Рабочая учебная программа по искусству (мировая художественная культура) для 8 класса



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39
с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики


«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 39»
г. Чебоксары
_________________(Михайлов В. В.)
Приказ № ___
«_____»_____________2015 г.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР

_________________ (Михайлова Т. С.)

«_____» ___________ 2015 г.

«Рассмотрено»
Руководитель МО

_________________(Шулаева Н. В.)
Протокол №
«_____» __________2015 г.





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)
НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


Учитель: Кудрявцева С. М.

Классы
количество часов


в неделю
в год

8 Л
1
34

8 Ю
1
34











Структура рабочей программы:
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Литература
Система оценки знаний, умений и навыков





















Пояснительная записка
 Рабочая учебная программа по искусству (мировая художественная культура) для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе примерной программы среднего общего образования по искусству (мировая художественная культура) для образовательных учреждений и с учетом Авторской программы по Искусству для общеобразовательных учреждений под редакцией Даниловой Галины Ивановны «Искусство. 5-9 классы» / Г. И. Данилова. 6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013.
Учебник: Данилова, Г. И.  Искусство: виды искусства. 8 класс: (Учебник( / Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2015. – 300, (4( с.: ил.

Цели и задачи учебного предмета в области формирования системы знаний, умений:
Цели учебного предмета:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
воспитание интереса и любви к искусству как части мировой художественной культуры;
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
сформировать способности к художественному творчеству, к самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе;

Особенности организации учебного процесса по предмету
Изучение учебного предмета «Искусство» в 8 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.
Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.
Программа интегрированного курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов.
Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс «Искусство» закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской,
творческой деятельности ученика.
Принцип вариативности. Изучение искусства процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. В связи с этим в программе заложено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения.
Вместе с тем, любой выбор и методическое решение, принятое учителем, должны соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов обусловлен возможностью выбора для учителя.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной школе залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Поэтому, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.
Предмет  «Искусство» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы и истории, изобразительного искусства. Кроме того, он призван расширить представления учащихся о современной классификации и взаимодействии искусств, способствовать постижению их специфического языка и средств художественной выразительности.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, обществознания, технологии, информатики и др.
Форма организации учебного процесса: классно-урочная система. Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии.

Формы контроля знаний, умений и навыков: входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, тестов, отчетов по темам, защит рефератов; выполнение буклетов, презентаций, творческих заданий; взаимоопрос; итоговый контроль в конце учебного года. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе, составление кроссвордов по изученному материалу, дискуссии по теме урока.

Требования к предметным результатам
В результате изучения искусства ученик 8 класса должен
знать/понимать
основные виды и жанры искусства и их классификацию;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.

Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ (7 часов).
Понятие о видах искусства (1 час). Античный бог Аполлон покровитель искусства. Семья муз Аполлона (обобщение ранее изученного). Интерес к проблеме разделения искусств на виды в эпоху античности. Учение древнегреческого философа Аристотеля о способах «подражания» действительности («Поэтика»). Учение Г. Э. Лессинга о видах искусства, определение «специфического предмета» каждого из искусств и возможности отражения действительности («Лаокоон»). Теория Г. Гегеля о ведущей роли определенного вида искусства в зависимости от особенностей исторического развития и духовных запросов общества («Лекции по эстетике»). Современные классификации видов искусства. Разделение искусств на пространственные, или пластические (архитектура, живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно-прикладное искусство), временные (музыка) и пространственно-временные, или синтетические (литература, театр, опера, балет, телевидение, кино, эстрада, цирк). Подвижность и гибкость границ между искусствами.
Тайны художественного образа (1 час). «Искусство это мышление в образах» (В. Г. Белинский). Особенность художественного мышления. Реальный мир основа для художественного творчества. Художественное и научное постижение действительности. Роль творческой фантазии художника. Художественный образ как особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника. Художественный образ «знакомый незнакомец» (В. Г.Белинский). 
Художественный образ как единство изображения и выражения (1 час). Особенности образного языка в различных видах искусства. Проблема правды и правдоподобия в художественном творчестве. Соотношение вымысла и действительности в художественном произведении. Спор Эсхила и Еврипида о правде искусства (комедия Аристофана «Лягушки»). Понятие условности в искусстве на примере различных его видов (литература, живопись, театр, балет). Условность как средство для передачи чувств и мыслей автора.
Художник и окружающий мир. Многозначность понятия «художник» (1 час). Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого». Мир материальный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства. Как рождается художник и что питает его вдохновение. От античного мифа о Пигмалионе к скульптуре Родена «Поэт и муза». Процесс творчества: от наблюдения и накопления жизненных впечатлений к их осмыслению и художественному воплощению. А. С. Пушкин о процессе художественного творчества. Судьбы великих мастеров: становление таланта, творческая индивидуальность и неповторимость стиля. Особенности восприятия окружающего мира в зрительных и звуковых образах. Стремление художников к точному воспроизведению окружающего мира, попытки увидеть в нем рациональное начало. Окружающий мир сквозь призму фантастического и ирреального.
Возвышенное и низменное в искусстве (1 час). Эстетика наука о прекрасном в искусстве и жизни. Искусство как высшая форма эстетического освоения мира. Основные эстетические категории, их роль и значение для восприятия и оценки произведений искусства. Безмерность, безграничность возвышенного, его устремленность к достижению идеальных целей и задач. Возвышенное и его связь с всемирно-историческими поворотами в развитии человечества, с переломными моментами в судьбах людей. Первые сведения о возвышенном в трактате античного философа Псевдо-Лонгина «О возвышенном». Эволюция трактовки данного понятия в трудах немецких философов и поэтов И. Канта и Ф. Шиллера. Статья Н. Г. Чернышевского «Возвышенное и комическое».
Грандиозность, масштабность, монументальность как наиболее яркие формы отражения возвышенного в искусстве. Возвышенное в архитектуре (пирамиды Древнего Египта, Парфенон). Возвышенность героев и событий античной трагедии и произведений У. Шекспира (царь Эдип и Антигона, Агамемнон и Андромаха, король Лир и Гамлет по выбору). Возвышенный характер музыки Бетховена (финал Третьей («Героической») симфонии). Использование особых средств художественной выразительности для создания возвышенных образов и событий. Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Проявления низменного в искусстве и жизни. Пергамский алтарь Зевса, рельеф Микеланджело «Битва кентавров», рисунки Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», картины И. Босха (по выбору).
Трагическое в искусстве (1 час). Проявления трагического в жизни и искусстве, общность и различия. Специфические законы его проявления в произведениях искусства. Неразрешимость конфликтов, непримиримое противоречие между идеалом и реальностью, новым и старым основа трагического в искусстве. Категория трагического как одно из проявлений возвышенного. Истоки трагического в искусстве античности. Миф о Дионисе и рождение трагедии. Дифирамбы и их роль в организации дионисийских праздников. Учение Аристотеля о трагедии. Развитие понятия о катарсисе. Противоречивость и сложность характера трагического героя, осознание им личной «вины» за невозможность изменения жизни. Понятия рока и судьбы в произведениях древнегреческой трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид по выбору). История трагической и возвышенной любви Франчески да Римини и Паоло в «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь пятая). Художественные интерпретации сюжета в картине Ж. Д. Энгра «Паоло и Франческа» и симфонической фантазии П. И. Чайковского «Франческа да Римини». «Реквием» Моцарта как образец трагической музыки, проникнутой трепетным волнением и просветленной печалью (по выбору). К. Иванов – классик чувашской культуры. Поэма «Нарспи»(.
Комическое в искусстве (1 час). Смех важнейшее условие нравственного воспитания человека. Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий «смешного» и «комического». Социальный, общественно-значимый характер комического. Противоречия между внешними поступками и поведением человека с его истинной, внутренней сущностью источник комического в искусстве. Чарли Чаплин выдающийся комик немого кинематографа. Актерская маска Чаплина, контраст внешнего облика и характера героя. Образ бедного бродяги, выдающего себя за джентльмена, его внутреннее благородство и душевная щедрость. Лучшие фильмы и роли («Малыш», «Золотая лихорадка», «Новые времена» по выбору). Градации комического: от дружественной улыбки и иронии до явной неприязни и сарказма. «Тайна» юмора. Остроумие великих людей планеты. Комическое в музыке (Ж. Ф. Рамо «Курица», Д.Россини «Севильский цирюльник», М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» по выбору). Непримиримый и обличительный характер сатиры, ее тяготение к гротеску и фантастике. Живописные произведения У. Хогарта («Триумф избранных в парламент») и литографии О. Домье. Понятие о трагикомическом в искусстве. Трагикомедия как жанр искусства театра и кино (по выбору).
РАЗДЕЛ II. ЛИТЕРАТУРА (2 часа)
Литература как искусство слова (1 час). Литература как вид искусства и форма общественного самосознания. Роль литературы в духовной жизни человека. Правда в жизни и в литературе. Вымысел и художественное творчество. Понятие о литературе научно-популярной и художественной, их общность и различие. Место литературы среди других видов искусства. Литература как универсальная и всеобщая форма познания и отражения действительности. Особенности восприятия художественного произведения. Слово «первоэлемент» литературы. Слово как условный знак предметов и понятий. Многозначность и метафоричность слова в художественном тексте. Выразительность словесных образов в произведениях японской лирики. Словесные эксперименты поэтов начала XX в.
Проблема художественного перевода.
Художественный образ в литературе (1 час). Художественный образ и образность в литературе. Единство общего и индивидуального основа создания художественного образа. Основные средства художественной выразительности: метафора, эпитет, сравнение (обобщение ранее изученного). Синтаксические и лексические средства создания образности. Звуковая организация художественной речи. Деталь как средство художественной выразительности, ее роль детали в создании литературного образа (на примере шедевров отечественной и зарубежной классики). Деталь символ, знак исторической эпохи и средство выражения авторской позиции. Мастерство детали как выражение общих, наиболее типичных характеристик предмета или явления.
Художественное время и пространство в литературе. «Вечные образы» литературы (на примере шедевров мировой классики). Художественный образ в литературе и его зримое воплощение в произведениях книжной иллюстрации (по выбору). Особенности создания художественного образа в эпическом, драматическом и лирическом произведениях.
