Грибы, их роль в биосфере


Урок по теме «Грибы, их роль в биосфере».
Цели урока:- обучающие: познакомить учащихся с особенностями строения, размножения и способами питания грибов; формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы;
- развивающие: развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы;
- воспитательные: прививать любовь к предмету, любознательность, бережное отношение к природе.
Оборудование: таблица «Грибы», муляжи грибов, свежие и консервированные грибы, мультимедиа, видео, учебники, раздаточный материал. Тип урока: комбинированный.
План урока:
I. Организационная часть. II. Проверка знаний учащихся.
III. Объяснение нового материала.
общие сведения о грибах;
виды плесневых грибов;
строение шляпочных грибов;
размножение грибов;
значение грибов.
IV. Закрепление нового материала.
V. Подведение итогов.VI. Задание на дом.

Ход урока:
I.Организационная часть. - Здравствуйте, садитесь.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Много сможете узнать,
Свои знанья показать.
Цель нашего урока закрепить пройденный материал, ответив на ряд вопросов, и изучить новую, не менее интересную тему, которую вы назовете мне сами.
Вопрос: А какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ответ: Бактерии.
II. Проверка знаний учащихся:
А) Работа учащихся у доски.
* Какие бактерии изображены на рисунке
* Решить задачу «Подсчитайте, сколько дней бактерии могут сохраняться в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия в течение 2 дней, чумы – в 4 раза дольше, тифа - в 8 раз дольше, чем чумы, а сибирской язвы – в 1826 раз дольше, чем холеры?»
Решение: 2*4=8 дней (чума)
8*8=64 дня (тиф)
2*1826= 3652 дня (сибирская язва)
Б) Фронтальный опрос:

1. Как с греческого переводится бактерия? (Бактерии в переводе с греч. означает «палочка»)
2. В чем главное отличие бактерий от растений? (Отличие в том, что бактерии в основном питаются готовыми органическими веществами)
3. Какие бактерии вам известны? (Бактерии гниения - разрушают сложные органические вещества трупов животных и растений; Почвенные бактерии – превращают перегной в минеральные вещества; Клубеньковые бактерии – усваивают азот из воздуха и обогащают им почву; Молочно-кислые бактерии – превращают молоко в простоквашу, кефир; Болезнетворные бактерии – возбудители болезней)
4. Какие болезни вам известны, которые вызывают бактерии? (Тиф, дизентерия, туберкулёз, холера, желтуха, лихорадка)
5. К каким живым организмам можно отнести бактерии к одноклеточным или многоклеточным? (К одноклеточным)
Вопрос: Какой вывод можно сделать о бактериях?
Ответ: Они одноклеточные, быстро размножаются, питаются готовыми органическими веществами.
А теперь проверим, как вы усвоили материал. Вам предлагается тест – выбор правильного ответа на два варианта. У каждого на парте лежит задание теста. Нужно подписать фамилию. Время ограничено 5 мин.
В) Тестирование

