Рабочая программа геолого-съёмочной практики по ПМ.01 Ведение технологических процессов поисково-разведочных работ

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная геолого-съёмочная практика

























2015 г



Рабочая программа учебной практики разработана на основе ФГОС СПО, утверждённого приказом Минобрнауки России от 12.05.2014года №494 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ (программе подготовки специалистов среднего звена) 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», квалификация горный техник – геолог

Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

Разработчик:
Высотина О. А., преподаватель дисциплины «Геология»

Рецензент:


Утверждена и рекомендована методическим советом ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Протокол № 1 от «30»___09_______2015 г.




























СОДЕРЖАНИЕ




стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
6


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

17


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

18

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной геологоъёмочной практики является частью программы подготовки специалистов среднего звена. Программа составлена на основе ФГОС СПО, утверждённого приказом Минобрнауки России от 12.05.2014года №494 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ ( программе подготовки специалистов среднего звена) 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», квалификация горный техник – геолог, входящей в состав укрупненной группы профессий 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело, геодезия в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД) ПМ.01 Ведение технологических процессов поисково-разведочных работ и формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.1 Проводить геологические маршруты
ПК1.2 Проводить геологосъёмочные работы
ПК 1.3 Определять и оконтуривать месторождения полезных ископаемых
ПК1.4 Оформлять техническую и технологическую документацию поисково - разведочных работ
Рабочая программа учебной геологосъёмочной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по рабочим профессиям Организация деятельности шлифовальщика горных пород, промывальщика геологических проб, отборщика геологических проб.
1.2 Цели и задачи практики:
Целью учебной учебной геологосъёмочной практики являются:
Формирование у обучающихся практических профессиональных умений по производству геологосъёмочных работ в рамках модуля ПМ 01 Ведение технологических процессов поисково-разведочных работ, необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по специальности:
Формирование умений и навыков по производству геологосъёмочных работ;
Воспитание у студентов сознательного отношения к выполнению геологических работ, бережного отношения к оборудованию, документации.
Задачами учебной практики являются: Закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных при изучении курсов: общая геология, историческая геология, структурная геология, минералогия и петрография. 1. Ознакомление в полевых условиях с методами геологической съемки. 2. Ознакомление с геоморфологией, стратиграфией, магматизмом и тектоникой района практики. 3.Ознакомление с методами составления геологических карт, разрезов и профилей 4.Ознакомление с основными технологическими процессами проведения поисковых работ. 5.Овладение профессиональными навыками документации естественных и искусственных геологических обнажений.





2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1. Требования к результатам освоения учебной геологосъёмочной практики:
В результате прохождения учебной практики по видам профессиональной деятельности обучающийся должен уметь:


ВПД
Требования к умениям

ПМ 01. Ведение технологических процессов поисково-разведочных работ

описания месторождений полезных ископаемых;
выполнения геолого-съемочных работ;
использования современных программных средств работы с текстовой, числовой и графической информацией;
работы с нормативными документами отделов и служб по стандартизации, с проектной, технической, технологической и полевой документацией, со справочной литературой и другими информационными источниками;
оформления геологической документации;



Количество часов на освоение рабочей программы учебной геолого-съёмочной практики – 108 часов
2.2 Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения практики
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции по виду профессиональной деятельности Ведение технологических процессов поисково-разведочных работ:
Иметь практический опыт
Проводить геологические маршруты
Проводить геолого-съемочные работы.
Оформлять техническую и технологическую документацию поисково-разведочных работ

Код
Наименование результата обучения

ПК 1.1.
Проводить геологические маршруты.

ПК 1.2.
Проводить геолого-съемочные работы.

ПК 1.3.
Определять и оконтуривать месторождения полезных ископаемых.

ПК 1.4.
Оформлять техническую и технологическую документацию поисково-разведочных работ.

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. Тематический план и содержание учебной практики  Продолжительность практики составляет 3 недели (108 часов).

