Многофигурная композиция «Бал XIX века. Силуэты» (по произведениям А. С. Пушкина)
Многофигурная композиция «Бал XIX века. Силуэты» (по произведениям А. С. Пушкина)
Теоретический материал
Бал. Мечта всех золушек. Дамы, кавалеры, все так легко и непринужденно. В наше время кажется, что балы были просто приятным времяпровождением. Однако это не так. Люди из высшего общества были просто-таки обязаны «бывать в свете», иначе они подвергались осуждению, и это даже могло сказаться на их карьере. В ХIX в. балы были самой популярной формой развлечения знати и почти единственным местом, где дамы и кавалеры
могли свободно общаться. Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным и возрастным категориям. Балы разделялись на придворные, общественные, частные, купеческие, свадебные, детские.
Самыми «важными» среди балов являлись придворные, мероприятия чопорные и скучные. Участие в придворных балах было почетно-обязательным для приглашенных. И конечно же, на бал надевали самые красивые, самые лучшие наряды. Мужчины являлись на бал в черной фрачной паре, белом жилете, с черным или белым галстуком, в белых лайковых (военные в замшевых) перчатках. Гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности. Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, при медалях.
Платья дам были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Перчатки у дам часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой. Многие классики русской литературы обращались к теме бала. Среди них – Александр Сергеевич Пушкин. Про своего героя Онегина он пишет : «Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет и наконец увидел свет» Дэнди – скромно, но идеально одетый мужчина. Одежда дэнди, несмотря на внешнюю простоту и неброскость, была очень дорога. Покрой одежды должен был быть совершенным. Поэтому было модным иметь «своего» портного и шить у него. Элегантный мужчина должен был ежедневно несколько раз переодеваться. Несомненно, такой облик пушкинского героя говорит о его энергичности, амбициозности. В начале XIX в.в искусстве, в том числе и в одежде господствовали такие стили, как ампир и романтизм. Для ампира характерно увлечение античностью. У женской одежды высокая талия, прямая длинная юбка и высокий лиф. Применение дорогих плотных тканей отражается на пластике костюма. В нем все больше декоративных элементов: рюшей, кружев, вышивки. С убыстрением темпа жизни изменяется характер людей. В целом одежда становится более свободной, что позволяет ускорить темп танца.
Романтизм. Его идеал – сильная личность, жаждущая свободы, борьбы, действия. В костюме образы возвышенные, страстные, мечтательные, одухотворенные. Для бальных фраков используются дорогие ткани. В женском костюме господствует платье с очень узкой стянутой корсетом талией, непомерно широкими вверху и на линии локтя рукавами, низко спущенным плечом и расширенной юбкой. Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения.
Веер развернут, дама отмахивается – «я замужем»; веер закрывается – «вы мне безразличны»; открывается один лепесток – «будьте довольны моей дружбой»; веер полностью раскрыт – «ты мой кумир». Если собеседник просит веер: подать верхним концом – симпатия и любовь; подать ручкой – презрение; подать открытым, перьями вперед – напрашиваться на любовь. Балы проходили в роскошных залах с колоннами. Какова же была их атмосфера? Читаем у Пушкина:
У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги на снег наводят ;
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом,
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам и модных чудаков
***
Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И рёвом скрыпок заглушён
Ревнивый шёпот модных жен.
В залах зажигались тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения, душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов, распространялся ароматный дымок от курильницы. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Бал часто включал дополнительные развлечения: игру в азартные игры, концерт специально приглашенных артистов (певцов и музыкантов), живые картины и любительские спектакли. Бал всегда заканчивался ужином, на котором подавали необыкновенные и редкие блюда: ананасы, персики, виноград, свежую клубнику, дорогие вина.
Бал – это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Чтобы сохранить изысканность и восхитительность, необходимо соблюдать правила бального этикета.
Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет на себя обязательство танцевать. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Выражение лица должно быть веселым и любезным. Главный в танцевальном зале – распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов.
Кавалеры должны ухаживать за дамами и развлекать. Разговоры должны происходить негромко, не затрагивая сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.
