Конспект урока ИЗО в рамках ФГОС тема Декор русской избы (5 класс)
Программа и УМК «Школа России»
Тема урока: «Декор русской избы»
Место урока:
Класс 5
Предмет изобразительное искусство.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала; формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного
Форма урока: Урок, опирающийся на фантазию, на новый материал.
Опорные понятия, термины: Трёхчастная структура северной крестьянской избы, крыша, клеть, подклет, конь-охлупень, доска-полотенце, доска-причелина,, фронтон, солнечные знаки, наличники, лобовая доска, ставни
Педагогическая цель урока: Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).
Задачи:
Обучающие: Познакомить с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора.
Развивающие: Способствовать развитию (через вводную беседу и практическую работу):
памяти; речи; глазомера; наблюдательности; расширению кругозора; образного, пространственного, композиционного, творческого, логического, мышления; творческого воображения; чувства пропорции; фантазии; познавательной активности; мелкой моторики рук.
Воспитательные: воспитание художественной культуры.
Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.
Способствовать воспитанию любви к Родине, к её традициям и народной культуре.
Способствовать воспитанию трудолюбия; аккуратности; усидчивости
Планируемые результаты (предметные ПР): Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе
Личностные (ЛР): - Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
УУД Метапредметные (МПР): Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Формы контроля: Анализ творческих работ обучающихся, проверка знаний основ изобразительного искусства (фронтальный, индивидуальный опрос)
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа
Зрительный ряд: Иллюстрации с изображениями русских народных изб, теремов из русских народных сказок, детские работы и работы учителя.
Литературный ряд: Фрагмент стихотворения В.Федотова.
Музыкальный ряд: Народные песни и бестекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон во время самостоятельной работы учащихся.
Необходимое техническое оборудование: для учителя – компьютер, мультимедийный проектор, экран, детские книги с иллюстрациями русских изб
Для учащихся – альбом, гуашь (6 цветов), книги. В/ф «Народные промыслы» Презентация «Русская изба». Иллюстрации с изображениями русских народных изб, теремов из русских народных сказок. Акварель, восковые мелки, кисти, бумага.
Схема содержания урока
№
Этапы урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Формирование УУД
Реализация воспитательных задач
1.
Организационный момент
Цель: создать условия для эмоционального настроя учащихся на урок.
Дети проверяют готовность к уроку.
Самостоятельно организуют своё рабочее место. Принимают и сохраняют учебную задачу.
Создание художественно-эстетической среды класса (подготовка наглядности)
Проверка готовности учащихся к уроку (оборудование)
Создание благоприятных морально-психологических условий
Мобилизующее начало урока
Регулятивные УУД
-уметь организовать рабочее место;
-уметь выполнить самооценку правильности и аккуратности при подготовке рабочего места
Ценность
«Человек»
2.
Актуализация знаний учащихся.
Цель: создать условия для сотрудничества и целеполагания.
Объясняют смысл понятия «изба».
Вспоминают информацию из 4 класса о гармонии крестьянского жилища и природы, конструкцию изб, смысл отдельных символов в домовой резьбе.
Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба».
Личностные (ЛР)
-уважительно относиться к культуре народного искусства;
-уметь обсуждать и анализировать накопленные знания
Знаковая ценность
«Познание»
Воспитание и развитие культуры речи
3.
Постановка учебной задачи.
Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.
Беседа – загадка:.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока
Регулятивные УУД
-уметь определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.
Формирование положительной мотивации учения
«Познание»
4.
Мотивация учебной деятельности (введение в тему)
Слушают стихотворение, информацию об основных элементах русского жилища, их символическом значении. Рассматривают иллюстрации.
Высказывают свое мнение
Самостоятельно работают с литературой. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация. Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о выборе места под усадьбу, освящении специальной символикой.
.Беседа – демонстрация слайдов.
СЛАЙД № 2 «Двор, что город, изба – что терем». Удивительна красота деревянного зодчества. СЛАЙД №3 Раньше архитекторов называли зодчими. Но искусство строителей из дерева не долговечно, хотя есть ещё уголки в России, где стоят искусно украшенные избы или избы – исполины. Эти свидетели судеб многих поколений от рождения до кончины хранят в себе мудрость семейного лада.
СЛАЙД №4 Посмотрите на этот крестьянский дом! Под одной крышей – четыре отдельные избы, светёлки,
СЛАЙД №5 летние помещения,
СЛАЙД №6 хозяйственный двор.