Этапы практики
Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Подготовительный период

1
Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, обустройство, получение экипировки
6

2
Работа с фондовыми материалами и отчётами прошлых лет
16

Полевой период

3
Ознакомительная экскурсия по окрестностям полигона( третья линия) с целью знакомства с геологическим строением района прохождения практики
6

4
Маршрут №1 по изучению стратиграфии района: протерозойские отложения, старая железная дорога
12

5
Маршрут №2 по изучению стратиграфии района: правобережье реки Витим
Геологическая съемка участка масштаба 1:10000
18

6
Маршрут №3 по изучению стратиграфии района и углового стратиграфического несогласия: устье реки Бодайбо
8

7
Маршрут №4 по изучению аллювиальных отложений ниже устья реки Бодайбо
8

8
Маршрут №5 Изучение технологии ударно – канатного бурения (участок Михайловский, Кяхта)
10

9
Маршрут №6 Изучение геологических процессов (Тельмамские озера)
12

10
Маршрут №7 по изучению форм залегания интрузивных тел, тектоники интрузивных образований (устье реки Бисяга)

12

Камеральный период

11
Составление каталога образцов горных пород
10

12
Составление карты фактического материала
15

13
Написание глав отчёта
27

14
Защита отчёта
6


Итого
160


4.Условия реализации программы учебной практики
4.1. Место учебной практики в структуре ППССЗ
Учебная практика является первоначальной в рамках ППССЗ и является важным этапом в изучении основного вида профессиональной деятельности ПМ 01 Ведение технологических процессов поисково-разведочных работ. Основой для проведения практики являются базовые знания и умения, полученные обучающимися в результате профессионального модуля ПМ. 01
4.2 Формы проведения учебной практики

Форма проведения практики – полевая, но перед началом проходит подготовительный период, в который входят: ознакомление студентов с геологическим строением района работ, их обустройство и экипировка, предварительная камеральная работа, которая включает: подбор и проработку картографического материала и литературы по геологии района практики, а также методических разработок по практике, предварительное дешифрирование аэрофотоснимков площади предстоящей съемки.
4.3 Место и время проведения практики
Место проведения геолого-съёмочной практики – учебный полигон в районе старой железной дороги, продолжительность 3 недели(108 часов). Время с 18.05.2016 – 07.06.2016года. Место для проведения практики выбрано не случайно. Окрестности полигона представляют собой хорошо обнаженные участки, сложенные осадочными, метаморфическими и интрузивными породами различных возрастных и структурных подразделений. Рекомендуется проводить геолого-съемочные работы масштаба 1:10000. В процессе проведения основных видов работ студенты должны освоить перечисленные ниже операции, приемы и методы полевых геологических исследований:
чтение топографических карт и аэрофотоснимков; 
ориентирование на местности; 
работа с горным компасом; 
способы привязки и накладки геологических наблюдений; 
выявление обнажений различных типов; 
документация обнажений: привязка, описание и зарисовка, отбор и этикетирование образцов; 
полевое описание главнейших типов горных пород; 
изучение и описание слоистости; 
выяснение характера геологических границ (стратиграфических, магматических, дизъюнктивных); 
определение элементов залегания геологических тел и границ; 
выявление и сбор ископаемых органических остатков; 
определение относительного возраста горных пород; 
составление стратиграфических колонок обнажений и сводных стратиграфических колонок; 
изучение дизъюнктивных нарушений; 
элементарное полевое изучение магматических тел: выяснение формы, изменчивости состава, фазности и фациальности, структурного положения, относительного возраста и прототектоники; 
геологические наблюдения между обнажениями горных пород: картирование по обломкам; 
поиски полезных ископаемых: визуальные и шлиховые;
приемы ведения геологической документации и текущей камеральной обработки полевых наблюдений; 
ведение дневника, карты фактического материала, полевой геологической карты, журналов опробования, каталогов образцов;
анализ и сопоставление полевых наблюдений: выявление тектонических структур, взаимоотношений между стратиграфическими подразделениями;
массовые замеры и обработка трещиноватости горных пород.
В результате проведения полевых работ должны быть представлены:
карты фактического материала по участкам;
полевые геологические карты;
журналы опробования;
каталоги образцов;
полевые дневники;
коллекции образцов горных пород и руд, окаменелостей и т.п.;
пробы шлиховые, штуфные и др.
отчет 4.4. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
Для проведения геолого-съемочной практики используются GPS-навигаторы, компасы. 4.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы  студентов на практике
В ходе проведения практики студенты по желанию могут заниматься научно-исследовательской работой
ТЕМЫ НИРС:
1. Протерозойские комплексы Бодайбинского района 2. Ритмичность осадконакопления в раннем протерозое 3. Аллювиальные отложения долины реки Бодайбо. 4. Процессы гранитизации в Бодайбинском районе. 5. Ледниковые формы рельефа района работ. 6. Влияние регионального метаморфизма на формирование рудных месторождений золота.


