая планета 3112 Велимир, открытая советским астрономом Н. С. Черных в 1977 году. Посмертные публикации Первым серьёзным изданием считается 5-томное «Собрание произведений» под ред. Н. Л. Степанова (1928—1933 гг.), а также дополняющий это собрание том «Неизданных произведений» под ред. Н. Харджиева (1940 г.) С 1941 по 1984 год книги Хлебникова в СССР не издавались. Исключение составил лишь томик из Малой серии «Библиотеки поэта», увидевший свет в 1960-м во время т. н. «оттепели». Однако тексты Хлебникова и о Хлебникове продолжали появляться в научной и литературной периодике, в альманахах, а также — в самиздате. Количество публикаций неуклонно росло и к 100-летию поэта увенчалось выходом в свет тома «Творений» под редакцией В. П. Григорьева и А. Е. Парниса (1986). В 2000—2006 годах было осуществлено новое 6-томное издание «Собрания сочинений» (в 7-ми кн.) Хлебникова (под ред. Е. Р. Арензона и Р. В. Дуганова). Использованные ссылки http://risunok.kulichki.net/history/bek/serebryany_vek.html http://www.litera.ru/stixiya/vek/ http://vrubel-world.ru/vrubel-art/81.php http://blog.trud.ru/users/rodich2007/post79156053/ http://locman.hutor.ru/u/normal_bang006(1).jpg http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/700/ http://www.slovo.ws/bio/rus/Mayakovski_Vladimir_Vladimirovich/569.jpg http://www.ostashkov.net/infusions/blog/index.php?readmore=391 http://isaak-levitan.ru/master/31.php http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21951/ Над проектом работали: Палаева Галина Петровна Никиткина Татьяна Ивановна Медянцева Нина Алексеевна