План внеклассного мероприятия в начальной школе по теме Права и обязанности ребенка

1 слайд. Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим с вами о правах человека.
( Дети читают стихи).
*** ***
Человеку много нужно, Нужно море и леса,
Чтобы счастливо прожить! Нужно счастье, нужно горе
Нужен дождь, и даже лужи, И родные голоса.
Нужно с кем- нибудь дружить. Невозможно без природы,
Нужен ветер, нужно море. Без синеющих небес.
***
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
В давние времена жили на земле богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов. У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи, опасное оружие, которое могло навредить даже самому сильному богатырю. Придумали тогда богатыри от этого оружия щит, под которым можно было укрыться от ударов. Надёжно укрыл щит богатырей от ударов, оказались они за щитом, отсюда и произошло слово за-щи-та, т.е. за щитом. С тех самых пор защитой стало называться то, что оберегает, охраняет нас от опасности, от врагов и недругов.
А кто оберегает и защищает вас, когда вам грустно, страшно, одиноко?
С кем вы чувствуете себя как богатырь за щитом?
(Ответы детей)
2 слайд. Самые близкие и любимые нами люди – мама, папа, бабушка, дедушка, друзья – становятся нашим щитом в трудную минуту. Но не только они проявляют заботу о вас. Существует Международная Организация Объединённых Наций (ООН), принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Одним из таких законов является Конвенция о правах ребёнка. Да, не только взрослые, но и вы, дети имеете свои права. Этому и посвящёна наше сегодняшнее занятие.
Едва родившись, вы получаете право на жизнь. Большинство из вас родились в стране, которая называется Россия, то есть вы Россияне. Ребята, может, кто-то из вас родился в другой стране?

10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека.
Декларация-это объявление, провозглашение воли государства. В этом международном документе говорится, что все люди рождаются свободными, равными в правах. Все имеют право на жизнь и свободу.

А что же такое право? Это правила поведения, которые необходимо соблюдать всем людям без исключения.

Приняв такую декларацию, люди задумались, а как же дети? Ведь они такие же люди, как и взрослые, и поэтому должны иметь права.

Именно поэтому 20 ноября 1959 года был принят специальный международный документ - Декларацию прав ребенка, которая призвала все страны мира проявлять заботу о вас - детях.

3 слайд. Ребенок имеет права жить в той стране, где он родился (имеет право на гражданство).

Имеет право носить имя, отчество и фамилию.
Все дети должны воспитываться в семье, знать своих родителей и получать от них защиту.

С полутора лет ребенок имеет право посещать ясли. С 3-х лет – детский садик, а с 6 лет школу. ( право на бесплатное образование).
У вас есть не только право трудиться, но и право отдыхать. Для этого в школе и придуманы переменки, где можно побегать и повеселиться.

С 10 лет школьник вправе иметь свое мнение по любому вопросу (говорить о том, что думает).
Может вступать в детские общественные объединения или группы по интересам.
Может быть выслушанным в суде.
4 слайд. А теперь мы посмотрим Слайд фильм о правах по книге Андрея Усачева « Приключения маленького человечка»
Ребята, может вы расскажете, какие права вам уже известны.
Есть права у всех на свете. Право первое - на имя,
Даже трудно перечесть, Знать родителей своих
Сколько прав имеют дети, И, конечно, быть любимым,
Но об этом книги есть. Жить в семье, среди родных.
*** ***
Право дом иметь уютный, Есть в Конвенции ООН
Где всегда поймут, поддержат, На учебу право -
Где счастливые минуты Очень нужный всем закон-
Дарят веру и надежду. Он один из главных.
Чтобы мы могли узнать
*** Обо всем на свете.
Если жар все тело ломит, Фантазировать, мечтать
И совсем не до игры, Очень любят дети.
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
*** ***
Я могу свой детский праздник, Будь ты слабым или сильным,
Как и взрослый отмечать. Белым, черным – все равно!
Если я проголодаюсь, Ты родился быть счастливым,
Пищу вправе получать. Это право всем дано.