I вариант1. Бактерии питаются:
а) образуя на свету органические вещества
б) готовыми органическими веществами
в) только органическими веществами живых организмов
2. Бактерии не способны к фотосинтезу, потому что:
а) они живут в почве
б) не имеют хлорофилла
в) имеют небольшие размеры
3. Бактерии размножаются:
а) спорами
б) семенами
в) частью корня
4. Бактерии – это:
а) одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра
б) многоклеточные организмы
в) клетка, которая имеет ядро
5. Форму шариков имеют:
а) спириллы
б) вибрионы
в) кокки
II вариант
1.Какими организмами являются бактерии с точки зрения эволюции:
а) примитивные
б) высокоорганизованные
2. Какие бактерии выполняют роль санитаров:
а) железобактерии
б) гниения
в) болезнетворные
3. Каково строение тела бактерий:
а) многоклеточные
б) без клеточные
в) одноклеточные
4. Палочковидную форму имеют:
а) бациллы
б) кокки
в) вибрионы
5. Имеют ли бактерии ядро:
а) да
б) нет
(Тест проверяется взаимопроверкой)
III. Объяснение нового материала.
Ребята, чтобы узнать какая тема сегодня у нас на уроке, вам надо отгадать загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
Правильно, ребята. Тема нашего урока - «Грибы». Мы рассмотрим строение, виды грибов, поговорим об их пользе и вреде. Откройте тетради и запишите тему урока.
Вопрос: Ребята, где встречаются грибы?
Ответ: В лесу.
А знаете ли вы, что грибы встречаются не только в лесу, но и в воде, поселяются на животных, растительных остатках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделиях, на штукатурке в квартирах.
Грибы – самые знакомые и самые таинственные существа. Действительно с грибами люди знакомы давно. Во всяком случае, ещё в Древнем Риме прекрасно знали о вкусовых достоинствах грибов. Люди издавна интересовались ими. Имеются описания грибов, сделанные в IV веке до нашей эры Аристотелем, в V веке Гиппократ составил большой перечень употребляемых в пищу грибов. Но и тогда, и много позже никак не могли понять, что же собой представляют грибы.
Грибы – это довольно многочисленная группа живых организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов. В далекие времена грибы относили к царству растений, но в настоящее время, после долгих исследований грибы выделены в отдельное царство. Наука, изучающая грибы, - микология возникла в 19 веке (записать в тетрадь). Грибы сочетают в себе признаки и растений, и животных, но все же есть отличия от этих организмов (на экране и у учащихся).

Клетки грибов имеют плотную клеточную оболочку, как и клетки растений.
Грибы могут расти в течение всей своей жизни, как и растения. Животные же растут только в течение определённого периода жизни.
Грибы размножаются с помощью спор, как и растения.
Грибы, как и растения не способны самостоятельно передвигаться.
Грибы сами не создают питательные органические вещества, как это делают растения.
Грибы питаются, как животные, готовыми органическими веществами.
Грибы делятся на низшие и высшие.
Низшие грибы - это плесневые грибы (пеницилл, мукор) и дрожжи (демонстрация ). Рассмотреть их можно только в микроскоп, так как имеют микроскопически малые размеры.
Мукор образует плесень и поселяется на хлебе, овощах в виде пушистого белого налета, который через некоторое время становится чёрным. Размножается мукор спорами, которые созревают в головках и разносятся ветром, питается готовыми органическими веществами.
Пеницилл поселяется на пищевых продуктах и на почве. Состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Споры созревают в кисточках. Пеницилл хорошо используется человеком в медицине (история пеницилла рассказывает ученик) 1. В 1872 году русский врач А.Г. Полотебнов опубликовал сообщение о лечении гнойных ран порошком из спор грибов пенициллума.
2. В 1913 году американскими учеными Альсбергом и Блэком из гриба было выделено вещество, которое получило название пенициллиновая кислота.
3. В 1929 году А. Флемингом был выделен природный пенициллин.
Дрожжи – мелкие грибы, имеют форму шариков. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются почкованием. Дрожжи с давних времен использует человек (показ сухих дрожжей). Их добавляют в тесто, чтобы оно было легким и пористым. В тесте дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ.
Есть ребята и грибы – паразиты, например, гриб-трутовик трубчатый (показ). Он разрушает древесину деревьев, делает трухлявой и приносит большой вред лесному хозяйству, садам, паркам. Если вы их видите, то не проходите мимо, сбейте их любым предметом, помогите дереву.
К высшим грибам относят шляпочные грибы.

Вопрос: Почему их назвали шляпочные?
Ответ: У них есть шляпки.
Правильно. Проверим, знаете ли вы, название грибов, отгадав загадки:
Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
Я был в лесу,
Поймал лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисички)
Рыженький Ванёк,
Крепкий паренёк,
Спрятался за пень,
А шапка набекрень. (Рыжик)
(Видеофрагмент «Лес»).
Посмотрите (рисунок гриба, строение), когда мы гуляем по лесу, то видим верхнюю часть гриба, которая состоит из шляпки и пенька – это плодовое тело. По форме и окраске плодовые тела шляпочных грибов очень разнообразны и весьма причудливы (демонстрация грибов). В шляпке два слоя: верхний – покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний – пронизан трубочками или пластинками. Если заглянуть под шляпку, то можно заметить складочки, которые могут быть в виде трубочек или в виде пластинок. По этим складкам определяют пластинчатый гриб или трубчатый.
ГРИБЫ
Пластинчатые Трубчатые

