Программа по биологии 5 класс Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______________/Кутузова И.Н. /
Утверждено МО
Протокол № _ от ____________
Руководитель МО
_______________/ ___________ /
«Утверждаю»
Директор школы
_________________/А.И. Рыбинцева/
Рабочая программа по биологии
на 2014-2015 учебный год
5 класс
Учитель: Исакова Н.В.
МОУ «Эммаусская СОШ»
Рабочая программа по биологии, 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 5 класс в МОУ «Эммаусская СОШ» по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
В рабочей программе для основной школы предусмотрено развитие всех представленных в примерных программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Основная особенность подросткового возраста - начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11 -15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности.
На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Учитывая вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в примерном тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.).
Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.
Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования.
Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.
Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.
Вклад биологии в достижение целей основного общего образованияСодержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Основные направления биологического образования:
- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;
- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;
отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими
ценностями общества;
- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.
Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла. Интеграция достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.
Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.
Общая характеристика курсаБиология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:
многообразие и эволюция органического мира;
биологическая природа и социальная сущность человека;
уровневая организация живой природы.
Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Цели и задачи биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:
глобальном,
метапредметном,
личностном
предметном,
на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Регламентирующие документы
Закон РФ "Об образовании";
ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"от 17.12.2010 № 1897, п. 19.5 (ред. от 26.11.2010 №1241);
ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"от 17.12.2010 № 1897
базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (ред. от 03.06.2011);
перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2014-2015 уч. год;
письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 "О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана";
локальные акты образовательного учреждения:
локальные акты образовательного учреждения:
ООП ОУ;
положения о рабочей программе учебного курса;
учебного плана ОУ на 2014-2015 учебный год.
примерной программы среднего общего образования
по (предмету) биология
Место биологии в учебном планеРабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5 класс) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 280, из них 34 (1 ч в неделю) в 5 классе. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.
Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.
Требования к результатам обученияТребования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.М А Т Е Р И А Л Ь Н О - Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б Е С П Е Ч Е Н И Е
Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки
опытов, соответствующие инструкции должны обязательно присутствовать в кабинете биологии.
Натуральные объекты — специфический для процесса обучения биологии вид оборудования, служащий объектом наблюдений при постановке и демонстрации опытов, проведении лабораторных работ. В зависимости от целей, содержания учебного материала учебное оборудование должно обеспечивать деятельность учащихся как репродуктивного, так и поисково-исследовательского и исследовательского характера, способствовать более эффективному усвоению знаний, формированию
исследовательских умений и развитию интереса к биологии. В кабинете биологии следует содержать живые объекты, которые можно использовать в качестве демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения наблюдений и постановки простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми по содержанию и уходу, отвечать требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. При подборе комнатных растений следует исходить из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе с учетом их роли в оформлении интерьера. Целесообразно использование цифрового микроскопа, который позволяет изучать исследуемый микрообъект группе учеников одновременно; демонстрировать
изображения микрообъектов на экране; изучать объект в динамике. Демонстрационные таблицы на печатной основе — наиболее распространенное и доступное учебное оборудование. Оно не требует для использования сложных приспособлений, несет адаптированную для учащихся научную информацию. Основная дидактическая функция учебных биологических моделей демонстрация структуры, существенных свойств, связей и взаимоотношений биологических систем. Учебное моделирование — один из методов познания. В курсе биологии моделирование процессов и явлений позволяет постичь сущность, структуру
изучаемого, выделить главное. Дидактическое назначение экранно-звуковых средств по биологии —
формирование специальных биологических понятий. С помощью экранных средств можно показать современные методы научного исследования, достижения науки, демонстрировать биологические процессы и явления, которые нельзя наблюдать непосредственно. Наряду с использованием учебных кинофильмов в процессе обучения биологии целесообразно использовать видеомагнитофон и DVD, для которых созданы фильмы на основе лучших учебных фильмов прошлых лет. Использование
видеофрагментов, анимаций, динамических моделей позволяет сделать учебный процесс более разнообразным, добиться лучшего усвоения учебного материала, привить интерес
к биологии.