РАЗДЕЛ III. АРХИТЕКТУРА (7 часов).
Азбука архитектуры (1 час). Архитектура «каменная летопись мира». Произведения архитектуры памятники материальной и духовной жизни общества. Создание искусственной среды для жизни и деятельности человека главное назначение архитектуры. Создание среды обитания человека с помощью материально-технических и художественных средств ее основная цель. «Польза, прочность, красота». Витрувий об основных свойствах архитектуры («Десять книг об архитектуре»). Функциональные, технические и эстетические начала архитектуры. Пространство язык архитектуры. Понятие о тектонике. Место архитектуры среди других видов искусства. Взаимопроникновение изобразительного искусства и архитектуры. Скульптура и живопись как композиционные элементы архитектуры. Несколько слов о профессии архитектора. Первые зодчие. Русские мастера-умельцы. Выдающиеся архитекторы современности.
Художественный образ в архитектуре (1 час). Архитектура «застывшая музыка». Специфика художественного образа в архитектуре. Архитектура как выражение основных идей своего времени. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре. Особенности восприятия и воздействия архитектурных сооружений на чувства и поведение человека (осознание тяжести или легкости сводов, протяженности или замкнутости пространства, высоты стен, характера оконных проемов, движение потоков света и др.). Художественные средства и приемы создания архитектурного образа: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб.
Понятие об архитектурном ансамбле (1 час). (Дворцовая площадь Санкт-Петербурга, площадь Святого Петра в Риме, площадь Сан-Марко в Венеции, площадь Согласия в Париже по выбору). Связь архитектурных сооружений с окружающей природой (храмовое зодчество Японии или Китая, «органическая» архитектура XX в. по выбору). Зависимость архитектуры от географических и климатических условий.
В мастерской архитектора.
Понятие об архитектурных стилях (1 час). Архитектурный стиль устойчивое единство функционального содержания и художественного образа. Рождение архитектурных стилей и их последовательная смена в истории человечества. Идея преемственности архитектурных стилей. Канонический стиль архитектуры Древнего Египта, его основные отличительные признаки.
Классический стиль архитектуры Древних Греции и Рима. Создание греческой ордерной системы основа для дальнейшего развития архитектуры. Гармония, простота и легкость, соразмерность человеку, практичность и торжественность.
Романский стиль западноевропейской архитектуры средних веков. Основные типы сооружений, их назначение. Характерные особенности стиля. Готический стиль архитектуры. Каркасное перекрытие зданий главная конструктивная особенность готических сооружений. Преобладание вертикальных линий, ажурность, легкость и динамичность внешнего облика, пучки тонких колонн, стрельчатые арки, богатство и пышность интерьеров.
Архитектурный стиль эпохи Возрождения. Следование идеям гармонии и симметрии античного зодчества. Преобладание спокойных горизонтальных членений, геометрическая правильность форм, уравновешенность, согласованность целого и частей, математически выверенные пропорции. Архитектурные шедевры Петра Егорова в СПб. Решетка «Летнего сада» в Санкт-Петербурге(
Понятие об архитектурных стилях (продолжение) (1 час). Стиль барокко. Стремление к пластичной выразительности архитектурных сооружений. Обилие пышных декоративных украшений. Искажение классических пропорций, оптический обман, игра света и тени, преобладание сложных криволинейных форм. Диссонанс и асимметрия основные принципы оформления фасадов.
Стиль классицизма в архитектуре. Ориентация на лучшие достижения античного зодчества, реальное воплощение представлений об «идеальном городе», сложившихся в эпоху Возрождения. Практичность и целесообразность, простота и строгость форм, спокойная гармония пропорций, скромный декор.
Ампир как стиль империи Наполеона. Следование архитектурным традициям императорского Рима. Выражение идей государственного могущества и воинской силы. Холодное величие и подчеркнутая монументальность форм, академизм.
Стиль модерн качественно новая ступень в развитии архитектуры. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий, асимметрия. Органическое единство архитектуры с окружающей средой. Архитектурный конструктивизм. Использование новых материалов и технологий. Стремление подчеркнуть интернациональный характер и функциональное назначение архитектурного сооружения. Абстракция геометрических форм, резкие контрасты композиционных решений, использование стилевых реминисценций.
Виды архитектуры (1 час). Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Общественная архитектура. Храмы, дворцы и замки. Административные здания. Крупнейший деловой центр планеты Рокфеллер-центр в Нью-Йорке. Зрелищные и выставочные сооружения: театры, концертные и выставочные залы, стадионы и спорткомплексы, магазины и супермаркеты, вокзалы и аэропорты.
Жилая архитектура. Древнейшие дома человека (Месопотамия, Древний Египет, Греция). Инсулы первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Жилые дома различных народов мира (обобщение ранее изученного). Жилые дома А. Гауди и Л. Корбюзье. Высотки Чикаго. Дом Билла Гейтса жилище XXI в.
Промышленная архитектура. Заводы, фабрики, электростанции, мосты, тоннели, каналы, водопроводы и акведуки.
Виды архитектуры (продолжение) (1 час). Ландшафтная архитектура. Зарождение садово-паркового искусства. Садово-парковое искусство Японии и Китая. Бульвары, скверы и парки больших городов (парки Версаля и Фонтенбло, Петродворца, Центральный парк Нью-Йорка по выбору). Идея синтеза искусств в оформлении парка Гюэль А. Гауди. Архитектура парижского парка «Дисней-Европа». Архитектура малых форм: павильоны, беседки, фонтаны, мостики, лестницы, гроты (пекинский парк Бэйхай, парки и фонтаны Рима и Петродворца по выбору).
Градостроительство. Из истории градостроительного искусства. Города-музеи (Венеция, Париж, Суздаль по выбору). Крупнейшие мегаполисы мира (Сан-Паулу, Токио, Рио-де-Жанейро, Мехико, Нью-Йорк, Москва по выбору). Джайпур (Индия) как образец города-ансамбля. Создание новых поселков и городов. Реконструкция старых районов и городов. Реконструкция городов Мохенджо-Даро, Помпеи, Москвы (по выбору).
РАЗДЕЛ IV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (12 часов).
Язык изобразительного искусства (1 час). Изображение предметов и явлений окружающего мира в зримых образах. Роль творческого воображения в создании произведений изобразительного искусства. Что значит «понимать» изображение? Проблема условности в изобразительном искусстве. Живопись, скульптура, графика древнейшие виды изобразительного искусства. Их роль и место в жизни человека. Выразительное богатство способов изображения. Специфика художественных средств (линия, пятно, силуэт, ритм, цвет, пропорции, светотень).
Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства (1 час). Расчет на массовое восприятие и теснейшая связь с архитектурой важнейшие признаки монументального искусства. Основные виды монументального искусства: скульптурные памятники, панно, мозаики, фрески, плакаты, вывески. Станковое искусство и его предназначенность для музеев, выставочных залов и частных коллекций. Основные виды станкового искусства: картины, статуи, бюсты, станковые рельефы, эстампы, станковые рисунки. Материалы и инструменты художника. Выразительность и многообразие видов художественной техники (техника живописи маслом, лаковыми красками, техника гравюры на дереве, техника мозаики или фрески). В мастерской живописца.
Художественные средства и жанры живописи (1 час). Важнейшие средства создания художественного образа в произведениях живописи: композиция, колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма. Понятие о жанровом многообразии живописи. Любимые жанры великих художников. Исторический жанр живописи. Изображение важнейших исторических событий прошлого и современности. Обращение к мифологическим и библейским сюжетам и образам. Бытовой жанр живописи. Изображение событий и сцен повседневной жизни. Национальные особенности бытовой живописи. Батальная живопись как составная часть исторического жанра, его сближение с бытовым жанром. Обращение к военной тематике. Идея прославления воинской доблести и народного героизма. Морские баталии.
