Конспект занятия по формированию произносительных навыков Звук С.

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Барановская специальная /коррекционная/ школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья











КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
« Формирование произносительных навыков. ЗВУК С »
















Провела: логопед М.А.Куркина










Конспект занятия по формированию произносительных навыков

Тема: Звук С.
Цель: закрепление правильного произношения звука С изолированно,
в слогах, словах и предложениях;
развитие фонематического слуха: определение наличия звука в слове; определение позиции звука в слове; формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Ход занятия
1. Постановка цели занятия.
Логопед. Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук С, будем подбирать слова с этим звуком, а потом составлять из этих слов предложения. Нам будут помогать вот эти птички - Сойки.

2. Дыхательная гимнастика. «Загнать мяч в ворота».

3. Уточнение правильного произношения изолированного звука.
Логопед. Сойки живут в городе, который называется Свистунов. В этом городе все умеют свистеть вот так: «С-С-С». Послушайте еще раз: «С-С-С».
Сойки приглашают нас на экскурсию в город Свистунов. Дорога туда дальняя, трудная и пешком нам не дойти.
Логопед. Что же нам делать?
Ребёнок. Мы поедем на машине.
Логопед. Давай вспомним, на чем еще можно поехать?
Называют различные виды транспорта: легковой автомобиль, грузовик
автобус и т.д.
Логопед. Ах! У нашего автобуса прокололось колесо. Что нам нужно сделать, чтобы поехать? Правильно! Нам нужен...
Ребёнок. Насос.
Логопед. Давай накачаем колесо. Как свистит насос: С-С-С.
( Произносят звук С.)
Логопед. Какое движение выполняют губы, когда мы произносим звук С?
Ребёнок. Растянуты в улыбку.
Логопед. А язык?
Ребёнок. Опускается вниз, за нижние зубы.
Логопед. Какая струя воздуха выходит из рта? Подуй на ладошку.
Ребёнок. Холодная.
(По просьбе логопеда ребёнок, четко артикулируя, произносит звук С.)
Логопед. Звук С какой согласный или гласный?
Ребёнок. Согласный.
Логопед. Почему ты думаешь, что это согласный звук? Какие еще согласные звуки ты можешь назвать?

Упражнения в произнесении звука различной длительности.
Логопед показывает изображение большого и маленького колеса. Большое колесо обозначает длительное произнесение звука С-С-С, маленькое короткий звук С.

4. Произношение звука С в слогах.
Логопед. Сойки научат нас играть на разноцветном пианино и петь «свистящие ноты»: указательным пальчиком нажимать на «клавиши» и произносить написанные на них слоги, например СА-СА-СА. Одно нажатие - один слог. А теперь споём «свистящую песенку»: нажимать только на красные клавиши, слева направо, и произносить написанные на них слоги. Теперь нажимать только на жёлтые клавиши, потом - на зеленые. В результате ребёнок 3 раза произносит: СА-СЫ-СО-СУ.
Сорви яблоки: указывая на яблоки в первом ряду (сверху вниз), произносить написанные на яблоках слоги: АС-АС-АС. Произнести все слоги по рядам. Потом «срывать» только яблоки с одной ветки и произносить слоги (АС-ЫС-ОС-УС). Повторить так со всеми ветками.

5. Определение наличия звука в слове.
- Мы попали в город Свистунов. В этом городе имена всех жителей начинаются со звука С. Логопед произносит различные имена (Саня, Коля, Соня, Света, Мила, Оксана, Катя, Слава), дети выбирают из ряда имен те, в которых есть звук С, поднимая при этом сигнальную карточку с буквой С.

- В магазинах этого города продаются только те предметы, в названиях которых есть звук С. Но продавец запутался и положил на прилавок много лишних игрушек. Логопед дает задание помочь продавцам города Свистунова отобрать игрушки (или предметные картинки с изображением игрушек), в названиях которых ты услышишь звук С: стол, мяч, стул, слон, кот, сани, вилка, полка, весы, лиса, бусы, книга, самокат, собака, альбом, автобус, коса, насос.

Физминутка. Сойки прилетели,
На ворота сели.
Славно посидели,
Снова полетели.

6. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
Разложить картинки в свои квартиры: песок, суп, маска, колесо, сом, ананас, самокат, нос, автобус, кактус, сапоги, сова.

7. Игра «От буквы к слову».
Из названий изображённых предметов выделить первый звук, соотнести звук и букву, составить из букв слово и соотнести слово и его изображение.
Слова: лиса, сова, барсук, суслик.

8. Произношение предложений со словами, в которых есть звук С.
Прочитать предложение и подобрать соответствующую картинку.
Соня моет посуду. Соня вымыла посуду.
9. Подведение итогов занятия.
Логопед. Какой звук мы сегодня учились произносить и различать?
Ребёнок. Звук С.
Логопед. Какие слова с этим звуком ты запомнил(а)?












15