4.6. Формы промежуточной аттестации по итогам практики
После каждого маршрута студенты должны показать преподавателю дневник полевых наблюдений и образцы, принесенные с маршрута.
Преподаватель проверяет правильность и аккуратность ведения дневника, делает замечания, которые студент должен исправить и принимает маршрут. Итогом учебной геологической съемки студентов является отчет. По результатам защиты отчета выставляется оценка за практику (дифференцированный зачет). Смотри приложение №1
Содержание отчёта о прохождении практики
Текст отчета пишется по результатам собственных полевых материалов студентов по составленным ими геологическим картам, разрезам, стратиграфическим колонкам, собранной эталонной коллекции горных пород и ископаемых остатков. При этом обязательными должны быть ссылки на конкретные описанные обнажения, составленные разрезы, стратиграфические колонки, образцы и т.д.
Отчет должен состоять из разделов:
 Содержание
Обзорная карта Введение. Кратко указываются цели и задачи практики, место прохождения практики, сроки практики, организация и результаты практики (с какими методами полевых исследований ознакомились студенты, чему научились, что полезного сделали). Глава I.  Физико-географическая характеристика района. Указывается административное, географическое и структурно-геологическое положение района. Дается краткое описание его рельефа, обводненности, проходимости и обнаженности. Кратко характеризуются климат, растительность, население, пути сообщения и экономические особенности района
Глава II. Стратиграфия. Дается описание толщ, слагающих район, в стратиграфической последовательности, начиная с древнейших. При описании каждого подразделения следует отмечать район и площадь его распространения, географическое положение изученного за время практики разреза данной толщи, состав и строение, органические остатки, приуроченные к данной стратиграфической единице и ее взаимоотношения с другими толщами. При характеристике пород толщи должны быть сделаны ссылки на обнажения, где эти породы наблюдались, приведены задокументированные в дневнике разрезы и стратиграфические колонки отдельных частей толщ с указанием расположения органических остатков. Глава III. Интрузивные породы. Описание интрузивных пород дается по комплексам, в возрастной последовательности с указанием количества интрузивных тел, характеристикой их петрографического состава, продуктов контактовых изменений вмещающих пород, формы интрузивных тел и их взаимоотношений между собой и с осадочными породами. Описание должно сопровождаться ссылками Глава IV. Тектоника. Дается описание наблюдавшихся за время практики тектонических структур – складчатых, дизъюнктивных. Указывается структурный тип района в целом, отмечаются структурные этажи и их особенности. При характеристике морфологии структур необходимо делать ссылки на дневник и приводить имеющиеся в нем зарисовки пликативных и дизъюнктивных нарушений.
Глава V. История геологического развития района. 
В этой главе указывается, в каких условиях происходило осадконакопление в данной геологической местности в конкретный геологический период. Глава VI. Полезные ископаемые. Указываются известные в районе промышленные месторождения и рудопроявления, отмечается их генетический тип и вероятная связь с осадочными или интрузивными образованиями. Дается краткая характеристика осмотренных месторождений. Магматический, стратиграфический, структурный контроль оруденения. Предположительная оценка перспектив района на полезные ископаемые. Заключение. Приводятся результаты проведенных работ в виде кратких доказательств, обоснований, разъяснений и выводов. Приводятся основные положительные и отрицательные стороны прохождения практики. 4.7. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Основная литература
Инструкция по организации и производству геолого-съемочных работ масштаба 1:50 000. – Л., 1987.
Инструкция по составлению и подготовке к изданию листов государственной геологической карты Российской Федерации масштаба 1:200000. – М., Роскомнедра, 1995.
Основные положения по организации и производству геолого-съемочных работ масштаба 1:50 000 (1:25 000). – М.: «Недра», 1986.
Положение об учебной геологической практике студентов Томского политехнического института. – Томск: ТПИ, 1988
Инструкция № 2-260 по охране труда и правилам безопасного проведения учебных геологических практик ТПУ. – Томск: Изд-во ТПУ, 2010.
Геология и полезные ископаемые Северной Хакасии (путеводитель по учебному геологическому полигону вузов Сибири) / Под ред. В.П. Парначёва. – Томск: Изд-во ТПУ, 1998.
Гудымович С.С. Горный компас. (Методические указания). – Изд. ТПУ, 2005. – 18 с.
Ананьев Ю.С. Методические указания по работе с GPS-навигатором GARMIN-72. – Изд. ТПУ, 2005. – 11 с.
Ананьев Ю.С. Методические указания к выносу данных GPS наблюдений на цифровую топографическую основу. – Изд. ТПУ, 2005. – 14 с.
Коптев И.И., Ананьев Ю.С. Путеводитель по стратиграфии района учебного геологического полигона ВУЗОВ Сибири (восточный склон Кузнецкого Алатау). – Томск. Изд-во ТПУ, 2005. – 24 с.
Васильев Б.Д., Ананьев Ю.С., Фальк А.Ю. Путеводитель по магматизму района учебного геологического полигона ВУЗОВ Сибири (восточный склон Кузнецкого Алатау). – Томск. Изд-во ТПУ, 2005. – 40 с.
Ананьев Ю.С. Материалы по геологии учебного геологического полигона Томского политехнического университета по результатам ГДП-200 (пособие к учебным геологическим практикам). – Томск. Изд-во ТПУ, 2005. – 210 с.
Ананьев Ю.С. Формы первичной геологической документации при проведении геологической съемки и поисков МПИ: Методические указания. – Томск: Изд-во ТПУ, 2010. – 19 с.
Ананьев Ю.С. Документация маршрутных наблюдений: Методические указания. – Томск: Изд-во ТПУ, 2010. – 15 с.
Ананьев Ю.С. Графическая документация геологических объектов: Методические указания. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006, 20 с.
4.8 Материально-техническое обеспечение практики Реализация геолого-съемочной практики предполагает наличие полигона и кабинета структурной геологии и автотранспорт, который доставит студентов на удалённые маршруты.
Оборудование: компасы, геологические карты района работ, транспортиры, мешки для отбора проб, журналы проб, журналы документации горных выработок, геологические молотки