Художественные средства и жанры живописи (продолжение) (1 час). Портрет. Истоки портретной живописи, ее основные виды: парадный и камерный, парные и групповые портреты. Автопортрет. Передача индивидуального сходства и внутреннего мира портретируемого важнейшее требование портретного жанра. Пейзаж. Изображение естественной или измененной человеком природы. Специфика пейзажной живописи народов различных стран. Городские и сельские пейзажи. Марины. Индустриальные пейзажи современности. Натюрморт. Изображение предметов «мертвой натуры». Натюрморт как отражение человеческих чувств и эмоций. Парадные и камерные натюрморты. Обманки-натюрморты. Интерьер. Близость к натюрморту и бытовому жанру. Красота жизни в разумно и гармонично организованном пространстве. Человек как органическая часть созданной среды. Портретные образы чувашских художников в залах чувашского художественного музея(.
Искусство графики (1 час). Графика как один из древнейших видов изобразительного искусства. Изобразительно-выразительные средства графики: рисунок, линия, штрих, черные и белые пятна. Проблема цвета, плоскости и пространства в искусстве графики. Виды графики по технике исполнения. Уникальная, или рукотворная, графика (рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные в одном экземпляре). Печатная графика, или эстамп. Гравюра основной вид печатной графики. Разновидности гравюры: ксилография, литография, линогра-фия и офорт.
Виды графики (1 час). Виды графики по целевому назначению. Станковая графика (рисунки и эстампы, имеющие самостоятельное художественное значение). Книжная графика (иллюстрации, виньетки в заставках книги, орнамент, шрифт, лубок, каллиграфия, миниатюра, экслибрис).Прикладная, или промышленная, графика (художественное проектирование почтовых, товарных и денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок). Монументальная графика (плакат, афиша, реклама, вывеска). Понятие о компьютерной графике. В мастерской художника-графика.
Художественная фотография (1 час). Фотография зрительная память человечества. Рождение фотографии как выдающегося научно-технического изобретения. Первые дагерротипы. Фотопортреты Ф. Надара первые образцы художественной фотографии. Искусство фотографии, его связь с живописью и отличия. Понятие о фотореализме. Документальная и художественная фотография. Выразительные средства и художественные возможности фотографии. Выдающиеся мастера и их достижения в области художественной фотографии. В лаборатории фотографа. Фотобиеннале последних лет.
Язык скульптуры (1 час). Скульптура как один из древнейших видов изобразительного искусства. Ее отличие и связь с другими видами искусства. Скульптура в архитектуре, ее основные виды. Роль монументальной скульптуры (памятники, обелиски, алтари, надгробия, колонны) в художественном оформлении городских и дворцовых ансамблей. Монументально-декоративная скульптура и ее роль в украшении внешнего облика зданий, интерьеров, садов и парков.
Язык скульптуры (продолжение) (1 час). Станковая скульптура музеев и частных коллекций. Виды станковой скульптуры: круглая (голова, бюст, торс, статуя), рельефная, или плоскостная (барельеф, горельеф и контррельеф). Материалы и техника их обработки в скульптуре. Лепка из глины, пластилина, воска или гипса. Высекание из камня. Вырезание из дерева. Отлив, ковка, чеканка из металла. В мастерской скульптора. Талант творца и мастерство ремесленника.
Декоративно-прикладное искусство (1 час). Декоративно-прикладное искусство составная часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций, освоение новых промышленных технологий. Понятие о прикладном и декоративном искусстве. Практическая и эстетическая направленность произведений декоративно-прикладного искусства. Польза, прочность и красота важнейший критерий их значимости.
Классификация декоративно-прикладного искусства
· (1 час). Классификация декоративно-прикладного искусства по функциональному признаку, материалу и технике выполнения. Наиболее популярные виды декоративно-прикладного искусства в России: керамика, резьба и роспись по дереву, ткачество, кружевоплетение, вышивка, ковка и литье, резьба по камню и кости, изготовление изделий из стекла. Крупнейшие народные промыслы России (обобщение ранее изученного).
Искусство дизайна (1 час). Дизайн как искусство организации среды, служащее человеку и украшающее его быт. Дизайн и его отличие от декоративно-прикладного искусства. Дизайн как символ современной цивилизации. Конструирование предметного мира по законам пользы, прочности и красоты. Искусство дизайна и его влияние на общественную, научную и художественную жизнь человека. Особенности профессии дизайнера сегодня (художник, социолог, психолог, инженер). Роль человеческого фактора в проектировании и создании предметов окружающей среды. Выдающиеся мастера дизайна. Сферы дизайна. Бытовой (мебель, предметы бытовой техники, кухонная утварь, одежда) и промышленный (оборудование, станки, средства передвижения) дизайн.
РАЗДЕЛ V. МУЗЫКА (6 часов).
Музыка как вид искусства (1 час). Музыка как один из древнейших видов искусства. Античные мифы о происхождении музыки (мифы об Орфее и Эвридике, Пане и Сиринге обобщение ранее изученного). Музыка и ее место в ряду других искусств. Краски слов на палитре музыки. Понятие о музыкальной живописи и живописной музыке. Музыка вокальная и инструментальная, народная и профессиональная. Музыка и характер ее воздействия на мир чувств и эмоций человека.
Основные функции музыки (1 час). Отражение идей, эмоций человека и предметного мира. Моноопера Ф. Пуленка «Человеческий голос». Глубина проникновения в мир человеческих чувств и эмоций. Музыка как часть культуры разных народов. Своеобразие воплощения в музыкальных произведениях народного характера и образа жизни в различных странах мира.
Художественный образ в музыке (1 час). Условный характер музыкального художественного образа, противоречивость и неоднозначность его интерпретации. Временной характер музыки. Существование во времени главная особенность художественного образа в музыке. Способность музыкального художественного образа отражать действительность по законам реального времени. Музыка Г. В. Свиридова из кинофильма «Время, вперед». Особенности «звучания времени» в музыке композитора. Проблема музыкального времени в различные культурно-исторические эпохи. Плавность и неспешность средневекового григорианского хорала и стремительные ритмы современности. Зримость и пластичность музыкального образа. Программная музыка композиторов-романтиков XIX в. Фортепианные сочинения Р. Шумана и Э. Грига (по выбору). Конкретная музыка XX в. Звуковой мир современного города в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик-231».
Язык и форма музыкального произведения (1 час). Роль композитора в создании музыкального произведения. Понятие о музыкальной форме как о композиционном строении музыкального произведения и совокупности художественных средств, выражающих содержание, идею музыкального сочинения. Выбор формы музыкального произведения как творческий процесс, определенный замыслом композитора. Типы музыкальных форм: вариация, рондо, сонатная форма, цикл. Музыкальная форма и ее протяженность во времени («форма-процесс»). Мелодия, гармония, ритм, тембр, фактура важнейшие элементы музыкального языка (обобщение ранее изученного).
Понятие о музыкальных жанрах (1 час). Многообразие музыкальных жанров и сложность их современной классификации.Жанровое разделение музыкальных произведений по функциональному признаку. Бытовые (первичные) жанры музыкальных произведений: песня, танец, марш. Музыка для слушания вторичные, отвлеченные жанры: прелюдия, фуга, соната, симфония, оратория, опера и др. Связь и взаимопроникновение первичных и вторичных жанров.
Классификация музыкальных жанров (1 час). Классификация жанров по месту исполнения музыки. Понятие о камерных жанрах (романс, соната, квартет). Монументальные жанры музыки (симфония, оратория, опера, балет). Классификация жанров по типу создания: эпический, лирический, драматический, комический и трагический жанры. Классификация жанров по способу исполнения музыки. Вокальные жанры (народная песня и хоровая музыка без сопровождения). Инструментальные жанры (прелюдия, соната, симфония, концерт). Вокально-инструментальные жанры (песня или романс с сопровождением, опера, оратория). Симфония как высшее достижение музыкального искусства. Составные части классической симфонии: сонатное аллегро, анданте (адажио, ларго), менуэт или скерцо, рондо. Чувашское музыкальное искусство Многообразие жанров.(

Тематическое планирование

№ урока по порядку
Тема урока
Количество часов
Основное содержание
Примечание

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ (7 часов)

1
Понятие о видах искусства.
1
Аполлон покровитель искусства. Семья муз Аполлона. Разделение искусств на виды в эпоху античности. Мыслители о видах искусства. Современные классификации видов искусства. Подвижность и гибкость границ между искусствами.


2
Тайны художественного образа.
1
Особенность художественного мышления. Реальный мир основа для художественного творчества. Художественное и научное постижение действительности. Роль творческой фантазии художника. Художественный образ как особый способ отражения жизни.


3
Художественный образ как единство изображения и выражения
1
Особенности образного языка в различных видах искусства. Проблема правды и правдоподобия, вымысла и действительности в художественном произведении. Условность как средство для передачи чувств и мыслей автора.


4
Художник и окружающий мир.
1
Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого». Мир материальный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства. А. С. Пушкин о процессе художественного творчества. Судьбы великих мастеров. Особенности восприятия окружающего мира в зрительных и звуковых образах. Окружающий мир сквозь призму фантастического и ирреального.


5
Возвышенное и низменное в искусстве.
1
Эстетика наука о прекрасном. Основные эстетические категории, их роль и значение для восприятия и оценки произведений искусства. Возвышенное и его связь с всемирно-историческими поворотами в развитии человечества, с переломными моментами в судьбах людей. Первые сведения о возвышенном. Эволюция трактовки понятия. Грандиозность, масштабность, монументальность как формы отражения возвышенного в искусстве. Возвышенное в архитектуре, в музыке. Средства художественной выразительности для создания возвышенных образов и событий. Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Проявления низменного в искусстве и жизни.