Учебно-методическое сопровождение
1. Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, И.Я Колесникова Биология Живой организм 5-6, Москва « Просвящение» 2013
2. Тетрадь -тренажер Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
3. Тетрадь-практикум Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
4. Тетрадь-экзаменатор Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
5. Поурочные методические рекомендации УМК Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко
6. Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2011 Л.Н Сухоруков В.С. Кучменко7. Медиаресурсы: Образовательные диски серии «1С» 5 класс
Электронные ресурсы:
1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/
2. www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/
3. school-collection.edu.ru/.4. nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.Система оценивания
Недельный отчёт
Тема: « Строение растительной, грибной и животной клеток»
Класс
ф.и. ученика
Ответьте на вопросы:
1.Чему я научился за эту неделю?
Какие вопросы остались для меня неясными?
Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Опросник самодиагностики работы с партнёром по теме «Строение растительной, грибной и животной клеток»
Работа в парах (задание :Найдите в учебнике ответы на вопросы ( слайд)
Класс
Имя _____________________________
Партнер _____________________________
1.Сначала работай индивидуально!
2.Объясни партнеру свой выбор способа решения. Слушай внимательно, когда он будет объяснять тебе свое решение.
3. Если ты обнаружишь ошибку, исправь ее! 4.Если ты что-то исправляешь в своих ответах, используй для этого карандаш другого цвета, чтобы учитель мог определить, кому из вас, возможно, нужна помощь!
5.При каждом ответе отметь, правильным или ложным ты считаешь данное утверждение.
6.Обоснуй!
Утверждение верно неверно обоснование
1.Среди голосеменных растений есть кустарники и травы. 2.Голосеменные растения размножаются семенами. 3.У голосеменных растений нет цветков и плодов.
4.Название «голосеменные появилось» потому что растения как мхи и папоротники не имеют цветков и плодов, но имеют семена, которые образуются в шишках. 5.Существует 700 видов голосеменных растений. 6. Хвоя –это листья в виде тонких иголок. Баллы: 1 балл за каждый правильный ответ Рубрика для оценивания контрольного задания и домашней работы
Фамилия, имя, класс
Уровень достижений Общий подход понимание
Образцовый
(5 баллов Отвечает на вопрос.
Даёт адекватный, убедительный ответ.
Логично и последовательно
аргументирует ответ.
Использует приемлемый
стиль и грамматику (ошибокнет) Демонстрирует точное и полное понимание вопроса.
Подкрепляет выводы данными и доказательствами.
Использует не менее двух идей, примеров или аргументов,
поддерживающих ответ
Адекватный
(4 балла) Не отвечает на вопрос прямо,но косвенно с ним соотносится.
Даёт адекватный и убедительный ответ.
Логично и последовательно
аргументирует ответ.
Использует приемлемый
стиль и грамматику (ошибок нет) Демонстрирует точное, но всего лишь адекватное понимание вопроса, поскольку не подкрепляет выводы доказательствами или данными.
Использует только
одну идею, поддержи-
вающую ответ.
Менее подробно
Нуждается в
улучшении(3 балла)
Не отвечает на вопрос.
Не даёт адекватных ответов.
Обнаруживает недопонима-
ние, неправильные представления.
Ответ неясный и логически
не организованный.
Не находит приемлемого стиля и грамматики (2 и более ошибок) Не демонстрирует
точного понимания вопроса.
Не представляет доказательств в пользу
своего ответа
Не отвечает
(0 баллов) отметка Критерии оценки по дисциплине «биология»
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученной теории
-материал изложен в определенной логической последовательности
-ответ самостоятельный
Отметка «4»:
-ответ полный и правильный на основании изученной теории
- материал изложен в определенной логической последовательности, приэтом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя
Отметка «3»:
-ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ
неполный, несвязный, по наводящим вопросам учителя
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учеником основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые ученик не может исправить при наводящих вопросах учителя
Отметка «1»:
-отказ от ответа
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
(развернутый ответ на вопрос)
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок
Виды и формы контроля:
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).Содержание программы
I. Введение (2ч)
Биология — наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.Среды жизни. Условия жизни организмов. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Природное окружение и здоровье человека.Демонстрация: портреты ученых; слайды, картины, таблицы, рисунки (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие среды жизни, распространение и приспособленность организмов, их значение для человека; результаты опытов, демонстрирующих роль света в жизни растений. Экскурсия: 1. Осенние явления в жизни растений родного края.
