Внеклассное мероприятие по биологии на тему Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47 г. Пензы»




Внеклассное мероприятие
«Основные инфекционные заболевания
и их профилактика»
8 класс






Автор: учитель биологии
Еремина Елена Евгеньевна





Пенза 2016 г.

Основные инфекционные заболевания и их профилактика
Цели:
познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.
совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания, развитие навыка работы в группах.
формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.
Оборудование:
Презентация «Инфекционные заболевания», анкета, карточки с названиями заболеваний, симптомами, мерами профилактики.

Ход мероприятия:
Вводная беседа
Учитель:
Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?
У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6?
Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях.
Что такое инфекционные заболевания?
Слайд 1. Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Почва
Вода
Растения
Дикие и домашние животные
Воздух
Насекомые (клещи, вши, блохи, малярийные комары)

Слайд 2 – источники инфекции

Слайд 3-4 - выделяют несколько механизмов передачи инфекционных заболеваний:
Пищевой механизм передачи инфекции – через некачественные продукты питания;
Водный механизм передачи инфекции – через использование зараженной воды для питья, мытья продуктов, умывания: (так летом 2005 года были выявлены десятки случаев СЕРОЗНОГО МЕНИНГИТА у детей, купавшихся в водоемах);
Воздушно – капельный механизм передачи инфекции – через вступление в контакт с больными гриппом, ОРЗ, кашлем людьми;
Контактно – бытовой механизм передачи инфекции– через контакты в общественных местах (школа, транспорт, кинотеатр);
Механизм поступления инфекции через передатчиков – при укусе животного, насекомого, птиц.
Слайд 5 – Основные группы инфекционных заболеваний и пути их передачи

Слайд 6 - Признаки инфекционных заболеваний
Внешние признаки инфекционных заболеваний индивидуальны для каждого из них, но большинство сопровождается
температурой,
ознобом,
головной болью,
иногда появляются кашель, понос, сыпь.

Слайд 7-8 - Профилактика инфекционных заболеваний
Профилактика – предупредительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление нормального состояния.
1.Устранение возбудителя инфекции (карантин, обсервация).
Карантин – комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта или подозрительного на инфицирование лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта.
Обсервация (наблюдение), система мер по наблюдению за изолированными в специальном помещении лицами, выезжающими или прибывающими из населенных пунктов и стран, неблагополучных по чуме, оспе, холере, желтой лихорадке.
2.Разрыв путей передачи инфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация)
ДЕЗИНФЕКЦИЯ - комплекс мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней.
ДЕЗИНСЕКЦИЯ - комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих, переносчиков возбудителей болезней (комары, мухи, вши)
ДЕРАТИЗАЦИЯ - комплекс мер по борьбе с грызунами.
3.Повышение невосприимчивости людей (вакцинация)
Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни.
Одним из видов профилактики является также забота о своем здоровье.
Забота о здоровье заключается в здоровом образе жизни:
активный отдых;
физическая зарядка;
соблюдение режима дня;
закаливание организма;
соблюдение правил личной гигиены;
принимать пищу богатую витаминами (чеснок, лук, фрукты);
избегать тесных контактов с возможным очагом заражений (объятия, поцелуи с неизвестными людьми);
Иногда инфекции распространяются так быстро и поражают здоровый организм, что превышают порок заболеваемости на данной местности и это распространение называется ЭПИДЕМИЕЙ (массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости)

После изучения материала ученикам предлагается заполнить анкету (см. приложение).

Пока трое учеников оценивают результаты анкеты, остальные выполняют задание на закрепление знаний. Перед учениками лежат карточки с группами инфекций: инфекции дыхательных путей, кишечные, зоонозные. Учащимся необходимо распределить между этими группами заболевания (ангина, грипп, туберкулез, брюшной тиф, холера, дизентерия, чума, клещевой энцефалит, малярия), пути передачи (чихание, укусы, пища, кашель, вода) и меры профилактики (карантин, личная гигиена, уничтожение насекомых, ношение марлевой повязки).
Сделать вывод о том, что для профилактики инфекций в первую очередь применяются меры по уничтожению возбудителя (дезинфекция, личная гигиена) и изоляции больных.
Слово ученикам, анализирующим анкеты: сколько раз за прошлый год болела большая часть класса, как связана частота и длительность заболевания с приемом витаминов и иммуностимуляторов.







Приложение:
Анкета:
Ваш возраст:
Пол: муж. жен.
Класс:
Сколько учебных дней вы пропустили по болезни за прошедший год? а) ни одного; б) 1-5 дней; в) 5-10 дней; г) более 10 дней
Сколько раз вы болели простудными заболеваниями за последний год? а) ни разу; б) 1-2 раза; в) 3-4 раза; г) более 4 раз
Сколько раз вы болели кишечными инфекциями за последний год? а) ни разу; б) 1-2 раза; в) 3-4 раза; г) более 4 раз
Как долго вы обычно болеете? а) не болею вообще; б) 1-5 дней; в) 5-10 дней; г) более 10 дней
Знаете ли вы о пользе витаминов для профилактики инфекционных заболеваний? а) да; б) нет
Принимаете ли вы регулярно витамины? а) да; б) нет
Знаете ли вы о пользе иммуностимуляторов для профилактики инфекционных заболеваний? а) да; б) нет
Принимаете ли вы регулярно иммуностимуляторы? а) да; б) нет
Уровень вашей физической активности (можете отметить несколько пунктов):
а) не занимаюсь даже на физкультуре в школе;
б) занимаюсь только на физкультуре;
в) занимаюсь не менее 3 раз в неделю помимо физкультуры;
г) занимаюсь не менее 5 раз в неделю помимо физкультуры;
д) нахожусь на свежем воздухе не менее 2 часов в день.