6
Трагическое в искусстве(.
1
Трагическое в жизни и искусстве, общность и различия. Категория трагического как одно из проявлений возвышенного. Истоки трагического в искусстве античности. Миф о Дионисе и рождение трагедии. Дифирамбы и их роль в организации дионисийских праздников. Учение Аристотеля о трагедии. Катарсис. Понятия рока и судьбы в произведениях древнегреческой трагедии. История трагической и возвышенной любви в «Божественной комедии» Данте и симфонической фантазии П. И. Чайковского. «Реквием» Моцарта как образец трагической музыки. К. Иванов – классик чувашской культуры. Поэма «Нарспи»(.


7
Комическое в искусстве.
1
Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий «смешного» и «комического». Социальный, общественно-значимый характер комического. Чарли Чаплин выдающийся комик немого кинематографа. Градации комического: от дружественной улыбки и иронии до явной неприязни и сарказма. «Тайна» юмора. Остроумие великих людей планеты. Комическое в музыке. Сатира и ее тяготение к гротеску и фантастике. Живописные произведения У. Хогарта («Триумф избранных в парламент») и литографии О. Домье. Понятие о трагикомическом в искусстве.


II. ЛИТЕРАТУРА (2 часа)

8
Литература как искусство слова.
1
Литература как вид искусства и форма общественного самосознания. Роль литературы в духовной жизни человека. Правда в жизни и в литературе. Вымысел и художественное творчество. Понятие о литературе научно-популярной и художественной, их общность и различие. Место литературы среди других видов искусства. Слово «первоэлемент» литературы. Многозначность и метафоричность слова в художественном тексте.


9
Художественный образ в литературе.
1
Художественный образ и образность в литературе. Основные средства художественной выразительности: метафора, эпитет, сравнение. Синтаксические и лексические средства создания образности. Звуковая организация художественной речи. Деталь как средство художественной выразительности, как знак исторической эпохи и средство выражения авторской позиции. Художественное время и пространство в литературе. Художественный образ в литературе. Особенности создания художественного образа в эпическом, драматическом и лирическом произведениях.


III. АРХИТЕКТУРА (7 часов)

11
Азбука архитектуры.
1
Архитектура «каменная летопись мира». Главное назначение архитектуры. «Польза, прочность, красота». Витрувий об основных свойствах архитектуры. Функциональные, технические и эстетические начала архитектуры. Пространство язык архитектуры. Понятие о тектонике. Место архитектуры среди других видов искусства. Взаимопроникновение изобразительного искусства и архитектуры. Выдающиеся архитекторы современности.


12
Художественный образ в архитектуре.
1
Архитектура «застывшая музыка». Архитектура как выражение основных идей своего времени. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре. Особенности восприятия и воздействия архитектурных сооружений на чувства и поведение человека. Художественные средства и приемы создания архитектурного образа.


13
Понятие об архитектурном ансамбле.(

Дворцовая площадь Санкт-Петербурга, площадь Святого Петра в Риме, площадь Сан-Марко в Венеции, площадь Согласия в Париже. Связь архитектурных сооружений с окружающей природой (храмовое зодчество Японии или Китая, «органическая» архитектура XX в.). Зависимость архитектуры от географических и климатических условий. В мастерской архитектора. Архитектурные шедевры Петра Егорова в СПб. Решетка «Летнего сада» в Санкт-Петербурге(


14
Понятие об архитектурных стилях.

Понятие архитектурного стиля единство функционального и художественного. Рождение архитектурных стилей и их последовательная смена в истории человечества. Канонический стиль архитектуры Древнего Египта, его основные отличительные признаки.
Классический стиль архитектуры Древних Греции и Рима. Романский стиль западноевропейской архитектуры средних веков. Готический стиль архитектуры. Архитектурный стиль эпохи Возрождения.


15
Понятие об архитектурных стилях (продолжение).

Стиль барокко. Стремление к пластичной выразительности архитектурных сооружений. Стиль классицизма в архитектуре. Ориентация на лучшие достижения античного зодчества. Ампир как стиль империи Наполеона. Следование архитектурным традициям императорского Рима. Стиль модерн - органическое единство архитектуры с окружающей средой. Архитектурный конструктивизм. Использование новых материалов и технологий.


13
Виды архитектуры.
1
Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Общественная архитектура. Храмы, дворцы и замки. Административные здания. Жилая архитектура. Жилые дома различных народов мира. Промышленная архитектура. Заводы, фабрики, электростанции, мосты, тоннели, каналы, водопроводы и акведуки.


14

Виды архитектуры (продолжение).
1
Ландшафтная архитектура. Зарождение садово-паркового искусства. Садово-парковое искусство Японии и Китая. Бульвары, скверы и парки больших городов: парки Версаля и Фонтенбло, Петродворца, Центральный парк Нью-Йорка – воплощение идеи синтеза искусств. Архитектура малых форм: павильоны, беседки, фонтаны, мостики, лестницы, гроты.
Градостроительство. Из истории градостроительного искусства. Города-музеи (Венеция, Париж, Суздаль по выбору). Крупнейшие мегаполисы мира - как образец города-ансамбля. Создание новых поселков и городов. Реконструкция.


IV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (12 часов)

17
Язык изобразительного искусства.
1
Изображение предметов и явлений окружающего мира в зримых образах. Роль творческого воображения. Проблема условности в изобразительном искусстве. Живопись, скульптура, графика древнейшие виды изобразительного искусства. Специфика художественных средств (линия, пятно, силуэт, ритм, цвет, пропорции, светотень).


18
Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства
1
Основные виды монументального искусства: скульптурные памятники, панно, мозаики, фрески, плакаты, вывески. Основные виды станкового искусства: картины, статуи, бюсты, станковые рельефы, эстампы, станковые рисунки. Материалы и инструменты художника. Выразительность и многообразие видов художественной техники (техника живописи маслом, лаковыми красками, техника гравюры на дереве, техника мозаики или фрески). В мастерской живописца.


19
Художественные средства и жанры живописи.
1
Средства создания художественного образа: композиция, колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма. Понятие о жанровом многообразии живописи. Исторический жанр живописи. Обращение к мифологическим и библейским сюжетам и образам. Бытовой жанр живописи. Батальная живопись как составная часть исторического жанра, его сближение с бытовым жанром. Обращение к военной тематике. Морские баталии.


20
Художественные средства и жанры живописи (продолжение).(
1
Портрет. Истоки портретной живописи, ее основные виды: парадный и камерный, парные и групповые портреты. Автопортрет. Передача индивидуального сходства и внутреннего мира. Пейзаж. Специфика пейзажной живописи народов различных стран. Городские и сельские пейзажи. Марины. Индустриальные пейзажи современности. Натюрморт. Изображение предметов «мертвой натуры». Парадные и камерные натюрморты. Интерьер. Красота жизни в разумно и гармонично организованном пространстве. Портретные образы чувашских художников в залах чувашского художественного музея(.


21
Искусство графики.
1
Изобразительно-выразительные средства графики: рисунок, линия, штрих, черные и белые пятна. Проблема цвета, плоскости и пространства в искусстве графики. Виды графики по технике исполнения. Уникальная, или рукотворная, графика (рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные в одном экземпляре). Печатная графика, или эстамп. Гравюра основной вид печатной графики. Разновидности гравюры: ксилография, литография, линогравюра и офорт.


22
Виды графики.
1
Станковая графика (рисунки и эстампы, имеющие самостоятельное художественное значение). Книжная графика (иллюстрации, виньетки в заставках книги, орнамент, шрифт, лубок, каллиграфия, миниатюра, экслибрис). Прикладная, или промышленная, графика (художественное проектирование почтовых, товарных и денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок). Монументальная графика (плакат, афиша, реклама, вывеска). Понятие о компьютерной графике.


23
Художественная фотография.
1
Фотография зрительная память человечества и выдающееся научно-техническое изобретение. Первые дагерротипы. Искусство фотографии, его связь с живописью и отличия. Фотореализм. Документальная и художественная фотография. Выразительные средства и художественные возможности фотографии. Выдающиеся мастера и их достижения в области художественной фотографии. В лаборатории фотографа. Фотобиеннале последних лет.


24
Язык скульптуры.
1
Скульптура как один из древнейших видов изобразительного искусства. Ее отличие и связь с другими видами искусства. Скульптура в архитектуре, ее основные виды. Монументальная скульптура (памятники, обелиски, алтари, надгробия, колонны). Монументально-декоративная скульптура и ее роль в украшении внешнего облика зданий, интерьеров, садов и парков.


25
Язык скульптуры (продолжение).
1
Станковая скульптура музеев и частных коллекций. Виды станковой скульптуры: круглая (голова, бюст, торс, статуя), рельефная, или плоскостная (барельеф, горельеф и контррельеф). Материалы и техника их обработки в скульптуре. Лепка из глины, пластилина, воска или гипса. Высекание из камня. Вырезание из дерева. Отлив, ковка, чеканка из металла.


26
Декоративно прикладное искусство
1
Декоративно-прикладное искусство составная часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций, освоение новых промышленных технологий. Понятие о прикладном и декоративном искусстве. Практическая и эстетическая направленность произведений декоративно-прикладного искусства.


27
Классификация декоративно-прикладного искусства.
1
Классификация декоративно-прикладного искусства по функциональному признаку, материалу и технике выполнения. Наиболее популярные виды ДПИ в России: керамика, резьба и роспись по дереву, ткачество, кружевоплетение, вышивка, ковка и литье, резьба по камню и кости, изготовление изделий из стекла. Крупнейшие народные промыслы России.


28
Искусство дизайна.
1
Дизайн как искусство организации среды, служащее человеку и украшающее его быт. Дизайн и его отличие от декоративно-прикладного искусства. Искусство дизайна и его влияние на общественную, научную и художественную жизнь человека. Особенности профессии дизайнера сегодня (художник, социолог, психолог, инженер). Роль человеческого фактора в проектировании и создании предметов окружающей среды. Выдающиеся мастера дизайна. Бытовой и промышленный дизайн.


V. МУЗЫКА (6 часов)

29
Музыка как вид искусства.
1
Музыка - древнейший вид искусства. Античные мифы о происхождении музыки. Музыка и ее место в ряду других искусств. Краски слов на палитре музыки. Понятие о музыкальной живописи и живописной музыке. Музыка вокальная и инструментальная, народная и профессиональная. Музыка и характер ее воздействия на мир чувств и эмоций человека.


30
Основные функции музыки

1
Отражение идей, эмоций человека и предметного мира. Моноопера Ф. Пуленка «Человеческий голос». Глубина проникновения в мир человеческих чувств и эмоций. Музыка как часть культуры разных народов. Своеобразие воплощения в музыкальных произведениях народного характера и образа жизни в различных странах мира.


31
Художественный образ в музыке.
1
Условный характер музыкального художественного образа. Временной характер музыки. Существование во времени главная особенность художественного образа в музыке. Особенности «звучания времени» в музыке Г. В. Свиридова. Проблема музыкального времени в различные культурно-исторические эпохи. Зримость и пластичность музыкального образа. Программная музыка композиторов-романтиков XIX в. Конкретная музыка XX в.