Тема 1.Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12ч)
Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Разнообразие живых организмов родного края. Условия жизни организмов. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Среды жизни, их характерные особенности. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние факторов окружающей среды на растения и животных. Приспособления организмов к обитанию в разных условиях среды. Сообщество. Экосистемная организация живой природы. Формы взаимоотношений живых организмов в сообществе (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Историческая связь человека и живой природы.Влияние деятельности человека на условия существования живых организмов.Демонстрация: схемы, рисунки, слайды, видеофильмы (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие взаимосвязь систем органов в организме, влияние факторов внешней среды на живые организмы.
Лабораторные работы:
1.Растения экологических групп по отношению к воде.
Контрольная работа №1: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».
Экскурсия: 2. Растительные сообщества родного края.
Тема 2. Строение клетки (9ч)
Изучение строения живых организмов с помощью увеличительных приборов. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов.
Клеточная теория - доказательство родства и единства живой природы.Основной химический состав и общие черты строения клеток: плазматическая мембрана, цитоплазма. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни.Бактерии - производители и разрушители органических веществ в природе. Клетки эукариот, общие
черты их строения. Отличия клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни - вирусы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.
Одноклеточные растения (хлорелла, хлорококк, хламидомонада) - самостоятельные организмы. Распространение одноклеточных водорослей. Значение растений как производителей органического вещества. Одноклеточные животные Тверской области.
Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Распространение простейших. Животные - потребители органических веществ. Одноклеточные грибы.
Грибы - разрушители органических веществ.
Особенности колониальных организмов. Колонии вольвокса. Наиболее просто устроенные многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы. Многоклеточные низшие растения родного края. Наиболее просто устроенные многоклеточные животные: губки и кишечнополостные.Демонстрация:микропрепараты одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов; таблицы, модели, слайды, рисунки, видеофильмы (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и деление клеток, строение вируса, строение плесневых грибов.
Лабораторные работы:
1. Устройство увеличительных приборов.2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.3. Строение клетки листа элодеи.4. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки).
Контрольная работа №2: «Строение клетки»
Тема 3. Ткани живых организмов (7ч)
Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Кожица листа. Строение и функции устьица. Эпителиальные ткани животных. Функции покровных тканей. Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений. Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции. Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. Мышечная и нервная ткани животных. Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань - часть органа.
Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных тканей растений и животных.Лабораторные работы:
6. Строение покровной ткани
7. Строение фотосинтезирующей ткани листа
8. Строение соединительной ткани животных
9. Строение мышечных и нервной тканей животных
Контрольная работа №3: «Ткани живых организмов»
Учебно-тематический план
Раздел Количество часов Лабораторные работы
Введение (2 часа) 1ч. 1.Биология-наука о живых организмах 1ч. 2.Условия жизни организмов 1ч. Разнообразие живых организмов. Среды жизни. ( 12 часов)
3.Царства живой природы: растения, грибы. Животные, бактерии. 1ч. 4.Деление царств на группы. 1ч. Лабораторная работа №1
« Разнообразие отделов растений»
5.Среда обитания. Экологические факторы. 1ч.
6.Вода как среда обитания 1ч. 7.Наземно-воздушная среда жизни
Свет в жизни растений и животных 1ч. 8.Почва как среда жизни
Организменная среда жизни 1ч. 1ч. 9.Сообщество живых организмов
1ч. 10.Роль животных, бактерий, грибов в сообществе 1ч. 11.Типы взаимоотношений организмов в сообществе 1ч. 12.Контрольная работа №1 1ч. Строение клетки ( 9 часов)
13.Развитие знаний о клеточном строении живых организмов 1ч. 14.Устройство увеличительных приборов 1ч. Лабораторная работа №2
«Устройство увеличительных приборов».