Рыжики Подберёзовик
Сыроежки Белый гриб
Лисички Маслёнок

Если слегка встряхнуть шляпку зрелого гриба, то поднимется буроватое облачко, состоящее из спор (демонстрация). С их помощью грибы размножаются. Но под землей тоже есть продолжение, разветвленные нити (гифы) - это мицелий или грибница. Грибница растет с весны до осени и вырастает за это время на 10-30 см, на глубине 6-12 см. Некоторые грибы, например, подберезовик, растет вблизи берез, подосиновик под осиной, белый гриб около сосен и елей. Это все не случайно. Многие шляпочные грибы вступают в симбиоз с корнями деревьев. Откройте стр.207 и найдите, как переводится слово симбиоз. Это сожительство. Правильно это сожительство двух разных организмов. Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, образуя грибокорень, или микоризу. Гриб поглощает из почвы воду и минеральные вещества, дерево их использует для фотосинтеза, а гриб всасывает из дерева органические вещества, необходимые для его роста и развития.
Городские жители частенько приезжают отдыхать в лес от суеты. Они любуются природой, слушают пенье птиц, собирают грибы.
Вопрос: Что это за гриб?
Стоит на полянке
В красном платье Татьянка:
Вся в белых крапинках.
Ответ: Мухомор
Вопрос: Можно его есть? Почему?
Ответ: Нет, он ядовитый.


Правильно. В природе грибы делятся на съедобные и ядовитые (показ грибов ядовитых и съедобных). Обычно ядовитые грибы имеют бледную окраску, исключение красный мухомор, у которого яркая шапочка в крапинку. Самым ядовитым грибом является бледная поганка. Неопытные люди, уверенные в своих знаниях о грибах, часто оказываются на больничной койке. Это отравление! Отсутствие знаний о грибах может плачевно сказаться на здоровье человека. Но это не значит, что человек должен беспощадно уничтожать ядовитые грибы. Этого делать нельзя!
Вопрос: Почему?
Ответ: Дикие животные употребляют ядовитые грибы как лекарство, например лоси при болях поедают мухоморы.
Вопрос: Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы?
Ответ: Грибы нельзя вырывать с комом земли. Надо срезать их ножом, не повреждая грибницы, так как на ней будут расти новые плодовые тела.
Правильно. Свежие грибы нужно сразу очистить и перебрать, хранить их нельзя. А еще нельзя собирать старые грибы, грибы которые растут около дорог, промышленных предприятий. Грибы в себя впитывают вредные вещества, а это может стать причиной отравления. Если человек отравился ему срочно нужно сделать промывание желудка.
И так это все высшие грибы, которым для роста нужна богатая перегноем почва, влажность, умеренное тепло и тень. Шляпочные грибы человек употребляет в пищу, в промышленности при изготовлении хлеба, сыров, в виноделии, в медицине, получая ценные лекарства. Он их сушит, солит, консервирует (показ маринованных грибов, сушенных). Даже из гриба-трутовика после длительного замачивания нижней части, отбивки получает материал похожий на кожу, также делают умельцы шкатулки, статуэтки, игрушки.
Мир грибов гораздо богаче того, что мы видим в лесу, на страницах книг. Это действительно, своеобразное царство природы населенное непохожими организмами, объединенными общим названием – грибы. А теперь вам предстоит выполнить работу, которая лежит у вас на партах. Подпишите их. Время 5 минут.
IV. Закрепление материала.
Самостоятельная работа «Шляпочные грибы».
На парте у учащихся свежий гриб и задание, которое необходимо выполнить.
Рассмотрите с помощью лупы плодовое тело, шляпку и определите пластинчатый или трубчатый гриб.
Из каких частей состоит шляпочный гриб? Подпишите рисунок.
Какой гриб из расположенных в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд – вместо знака вопроса? Почему?
Маслёнок Лисичка Опята Груздь Рыжик ?Бледная поганка Белый гриб Мухомор Ложный опёнок
4. Найди лишний гриб. Подчеркни его. Почему?
Белый гриб, рыжик, подберёзовик, маслёнок, подосиновик
5. Необходим ли грибам солнечный свет?
А) да
Б) нет
V. Подведение итогов.Вопрос: На какие группы делятся грибы?
Ответ: На низшие и высшие.
Вопрос: Какими бывают высшие грибы?
Ответ: Шляпочные, трубчатые, пластинчатые, ядовитые и съедобные.
Выставление оценок.
VI. Задание на дом.
Домашнее задание № 74, ответить на вопросы после него. Вырастить плесень на продукте (хлеб, овощ) для лабораторной работы. Подготовить 5 поговорок о грибах.
Фамилия, имя:____________________
Самостоятельная работа «Шляпочные грибы».