32
Язык и форма музыкального произведения.
1
Роль композитора в создании музыкального произведения. Понятие о музыкальной форме как о композиционном строении музыкального произведения и совокупности художественных средств, выражающих содержание, идею музыкального сочинения. Типы музыкальных форм: вариация, рондо, сонатная форма, цикл. Мелодия, гармония, ритм, тембр, фактура важнейшие элементы музыкального языка.


33
Понятие о музыкальных жанрах.
1
Многообразие музыкальных жанров и сложность их современной классификации. Жанровое разделение музыкальных произведений по функциональному признаку. Бытовые (первичные) жанры музыкальных произведений: песня, танец, марш. Музыка для слушания вторичные, отвлеченные жанры (прелюдия, фуга, соната, симфония, оратория, опера и др.). Связь и взаимопроникновение первичных и вторичных жанров.


34
Классификация музыкальных жанров(
1
Классификация жанров по месту исполнения музыки. Понятие о камерных жанрах (романс, соната, квартет). Монументальные жанры музыки (симфония, оратория, опера, балет). Классификация жанров по типу создания: эпический, лирический, драматический, комический и трагический жанры. Классификация жанров по способу исполнения музыки. Вокальные жанры, инструментальные жанры. Симфония как высшее достижение музыкального искусства. Составные части классической симфонии. Чувашское музыкальное искусство Многообразие жанров.(



Литература
Основная и дополнительная учебная литература:
Данилова, Г. И.  Искусство: виды искусства. 8 класс: (Учебник( /. Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2015. – 300, (4( с.: ил.
Ромашина Н.Ф. Мировая художественная культура 5-11 классы. Методическое пособие (+ CD). (Текст( / Н.Ф. Ромашина. - Изд.: Планеты – 2015. – Серия: Современная школа.
Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб.пособие. – М., Издательский центр «Академия». – 2003.
Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998.

Учебные и справочные пособия:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] В. И. Плужников Термины российского архитектурного наследия от А до Я, а также Термины геральдики, Древнерусские религиозные монограммы, Расшифровки дат: Словарь-глоссарий М.: «Искусство», 1995.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия: В 3 т. М.: Белый город, 2006.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Кто есть кто в современной культуре. Эксклюзивные биографии. Выпуск 1-2. М.: МК-Периодика, 2006-2007.
.Музыкальная коллекция [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Архитектура России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. «Культура России» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Музеи России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.Antiqua- энциклопедия древнегреческой и римской мифологии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.Archi-tec.ru– история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ARHTYX.ru.  Всеобщая история искусств. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Belcanto.Ru– в мире оперы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Классическая музыка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мировое искусство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Музыкальный словарь. Толковый с иллюстрациями. На основе издания: Г. Риман.Музыкальный словарь[Пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием]. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. CD-ROM.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Королёв О. К.Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: Термины и понятия. М.; Музыка,2006. 168 с., нот.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия/ Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. 2-е изд. М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. 494, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1040 с. (Мир энциклопедий)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Библейская энциклопедия. 3-е изд. М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. 768 с.: ил. (Библиотека энциклопедических словарей).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Культурологический словарь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] электронная библиотека gumfak.ru! /культурология.
Учебно-методическая литература:
Мировая художественная культура. 7-9 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. (Учебник( / Г. И. Данилова. 15-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013.
Данилова, Г. И. Искусство 5-9 классы / Рабочая Программа для общеобразовательных учреждений. (Текст( / Г. И. Данилова. 6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. / И.А. Лескова (Текст( / М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / - 2014. – Серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. / И.А. Лескова (Текст( / М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. / – 2015. - Серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. / Б.М. Неменский (Текст( / М. – 1987.
Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005.
Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Вып. 3 / Сост. Л.М. Белогурова; БелРИПКППС. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2008. - 188 с. – Серия: Дисциплины социально-гуманитарного цикла.

5.Система оценки знаний, умений и навыков
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по дисциплине «Искусство». Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему. При оценке ответа ученика надо руководствоваться такими критериями как полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного.

Оценка
Критерии

«5»
Ученик 1) полно и последовательно излагает изученный материал, дает правильное определение дефиниций искусства;  2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные.
3) использует необходимые искусствоведческие термины и понятия.
4) умеет анализировать, сопоставлять, сравнивать культурные явления разных эпох н конкретные шедевры.

«4»
Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

«3»
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:  1) излагает материал неполно и непоследовательно, допускает неточности в определении понятий или дефиниций искусства;  2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.

«2»
Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, или обнаруживает полное незнание или непонимание материала . Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

Основные критерии оценки творческой работы
(очерк, эссе, кроссворд, ребус, реферат, презентация)
Оценка
Содержание

«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Содержание излагается последовательно.
3. Работа отличается богатством материала, разнообразием используемых ссылок на первоисточники.
4. Привлечение необходимого иллюстративного материала и фрагментов музыкальных, литературных произведений;
5. Оформление работы отличается оригинальностью, креативностью.

«4»
1. Содержание работы в основном  соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются   незначительные нарушения  в последовательности в изложении мыслей.

«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но отличается формальным подходом.
3. Допущены отдельные нарушения   последовательности изложения.

«2»
1. Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3. Работа не выполнена.

Примечания:
Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, ее социализации па базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценить компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность ученика давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным представляется умение демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать ее уникальность и неповторимость.

Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого
материала (урока). Тест из 1015 вопросов используется для периодического контроля.
Тест из 2030 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
нет ошибок оценка «5»;
одна ошибка оценка «4»;
две ошибки оценка «З»;
три ошибки оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
25З0 правильных ответов оценка «5»;
1924 правильных ответов оценка «4»;
1318 правильных ответов оценка «З»;
меньше 12 правильных ответов оценка «2».





































vђ Заголовок 1 Заголовок 215