Ж-Б. Мольер Мещанин во дворянстве. Инсценировка фрагментов пьесы


Ж-Б. Мольер "Мещанин во дворянстве". Инсценировка фрагментов пьесы
Цели урока:
Образовательная:
углубить представления об особенностях драмы как рода литературы;
дать представление о «технологии» комедийного произведения.
Развивающая:
познакомить школьников с творческой и сценической работой над комедией;
обучать навыкам эффективной коммуникации в различных условиях  общения;
повышать уровень речевой культуры.
Воспитывающая:
воспитывать интерес к драматургическим произведениям, театральному искусству, творчеству Ж.-Б. Мольера;
воспитывать творческое воображение, культуру общения, зрительскую культуру, умение “ исполнять” роли героев пьесы.
Методические приемы:
самостоятельная подготовка;
презентация (информационные технологии);
словарная работа;
работа в группах;
элементы анализа произведения;
беседа по вопросам;
просмотр и обсуждение фрагментов кинофильма “Мещанин во дворянстве”  (театр им. Е.Вахтангова);
инсценирование фрагментов произведения.
Оборудование:
1. Мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций:
портрет Мольера;
иллюстрации к пьесе;
иллюстрации театральных деятелей того времени, сцен из комедии;
словарь:
Интрига, афиша, программка, партер, бельэтаж, балкон, ложа, режиссер, ремарка, актер.
2. Электронные ресурсы:
диск с записью спектакля.
3. Музыкальное сопровождение к уроку.
Штраус. Сюита “Мещанин во дворянстве”.
План урока:
1. Определение проблемы и целей урока учащимися.
2.Изучение нового материала (объяснение учащихся).
2. 1.Презентация учащегося: История создания комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».
2.2. Презентация : Известные постановки комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».
2.3.Презентация: Первые исполнители комедии Мольера.
3. Создание проблемной ситуации. Просмотр постановки фрагментов из пьесы .
4. Организация творческой деятельности учащихся.
4.1. Работа со словарем.
4.2. Работа с текстом в группах.
4.3. Инсценировка выбранных фрагментов пьесы.
5.Оценивание.
5.1 Слово актерам.
5.2. Слово критикам.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
Слово учителя.
1. Определение проблемы и целей урока учащимися.
(Звучит музыка Штрауса из сюиты “Мещанин во дворянстве”)
Сегодня мы познакомимся с историей создания комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”, с известными постановками комедии, посмотрим фрагменты фильма Мольера “Мещанин во дворянстве”, проанализируем те роли, которые вы выбрали. Нам предстоит оживить уже сегодня на уроке некоторые сцены из пьес. Так как наш урок – это тоже маленький театр, и мы будем учиться искусству слова.
На прошлом уроке мы создали небольшие группы, в которые вошли актеры, режиссер, костюмер, художник и критики, которые рецензируют постановку товарищей. Костюмеры поработали дома и создали костюмы. Мы видим их работу.
Каждая группа занимает свои места.
Сегодня у нас есть выступающие, которые познакомят нас с историей создания комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”, известными постановками того времени. Так как у нас урок-театрализация, все представляют костюмы: кто персонажей, а кто эпохи 17 века (Франции).
2.Изучение нового материала (объяснение учащихся).
Презентация 1. Подготовленный ученик знакомит с историей создания комедии, известными постановками того времени.
Презентация 2. Сейчас познакомимся с известными постановками комедии Ж.-Б.Мольера “Мещанин во дворянстве”.
На комедию Мольера были сняты и кинофильмы.
1922г .– немой кинофильм, Франция – реж. Жак де Фероди
1945г. – кинофильм, США
1982г. – телефильм, Франция – реж. Пьер Бадель, с участием Мишеля Серо в роли г-на Журдена
1982г. – кинофильм, Франция – реж. Роже Кожио
·, с участием Рози Варт и Мишеля Галабрю в роли г-на Журдена
Презентация 3. Второй ученик знакомит с первыми исполнителями комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.
3. Создание проблемной ситуации. Просмотр постановки фрагментов из пьесы “Мещанин во дворянстве”.
Знакомство с известными артистами. Кого из артистов вы уже знаете?
Что вы заметили в речи артистов? Многие вам, наверное, знакомы. Кого из артистов вы узнали? (Предлагаю имена исполнителей ролей. Знакомых артистов записывают в таблицу.)
Это я знал
Узнал на уроке





Составляем таблицу в тетради (знакомство с известными артистами):
Спектакль театра им. Евгения Вахтангова. Музыка из произведений Ж. Б. Люлли, Р. Штрауса. Музыка песен и интермедий Р. Архангельского. Запись 1971 г.  Исполняют: Господин Журден, мещанин – Владимир Этуш;  Люсиль, их дочь – Екатерина Райкина;  Клеонт, влюбленный в Люсиль – Алексей Кузнецов;  Николь, служанка Журдена – Людмила Максакова;  Ковель, слуга Клеонта – Олег Форостенко;  Учитель философии – Александр Граве.