15.Состав и строение клеток 1ч. Лабораторная работа №3
«приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
16.Строение бактериальной клетки 1ч. 17.Строение растительной, животной и грибной клеток 1ч. 18.Строение клеток 1ч. 19.Образование новых клеток 1ч. 20.Одноклеточные организмы
1ч. Лабораторная работа №4
«Строение животной клетки»
21.Колониальные и многоклеточные организмы 1ч. 22.Контрольная работа №2
1ч. Ткани живых организмов (7 часов) 23.Покровные ткани растений и животных 1ч. 24.Строение покровной ткани листа 25.Механические и проводящие ткани растений 1ч. 26.Основные и образовательные ткани растений 1ч. Лабораторная работа №8
«Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений»
( часть 2)
27.Соединительные ткани животных 1ч. Лабораторная работа №9
«Строение соединительных тканей животных»
28.Мышечная и нервная ткани животных 1ч. Лабораторная работа №5
«Строение мышечных и нервной тканей животных» Лабораторная работа №10
«Строение мышечных и нервной тканей животных»
29. Итоговая контрольная работа 1ч. 30. Весенние явления в жизни растений родного края.
31. Заключительный урок. Выбрать и записать летнее задание
Итого:31 час, резервное время: 3часа Лабораторные работы: 5
Контрольные работы: 3
Проверочные работы :2 Тематическое планирование уроков биологии 5 класс
Учебник Биология. Живой организм 5-6 классы.
Автор: Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова
34 часа ( 1 час в неделю)
Учитель I категории: Исакова Наталья Владиславовна
№
урока Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Лабораторные, практические работы, экскурсии Ресурсы урока Вид контроля
Живой организм. (34 часа)
Введение (2 часа)
Биология — наука о живых организмах.
Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов.
Определять предмет изучения биологии.
Описывать основные направления биологии и пути её развития.
Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику 2. Условия жизни организмов.
Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека
Называть условия, необходимые для жизни организмов.
Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека.
Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы
Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. Фронтальный опрос
Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12 часов)
3-4. Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов
Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере.
Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.
Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.
Описывать роль представителей разных царств
в биосфере. Тетрадь-экзаменатор Проверочная работа №1 по теме «Введение»
5. Деление царств на группы.
Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика.
Называть типы животных, отделы растений.
Приводить примеры представителей разных отделов и типов.
Сравнивать представителей разных групп растений и животных ЛР №1 «Разнообразие отделов растений». учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Выполнение заданий в тетради- тренажёре
6.
Среда обитания. Экологические факторы.
Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности.
Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни.
Характеризовать виды экологических факторов.
Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Биологический диктант
7.
Вода как среда жизни. Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
Называть основные абиотические факторы водной среды обитания.
Приводить примеры обитателей водной среды.
Наблюдать за водными организмами.
Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений). учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Индивидуальный опрос
8.
Наземно-воздушная среда жизни.
Особенности наземно-воздушной среда. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные.
Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде.
Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды.
Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды.
Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги. учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Фронтальный опрос
9.
Свет в жизни растений и животных.
Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика.
Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму.
Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений.
Устанавливать продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Выполнение заданий в тетради- тренажёре
10.
Почва как среда жизни.
Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв.
Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве.
Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия.
Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова.
Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Проверочная работа №2 по теме « Среда обитания. Экологический факторы»
11.
Организменная среда жизни.
Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов.
Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий.
Выделять существенные особенности организменной среды.
Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания.
Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания. учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Выполнение заданий в тетради- тренажёре
12. Сообщество живых организмов
Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные.
Животные - падальщики. Природные сообщества Самарской области.
Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.
Объяснять ведущую роль растений в сообществе.
Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных. учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Индивидуальный опрос
13 Роль животных, грибов и бактерий.
Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях.
Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей.
Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях.
Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Фронтальный опрос
14. Типы взаимоотношений организмов в сообществе.
Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества.
Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.
Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.
Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества.
учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику Выполнение заданий в тетради- тренажёре
15. Контрольно- обобщающий.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы.
Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни.
Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе.
Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе.
тетрадь-экзаменатор, Контрольная работа №1 по теме «Разнообразие живых организмов»
Клеточное строение живых
Организмов (9 часов)
16. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.
Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) доказательство родства и единства живой природы.
Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения.
Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.
Формулировать положения клеточной теории. учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику Фронтальный опрос
17. Устройство увеличительных приборов.
Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом.
Цели и задачи, организация лабораторной работы. Называть части лупы и микроскопа.
Описывать этапы и правила работы с микроскопом.
Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.
Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении
ЛР №2«Устройство увеличительных приборов».
».
учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику Биологический диктант
18. Состав и строение клеток.
Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки.
Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки.
Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма.
Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений».
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. ЛР №3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику Индивидуальный опрос
19. Строение растительной, животной и грибной клеток.
Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток Называть органоиды клеток эукариот.
Сравнивать клетки растений, животных, грибов.
Делать выводы о причинах сходства и различия.
Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Проверочная работа №2 по теме «Строение клетки»
20. Строение клетки.
Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Индивидуальный опрос
21. Образование новых клеток.
Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма.
Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления.
Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. Выполнение заданий в тетради- тренажёре
22.
Одноклеточные растения, животные и грибы.
Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности.
Цели и задачи, организация лабораторной работы
Определять общие черты одноклеточных организмов.
Приводить примеры одноклеточных организмов.
Применять практические умения в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
Лаб. Раб. №4
« Строение животной клетки» учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику
Выполнение заданий в тетради-тренажёре
23.
Колониальные и многоклеточные организмы. Называть общие черты многоклеточных организмов, приводить примеры одноклеточных и колониальных организмов.
Определять понятия по теме урока.
Описывать особенности строения колониальных организмов.
Распознавать изучаемые объекты на иллюстративном материале.
Устанавливать признаки различия между многоклеточными растениями, животными, грибами.
учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику Индивидуальный опрос
24. Контрольно-обобщающий урок. Называть общие черты многоклеточных организмов, приводить примеры одноклеточных и колониальных организмов.
Определять понятия по теме урока.
Описывать особенности строения колониальных организмов.
Распознавать изучаемые объекты на иллюстративном материале.
Устанавливать признаки различия между многоклеточными растениями, животными, грибами.
Тетрадь-экзаменатор Контрольная работа №2 по теме «Строение клетки»
Ткани живых организмов (9 часов) 25. Покровные ткани растений и животных.
Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей (Урок-исследование). Распознавать покровные ткани растений и животных.
Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.
Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.
Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Фронтальный опрос
26. Строение покровной ткани листа.
Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица).
Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями.
Применять умения работать с микроскопом.
Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием Учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Биологический диктант
27 Механические и проводящие ткани растений.
Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции.
Приводить примеры механических и проводящих тканей растений.
Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Выполнение заданий в тетради- тренажёре
28. Основные и образовательные ткани растений.
Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции.
Цели и задачи, организация лабораторной работы. Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры.
Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями.
Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Индивидуальный опрос
29. Соединительные ткани животных.
Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
Называть и описывать соединительные ткани животных.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.
Определять разные виды тканей на микропрепаратах.
Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма.
Проводить лабораторную работу.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Фронтальный опрос
30. Мышечная и нервная ткани животных.
Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани.
Цели и задачи, организация лабораторной работы Описывать и сравнивать строение мышечных тканей.
Определять особенности строения клеток нервной ткани.
Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.
Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием ЛР №5
«Строение мышечных и нервной тканей животных».
Учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Фронтальный опрос
31. Итоговый контроль.
Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Выявлять особенности химического состава живых организмов.
Называть органоиды клеток.
Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями.
Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности.
Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах.
Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах.
Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику Итоговая контрольная работа №3
32. Заключительный урок. Выбор и запись летнего задания Резервное
время: Итого:32 часа, резервное время: 2 часа
Проверочные работы:2
Лабораторные работы: 5
Контрольные работы: 3
Календарно – тематическое планирование
5 класс
№ п/пКол-во. часов
Тема урока Тип урока Лабораторные, практические работы, экскурсии Д/зДата
План Факт
Введение (2 часа)
1. 1ч. Биология-наука о живых организмах Вводный - § 1стр. 8-9 2. 1ч. Условия жизни организмов Комбинированный - § 2. стр.10-11 Разнообразие живых организмов. Среды жизни. ( 12 часов) 3-4. 1ч. Царства живой природы: растения, грибы. Животные, бактерии. Комбинированный - §3 стр. 14-15 5. 1ч. Деление царств на группы. Лабораторный урок Лабораторная работа №1
« Разнообразие отделов растений» §4 стр.16-17 6. 1ч.
Среда обитания. Экологические факторы.
Комбинированный - §5 стр.18-19 7. 1ч. Вода как среда обитания Комбинированный - §6 стр.20-21 8. 1ч. Наземно-воздушная среда жизни Лабораторный урок §7 стр.22-23 9. 1ч. Свет в жизни растений и животных Комбинированный - §7 стр. 23-25 10. 1ч. Почва как среда жизни.
Проверочная работа №1 по теме « Среда обитания. Экологические факторы» Урок контроля и проверки знаний - §8 стр.26-27 11. 1ч. Организменная среда жизни
Комбинированный - §9 стр.28-29 12. 1ч. Сообщество живых организмов.
Урок контроля и проверки знаний - §10 стр.30-31
13. 1ч. Роль животных, бактерий, грибов в сообществе
Комбинированный - §11 стр.32-33 14. 1ч. Типы взаимоотношений организмов в сообществе Урок обобщения и систематизации знаний §12 стр.34-35 15. 1ч. Контрольная работа №1 по теме «Разнообразие живых организмов»
Урок контроля и проверки знаний Строение клетки ( 9 часов)
16. 1ч. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов Комбинированный
§ 13
стр.38-39 17. 1ч. Устройство увеличительных приборов Лабораторный урок Лабораторная работа №2
«Устройство увеличительных приборов».
§ 14 стр.40-41 18.
1ч. Состав и строение клеток Лабораторный урок Лабораторная работа №3
«приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» §15 стр.42-43 19. 1ч. Строение бактериальной клетки Комбинированный §16 стр.44-45 20. 1ч. Строение растительной, животной и грибной клеток.
Проверочная работа №2 по теме «Строение клетки» Урок контроля и проверки знаний §17 стр.46 21. 1ч. Образование новых клеток Комбинированный §18 стр.48-49 22. 1ч. Одноклеточные организмы
Лабораторный урок Лабораторная работа №4
«Строение животной клетки» §19 стр.50-51 23. 1ч. Колониальные и многоклеточные организмы.
Урок обобщения и систематизации знаний § 20 стр.52-53 24. 1ч. Контрольная работа №2 по теме «Клеточное строение живых организмов» Урок контроля и проверки знаний Ткани живых организмов ( 7 часов)
25. 1ч. Покровные ткани растений и животных Комбинированный §21 стр.56-57 26. 1ч. Строение покровной ткани листа Комбинированный §21 стр.58-59 27. 1ч. Механические и проводящие ткани растений Урок приобретения новых знаний §22 стр.60-61 28. 1ч. Основные и образовательные ткани растений Комбинированный §23 стр.62-63 29. 1ч. Соединительные ткани животных Лабораторный урок
§24 стр.64-65 30. 1ч. Мышечная и нервная ткани животных
Лабораторный урок Лабораторная работа №5
«Строение мышечных и нервной тканей животных» §25 стр.66-67 31.
1ч. Контрольно-обобщающий урок
Итоговая контрольная работа №3 Урок контроля и проверки знаний 32. 1ч Заключительный урок. Задание на лето Резервное
время 2 часа Проверочные работы:2
Контрольные работы:3
Лабораторные работы:5