Урок-семинар «Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой» (в технологии развития критического мышления)
Урок-семинар «Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой» (в технологии развития критического мышления)
Подготовка к семинару (групповые задания) по теме «Характеристика образа Чичикова».
Домашнее задание – по заранее распределенным группам
Группа 1. – Портрет Чичикова, оценка деталей портрета. Какую характеристику герою, положительную или отрицательную, дает автор. Аргументируйте свой ответ, приведя цитаты из художественного произведения.
Группа 2. – Одежда Чичикова, его речь и манеры. Какую оценку герою, положительную или отрицательную, дает автор. Какую роль выполняет «фрак брусничного цвета с искрой»? Аргументируйте свой ответ, приведя цитаты из художественного произведения.
Группа 3. – Биография Чичикова (происхождение, детские годы, наставления отца, учеба в училище, служба). Какую оценку герою, положительную или отрицательную, дает автор. Аргументируйте свой ответ, приведя цитаты из художественного произведения.
Группа 4. – Характеристика Чичикова другими персонажами. Опираясь на текст глав 1-10, рассмотрите, как оценивают Чичикова другие персонажи поэмы «Мертвые души». Какую оценку герою, положительную или отрицательную, они дают.
Ход семинара.
Стадия вызова: Как вы думаете, Чичиков – герой или антигерой?
Прием «Корзина идей»
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально: записать положительные (герой) и отрицательные черты (антигерой) Чичикова
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах.
- Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ. - Что у вас получилось? (зачитывание работы пар) - Попробуем систематизировать полученную информацию.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара поочередно называет одно из выписанных выражений. Фиксируются на доске все реплики. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
Обучающиеся рассаживаются группами в соответствии с домашним заданием.
Стадия осмысления происходит при реализации домашнего задания. Выступление групп (3-5 минут).
В результате выступления каждая группа записывает на доске вывод о том, считает ли она Чичикова героем или антигероем.
Продолжение обсуждения переводится в новый план (расширение круга вопросов)
- Могла ли его деятельность быть созидательной?
- Какие условия, на ваш взгляд, могли способствовать формированию такого типа личности, как Чичиков?
- Актуален ли такой герой сегодня? (Чичиков – герой нашего времени?)
При обсуждении вопросов обязательно ссылаться на мнение автора, приводить примеры-цитаты из текста.
Для организации обсуждения они распределяются на новые группы (вытягивают цветные полоски), используется прием «6 шляп мышления»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Белая шляпа
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.
Желтая шляпа
Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.
Черная шляпа
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
Красная шляпа
Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».
Синяя шляпа
Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, во второй – провести обобщение.
На защиту каждой шляпе дается 2-3 минуты
Обобщение и индивидуальные выводы каждого обучающегося (контроль достижения результатов):
- Составьте синквейн «Чичиков», опираясь на результаты вашего участия в сегодняшнем уроке (письменное задание). 5-7 минут
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
На этапе подведения итогов проводится конкурс синквейнов, выбирается лучший.
5. Рефлексия изучения темы (методика незаконченного предложения)
При изучении поэмы Н.В.Гоголя
Мне было интересно
Мне было трудно
Еще мне хотелось бы узнать
Для меня осталось непонятно
Больше всего мне запомнилось
6. Домашнее задание.
Изучить статью В.Г.Белинского «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова или мертвые души»
Подобрать аргументы к сочинению-рассуждению по теме «Чичиков – это беда или надежда России?»
Использованная литература и Интернет-ресурсы:
1. И.В.Золотарева, И.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе, 9 класс. М., ВАКО, 2011
2. www.cerm.ru