Система уроков по комедии Ж.Б.Мольера Мещанин во дворянстве (9 класс)


Система уроков по комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве»
Урок 1. Тема: Расцвет классицизма в литературе и искусстве. Ж.Б.Мольер. Краткий биографический очерк.
Метод: лекция с элементами беседы
Цели: 1)познакомить учащихся с основными положениями эстетики классицизма; 2)рассказать о творческой судьбе Мольера.
Оборудование: репродукции картин Пуссена, архитектуры К.Перро, архитектурных ансамблей Петербурга.
Ход урока
Лекция учителя.
1.Общественно-политическая жизнь Франции 2-ой половины 17 века
Во Франции в 17 веке шел процесс централизации государства. Он начинается со времени царствования Генриха4 (1594-1610) Французским монархам приходилось ожесточенно бороться с непокорным дворянством (подавление движения Фонды). Процесс централизации завершился ко времени правления «короля-солнца» Людовика 14 (1643-1715), который надменно говорил: «Государство – это я», и развивая этот тезис, подчеркивал: «Прав у поданных нет, есть лишь только обязанности». 2.Классицизм как литературное направление.
В этих общественно-исторических условиях возникло направление, которое получило название классицизм, т.к. сюжеты брались из классической древности времен Древней Греции и Рима. Классицизм – лат.classicus –образцовый, первоклассный.
Классицизм как литературное направление наиболее полно и непосредственно связан с абсолютизмом. Его основная идея – гражданского долга – диктовалась потребностями абсолютического государства, требующегося подчинения личных интересов государственным (а не общественным).
Достоинства классицизма заключались в благородном понимании прогрессивными литературными деятелями гражданского долга(от идеи долга по отношению к обществу), в культе человеческого разума, в упорядоченности сценических законов.
Теория классицизма в наиболее завершенном виде была сформулирована в творении французского поэта и теоретика литературы Буало Деприо «Поэтическое искусство». В этой энциклопедии классицизма Буало сформулировал основные правила, которых должен придерживаться писатель, создавая свои произведения.
- Какие это правила?
(запись в тетрадях)
Классицизм -
Литературное направление – лат. образцовый, первоклассный
Основная идея – подчинение личных интересов государственнымОсновное свойство – обращение к образцам и формам античного искусства как классическим и идеальным
В основе эстетики – принцип рационализма и подражания природе
Черты: - культ разума;
- художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
- строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
- жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их существенные черты и свойства;
- человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои четко делятся на положительные и отрицательные;
- идеализация героев. Абсолютизация идей;
- активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Требования:
1.Соблюдение трех единств: единство времени – действие развивается не более суток (это позволяет автору изображать действие в момент его наивысшего напряжения, но в ущерб развитию сюжета);
Единство места – действие происходит в одном и том же месте ( для сохранения правдоподобия);
Единство действия – одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, т.е. нет побочных действий.
Разграничение жанров на «высокие» и «низкие»
Строгая иерархия жанров
Высокие низкие
В них осваивается общественная жизнь, В них осваивалась повседневная
история, действуют герои, полководцы, жизнь людей. Разностопные монархи. Мифологические и библейские стихи, проза, разговорный стиль,
сюжеты. Идея служения государству. Бытовые детали.
Александрийский стих. Разговорная Комедия, сатира, басня.
лексика не допускалась
Трагедия, эпопея, ода.
- Несмотря на эти ограничения, талантливым людям удавалось создать великолепные произведения искусства, преодолевая застывшие нормы, таковы в трагедии – Корнель и Расин, в комедии – Мольер.
2.Биография Мольера. Литературный монтаж.
1.Слово учителя. История жизни Мольера – это история его театра. Театром был рожден его юношеский бунт против отца – почтенного буржуа; театру он был обязан своими первыми неудачами и своими первыми успехами, театр дал ему лучших друзей, учеников, жену; принес величайшее счастье творчества. И травля, которой Мольер подвергался всю жизнь и особенно в последние годы жизни, была связана с борьбой за драматический театр, за пьесы, полные язвительного и умного, уничтожающего смеха над пороками общества. Даже смерть и та настигла его на сцене.
2.Литературный монтаж (по книге М.Булгакова «Жизнь господина де Мольера»)
1 ученик. «Итак, 13 примерно января 1622г. В Париже у господина Жана Батиста Поклена и его супруги Марии Поклен-Крессе появился хилый первенец. 15 января его окрестили в церкви святого Евстафия и назвали в честь отца Жаном Батистом. Соседи поздравляли Поклена, и в цехе обойщиков стало известно, что родился на свет еще один обойщик и торговец мебелью». Подросши Жан Батист закончил курс приходской школы. «Поклен –отец решил, что первенец его достаточно расширил свой кругозор, и велел ему присматриваться к делу в лавке. Тут Жан Батист стал мерить материи, приколачивать что-то гвоздиками, точить лясы с подмастерьями, а в свободное время читать замасленную книжку Плутарха, оставшуюся от Марии Крессе». Был у Жана дед. «По профессии господин Крессе был обойщиком, так же как его зять. Так вот, этот самый дед Крессе свел удивительную дружбу с Жаном Батистом малым. Что могло связать старика с мальчиком? Разве что черт? Да, пожалуй, именно он! Общая страсть, однако, недолго была секретом для Поклена-отца и вскорости вызвала его хмурое удивление. Оказалось, что дед и внук без памяти любят театр! Да, показал дед Крессе, на горе Поклену-отцу, его сыну в ход в Бургонский Отель (где играла королевская труппа актеров). И вот вместе с дедом, когда Жан Батист был мальчиком и позже вместе с товарищами, когда Жан Батист стал юношей, он успел пересмотреть в Отеле замечательные вещи». Играли трагедии, трагикомедии, пасторали, а также грубые легкие фарсы, заимствованные большую частью у итальянцев.
2 ученик. «…Летом 1646г. Из Парижа через Сен-Жерменское предместье вышел и направился на юг французский бедный обоз. Повозки, нагруженные кое-каким скарбом, тащили тощие волы… Вел этот караван, как не трудно догадаться, Жан Батист Мольер. Этот человек не мог существовать вне театра ни одной секунды. У него хватило сил после трехлетней работы в Париже, где он организовал «Блестящий театр», закрывшийся из-за долгов, перейти на положение бродячего комедианта». Первое время кочевникам пришлось чрезвычайно трудно. Бывало, что приходилось спать на сеновалах, а играть в деревнях – в сараях, повесив вместо занавесей какие-то грязные тряпки. Местные власти, как им и полагается, обращались с комедиантами нехорошо, дерзко и чинили им бессмысленные препятствия. Духовенство всюду встречало лицедеев равномерно недоброжелательно.
3 ученик. Известность в провинции пришла к труппе Мольера тогда, когда он перестал ставить чужие пьесы и стал писать свои, оригинальные (первой была комедия «Шалый, или все невпопад»- 1652). Кроме того, оказалось, что Жан Батист прекрасный комический актер. Так к Мольеру и его труппе пришли слава и достаток. Осенью 1658 года труппа приехала в Париж и дебютировала при дворе комедией «Влюбленный доктор», которая имела большой успех. Людовик 14 приказал оставить труппу в Париже. Мольер становится придворным комедиографом. Одна за другой появляются его лучшие пьесы, которые он ставит в придворном театре Пти- Бурбон.
Это были комедии «Сганарель»(1600), три редакции «Тартюфа» (1664-1669), «дон Жуан» 91665), «Мизантроп», «Лекарь поневеле» (1666), «Скупой» (1668), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Мнимый больной» (1673) 4 ученик. Труппа Мольера приобретает большую популярность не только у придворного зрителя, но и у простолюдинов. Драматурга поддерживает Людовик 14, но у комедиографа оказывается так много врагов среди дворянства и духовенства, пороки которых он осмеивал в своих комедиях. Поэтому Тартюфы – представители реакционногокатолического духовенства – запретили хоронить Мольера, умершего без церковного покаяния. Понадобилось специальное вмешательство короля, чтобы придворный комедиограф получил разрешение быть похороненным. В 9 часов вечера «из дому
вынесли деревянный гроб. Впереди шли два безмолвных священника. Рядом с гробом шли мальчики в стихарях и несли громадные восковые свечи. А за гробом потек целый лес огней, и в толпе провожающих видели следующих знаменитых людей: художника Пьера Миньяра, баснописца Лафонтена и поэтов Буало и Шоплена. Все они несли факелы в руках, а за ними строем шли с факелами комедианты труппы Пале-Рояля, и, наконец, эта разросшаяся толпа человек в двести. Когда прошли одну улицу, открылось окно в доме и высунувшаяся женщина звонко спросила:
- Кого это хоронят?
- Какого-то Мольера, - ответила другая женщина.
Этого Мольера принесли на кладбище святого Жозефа и похоронили в том месте, где хоронят самоубийц и некрещеных детей. А в церкви святого Евстафия священнослужитель отметил коротко, что 21 февраля 1673 года, во вторник, был погребен на кладбище святого Жозева обойщик и королевский камердинер Жан-Батист Поклен».
3.Итог урока. Дом. задание: особенности классицизма
Урок 2. Тема: Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сюжет, проблематика)
Цели: 1) обратить внимание учащихся на отражение принципов классицизма в комедии;
2)познакомить учащихся с сюжетом и композицией произведения; 3) Способствовать воспитанию уважения к знаниям и нестерпимого отношения к невеждам.
Метод: комментированное чтение монтажа комедии, беседа.
Оборудование: различные издания комедии и иллюстрации к ним.
Ход урока
1.Проверка дом. задания.
- Назовите основные черты классицизма.
2.Слово учителя. Особенности комедии классицизма. Запись в тетрадях.
1. Комедия в системе жанров:
а) изображение повседневной жизни, людских пороков;
б) условный сюжет, комедийная схема;
в) задача «смешить и смехом пользовать»;
г) установка на разговорный язык;
д) счастливый конец;
е) пять действий.
2.Герои пьес классицизма:
а) « неизменность» героя (отсутствие внутреннего развития;
б) герой – воплощение одной черты (говорящие фамилии);
в) деление героев на строго положительных и строго отрицательных;
г) герой-резонёр (Резонёр – персонаж литературы 17-18 веков, не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторской позиции)
2.История создания комедии.
Комедия «Мещанин во дворянстве» была заказана Людовиком 14 Мольеру и придворному композитору Люлли для праздников в загородном дворце Шамбор. В пьесе должны были быть обязательно турки (с Турцией у короля ухудшились дипломатические отношения, т.к. турецкий посол при французском дворе как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее. Чем корона Людовика 14), а также музыка и танцы. Мольер сочинил пьесу, в которой показал буржуа Журдена, всеми силами стремящегося попасть в дворяне-аристократы. Он придумал также интермедии с турками.
«Мещанин» был сыгран впервые в Шамборе 14 октября 1670 г., а спустя некоторое время труппа стала играть комедию в парижском театре Пале-Рояль для более широкой публики. Комедия имела огромный успех.
Сейчас мы познакомимся с ее героями. Знакомство с афишкой.
Действие происходит в Париже в доме богатого буржуа Журдена. Раннее утро. Хозяин спит еще, но уже пришли нанятые им учителя музыки и танцев. Но вот господин Журден появляется в халате и ночном колпаке.
3.Комментированное чтение по ролям.
Действие 1, явление 2.
Действие 2, явления 1, 3, 6, 8.
4.Беседа.
- Что является движущей пружиной развития действия в комедии?
- Почему Журдену так хочется походить на дворянина?
- Что ему мешает в осуществлении этого желания?
- Что собой представляют учителя Журдена?
- Какие свойства характера Журдена раскрываются на этих уроках?
- Кто вам показался на этих уроках смешнее и безобразнее – Журден или его учителя?
Вывод: Мольер в пьесе использует комические ситуации: контраст между важностью Журдена и его невежеством, превращение «комизма положений» в «комизм характера».
5.Работа в тетрадях.
Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
Тема – изображение того, что происходит с мещанином, пытающимся подражать дворянам
Идея – подражать достойным
Завязка – конфликт Журдена с буржуазной средой
Кульминация – конец 4 действия, когда купца делают турецким вельможей
Развязка - счастливый тройной брак героев
6.Образ Журдена
1. Что представляет собой господин Журден: общественное положение, внешний вид.
2. Какие качества Журдена вызывают у вас смех и осуждение? Чем порождаются эти качества?
Основная особенность Журдена – непроходимая глупость. Но можем ли мы сказать, что он глуп от природы?
Как относится Мольер к Журдену?
7. Дом. задание: анализ образа Журдена
Урок 3. Тема: Герои пьесы.
Цели: 1) доказать, что в комедии дана сатира на дворянство и невежество буржуа;
2) определить в комедии черты классицизма.
Метод: беседа с элементами комментированного чтения; дискуссия учащихся
Ход урока
1.Беседа.
- На прошлом уроке мы говорили об идейно-тематическом содержании комедии. Подумайте, какая существует разница между внешней и внутренней культурой человека?
( внешняя культура проявляется прежде всего в стремлении делать «как все», в моде, в костюме, в обиходных вещах, в манере поведения и даже в речи.
Внутренняя культура дается человеку воспитанием, которое традиционно передается из поколения в поколение и проявляется в поведении, речи, во вкусе, в отношении к материальной и духовной культуре)- Девушка, например, услышала от подруг, что модны оранжевые кофточки. Она покупает себе такую же и, надев, не учитывает остального цветового ансамбля своего костюма. И модная вещь «не смотрится». Молодой человек уступил место в автобусе молодой женщине с ребенком, но не увидел пожилого человека, который стоял, согнувшись, рядом с ним. С другой стороны человек с внутренней культурой никогда не наденет модной вещи, если она не соответствует его манере одеваться. Его фигуре. Такой человек не будет кричать при разговоре, употреблять бранные слова, громко хохотать или поднимать на кого-то руку. Он уступит свое место пожилому человеку, не рисуясь своей вежливостью.
Вернемся к комедии. Каким типом культуры обладает Журден и как это проявляется в комедии?
2. Проверка домашнего задания.
3.Комментированное чтение.
Действие 3, явления 3, 12
Действие 4, явления 5, 6
Действие 5, явление 1
4.Беседа.
- Как ведет себя Журден в отношениях с домашними?
- Какие новые свойства характера героя раскрываются в его взаимоотношениях с женой, служанкой, дочерью и ее женихом?
- Что притягивает Журдена к аристократам и каковы они на самом деле?
- Какие человеческие и общественные пороки обличает в своей комедии Мольер?
- Кто из персонажей комедии является носителем здравого смысла и нравственности?
- какие общечеловеческие ценности утверждает в своей комедии автор?
- Какие принципы классицизма отразились в комедии?
(правило трех единств: места, времени, действия. Действие происходит только в доме Журдена с раннего утра до позднего вечера. Выдержано единство действия – одна интрига вокруг Журдена. Характеры однолинейны).- Как вам кажется, отступает ли Мольер в своей комедии от правил классицизма?
(комический показ дворян. Мольер рисует положительными слуг, а дворян и буржуа – сатирически, используя при этом формы фарсового смеха)5.Заключительное слово учителя.
Соблюдая основные требования классицизма, Мольер привносит много от себя. Он делает героями комедии представителей дворянства, свободно смешивает комическое и трагическое. Достаточно вспомнить, как Журден разрушает счастье дочери, не разрешая ей выйти замуж за мещанина и выдавая за знатного турка. Драматург широко использует в комедии традиции народного фарса: в ней дерутся, дают оплеухи, переодеваются, бьют палками. Мольер вводит в комедию народную речь, не смущаясь даже бранными словами.
Драматургическому мастерству Мольера учились Д.И.Фонвизин и А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь и А.Островский.
Высоко ценил Мольера А.С.Пушкин. Комедию «Тартюф» он называл «бессмертным Тартюфом, плодом самого сильного напряжения комического гения».
Обличительную силу произведений Мольера высоко оценил В.Г.Белинский: «Комедии Мольера – сатиры в драматической форме, сатиры, в которых резкое, остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость и подлость… Творец «Тартюфа» не может быть забыт».
6.Домашнее задание. Сочинение «Что такое внутренняя и внешняя культура?»