Правила поведения для дам: не следует злословить, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Следует избегать любых проявлений дурного юмора и ревности, которые могут вызвать неодобрение. Следует передвигаться мягко и бесшумно. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным. Дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец. Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие - с подругой и ее мужем. Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или бабушки. Дама могла танцевать с любым кавалером – считалось, что сам факт его присутствия на балу является гарантией благонадёжности и даме нет надобности опасаться за свою репутацию.
Кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома. Кавалер, приглашающий на танец незнакомую ему даму, сначала должен был представиться ей через общих знакомых. Желая пригласить даму на танец, кавалер подходил к ней, кланялся и произносил учтивую фразу: «Позвольте мне иметь честь пригласить вас на ». Или «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня вниманием танцевать с вами ». Дама, принимая приглашение, отвечала реверансом. Во время танца кавалер должен был следить за всеми перемещениями своей пары и за маневрами других пар, чтобы не допускать столкновение или падение дамы. По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её.
Вот как описывает Пушкин модные в те времена танцы:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
***
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Всё те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян.
Танцующий кавалер не смотрит себе под ноги. В танце даму ведет кавалер, все ошибки он должен принимать на свой счет. Если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер. Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны. Даме надлежит танцевать с поднятым взглядом, лишь изредка позволяя себе бросить короткий взгляд на пол.
Вальс танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только россияне исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы». В мазурке дама идет плавно, грациозно, скользит и бегает по паркету. Партнер проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе должен ударить нога об ногу три раза. Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.
И конечно, некоторые дамы пользовались на балу особой популярностью. Можно сказать, это были королевы бала. Такова пушкинская Татьяна:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей
***
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор её очей
***
Никто б не мог её прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar
Методическая часть
Материал будет предложен в 5 классе в рамках блока «Одежда говорит о человеке» в качестве коллективной работы. В процессе урока будет рассмотрено, как силуэт одежды говорит о характере эпохи и конкретной личности, прослежена связь между особенностями танцев и покроем одежды.
Урок начинается с изложения теоретического материала, просмотра фрагментов фильмов, где показан бал начала XIX в («Война и мир», «Гусарская баллада»).Примеры костюмов учитель рисует мелом на доске. По ходу изложения теории проводится беседа с учащимися, чтение вслух отрывков из «Евгения Онегина». Если позволяет место, учащиеся могут попробовать выполнить некоторые танцевальные движения.
Следующий этап – подготовка фона. Берется круг, вырезанный из листа ватмана формата А1. Он имитирует кружение во время танца. На нем учащиеся совместно рисуют паркетный узор и раскрашивают его в светлые тона ( силуэты будут темные).
Затем учащиеся разбиваются на пары. В паре один из учащихся рисует даму, другой – кавалера на листках определенного размера (чтобы фигуры не слишком отличались по величине). Сюжеты могут быть разными: беседа, танец, приглашение на танец. Главное, чтобы в костюме отразился характер изображаемого (он может быть выполнен в стиле ампир или романтизм, характер может быть передан через движение) Фигуры рисуются в общих чертах без детальной прорисовки и затем закрашиваются темным цветом, чтобы получился силуэт. Затем полученные силуэты вырезаются располагаются по приготовленному кругу и приклеиваются, создавая картину бала.
В середине располагается светлый силуэт «королевы» бала (заранее подготовленный учителем). Зачитывается фрагмент, описывающий Татьяну на балу. Проводится обсуждение: какие качества присущи Татьяне, как они отразились в её костюме, позе. В конце урока учащиеся делают надписи душевных качеств Татьяны на её силуэте.
Вопросы для обсуждения с учащимися
Как характер эпохи отражается на характере костюма?
Что костюм Онегина говорит о его характере?
Как взаимосвязаны танец и костюм?
Как можно при помощи силуэта передать особенности костюма?
Список использованной литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (авторы презентации: Романова Марина и Белая Екатерина)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. Т. 2. Поэмы; Евгений Онегин: Роман в стихах; Драматические произведения. – Мн.: Маст. лiт., 1986. – 527 с.
Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды – Прага: издательство Артия, 1989 – 608 с.
Каминская Н.М. История костюма – М: Легпромбытиздат, 1986 – 168 с.
13PAGE 15
13PAGE 14815