Рассмотрите с помощью лупы плодовое тело, шляпку и определите пластинчатый или трубчатый гриб. Напиши.
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Из каких частей состоит шляпочный гриб? Подпишите рисунок.


Какой гриб из расположенных в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд – вместо знака вопроса? Почему? Напиши.
Маслёнок Лисичка Опята Груздь Рыжик ?Бледная поганка Белый гриб Мухомор Ложный опёнок
___________________________________________________________________________
4. Найди лишний гриб. Подчеркни его. Почему? Напиши.
Белый гриб, рыжик, подберёзовик, маслёнок, подосиновик
____________________________________________________________________________
5. Необходим ли грибам солнечный свет? Подчеркни правильный ответ.
А) да
Б) нет
Самоанализ урока биологии в 5 «Б» классе
Тема урока: «Грибы, их роль в биосфере».
В 5 «Б» классе _____ учащихся, на уроке присутствовало _____ человек, из них имеет высокий уровень учебных возможностей ______ учащихся, средний уровень ______ учащихся, низкий уровень _____ учащихся.
По тематическому плану это 1 урок по разделу «Грибы». По типу – комбинированный урок.
Цели урока:
- обучающие: познакомить учащихся с особенностями строения, размножения и способами питания грибов; формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы;
- развивающие: развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы;
- воспитательные: прививать любовь к предмету, любознательность, бережное отношение к природе.
Все этапы урока были направлены на выполнение целей урока с учетом особенностей класса.
При проведении организационного момента визуально была проверена подготовка класса к уроку.
Проверка домашнего задания осуществлялась несколькими видами работ – фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, работа с заданием теста. С целью экономии времени проверка теста проводилась с помощью проектора.
Перед объяснением нового материала были четко озвучены цели урока и задачи. Объяснение учителем нового материала грамотно и уместно чередовалось с показом рисунков грибов как шляпочных, так и плесневых. На вопрос «Чем же отличаются грибы от растений и животных?», учащиеся сами смогли правильно найти ответы, так как выводился на экран перечень сходства и отличия. Была работа и с учебником – эта форма работы позволила продолжить развитие навыков самостоятельного извлечения нужной информации. На уроке была взаимосвязь и с другими предметами.
Закрепление изученного материала проводилось в форме фронтального опроса и самостоятельного задания, разработанного учителем. Были подведены итоги урока, выполнение домашнего задания было прокомментировано учителем.
На уроке использовались следующие методы урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логический переход от одного этапа к другому.
Содержание урока соответствует программе и уровню учебных возможностей учащихся. На уроке использовался дополнительный материал. Рационально применялась наглядность, ТСО.
Поставленные цели урока достигнуты.



Экологический рассказ « Воскресенье в лесу»
(Найти ошибки, совершенные школьниками)
Всю неделю только и было разговоров в классе, что о предстоящей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Весёлой музыкой оповестили лес – мы пришли. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат!». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.
Ошибки, совершенные школьниками.
В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.
Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы-дерево».
Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки деревьев. В жаркую погоду разводить костры вообще запрещается.
Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами, металлические банки разрушаются через 100 лет.
Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой.