Традиции классицизма и своеобразие драматического искусства в пьесе Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве 
Открытый урок-исследование по литературе в 9 классе.
В.П. Бубина, учитель русского  языка и литературы МБОУ «Школа-лицей» №3, г.Симферополь, Республика Крым.
 
Тема урока: Традиции классицизма и своеобразие драматического искусства в пьесе  Ж.Б.Мольера  «Мещанин во  дворянстве.»
Цели:
Обучающие:
а) обобщить знания о классицизме и выявить отражение в пьесе.
б) исследовать особенность композиции, системы образов, новаторских   художественных приемов.
в) совершенствовать принципы анализа драматического произведения.
Развивающие:
а) использовать основные приемы мыслительной деятельности:
б) выделение основной информации, использование сравнения, сопоставления, обобщения, систематизации, доказательства.
в) формировать умение эмоционально идентифицировать себя с другим героем, используя метод эмпатии.
Воспитательные: 
а) раскрыть общечеловеческий смысл комедии, воспитывать честность, уважение к человеческой личности, чувство достоинства, ответственность за свои поступки.
б) формировать личность и активную жизненную позицию ученика.  
Оборудование: тексты драмы, иллюстративный материал к произведению (в презентации: схемах, портретах героев, музыкальных эпизодах).
   Актуализация прошлых знаний.
   Вступительное слово о Ж.Б. Мольере – великом актере  (сиспользованием слайдов).
   Мотивация учебной деятельности.
План работы на уроке:
С использованием метода образного видения.
Вопросо – ответной беседы.
Комментированием основных положений классицизма.
   Отработка терминологии. 
4) Комедия – низкий жанр.
5) Исследовательская индивидуальная работа над тропом литотой, которая раскрывает тему комедии.
6) Отражение принципов классицизма в комедии: Анализ ключевых фраз, которые подводят к главной социальной проблеме.
7) Обоснование учеником – историком этой проблемы.
8) Инсценировка комического эпизода: постановка проблемы, которая ведет к выявлению интриги (показ слайдов).
   Контроль и самопроверка.
9) Творческий диктант на знание терминов с нарушенной последовательностью.
10) физминутка -1 мин.
   Работа над темой.
11) Выявление и отражение трех правил классицизма в комедии.
12) Определение новой интриги, которая создаёт сюжетную линию.
13) Работа 3-х исследовательских групп по выявлению проблематики.
14) Тестовая работа с остальными учащимися с целью контроля и систематизации знаний характеристики героев.
15) Заслушивание докладчиков о работе в группе и выводе: 
   Роли сюжетной линии, которая приводит к открытию главной проблемы. 
   Показать, что звание дворянина может служить для самых низких дел (слайд).
16) Демонстрация монолога героя открывает новую проблему: о всеобщем осмеянии сословной системы.
17) Монолог главного героя Клеонта, который, предавая осмеянию невежество и глупость, преподносит нам уроки благородства, чести и любви – метод эмпатии.
   Вывод – систематизация материала по кругам Венна, которая приводит к созданию нового высокого жанра – комедии(слайд).
   Дискуссия – резерв:
Как вы считаете, актуальна ли комедия сегодня?
Как вы, читатели 21 века, воспринимаете её?
   Домашнее задание:
Что такое внешняя и внутренняя культура? (эссе).
Каким я вижу Журдена?(блок- опора).
«Самый всенародный и прекрасный художник нового искусства». (письменный ответ). 
   Рефлексия.
Запишите результаты ваших исследований в таблицу.
Литература:
1)Ершова П.П. «Уроки театра на уроках в школе». – М.,1992г.
2)Шмаков В.В. « Через  игру к учению». – М.,знание, 1986г.
3)М: ООО «ИТИ» технологии. – 2003г.
4) Полиенко Н.И. « Технология педагогических мастерских на уроках литературы.»