4. Организация творческой деятельности учащихся. Работа со словарем. (Запись в тетрадь.) Для проведения словарной работы используется интерактивная доска. Работа проводится в виде теста: из множества терминов выбрать термин, соответствующий данному значению.
Например:
Верхний ярус в зрительном зале: 1) интрига 2) балкон 3) ложа 4) партер.
Результаты записывают в тетради в таблицу:
Это я знал
Узнал на уроке




Сегодня мы познакомились с терминологией театра. Запишите те слова, которые вам известны, а неизвестные мы прокомментируем в тетради.
Комедия – драматическое произведение, в котором характеры, положения и действия представлены в смешных формах. Смешное в комедии имеет различные эмоциональные окраски: ирония, добродушный или горький юмор, резкая сатира, ядовитый сарказм.
Интрига – соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении.
Афиша – объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п.
Программка – содержание театральных, концертных, цирковых представлений.
Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
Бельэтаж – ярус в зрительном зале, расположенный непосредственно над партером.
Балкон – верхний ярус в зрительном зале.
Ложа – место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц.
Режиссер – художественный руководитель театральной постановки.
Ремарка – пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актеров.
Актер – профессиональный исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и кино, исполнитель ролей в театральных представлениях.
Антракт – перерыв между действиями, актами театрального спектакля. Предназначен для двух целей: отдыха актера и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.
Осмысление значения изученных слов:
Как вы думаете, нужны ли нам значения этих слов ?
Представьте, что вы в театре. Купили билет, там указано место в партере (бельэтаже, балконе).
Вы купили программку, что можете узнать из нее?
Что будете делать вы во время антракта?
Работа с текстом в группах (2 группы).
Вы создали группы, где есть актеры, режиссер, костюмеры, критики и должны были выбрать понравившийся эпизод и роль.
1 группа выбрала Д.2, явл.6: урок философии(Г-н Журден и учитель философии).
2 группа выбрала Д. 3, явл.10: объяснение Клеонта и Люсиль, Ковьеля и Николь (Николь, Люсиль, Клеонт, Ковьель).
Вопросы первой группе:
Почему вы выбрали именно этот эпизод?
Почему вы выбрали эту роль?
Как вы должны играть эту роль?
Каким я представляю персонажа - внешность, манеру держаться, говорить? Отношение с другими персонажами, мимику, походку.
Как должен быть одет герой?
Какие качества высмеиваются в Журдене?
К каким – положительным или отрицательным – героям мы отнесем Журдена?
Аристократизм. Как его понимает мещанин господин Журден?
Оценивают ответы учащихся критики второй группы.
Вопросы второй группе:
Почему вы выбрали именно этот эпизод?
Почему вы выбрали эту роль?
Как вы должны играть эту роль?
Каким я представляю персонажа – внешность, манеру держаться, говорить? Отношение с другими персонажами, мимику, походку.
Как должен быть одет герой?
Легко ли сыграть роль простой служанки? Читать легко ли?
А как играть роль слуги Ковьеля?
Каким предстает Клеонт?
Как нужно играть роль Люсиль? Какая она по характеру (ваше мнение)?
Оценивают ответы учащихся критики первой группы.
Инсценировка выбранных фрагментов пьесы (1 группа – урок философии и 2 группа – объяснение Клеонта и Люссиль, Ковьеля и Николь).
Оценивание.
Вопросы “актерам”:
Что вы почувствовали, исполняя эту роль?
Какие качества персонажа вам удалось передать?
Встречаются ли сегодня люди, похожие на Журдена? На Клеонта? Люсиль?
Представьте, что рядом с вами живет человек, похожий на господина Журдена. Как сложились бы ваши отношения?
Сравните героев, которых вы играли. Чем они отличаются друг от друга?
Понравилось ли вам выступать перед публикой?
Слово критикам.
Понравилось ли вам режиссерское решение образа?
Удалось ли «артистам» войти в образ героя, воплотить его характерные черты?
Справились ли наши костюмеры, художники?
Достаточна ли информационная поддержка работы над ролью?
6. Рефлексия. Если вам понравился наш урок-спектакль, то наградите друзей и себя аплодисментами, переходящими в овации.
7. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: “Почему мольеровские персонажи считаются бессмертными?”




Интернет-ресурсы:
Мещанин во дворянстве. Спектакль на www.youtube.com
http://ru.wikipedia.org/wiki