Конспект логопедического занятия на тему Составление рассказа по серии картинок
3 класс
Тема: Составление рассказа по серии картинок.
Цель: (Базовый уровень) Ученик научится составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок.
(Повышенный уровень) Ученик получит возможность научиться практическим навыкам строить текст в правильной последовательности, устанавливать причинно-следственные зависимости, опираясь на серию сюжетных картинок.
Коррекционная: развивать связную речь, память, логическое мышление;
Речевая: обогащение словаря;
Обучающая: развитие языкового анализа и синтеза;
Воспитательная: формировать навык умения планировать действия по выполнению задания.
Ресурсы: ручки, тетради, карточки с серией картинок Радлов Н. «Неудачник - мышелов».
Организационный момент.
Актуализация знаний
Целеполагание и мотивация.
Артикуляционная гимнастика.
Первичное закрепление.
Дыхательная гимнастика.
Самостоятельная работа.
Физ.минутка.
Развитие не речевых процессов.
Подведение итогов.
Ход занятия
Этапы занятия
Деятельность логопеда
Деятельность учащегося
1.Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята! Первым сядет тот, кто ответит:
-Какое время года сейчас в нашем регионе? (весна)
-Следующим сядет тот, кто назовите весенние месяцы (март, апрель, май).
-Теперь сядет тот, кто назовёт четыре приметы весны .(стало теплее, солнце светит ярко, день стал длиннее , а ночь короче, тает снег)..
- Ребята, назовите остальные весенние приметы (бегут ручьи, дети пускают в ручьях кораблики, люди одели весеннюю одежду, резиновые сапоги, появились подснежники, с крыш свисают сосульки ).
-Молодцы!
Ответное приветствие.
Учащиеся отвечают на вопросы по очереди , используя знания, полученные ранее на уроках окружающего мира, личный опыт.
2.Актуализация знаний
Логопед: Ребята, что вы знаете о тексте? Поиграем в игру «Верю-неверю».
Дидактическая игра «Верю - не верю»
Цель: развитие слухового внимания, памяти.
Инструкция: Послушайте высказывание о тексте и если вы с ним согласны – похлопайте, а если нет - потопайте.
-Текст состоит из предложений.
- Предложения в тексте не связаны по смыслу.
-Тема текста, это то, о чём говорится.
-Главная мысль текста, это то, о чём хотел сказать автор.
-Молодцы!
Логопед: Сделайте вывод, что такое текст.
Учащиеся: Текст, это несколько предложений, объединённые одной темой. В тексте есть главная мысль, то что хотел сказать автор.
Учащиеся отвечают на вопрос, используя знания о тексте, полученные ранее, делают вывод.
3.Целеполагание и мотивация
Логопед: Сегодня на занятии вы будете учиться составлять рассказ по серии картинок, отображающих последовательность событий.
Планирование деятельности на основе имеющихся знаний.
4.Первичное закрепление
Практическое усвоение
Логопед: Ребята, разложите картинки в нужной последовательности. (у каждого на парте комплект серии картинок).
-Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. (на доске выложена серия «Неудачник-рыболов)
Словарная работа:
Логопед: подберите синонимы к словам
Спасаясь-(убегая)
Юркнул - (заскочил)
Идея - (мысль)
Обхитрить - (обмануть)
Логопед: Для составления рассказа нам необходимо составить план. Перед вами карточки, составьте план рассказа ( карточки со словами: начало действия, развитие действия, кульминация, итог).
-Теперь составьте предложение к каждой картинке, (если дети не справляются, логопед задаёт наводящие вопросы).
-Что однажды произошло с мышонком?
-Куда мышонок спрятался от кота?
-Как кот пытался достать мышонка?
-Почему кот вдруг ушёл?
-Кто пришёл на помощь малышу?
-Как мышонок выбрался из бутылки?
-Что придумал кот?
-Что увидел кот, когда вернулся?
Логопед: Составьте рассказ, используя наши предложения и план рассказа.
-Молодцы!
-Давайте выйдем из-за парт и сделаем дыхательную гимнастику.
Ученики раскладывают серию картинок, подбирают синонимы,
составляют план рассказа, придумывают предложения, опираясь на таблицу.
Дыхательная гимнастика
«Клубок»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, снятие напряжения.
Выполнение. Произносим звуки А-О-У-Э-Ы-И, скручивая воображаемую нить в клубок. Выполняем 20-30 сек.
Логопед: У каждого рассказа есть название. В названии должна быть отражена тема рассказа.
Задание: Придумайте название к рассказу (примерные названия: Кот и мышонок, Хитрые мыши, Неудачная рыбалка, Обхитрили).
Ученики придумывают названия рассказа.
5.Самостоятельная работа.
Логопед: Ребята, перед работой в тетради нужно сделать разминку для пальчиков.
Разминка с су-джоком.
Логопед: ребята, запишите текст, опираясь серию картинок, используя наши предложения, и план рассказа.
Логопед: прочитайте свой рассказ. (по желанию, ученики зачитывают свои рассказы)
(примерный текст рассказа)
Обхитрили.
Однажды мышонок Тимка попал в беду. Спасаясь от кота, он юркнул в стеклянную бутылку. Кот обрадовался, но не тут то было! Он никак не мог достать мышонка из ловушки. Тогда коту пришла в голову одна идея. Он с важным видом, высоко задрав хвост, вышел из комнаты. В это время из мышиной норы выскочили мыши. Они быстро придумали как помочь малышу. Тимка был спасён! Когда кот вернулся с удочкой, ловушка была пуста. Опять обхитрили!
Ученики выполняют задание в тетради, зачитывают свои рассказы.
Физ. Минутка
На-на-на –вот пришла весна,(ритмичные хлопки в ладоши)
Ло-ло-ло-стало всем тепло, (ритмичные хлопки по коленям)
Ель-ель-ель- и звенит капель, (лёгкое постукивание по парте кончиками пальцев)
Ду-ду-ду –я гулять пойду. (ритмичные шаги на месте)
6.Развитие не речевых процессов.
«Математическая раскраска»
Цель: развитие внимания, мелкой моторики.
Логопед: ребята, раскрасьте нашего героя. Чтобы это сделать нужно вычислить цвет, решив пример.
Практическая демонстрация приобретённых навыков.
7.Подведение итогов. Рефлексия
Наше занятие подошло к концу.
Чем мы занимались сегодня на занятии?
Какие задания вам больше всего понравились, какие были слишком сложными.
Занятие окончено, до свидания, ребята!
Ученики анализируют свою работу на занятии.
План
Используй
Начало действия.
ОднаждыКак-то раз
Развитие действия.
Неожиданно
Кульминация.
Вдруг
Итог.
И вот Вот и всё.
Начало действия.
Развитие действия.
Кульминация.
Итог.
неудачник мышеловнеудачник мышелов 2Мышонок математическая раскраска‹ђЗаголовок 115