Урок по теме Мещанин во дворянстве

Тип урока: Изучение нового материала
Тема урока: «Мещанин во дворянстве». Образы комедии.
Цели урока: 1. Обучающие: познакомить учеников с образами комедии Ж.-Б.
Мольера «Мещанин во дворянстве».
2. Развивающие: а) развить понятие о сатире;
б) развить представление о драматическом произведении;
в) развить у учащихся речь, мышление, воображение в рамках
предложенной темы.
3. Воспитывающие: а) нравственно-эстетическое воспитание;
б) сформировать у учеников моральные убеждения в рамках
предложенной темы;
в) показать общечеловеческий смысл комедии Мольера.

Список литературы: 1. Поурочные разработки по литературе под ред.
И. Золотаревой, Н.В. Егоровой. М., Вако,2009.
2. Программа под ред. В.Я. Коровиной. 9 класс.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. (1 мин.)
Постановка целей. На сегодняшнем уроке мы с вами
продолжаем знакомство с комедией Ж.-Б. Мольера
«Мещанин во дворянстве». Мы поговорим об образах
данной комедии, найдем черты классицизма в пьесе и
определим место комедии в системе произведений Ж.-Б.
Мольера.
Психологическая подготовка учащихся.
Метод: Откройте свои тетради. Запишите число. Тему урока: (2 мин.)
Беседа. «Мещанин во дворянстве». Образы комедии.

III. Беседа по вопросам.


Метод: 1. Каковы устремления Журдена? (35 мин.)
Беседа, (Журден – богатый мещанин. Он мечтает
деятельность о своём социальном преображении: Цель: научить
репродуктивного желает приобрести титул и тем самым ребят анализ.
характера. встать вровень со знатью. Журден хочет образы
преобразиться и внутренне: обзавестись комедии.
всеми качествами и признаками аристократа.
На старости лет он стал обучаться
Аристократическим манерам, завел у себя
дома целый штат учителей.)
2. Каким видится нам господин Журден? Только
ли смешон этот персонаж?
(Конечно, Журден смешон. Нелепость его стремлений, их невыполнимость предопределены воспитанием и самой жизнью героя: сам Журден признается, что едва умеет читать и писать. Он отвергает предложение заняться изучением логики, эстетики из-за их «заковыристости, закрученности» и, с его точки зрения, бесполезности. Он предпочитает правописание, от которого, он думает, будет толк. У Журдена прекрасная память, он запоминает то, что узнаёт от своих учителей. Он не стыдиться «на старости лет» учиться: «Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать всё то, чему учат в школе!»
Журден по-детски радуется, восхищается чужими знаниями, благоговеет перед наукой, сокрушается по поводу своей необразованности. Но он жаждет лишь внешнего лоска, хочет прослыть образованным человеком. Журден порой даже вызывает симпатию своим простодушным желанием преображения, но цель этого преображения – пустая, неестественная, зловредная для всех достойных персонажей пьесы. Ведущей характеристикой образа Журдена является тщеславие. Им овладела страсть, ставшая для него естественно значимой – он «свихнулся на знатности». Он становится самодуром и сам в этом признаётся: «Я вспыльчив, как сто чертей когда меня разбирает злость, я желаю беситься сколько влезет».)

3. Как Журден добивается поставленной цели?

(Журден слепо перенимает привычки и образ жизни дворян, ведь он готов «отрубить себе два пальца на руке, лишь бы родиться графом или же маркизом».
Он нанимает учителей, от которых нет никакой пользы, устраивает для знатных особ роскошные обеды и празднества, дарит им драгоценности, дает деньги взаймы (заведомо без отдачи). Он готов терпеть неудобства и даже унижения, принимая их за привилегии знати: влезает в шутовской костюм, надевает узкие чулки, которые никак не натягиваются. Всё это вызывает насмешки окружающих.)
4. Почему Журден оказывается в
комических ситуациях?