Молодцы! А теперь я предлагаю прослушать детские песенки и определить, о каких правах можно говорить.

«Антошка»- право на труд.
«Голубой вагон»- право на отдых.
«Чему учат в школе»- право на образование.
Ребята, но ведь кроме прав существуют и обязанности. У каждого члена семьи существует работа, которую он выполняет. Вспомните, какую работу делают ваши папы и мамы? А чем вы им помогаете? Есть ли у вас свои обязанности в семье?
Существуют еще и школьные обязанности. Сейчас ребята расскажут какие школьные обязанности они знают и выполняют.(Дети читают стихи о школьных обязанностях.)
*** ***
Как проснулся, так вставай, Прежде, чем захлопнуть дверь,
Волю лени не давай. Все ли взял с собой, проверь!
Понукания не жди,
В школу вовремя иди.
***
В школе, в классе не сори,
*** Сор увидишь, подбери!
Будь в одежде аккуратен
Избегай и дыр и пятен.
*** ***
Знай, хорошие отметки – Без учебников у нас
Как плоды в саду на ветке. Не приходят дети в класс.
Чтоб тобой могли гордиться, Ты их бережно храни,
Должен много ты трудиться! Непременно оберни!

*** ***
Нужен весь учебный год, Твой учебник не альбом,
За учебником уход, Рисовать не надо в нем!
Чтобы чистым, неизмятым, Думай над любой задачкой,
Он пришел к другим ребятам! А учебник не испачкай!
***
Сами вещи не растут,
Сделать вещи – нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Ручку, ластик, стол, окно,
Парту, книжку береги,
Не ломай, не мни, не рви.
А сейчас немножко отдохнем и снова поиграем. Я буду задавать вопрос, а вы отвечайте. ( Проводим викторину «Права литературных героев») Перед вами стоят книжки-подсказки ,(выставка по детским сказкам).
Викторина « Права литературных героев»
1.В какой сказке и кто из героев нарушает право на неприкосновенность жилища? («Заюшкина избушка»,Лиса)
2.В какой сказке и кто нарушал право на свободный труд и держал кукол в рабстве? («Золотой ключик», Карабас Барабас)
3. В какой сказке хлебобулочному герою угрожали быть съеденным? Нарушалось право на жизнь? (Колобок», Лиса)
4. В каких сказках соблюдается право на охрану здоровья? ( «Доктор Айболит»)
5. Существует право на свободу мирных собраний. Кто из героев воспользовался им? «Бременские музыканты»
6. У кого из литературных героев нарушено право на отдых? («Золушка»).
7. Каждый человек имеет право пользоваться достижениями науки и техники. Кто из героев воспользовался этим правом? (« По щучьему велению», Емеля).
8.Кто из героев был насильно разлучен с родителями ( « Снежная королева», Кай).
9.Кто не захотел воспользоваться своим правом на образование и продал свою азбуку? (Буратино).
10. Кто воспользовался правом на свободное передвижение, выбор места жительства? (« Лягушка- путешественница»)
Теперь, ребята, вы знаете, какие существуют права и как их правильно соблюдать. (Дети читают стихи о правах).
*** ***
Конституция должна нас защищать. Имеем мы право, сказать как
Государство нас должно оберегать. Один -
Чтобы мы росли у пап и мам. «Я полноправный страны
Здоровыми и сильными гражданин».
На радость докторам.
*** ***
Имею я право нормально питаться, Расти в своем доме,
Учиться, лечиться, В любимой семье
И развлекаться! А не на уличной мокнуть
скамье!
***
К ребенку нельзя относиться небрежно,
А только с любовью, заботой и нежно,
Ребенка нельзя как товар продавать и от учебы его отрывать!
*** ***
Терпимость и дружба, А наши родители и педагоги,
Всеобщее братство, Должны нас направить
Духовная близость - На эти дороги.
Вот наше богатство
Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. И я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением б) Займусь, когда будет свободное время в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место б) Попрошу соседа, чтобы уступил место в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить б) Попрошу вмешаться прохожих в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу б) Передам взрослому в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
15