4.9 Основные обязанности студентов и руководителя практики
При прохождении практики студенты обязаны:
своевременно прибыть на учебную практику;
получить задание на практику;
соблюдать внутренний распорядок, соответствующий действующим нормам трудового законодательства;
выполнять требования охраны труда и режима рабочего дня, действующие в данной организации (учреждении);
полностью выполнять виды работ, предусмотренные заданиями по практике;
сдать отчет по практике в установленные руководителем практики срок
Обязанности руководителя практики:
провести организационное собрание студентов перед началом практики;
обеспечить контроль своевременного начала практики;
обеспечить контроль соблюдения сроков практики и ее содержания;
оказывать методическую помощь студентам при сборе материалов и выполнении отчетов;
провести итоговый контроль отчета по практике в форме зачета.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ программы учебной практики

Результаты обучения в рамках впд (видов профессиональной деятельности)
Формы и методы контроля

Описание месторождений полезных ископаемых
Наблюдение за процессом работы с горным компасом, отбора проб, описания обнажений, регулярная проверка полевых дневников студентов

Выполнение геолого-съёмочных работ
Наблюдение за процессом работы с горным компасом, регулярная проверка полевых дневников студентов

Оформление геологической документации
Оценка выполнения форм и правил ведения полевой документации, составление отчётов по практике

Работа с проектной, технической, технологической и полевой документацией, со справочной литературой и другими информационными источниками
оценка оформления полевой документации












Приложение №1
Формы отзыва и результатов аттестации
отчёта по учебной практике
























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»




ОТЧЁТ
по учебной геологосъёмочной практике



ВЫполнили:__________________________

ПРоверила:_________________________________









2016 Г

Прохождение учебной практики
(отзыв руководителя практики)
1. Срок прохождения практики с «__»_______2016_г. по «__»________2016 г.
2.Продолжительность практики 3 недель, что составляет 108 часов
3. Руководитель практики Высотина Ольга Анатольевна _______________
4.Навыки, приобретённые за время практики:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Отзыв об отношении студента к работе:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-____________________________________________________________________
6.Оценка за практику:__________________________________________________
«____»_______________2016 г. Подпись руководителя практики:_____________

Результаты аттестации отчёта по практике

1.Оценка __________________________________________
За отчёт по практике___________________________________
2. Преподаватель: Высотина Ольга Анатольевна
3. Отчёт принял_______________________________________
«__»_______________2016 г.



15