СЛАЙД №7 Посмотрим конструкцию старинной избы. Почему оконца такие малые? Какие интересные названия частей вы прочитали на схеме? Под его широким кровом жили вместе дети, отцы, сыновья и внуки – одной большой семьёй с одним общим хозяйством. А семьи тогда были большие.
СЛАЙД №8 Верхнее обрамление крыши крестьянской избы – шелом или охлупень. Это тяжёлое, толстое бревно, выдолбленное снизу, прикрывает стык скатов крыши.
СЛАЙД №9 Конёк – образное завершение охлупня и одновременно древнейший символ, связанный со всей жизнью крестьянина. В игрушках, в домашней утвари и на крыше – везде использовался образ конька, горделивый, статный, скачущий.
СЛАЙД №10 А теперь полюбуемся узорами на наличниках и
СЛАЙД № 11ставнях. Сколько фантазии и выдумки вложил в них мастер!
СЛАЙД №12 Вот причелины с подзорами, как оригинально, в одном стиле выглядит
СЛАЙД №13лицевой угол дома!
СЛАЙД №14. Балкон – место отдыха с видом на улицу. Как хорошо они вписываются в архитектуру дома. Разных форм, размеров, конструкций, из разного материала работают мастера – строители по проекту архитекторов.
СЛАЙД №15 Но если присмотреться, то в любом из узоров можно разглядеть резкую круглую
розетку – знак солнца. Украшая таким знаком - символом своё жилище, крестьянин выражал любовь, почитание небесного светила и словно желал своему дому вечного живительного тепла и уюта, покровительства у судьбы.
СЛАЙД №16 Славяне – дети солнца. Посмотрите, как выглядят знаки солнца и земли. Может и вам удастся их увидеть в деревянном зодчестве, изобразить у себя в работе.
Почему в народе говорят: «Фасад – лицо избы, окна – её глаза»? «Солнышко, словно матушка, - никого не обидит»?
СЛАЙД № 17 «То ли терем, то ли царев дворец».
Старинные деревянные постройки – это не только крестьянские избы. Из тех же элементов в городах из дерева возводили жилые постройки совсем иного вида. Обычно дом строили в два этажа, с надстройками – чердаком наверху, что придавало строению вид трехъярусного. Затейливые надстройки над горницами и сенями или были в виде башни с окном, или напоминали башню с куполом или с зубцами и шпилем посередине.
СЛАЙД №18 Эти чердаки были очень красивы, а внутри их – светло и богато убрано. Вот почему их называли светёлками, а сам дом – высоким теремом.
СЛАЙД №19 Снаружи такой дом – терем напоминает нашему современнику сказочный дворец. Особую наглядность ему придавала крыша. Царские терема и дома зажиточных людей нередко расписывали красками, а окна заполняли окрашенной в разные цвета слюдой.
Вспомните сказки, в которых упоминаются расписные терема?
(«Аленький цветочек», Аксакова, поэма «Руслан и Людмила» Пушкина)
Обращаю ваше внимание на то, что многие традиции в конструкции и декоре дома сохранились и сейчас в современном сельском доме, да и городском тоже, особенно в индивидуальном коттедже.. И одна из них – это украшение фасада (лица) дома, той стороны, что выходит на улицу. По красоте фасада судят о мастерстве, вкусах хозяина.
СЛАЙД №20 Современный сельский дом – это целый ансамбль построек, но с улицы мы видим ворота, СЛАЙД № 21 палисадник и скамейку либо беседку. Потому хозяин дома обязательно украсит их резным, писаным или кованым узором.
СЛАЙД №22
Как называется этот узор?
Узор орнаментов, цвет деталей декора дома, ворот, ограды палисадника обязательно перекликаются и составляют гармонию в декоре всего жилого ансамбля.
СЛАЙД №23 Такие нарядные дома становятся украшением сельской улицы, поэтому и говорят: «Красна улица домами».
Видели ли вы такие дома – в традициях народной архитектуры? Из какого материала?
СЛАЙД №24 Слово «архитектура» произошло от греческого языка. Означает «главный» и «возводить», «строить».
Архитектура – вид ИЗО, зодчество, искусство проектировать и строить. Различают три вида архитектуры:
СЛАЙД №25 Объёмные сооружения(культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания;
СЛАЙД №26 ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков («малая архитектура»);
СЛАЙД №27