(Журден выглядит глупо, потому что его поведение не соответствует привычному образу жизни буржуа, потому что он нарушает привычный порядок, зря растрачивает деньги. Здравый смысл и практицизм соседствуют в нем с поразительным легковерием и глупостью. Герой с готовностью принимает за истину любую очевидную нелепицу, надеясь таким образом продвинуться к намеченной цели – высшему свету.)

5. На чем основано такое фанатичное до
глупости стремление Журдена? Почему он
непременно хотел стать дворянином?

(В сознании Журдена глубоко укоренилась мысль о превосходстве дворянства над всеми сословиями в государстве. Его богатый жизненный опыт на каждом шагу подтверждал привилегии и преимущества принадлежности к высшему классу. Войти в круг этих людей Журден считал возможным благодаря нажитому им состоянию. Стремление Журдена не было чем-то исключительным. Многие разбогатевшие буржуа мечтали о том же. Мольер лишь показал, до какого абсурда можно дойти, когда чувства мелки, стремления ничтожны, поступки вызывают заслуженную насмешку.)
6. Каковы для Журдена последствия его
стремлений «во дворянство»?

(Журден своим новым образом жизни, своим безрассудством ставит себя в неестественное положение, становится беззащитным. Поэтому он оказывается игрушкой, источником удовольствия, а порой и существования людей, «благородных» по рождению, но заведомо недостойных и до крайности несимпатичных: графа Доранта и маркизы Доримены.)

7. Какими изобразил Мольер Доранта и
Доримену?

(Дорант изображен сатирическими красками. Пронырливый, циничный и несколько трусоватый Дорант лишен тех благородных качеств, которыми должен обладать дворянин. Он принадлежит к той части разорившегося дворянства, которая утратила возможность, но не желание широко пожить. В сущности Дорант торгует своим титулом, эксплуатируя тщеславие Журдена. Он откровенно демонстрирует свой финансовый интерес, лишь слегка прикрывая его витиеватыми речами и показной изысканностью. Доримена – «интересная» вдова, далека от образа «Прекрасной дамы». Её интересы вполне реальные, земные. Её «светскость» заключается в основном в жеманстве и фальшивой утонченности.)


8. Выделите основные черты классицизма в данной комедии?

В пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» не соблюдены все три основные единства. Соблюдено единство времени: действие комедии происходит за 24 часа.
Соблюдено единство места: действие происходит только в доме господина Журдена. Н соответствует единство действия: в комедии 3 сюжетных линии вместо одной. Герои нечетко делятся на положительных и отрицательных, так как в положительных героях проявляются отрицательные черты, а в отрицательных – положительные качества. «Система амплуа» в комедии представлена.
Дорант (первый любовник) – Доримена (идеальная героиня) – Журден (второй любовник, неудачник). Субретка – горничная Николь. Резонёр – Клеонт.

9. Какова авторская позиция в комедии?

(Авторская позиция проявляется в сатирическом изображении пороков. Насмешка, от мягкой и доброжелательной до откровенно злой, становится ведущим художественным средством Мольера. Хотя, следуя традициям классицизма, Мольер и выпячивал ту или иную черту героев, его художественное обобщение делало образы типичными, точно вкрапленными в живую ткань общества, связанными со своим временем.)

IV. Итог урока.
Метод: (5 мин.)
Деятельность
репродуктивного
характера.
Мольер считал, что «задача комедии – рисовать человеческие недостатки вообще и главным образом – недостатки современников». По его мнению, перед комедией стоят две задачи. Первая и главная – поучать людей, вторая и второстепенная – развлекать их. Если лишить комедию назидательности, она превратиться в пустое зубоскальство; если отнять у неё развлекательные функции, она перестанет быть комедией, и нравоучительные цели также не будут достигнуты. Словом, «обязанность комедии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их».

V. Домашнее задание.

Читать оду М.В. Ломоносова «На день восшествия». Найти черты классицизма.
(2 мин.)








13PAGE 15


13PAGE 14115




15