Расширение нравственного опыта подростков как одно из условий развития их устойчивого нравственного поведения


Преподаватель информатики и ИКТОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»Барабанова Лариса ИвановнаРасширение нравственного опыта подростков как одно из условий развития их устойчивого нравственного поведения С. Соловейчик писатель и педагог «Воспитание – это обучение нравственной жизни… Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх – духовность, а она бесконечна… Будет нравственное воспитание – подростка воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания». Социальный запрос ВоспитанныйОбразованныйУмныйКультурный ЗдоровыйТворческийВысоконравственный гражданин Идеал воспитания в Россииисторический аспектсредние веказащитник Святой Руси XVIII в.«человек государственный, слуга царю и отечеству» XIX в.полезный государству и Отечеству гражданин XX в. (период построения социализма)человек, ориентированный на самопожертвование во благо своей страны, во имя коммунизма90-е г. XX в. – 1 десятилетие XXI в.свободная в своем самоопределении и развитии личность высоконравственный творческий компетентный гражданин России человек, принимающий судьбу Отечества как свою личную осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. 1. Современный национальный воспитательный идеал Цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи:- в сфере личностного развитияв сфере общественных отношенийВ сфере государственных отношений2. Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся укрепление нравственности;формирование основ нравственного самосознания личности (совести); формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;формирование морали;усвоение обучающимся базовых национальных ценностей;укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;развитие способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно позицию;развитие самостоятельности;развитие трудолюбия;осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;осознание подростком ценности человеческой жизни;формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.В области формирования личностной культуры укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;• развитие патриотизма и гражданской солидарности;• развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими;• формирование первичных навыков успешной социализации;• формирование у подростков социальных компетенций;• укрепление доверия к другим людям, к государству;• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания;• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.В области формирования социальной культуры • укрепление отношения к семье как основе российского общества;• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;• усвоение нравственных ценностей семейной жизни;• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.В области формирования семейной культуры 3. Система базовых национальных ценностей Взаимодействие семьи и колледжа содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только студентов, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.Семейное воспитание В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами могут быть включены сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, раскрыто значение других традиционных религиозных организаций в формировании единого российского народа, основ его культуры, повседневной жизни, авторитета в Европе и мире. Изучение культурологических основ религий Воспитание трудолюбия, сознательного отношения к образованию, труду и жизни, профессиональная ориентацияВоспитание социальной ответственности и компетентности Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознанияВоспитание ценностного отношения к прекрасному, эстетическое воспитаниеОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯДЕЯТЕЛЬНОСТИВоспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизниВоспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека духовно-нравственное воспитание {72833802-FEF1-4C79-8D5D-14CF1EAF98D9}Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с студентамиВоспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человекаЦенности:любовь к России, своему народу, своему краю гражданское обществополикультурный мир свобода личная и национальнаядоверие к людям, институтам государства и гражданского обществасоциальная солидарностьмир во всём миремногообразие и уважение культур и народов Изучение Конституции Российской Федерации, символики государства. Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина ; Знакомство с историей и культурой родного края, фольклором - беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, изучение учебных дисциплин. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников- классные часы, беседы, фильмы, праздники. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений - экскурсии, встречи и беседы с представителями общественных организаций, участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями. Беседы о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, игры военно-патриотического содержания, конкурсы и спортивные соревнования, сюжетно-ролевых игры на местности, встречи с ветеранами и военнослужащими. Организация и проведение национально-культурных праздников. Встречи и беседы с выпускниками своей школы.4. Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся {69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися2.Воспитание социальной ответственности и компетентности Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство закон и правопорядок социальная компетентность социальная ответственность служение Отечеству ответственность за настоящее и будущее своей страныОвладевание формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека - тренингиУчастие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).Приобретение опыта учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.Участие в самоуправленииРазработка и участие в социальных проектахУчатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся {F2DE63D5-997A-4646-A377-4702673A728D}Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Ценности: нравственный выбор жизнь и смысл жизни справедливость милосердие честь достоинство уважение родителей уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность забота о старших и младших свобода совести и вероисповедания толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека духовно-нравственное развитие личностиЗнакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, подготовка и проведение беседУчастие в общественно полезном трудеДела благотворительности, милосердия, оказании помощи нуждающимся, забота о животных, живых существах, природеОбщение со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, подготовка и проведение бесед о дружбе, любви, нравственных отношенияхРасширение опыта позитивного взаимодействия в семье - беседы о семье, о родителях и прародителях, открытые семейные праздники, выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектовЗнакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций.Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся {17292A2E-F333-43FB-9621-5CBBE7FDCDCB}Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Ценности: жизнь во всех её проявлениях экологическая безопасность экологическая грамотность физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье экологическая культура экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни ресурсосбережение экологическая этика экологическая ответственность социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды устойчивое развитие общества в гармонии с природойБеседы, просмотры учебных фильмов, игровые и тренинговые программы, уроки и внеурочная деятельность о здоровье, здоровом образе жизни.Пропаганда экологически сообразного здорового образа жизни —беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Организация экологически безопасного уклада жизни, участие в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, студенческих конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности.Краеведческая, поисковая, экологическая работа в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.Практическая природоохранительная деятельность, деятельность экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создание и реализация коллективных природоохранных проектов.Составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха.Беседы с педагогами, психологами, мед.работниками, родителями о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.Профилактика вредных привычек, зависимости от ПАВ - дискуссии, тренинги, ролевые игры, обсуждения видеосюжетов и др.Участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.Проведение экологического мониторинга. Учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся {5A111915-BE36-4E01-A7E5-04B1672EAD32}Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Ценности: научное знаниестремление к познанию и истиненаучная картина миранравственный смысл учения и самообразования интеллектуальное развитие личностиуважение к труду и людям труданравственный смысл труда, творчество и созидание целеустремлённость и настойчивость,бережливостьвыбор профессииНедели науки, техники и производства, конкурсы научно-фантастических проектов, вечера неразгаданных тайн.Дневники экскурсий, походов, наблюдений по оценке окружающей среды.Олимпиады по учебным предметам, технические и предметные кружки, познавательные игры.Экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, знакомство с профессиями, презентации «Труд нашей семьи».Общественно полезная деятельность .Сюжетно-ролевые экономические игры, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных мероприятий -праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации и т. д.Занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как в учебное, так и в каникулярное время.Встречи и беседы с выпускниками.Выполнение информационных проектов — дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др.Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся {912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7}Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание ценности: красотагармониядуховный мир человекасамовыражение личности в творчестве и искусстве эстетическое развитие личностиИзучение учебных предметов, встречи с представителями творческих профессий, экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам.Экскурсионно-краеведческая деятельность, внеклассные мероприятия, шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок.Беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., обсуждение книг, художественных фильмов, телевизионных передач, компьютерных игр на предмет их этического и эстетического содержания.Различные виды творческой деятельности и художественное творчество на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования.Выставки семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, экскурсионно-краеведческая деятельность, реализация культурно-досуговых программ, посещение объектов художественной культуры с последующим представлением творческих работ.Оформление класса и школы, озеленении пришкольного участка.Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Образовательное событие – совместная (ребенка и взрослого) яркая, личностно-ориентированная, личностно-значимая образовательная деятельность, последствием которой должно стать повышение мотивации ребенка к дальнейшей познавательной деятельности, в большей степени самостоятельной (исследование, поиск, развитие…)Образовательное событиеОбразовательное событие а) беседы, классные часы, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии ,туристические походы необходимо ориентировать на актуальные для студентов в данный момент моральные проблемы, с максимальным побуждением и использованием их личной инициативы и участия; б) конкурсы, викторины, игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, студии, презентации, выставки, кружки должны быть максимально нацелены не на выявление «лучших» и «проигравших», а на создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи и т.п.;в) полезные добрые дела: акции помощи, проекты – решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определённой аудитории: младшие, ветераны, люди с ограниченными возможностями и т.п. (с учётом условий пункта а).г) ситуации решения моральных проблем – целенаправленно созданные педагогом должны ставить ученика, группу учеников перед необходимостью сделать моральный выбор в неоднозначной противоречивой ситуации реальной практической деятельности.Проектируем образовательное событие Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаем следующие критерии оценки уровней их сформированности. Условно эти уровни воспитания и социализации обучающихся можно представить таким образом:Уровни сформированности результатов воспитания и социализации Уровни результативностиПервый уровень – Приобретение социальных знаний Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям. Третий уровень – получение опыта самостоятель-ного общественного действия. Критерии достижения УСТОЙЧИВОСТИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ студентов в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых,В УМЕНИИ ПРЕДВИДЕТЬ НРАВСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ своих поступков, В ПОЯВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ – СОВЕСТИ, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Компоненты содержательного раздела Основной образовательной программы Направления воспитательной программыВоспитательная программа Вместо заключения Колледж необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития.