Урок ИЗО в 7 классе. Тема: Многофигурная композиция «Бал 19 века. Силуэты» (по произведениям А. С. Пушкина).
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шубинская средняя общеобразовательная школа.
Методическая разработка урока
Тема: «Многофигурная композиция «Бал 19 века. Силуэты» (по произведениям А. С. Пушкина).
Выполнила учитель ИЗО
Зенина Галина Ивановна
2013-2014 учебный год
Работа на тему «Бал» является в 7 классе итоговой работой, в ходе выполнения которой они должны применить полученные знания: умение раскрывать тему, компоновать рисунок на листе, изображать силуэтами фигуры в движении, соблюдая пропорции и одежду людей XIX века.
К седьмому классу на уроках литературы ребята знакомятся с произведениями А. С. Пушкина и эпохой его героев, XIX веком.
Поэтому при проведении уроков можно опираться на знания, полученные учащимися ранее на уроках литературы и истории.
Тема урока: «Многофигурная композиция «Бал XIX века. Силуэты» (по произведениям А.С. Пушкина)». В течение 2-х – 3-х часов учащиеся более подробно знакомятся с эпохой Пушкина, Лермонтова, Гоголя
Тема сложная, поэтому осваивается учащимися постепенно. В ходе беседы используются яркие эмоциональные образы, музыкальный фон и репродукций картин художников, раскрывающих эпоху XIX века. Войти в мир исторической картины ребёнку помогут книжные миниатюры и эскизы декораций, костюмов, фрагменты художественных фильмов, например, «Евгений Онегин» режиссера Р. И.Тихомирова. Для эмоционального настроя во время выполнения учащимися практической работы используется музыка – вальс Иоганна Штрауса и мазурку Фредерика Шопена.
Этапы работы над темой.
На первом уроке учащиеся знакомятся с эпохой XIX века.
С модой, интерьером помещений, с костюмом, прической, украшениями - дети знакомятся, рассматривая репродукции картин художников, слушают музыку, а также вникают в секреты этикета великого века. Более подробно останавливаемся на истории бального танца. Знакомимся с одним из главных развлечений в XIX веке на Руси – бале. Знакомство с новым материалом построено не только на рассказе учителя, но и учащихся, подготовивших сообщения по теме урока.
Внимание учащихся обращается на то, что именно в это время великий русский поэт А. С. Пушкин создает множество своих бессмертных произведений, в некоторых из них он описал увеселительные развлечения того времени, а именно бал.
Урок второй по данной теме посвящен практической работе. С помощью вопросов дети вспоминают основные моменты темы, больше внимания при разборе уже уделяется именно последовательности работы над тематической композицией, основным правилам линейной и воздушной перспективы, размещения изображения на листе и выделении композиционного центра. Выбор художественных материалов не ограничен, учащиеся по выбору могут использовать акварель, гуашь, тушь, перо, гелиевые ручки, а так же способ аппликации, но во всех случаях работа выполняется на основе «силуэта», используется контраст светлого и темного в работе над композицией. Завершается работа созданием единой композиции. Учащиеся могут проявить себя, распределяя обязанности, используя обсуждение получать правильное решение поставленной перед ними проблемы и задачи. Фигуры танцующих пар вырезаются и располагаются на фон интерьера в виде аппликации.
Урок 1.
Тема: «Бал XIX века» (по произведениям А. С. Пушкина).
Вид занятий: беседа, просмотр слайдов, иллюстраций, репродукций, видеофильмов, чтение сообщений.
Цель урока:
воспитание духовной культуры учащихся, познакомить учащихся с историей придворных балов XIX века на примере музыкальных и литературных произведений, романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин.
Задачи:
- прививать любовь и почтительное отношение учащихся к истории русской культуре на примере творчества А. С. Пушкина, её гениального представителя.
- познакомить учащихся с эпохой XIX века в России, с веянием моды, возникновением бальных танцев, произведениями поэтов и творчеством композиторов.
- развить творческую фантазию, эстетический вкус, воображение, интерес к искусству, культуре.
Оборудование и материалы:
- зрительный ряд: Презентация. Фрагмент, "Война и мир", "Летучая мышь" иллюстрации к роману А. С. Пушкина ''Евгений Онегин'', рисунки костюмов XIX века, таблица «пропорции человека», работы художников Алексея Лямина, Владимира Первунинского, а так же работы художников, выполненные в графической технике силуэта.
- музыкальный ряд: М. Огинский "Полонез", А.И.Хачатурян "Вальс, П.И. Чайковский, « Вальс». Ф. Шопен «Мазурка».
- литературный ряд: стихи А.С.Пушкина, Е.А. Баратынского В. Старостина.
Оформление доски: репродукции картин художников, портрет А. С. Пушкина, подсвечники с горящими свечами, чернильница, перо.
ТСО: проектор, ноутбук.
Раздаточный материал:
Словарь названий одежды и предметов туалета, употребляемых в романе «Евгений Онегин» (на каждый стол).
Берет – мягкий, свободно облегающий головной убор.
Боливар – мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра.
Веер – небольшое ручное складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, необходимая дамская бальная принадлежность.
Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается сюртук, фрак.
Корсет – широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем стягивающий талию.
Панталоны – мужские длинные штаны со штрипками без отворотов и заглаженной складки.
Перчатки – предмет одежды, закрывающий руки от запястья до конца пальцев и каждый палец в отдельности.
Сюртук – мужская первоначально верхняя одежда до колен, глухая или с открытой грудью, со стоячим или отложным воротником, в талию, с узкими длинными рукавами.
Фрак – мужская одежда, отрезная в талии, с узкими длинными фалдами сзади и вырезанными спереди полами, с отложным воротником и лацканами, часто отделанными бархатом.
Цилиндр – высокая твердая мужская шляпа с небольшими твердыми полями, верхняя часть которой имеет форму цилиндра.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме «Бал XIX века». (Слайд 1)
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный.
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал
А. С. Пушкин
- Вы видите на доске репродукции картин художников Алексея Лямина и Владимира Первунинского, и, наверное, догадались, о чем мы будем говорить на уроке. Тема сегодняшнего урока. «Бал XIX века» (по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
XIX век. Как давно это было. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи? Какие люди жили тогда? Как жили? О чём мечтали?
(Слайд 2)
Всмотритесь в лица людей, живших в эпоху Пушкина, Лермонтова, ГоголяОни так же, как мы, любили и ненавидели, радовались и грустили, страдали от боли и наслаждались видом прекрасного.
(Слайд 3)
Я приглашаю вас в путешествие – в XIX век. Давайте сегодня на уроке попробуем окунуться в атмосферу балов русского дворянства и перенестись в Петербург XIX века. Светская жизнь кипела ключом: балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин знал свет не понаслышке. Он был молодым человеком, который принимал активное участие в этой блестящей суетной жизни.
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
(Слайд 4)
Может быть, поэтому он так великолепно описывает светскую жизнь в «Евгении Онегине»:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
(Слайд 5)
На одном из балов А.С. Пушкин знакомится со своей женой (на фоне музыки):
– Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Иогеля.
Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский и прямо с порога кричит...
- Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Иогелю выбирать мне молоденькую невесту!
Я не успел ни слова сказать, как очутился в санях. А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку. Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег. А из особняка доносились звуки музыки. И в больших окнах мелькали силуэты нарядных дам и кавалеров.
Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Петр что-то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее – в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых... Я шагнул навстречу своей судьбе.
Я думал сердце позабыло
Способность легкую страдать.
Я говорил тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты...
Но сердце вновь затрепетало
Пред мощной властью красоты!
Учитель:
- В каком веке появилось массовое увлечение бальными танцами, и какая страна считалась законодателем бального танца.
Ученик:
(Слайд 6)
- Бальный танец возник в XIV в. в Италии и служил для массового развлечения. Затем он распространился во Франции. В XVI-XVII вв. Франция стала законодательницей бальных танцев, в России впервые бал состоялся на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Возобновил их русский царь Петр I, и с тех пор они стали любимы и почитаемы.
Танцам обучали с детства специально приглашенные, часто заграничные мастера – танцмейстеры. Начиная с петровской эпохи, во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом.
Учитель:
(Слайд 7)
- Бал – это особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих». Балами славилась столица – Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.
Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. (Слайд 8) В конце XVIII века появился клавесин дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.
(Слайд 9)
Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. «Давал три бала ежегодно и промотался наконец» – говорится об отце Онегина. Но не будем вдаваться в такие подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах.
Любой бал начинался с приглашения.
Бывало, он еще в постели:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
(Слайд 10)
Приглашения на бал не могли посылаться в день бала главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье. Для тематических балов (например, монохромный – т.е. определённого цвета, костюмированный, бал цветов и т.п.) указывалось, какого типа наряд следовало подготовить.
Адресаты должны были получить приглашение за три недели, и в течение двух дней ответить письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина. От него могла избавить только серьезная болезнь.
Приглашения были очень лаконичны, например: «Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскарад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов». Остальная информация была излишняя.
Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха.
(Слайд 11)
Звучит романс на стихи Алексея Толстого “Средь шумного бала случайно” (запись).
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Все чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь.
Блеснуть, пленить и улететь.
(Слайд 12)
Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.
Сегодня бал, в огнях весь дом
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом
И слуги приодеты
Учитель:
- Как выглядел интерьер дворцовых залов?
Ученик:
(Слайд 13)
- Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами.
Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения.
Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.
Учитель:
Наиболее официальной разновидностью были придворные балы. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828 г. было до сорока тысяч человек.
(Слайд 14)
На балах бальный внешний вид строго регламентировался. Как же одевались женщины?
Ученик:
(Слайд 15)
- Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала.
Особое влияние на женскую одежду оказывает стиль ампир. В начале XIX века дамы отбросили фижмы, пудреные парики и шлейфы. В нарядах отражалось равнение на античные добродетели и римские доблести. Жозефина, супруга первого консула Бонапарта, ввела в моду античные туники – открытые, легкие, стянутые под грудью полупрозрачные платья. Такой костюм был изящным, но не шел к климату России.
Изменился не только фасон платьев, но и их длина: они стали короче. Сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Не случайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:
«...Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры...»
(Слайд 16)
Дамы могли выбирать любой цвет для платья, для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового. Обязательными деталями дамского туалета были высокие перчатки, которые были в тон платья или белые. Они снимались только за столом (митенки – перчатки без пальцев по правилам этикета можно было не снимать). Обязательными были также ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонтик.
Обязательным атрибутом был еще и веер. (Слайд 17) В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона «Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни». В нем несколько страниц посвящено искусству владения веером. В этом сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом «языке веера», который был тайным языком влюбленных.
Часто к вееру прилагалась инструкция для пользователей, которую, вероятно, старательно изучали красавицы того времени. Веер был настолько распространенным предметом, что дама чувствовала себя без веера столь же неловко, как кавалер без шпаги.
(Слайд 18)
Девушкам рекомендовалась скромная прическа. Волосы должны быть убраны в высокую причёску, несколько локонов могут быть выпущены. При короткой стрижке желательно завить и украсить волосы (лентами и гребнями).
Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом.
(Слайд 19)
Обувалась дама в туфельки, которые были сшиты из атласа, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.
Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет.
Об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:
«...Корсет носила очень узкий
И русский Н, как N французский,
Произносить умела в нос...»
(Слайд 20)
Юбка и рукава сильно расширились, чтобы талия казалась тоньше. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. На плечи набрасывали кашемировые шали, которые прикрывали декольте. Дамы могли украсить себя головным убором - беретом.
«Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?"
Князь на Онегина глядит.
- Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я.
«Да кто ж она?» - Женя моя...»
Учитель:
(Слайд 21)
Мужской костюм пушкинского времени приобрел по сравнению с XVIII столетием большую строгость и мужественность. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия. До сих пор считается, что Лондон для мужской моды является тем же, что Париж для женской.
Любой светский мужчина того времени носил фрак. В мужской фигуре подчёркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка. Поэтому в начале XIX века фраки туго обхватывали талию. Фраки имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры: тонкая талия, широкие плечи, маленькие руки и ноги при высоком росте. Другой распространенной одеждой был сюртук (в переводе с французского – «поверх всего»).
В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета.
Пушкин, приведя перечень модных деталей мужского туалета в «Евгении Онегине», отметил их иностранное происхождение:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет...
На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор. На придворные балы полагалось приезжать военным в торжественном обмундировании полной парадной форме, в наградах.
Пушкин пишет об Онегине:
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
(Слайд 22)
Самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца. Судя по портретам, сам Пушкин носил шляпу а la Bolivar.
Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал.
Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.
Часы носили на цепочке. Для них в жилете был даже предусмотрен специальный карман. Пушкинский герой носил часы знаменитого парижского механика Брегета (вернее, Бреге), отзванивавшие время без открывания крышки циферблата.
Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями.
Обязательной принадлежностью дворянина был и лорнет – своеобразные очки на ручке. Двойной складывающийся лорнет также носили на шнурке или цепочке на шее. Когда разглядывать было нечего, лорнет прятали в карман.
(Слайд 23)
Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, правильное исполнение танцев, оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты). Особое место уделяется культуре поведения на балу.
Ученик:
Бальный этикет.
- Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.
Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие допускалось являться с подругой и мужем этой подруги. Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или пожилой особы, которая зорко следила за своей подопечной, при необходимости давала ей советы и, как было в пушкинское время, искала ей кавалеров для танцев, если на то была необходимость. Девушка могла явиться на бал и в сопровождении отца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Как правило, хозяин или хозяйка дома просили знакомых кавалеров приглашать на танцы дам, вынужденных, чаще всего из-за внешней непривлекательности, сидеть в сторонке.
В любом случае не полагалось внешне проявлять душевные страдания, разочарование или же плохое настроение – на балу должно приятно улыбаться и непринуждённо поддерживать светский разговор.
(Слайд 24)
Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами, поэтому, оказавшись в ситуации подобной неосмотрительности, даме рекомендовалось пропустить танец.
В случае поступления приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама могла сделать выбор в пользу одного из них. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.
(Слайд 25)
Перед балом или в его продолжении кавалер мог ангажировать даму на танец заранее, и если в начале XIX века кавалер, узнав, что ближайшие два-три танца уже обещаны другим, уходил ни с чем, то в конце XIX века кавалер спрашивал, на какие из свободных танцев он может претендовать. У дам, пользующихся популярностью, агенд был расписан в первые минуты начала бала.
Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все - её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.
Существовали строгие правила приглашения на танец. Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: «Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами – одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?». Дама имела право отказать, если: а) кавалер был без перчаток; б) она хотела пропустить танец – не танцевать, а отдохнуть; в) она уже обещала этот танец другому; г) она уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец. В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.
Перед началом танца кавалер делает поклон своей даме. Дама же отвечает кавалеру реверансом или просто красивым поклоном.
Во время танца кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и не смела, смотреть в глаза танцору слишком часто. В обязанности кавалера также входило предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы – если такое происходило, кавалер помогал даме подняться, провожал её до места, приносил свои извинения и спрашивал, не нуждается ли она в какой-либо помощи.
Вставать в танец, не зная фигур, вести себя с дамой фамильярно (слишком прижимать к себе во время танца, просить её веер, платок или цветы), забыть отыскать приглашённую даму перед началом танца, наступать на шлейфы платьев – всё это характеризовало танцора не с лучшей стороны. Но умение ловко и красиво танцевать, в сочетании с хорошими манерами и знанием света могло способствовать карьере молодых людей.
По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор.
По поводу данной условности указания в книгах противоречивы: в начале, середине и конце XIX века удерживать после танца кавалера не рекомендовалось. Но есть и упоминания, что в 1830-х и 1880 годах не возбранялся светский разговор, с условием, что кавалер не мешал другим танцорам приглашать даму, с которой он ведёт диалог.
Учитель:
- Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.
- Какие бальные танцы были популярны в России?
Ученик:
- Менуэт, вальс, мазурка, котильон.
Учитель:
(Слайд 26)
В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, который вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». (Слайд 27) (Видеофрагмент из романа Л.Н. Толстого «Война и Мир».)
Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Позднее полонез заменил менуэт. (Видеосюжет танца «Менуэт».)
(Слайд 28)
Вторым танцем на балу был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой.
(Слайд 29)
Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс – танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».
Кружатся дамы молодые,
Не чувствуя себя самих.
Драгими камнями у них
Горят уборы головные;
По их плечам полунагим
Златые локоны витают;
Одежды, легкие, как дым,
Их легкий стан обозначают...
Баратынский
(Фрагмент вальса Н. Ростовой и А. Болконского из кинофильма «Война и Мир».)
Кульминацией бала была мазурка. Мазурка – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. (Слайд 30) Об этом писал А. С. Пушкин:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком
Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений.
На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.
(Слайд 31)
В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.
(Слайд 32)
Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.
Замолк оркестр, в окне рассвет
И слуги гасят свечи
Гостей развозят по домам
Красивые кареты
Довольны все и стар и млад
Вот будет разговоров
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро.
- Со строками стихотворения Владислава Старостина мы возвращаемся в свое время. Наше путешествие по страницам истории XIX века заканчивается.
(Слайд 33)
Бал был элементом культуры XIX века. Но его можно рассматривать и как явление социальной жизни общества. Воспоминания, дневниковые записи помогают правильно понять художественное произведение, восстановить сложную систему отношений эпохи, в которой жил Пушкин и его современники.
III. Подведение итогов урока.
- Что же вы сегодня для себя нового узнали?
Ученик:
На уроке мы познакомились с историей балов во времена Пушкина, узнали, как и где проходили балы. Во что одевались кавалеры. Какие платья, прически, украшения носили дамы. Услышали о правилах этикета на балах.
(Слайд 34)
Вопросы для повторения с учащимися по теме:
1. В каком веке появилось массовое увлечение бальными танцами, и какая страна считалась законодательницей бального танца?
2. Какие бальные танцы были популярны в России в XIX веке?
3. Назовите характерные особенности моды бального наряда XIX века в России.
4.В произведениях каких русских художников отображена эпоха А. С. Пушкина?.
5. В каких произведениях А. С. Пушкина есть описание бала XIX века?
IV. Домашнее задание
(Слайд 35)
Принести черную бумагу, ножницы, гуашь, акварельные краски, гелиевые ручки, черный маркер или фломастеры (по выбору).
Заключительное слово учителя:
Я очень надеюсь, ребята, что урок вам понравился и благодаря нашей теме, вы получили более полное представление о жизни дворянского общества эпохи XIX века. А музыка, которая звучала на балах, литературное произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» способствовали вам в этом. И весь услышанный материал пригодится Вам в будущем на уроках истории и литературы.
(Слайд 36)
Урок окончен. Всего доброго!
Урок 2.
Тема: «Многофигурная композиция «Бал XIX века. Силуэты» (по произведениям А. С.Пушкина).
Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости.
Вид занятий: выполнение многофигурной композиции «Бал XIX века» в графической технике «Силуэт».
Цель урока:
закрепление знаний о пропорции фигуры человека в движение, графической техники “Силуэт” применительно к пушкинской тематике; использование в своих работах основных правил построения композиции (закона равновесия, композиционного центра).
Задачи:
- формирование художественно – творческой активности учащихся; нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, культуре;
- формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе;
- формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией;
- воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности;
- учить показывать движения, работать в графической технике «силуэт».
- развить творческую фантазию, воображение, интерес к искусству, культуре, умение работать в коллективе (создание коллективного панно, используя индивидуальные работы каждого ученика).
Оборудование и материалы:
- зрительный ряд: Презентация, иллюстрации к роману А. С. Пушкина ''Евгений Онегин'', рисунки костюмов XIX века, таблица «пропорции человека», работы художников выполненные в графической технике силуэта.
- музыкальный ряд: А.И. Хачатурян "Вальс, П.И. Чайковский, «Вальс».
ТСО: проектор, ноутбук.
Материалы и инструменты:
Для учителя: ватман, на котором черным силуэтом изображен интерьер бального зала, клей, ножницы, карандаш.
Для учащихся: листы бумаги черные и серых оттенков, ножницы, гуашь, акварельные краски, черные маркеры, черные фломастеры, черные гелиевые ручки (по выбору учащихся).
Раздаточный материал:
сборная модель фигуры человека.
Ход урока:
I. Организационный момент.
проверка готовности к уроку
II. Вступление.
Учитель:
- На предыдущем уроке мы познакомились с историей балов во времена А.С. Пушкина.
III. Беседа по теме урока.
(Слайд 1)
Учитель:
- Сегодня на уроке мы выполним коллективную работу по теме «Многофигурная композиция «Бал XIX века. Силуэты». Но прежде давайте попробуем выяснить, что такое силуэт?
Обратимся к материалам энциклопедий. В большой советской энциклопедии (В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978) говорится:
(Слайд 2)
«Силуэт (франц. silhouette). В широком смысле силуэт характерное очертание предметов как в природе, так и в искусстве, подобное его тени. В узком смысле силуэт вид графической техники: плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэт нарисованный (тушью или белилами) либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контуром, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне».
(Слайд 3)
Силуэтное рисование является одной из языковых возможностей графики. В 18 веке при дворе французского короля Людовика XV министром финансов (генеральный контролёр финансов) был некий Этьен де Силуэт (1709 1767). О нём ходило много анекдотов, и однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно, как тень. Этот способ изображения стали называть силуэтом, по фамилии министра. И если бы не это обстоятельство, то о самом Силуэте, возможно, давно бы забыли.
Изначально силуэты применялись только в живописи, портретах и картах. Сегодня, мы можем видеть их и в таких сферах как массовая информация, произведения искусства, иллюстрация, фотография, графический дизайн и даже мода. Дизайнеры используют их для создания драматического эффекта, так как он подчеркивает контуры и делает объект более четким, дает его зрителю возможность фантазировать.
