Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс. Урок 1 Древнейшие люди

Урок 1. Древнейшие люди (параграф 1, термины)

Планируемые результаты урока
1.Предметные:
Формулировать отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;
Знать основные вехи в истории древнейших людей;
Понимать и объяснять основные понятия темы: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо;
Понимать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное положение по сравнению с остальным животным миром;
Показывать на исторической карте части света и часть света, где впервые появились древнейшие люди.
2.Метапредметные:
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;
Извлекать информацию из текста и наглядных источников в соответствии с учебной задачей;
Развивать логическое мышление;
Грамотно строить свои высказывания, давая полный ответ на поставленный вопрос.
3.Личностные:
Оборудование: карта мира.
Форма урока: урок усвоения новых знаний.

1 этап: актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока.
Вопросы для беседы с классом:
-Что изучает история Древнего мира?
-Как вы думаете, с чего мы начнем изучать историю Древнего мира? Каким вопросам будут посвящены наши первые уроки?
Подводим учащихся к выводу: первая часть истории Древнего мира посвящена истории наших далеких предков – первобытных людей.
Слайд 2 (тема урока)
Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых больших городов и государств. (слайд 3)
Первобытность была самым долгим периодом в истории, потому что развитие человека и человеческого общества вначале шло очень медленно и трудно.
Сегодня на уроки мы узнаем о
Слайд 4 (план урока)
Учащимся предъявляется план урока на доске или на слайде:
Происхождение человека.
Облик первобытного человека.
Орудия труда.
Основные занятия древнейших людей: охота и собирательство.
Овладение огнем.

2 этап: изучение нового материала.
Изучение новой темы можно начать с беседы:
-Какие версии происхождения человека вам известны?(слайд 5)
-Как вы думаете, а какой из этих версий придерживаются ученые – историки?
Подводим учащихся к выводу: человек – потомок обезьяны.
Учитель сообщает, что учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин.
Ученые не могут точно воссоздать картину жизни наших далеких предков. Этот период таит в себе множество загадок.
-Как вы думаете, почему нам так мало известно об истории первобытного общества?
-Какие из видов исторических источников позволяют историкам узнать о жизни первобытных людей?
-Как называют ученых, которые занимаются поиском и изучением вещественных источников?
Согласно научным данным первобытные люди появились на земле около 2 млн лет назад. Где же жили древнейшие люди?
- Как вы думаете, каковы причины появления первых людей? (слайд 6)
слайд 7
- Как вы думаете, почему древнейшие люди жили именно в жарких странах?
Слайд 8
- Как же выглядел первый древний человек?
Густой волосяной покров – что он давал?
Глубоко посаженные глаза
Широкие ноздри
Сильные челюсти
Слайд 9 (облик)
В своем развитии люди прошли 3 основных стадии:
Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке
Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам
Слайд 10 (облик)
Второй этап:
Питекантроп (обезъяна-человек), облик их больше походил на человека.
Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны.
Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем.
Пользовались огнем
Слайд 11 (облик)
Третий этап:
Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.
Слайд 12
Откройте карту на странице 9, ответьте на вопросы: (карта на доске)
Где жили древнейшие люди?
Где следы их жизни не обнаружены?
Чем древние люди отличаются от людей нашего времени?
Чем древнейшие люди отличаются от обезьян?
Первый человек получил название «человек умелый». Он умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней.
-Что такое орудия труда?
Орудия труда – то, чем человек работает. (слайд 13,14).
Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг развивался. Более миллиона лет тому назад возник следующий после человека умелого вид древнейших людей «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший объем головного мозга. Но самое главное он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда.
Работа с иллюстрациями: (стр.10-11) (слайд 15)
1.Как выглядел древнейший человек: что у него было общего с животными? чем он похож на современных людей?
2.Чем можно доказать, что на картинках изображены люди, а не животные?
Подводим учащихся к выводу: главным отличием древнейших люде от животных было умение изготавливать орудия труда.
3.Рассмотрите иллюстрации и назовите первые орудия труда древних людей.
Первые орудия труда древних людей: рубило, палка-копалка, копье.
-Как же древние люди добывали себе пищу?
Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство. (слайд 16)
Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.
-Как вы думаете, почему?
Подводим учащихся к выводу: древний человек мог выжить только в группе.
Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.


Слайд 17
Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.
- Без чего человеку было сложно прожить( без огня)
- Как можно было добыть огонь? (слайд 18)
слайд 19
-Что нам дает огонь?
Пища, орудия, свет, тепло, защита

3 этап: первичное закрепление изученного материала. (слайд 20)
1. Когда появились первые древние люди? ( 2млн. назад)
2. Где появились первые люди (в восточной африки)
3.Что первобытным людям давал огонь? (Пища, орудия, свет, тепло, защита)

4 этап: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Пересказ параграфа.(стр. 8)
Подумать от чего могли зависеть результаты охоты?
Выучить записи в тетради., термины

5 этап: рефлексия.
Продолжите предложения:
«Сегодня на уроке я узнал»
«Сегодня на уроке мне было сложно, потому что»

видео ролик если будет время 10 минут