Классный час «Афганистан. Без права на забвение.»
Классный час «Афганистан. Без права на забвение.»
Класс: 6
Классный руководитель: Романович Ю.И.
Цели:
1) осмысления событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения; 2) воспитание патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении.
Просмотр видео
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
С 1979 по 1989 гг. Афганистан является ближайшим соседом СССР. Количество многонациональное: свыше половины его населения составляют пуштуны, большие группы населения составляют таджики, узбеки и хазарейцы. После государственного переворота, совершенного в апреле 1978 г. в Афганистане разгорелась гражданская война. В 1979 г. Правительство Афганистана обратилось к СССР с просьбой ввести в страну войска. Первоначально лидеры КПСС отказывались сделать этот шаг, но ситуация обострилась, возникли опасения, что лидер ИДПА Амин может выступить против СССР, чтобы удержать контроль над Афганистаном, и в декабре 1979 г. Афганистан был оккупирован советскими войсками. При этом Амин был убит, и к власти приведен марионеточный режим Б. Кармаля. Эти события были расценены многими странами как агрессия. Партизанская война развернулась с новой силой при поддержке села, Пакистан. Советские войска, с большими потерями штурмовали горные высоты и перевалы, но партизаны возвращались вновь и вновь, обстреливали конвой и гарнизоны, усиливали сторонников ИДПА. Советские войска наносили воздушные и артиллерийские удары, при которых гибли не только повстанцы, но и мирные жители. Войска, которую вело советское руководство в Афганистане, была одной из самых непобедимых в народе. Силовой путь решения афганской проблемы без учета исторического опыта, местных условий и традиций народа не отвечал интересам народов СССР. В то же время советские воины честно исполняли свой воинский долг, проявляли героизм.
Пребывания ограниченного контингента советских войск в Афганистане работники Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР поделили на 4 этапа, отличающихся по продолжительности, характеру и масштабам боевых действий.
Первый этап продолжался с декабря 1979 года по февраль 1980 года. На этом этапе советские войска размещались гарнизонами. Они организовывали охрану важнейших дорог, аэродромов и объектов народного хозяйства, а также проводку автоколонн с военными и народнохозяйственными грузами.
Второй этап: март 1980 – апрель 1985 года. Советские войска постепенно были втянуты в боевые действия все более крупного масштаба: от уничтожения караванов, доставляющих душманам оружие и боеприпасы из Пакистана и Ирана, и ликвидация складов и базовых районов оппозиции, оборудованных полевыми и инженерными оборонительными сооружениями, до операций против наиболее агрессивных формирований.
Третий этап: апрель 1985 – январь 1987 года. Характеризуется переходом от активных действий преимущественно к поддержке правительственных войск силами авиационных, артиллерийских и саперных частей и подразделений. Подразделения специального назначения продолжали борьбу против доставки оружия из-за границы.
Четвертый этап: январь 1987 – 15 февраля 1989 года. Продолжалась поддержка советскими частями боевой деятельности афганских войск и их укрепление.
Погибло более 14 тыс. советских солдат. В феврале 1989 г. После достижения соглашения о мирном урегулировании, советские войска были выведены из Афганистана.
Продолжавшаяся почти 10 лет Афганская война вошла драматической страницей в современную историю. Не утихает боль тех, чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернуться домой.
Общее число погибших за 10 лет с 1979 по 1989 годы войны составило 13833 человека. Самым гибельным был 1984 год. Погибло 2343 воина. У афганцев есть мечта поставить два совершенно одинаковых памятника: первому и последнему погибшему в афганских событиях. Первым был майор Бизюков Николай Яковлевич военный советник, убит в гражданском мятеже в марте 1979 года. И никто не знает, кто стал последним
Афганцы, вернувшиеся с войны не забудут своих боевых товарищей, своих командиров.
Тот, кто побывал в Афганистане, да и вообще на войне сумели многое понять. Понять и переоценить в жизни.
Многим парням 80-х пришлось выполнять свой интернациональный долг в Афганистане. Долго еще поколение «афганцев» - людей, прошедших войну, узнавших цену человеческой жизни, так не похоже будет на своих невоевавших сверстников. Представьте себе карту Казахстана, и вы увидите, что нет в нашей республики уголка, которого не коснулась афганская трагедия. Мало кто знает, что после выхода основной группы там еще оставались пограничники под командованием боевого казахстанского офицера генерала-майора Виктора Харичева. Именно он тихо, без оркестров и фанфар, последним покинул афганскую землю, поставив точку в этой войне. 22 тысячи человек наших земляков прошли через Афганистан, 761 человек погиб и похоронен в казахстанской земле, 21 человек пропал без вести.
Только на грани жизни и смерти можно вполне оценить, что такое жизнь и как она хороша, научиться ценить каждое мгновенье в жизни, каким бы обыденным оно не казалось. Вот почему люди, уже в 20 лет испытавшие ужасы войны, так мужественны и одновременно так чувствительны к любым проявлениям жестокости и несправедливости.
Война воплощает в себе все самое страшное, жестокое, все самое противоречащее человеческой сути. Человек рожден, чтобы жить, любить и радоваться.
И поэтому мы вправе задать эти вопросы: « Зачем и кому нужны войны? По какому закону один человек вправе убивать другого? Как заплатить за боль, страдания, поломанные судьбы, причины которых становятся войны?». К сожалению, главный вопрос: « Быть или не быть войне?» - решает не тот, кто несет на себе реальный груз.
И поэтому не стихают до сих пор войны на этой земле.
Выводы: 1)Познакомились с событиями афганской войны; 2)Осмыслили события афганской войны с общечеловеческой точки зрения; 3) Подтвердили, что ратную славу и горячую признательность заслужили наши замечательные солдаты, героически проявившие себя в Афганистане и, несмотря на то, что жизнь многих солдат оборвалась в пламени Афганистана, память о них будет жива и на афганской, и на отчей земле.
15