На доске вы видите репродукции работ выполненных в этой технике.
Обратите внимание, что в таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны. Силуэтные портреты делаются обычно в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги.
Искусство известно с древности в Китае, где оно сохранило свои традиции, Японии и других странах Азии. В Европе силуэтное искусство распространилось с XVIII века. Излюбленными жанрами стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты.
Известны имена художников работающих в этой технике:
(Слайд 4)
Ф. О. Рунге
(Слайд 5)
Г. И. Нарбут
(Слайд 6)
Ф. П. Толстой
(Слайд 7)
Е. М. Бен
(Слайд 8)
В начале 20 века в России создавала силуэты художница Елизавета Сергеевна Кругликова.
После революции 1917 года она выполнила серию силуэтных портретов писателей и художников.
(Слайд 9) Учитель:
- На предыдущем уроке мы познакомились с историей костюма и балов во времена Пушкина, сегодня вы узнали, что такое силуэт. Каждый из вас создаст парный (фигуры дам и кавалеров) танцующий силуэтный образ, характерный для бала XIX века во времена А.С. Пушкина.
Учитель:
- Что для этого нужно?
Изобразить на темной бумаге, на обратной стороне (которая белая), фигуры в движении (мужской и женский образ), исполняющий бальный танец. Если будет сложно сделать, то можно воспользоваться сборной моделью фигуры человека. Придумать необыкновенный красивый костюм и прическу, для дамы и кавалера и одеть фигуру в костюмы. Нарисовать одежду помогают репродукции XIX века, а также выставка детских работ. Готовый образ силуэт, вырежьте из чёрной бумаги. Если нет вопросов, приступайте к работе. Чтобы вам легче было творить, я предлагаю слушать музыку, популярную в те времена.
IV. Практическая работа учащихся.
Во время самостоятельной практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
Учитель:
- Ваша работа подошла к концу. На доске вы видите великолепный зал. Давайте поможем нашим дамам и кавалерам занять место в зале.
Учащиеся наклеивают фигуры.
Учитель:
- Ребята не забудьте, что те фигуры, которые дальше меньше, мы поместим их вглубь бального зала и выше относительно края листа. А крупные фигуры нужно поместить ниже, так как они будут находиться ближе к нам.
V. Итоги урока
Работы, выполненные учащимися, оцениваются за:
1) Выразительность силуэтов.
2) Передача формы пропорции фигуры.
3) Точная передача соответствия в стиле одежды.
4) Движение фигур.
Учитель:
- Что вы сегодня для себя нового узнали?
- Чему новому вы научились на уроке?
(Слайд 10)
Вопросы для обсуждения с учащимися:
Дать определение «силуэт».
2. Какие силуэты бывают?
3. Откуда произошло слово «силуэт».
4. Какой принцип лежит в основе работы «силуэты»?
5. Какие художественные материалы и приемы можно применять в работе над композицией по теме: «Бал XIX века. Силуэты (по произведениям А. С. Пушкина)»?
- Посмотрите, ребята, какая прекрасная композиция у нас получилась. Почему так произошло? Да потому, что каждый из вас вложил в свои образы маленький кусочек души. Спасибо, за то, что в работе вы проявили интерес и старания. Я надеюсь, что сегодняшний урок вам понравился.
Просмотр коллективной работы. Уборка рабочих мест.
(Слайд 11) Урок окончен. Все свободны. До свидания!
Список использованной литературы:
1. Т. К. Васильева. Секрет танца. ТОО «Диамант», ООО Золотой век. 1997 г.
2. Л. Д. Блок. Классический танец. История и современность. Москва. Искусство 1987 г.
3. Наталья Будур. История костюма. Москва. ОЛМА – ПРЕСС 2001 г.
4. Вольфганг Брун, Макс Тильке. История костюма от древности до нового времени. Эксмо. Москва 1995 г. 5. Андреева А. Ю., Богомолов Г. И., История костюма. Эпоха. Стиль. Мода от древнего Египта до Модерна. Санкт – Петербург. «Паритет» 2001 г.
6. Н. М. Каминская. История костюма. Москва. Легпромбытиздат, 1986 г.
7. Материалы интернета:
- liveinternet.ru;
- elsa555.livejournal.com;
- vneshnii-oblik.ru, costume-history.livejournal.com, anna-warvick.livejournal.com;
- festival.1september.ru;
- diary.ru;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Приложение.
Рисунок 4Рисунок 13Рисунок 16Рисунок 19Рисунок 25И/Screen Nail_bd0100609719a180