Формирование основных приёмов при движении по клавиатурам(Руки аккордеониста во время игры)
Сандықтау ауданы білім бөлімінің жанындағы «Балашин балалар музыка мектебі» мелекеттік коммуналдық казынылақ кәсіпорыны
Государственное коммунальное казённое предприятие «Балкашинская детская музыкальная школа» при отделе образования Сандыктауского района
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
(из опыта работы)
Тема:«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО КЛАВИАТУРАМ»
Руки аккордеониста во время игры
Разработала: преподаватель ДМШ народного отделения по классу аккордеон Куприянова Елена Дмитриевна
2015г.
Тема:«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПОКЛАВИАТУРАМ»
Руки аккордеониста во время игры
Конфигурация пальцев и кисти во время игры зависит от природного строения рук. Каждый исполнитель должен использовать свою естественную форму пальцев. Отпустите свободную (расслабленную) правую руку. Обратите внемание на форму пальцев и кисти. Не изменяя этой формы и сохраняя свободное состояние руки, приблизте кисть к клавиатуре. Кончики пальцев должны находится ближе к черным клавишам. Расположение их у края клавиатуры затрудняет движение 1-го (большого) пальца, особенно на черных клавишах. Нельзя прогибать вовнутрь ногтевые фаланги. ( Это
обычно происходит от чрезмерного нажима на клавиши.)
Упругость клавиатуры невелика, и для извлечения звука достаточно легкого нажима на клавиши. Однако в процессе игры требуется постоянная смена активных и пасивных действий (нагрузок и разргузок) рук –
чередование работы мышц с их относительным отдыхом. Как правило, в момент нагрузки правой руки происходит и более активное движение левой – натяжение, нажим или рывок мехом.
Ощущение активных и пасивных действий рук легко выработать на
простейших примерах: (В. Лушников –Школа игры на аккордеоне)1
Стрелками вниз указаны моменты нагрузки руки; пунктиром и стрелками вверх – моменты уменьшения и снятия нагрузки.
Упражнение1-7. (см. в приложении стр.)
Левая рука аккордеониста выполняет одновременно две функции: Ведет мех и исполняет свою партию. Длина ремня левой части корпуса должна позволять руке свободно передвигаться вдоль всей левой клавиатуры. Однако чрезмерно длинный ремень засталяет руку изгибаться в запястье;
длительная игра в таком положении приводит к переутомлению руки и болевым ощущениям.
Значительная высота кнопок левой клавиатуры позволяет исполнителю регулировать глубину нажима и тем самым в известной степени изменять силу звука.
Из-за отсутствия аккордеона с выборной ситемой в левой руке,мы используем готовую клавиатуруУпражнение для левой руки, вертикально прокатиться 3-м пальцем по всему 1-му ряду, затем продолжить это упражнение по 2- му ряду этим же 3-м пальцем по басам. Поставить 2-ой палец на 3-й ряд и также прокатиться вверх и вниз по одному ряду по
аккордам(Б). 2-й палец поставить на 4-й ряд и также прокатиться вверх и вниз по аккордам (М).
Следующее упражнение, от заданного баса найти аккорд (Б) или (М), что формирует ощущение горизонтальности рядов. Это упражнение рекомендуется играть перед зеркалом.
Упражнения на левой клавиатуре.
Налевой клавиатуре играют 4-мя пальцами-1-й палец не участвует в игре,его применяют для нажатия кнопки воздушного клапана. Нумеруются они так же, как пальцы правой руки. Прежде чем начать исполнение, надо назвать ученику встречающиеся в упражнении ноты.
На первых порах можно во время игры смотреть на схему аккордеона или пользоваться зеркалом, чтобы видеть клавиатуру и следить за движениями пальцев.
Упражнения 8-11(см. в приложении стр.)
Освоение мажорных аккордов.
Аккорды записанные четвертями, следует играть коротко. Бас с
последующим аккордом (аккордами) исполняется одним меховым движением с опорой в начале движения (обычно на басу). Как, правило, бас выдерживается более полно по сравнению с длительностями аккордов,особенно если он приходится на первую долю такта.
Если аккорд повторяется, то условные обозначения Б,М,7 вторично не ставятся. Упражнения12-16(см. в приложении стр.)
Для решения первой из поставленных задач при игре на разжим нужны три точки соприкосновения руки с левым полукорпусом аккордеона.
Имея одну точку опоры (левый ремень) мы сможем только «тянуть» мех аккордеона, но не нажимать на клавиши. Прибавив работу пальцев на клавиатуре, невольно найдем вторую точку – переднюю часть крышки полукорпуса.
Однако при наличии двух точек еще нельзя говорить об устойчивом ведении меха. Во многих положениях аккордеон «не подчиняется» воле исполнителя. Только применив в качестве опоры третью точку (заднюю часть крышки левого полукорпуса) аккордеонист сможет достичь
естественности в ведении меха. Используя в левой руке три точки опоры, можно достичь пластичности и певучести в музыке.
Наибольшую трудность представляет выработка навыков плавной смены меха, главная задача которой - обеспечить логическое продолжение мелодической линии на противоположном движении меха. Основным
условием осуществления этой задачи является своевременная плавная
передача необходимых усилий с разжима на сжим и, наоборот, при ранее
подготовленных точках опоры левой руки. Слух учащегося должен постоянно контролировать звучание и вносить нужные коррективы в действие рук. Обязательным условием выполнения плавной сменой меха является опора правой и левой части корпуса аккордеона на бедра ученика и тщательная регулировка рабочего ремня.
В ведении меха заключается не только сам навык ведения, но и умение
найти наиболее целесообразный момент смены направления в его движении.
Использование некоторых особенностей мелодического движения позволяет получить дополнительные возможности смены направления внутри построений. Одна из особенностей состоит в том, что некоторые звуки мелодии подчеркиваются, а другие произносятся без подчеркивания. Характерной же особенностью в движении меха является
не мягкое звучание последнего звука перед сменой направления и невольное подчеркивание первого после нее. Это и делает смену направления перед акцентируемой долей наиболее целесообразной.
Самого яркого акцентирования требует кульминационный момент.
Поэтому чаще всего направление меха меняется перед ним. Однако смену следует производить, возможно, менее заметно. Она заметна тогда, когда кульминационный звук отдален от предыдущего скачком, причем, чем
больше интервал, тем незаметнее смена меха. И наоборот, интервал
восходящей малой секунды делает смену направления очень заметной и потому нежелательной: Д.Кабалевский «Школьные годы»
Наиболее простой и мало заметной на слух является смена меха между повторяющимися звуками, особенно если первый из них находиться на
слабом, а второй на сильном или относительно сильном времени: «Хоральная прелюдия» -И.С. Бах
Игра двумя руками.
Прежде чем начать игру двумя руками, необходимо хорошо проработать партии правой и левой руки отдельно. При этом нужно равномерно отсчитывать доли такта, пока ритм произведения не будет усвоен. Мелодию и аккомпанемент следует разучивать в одинаковом темпе. Успешным будет соединение партий упражнения или пьесы с педагогом: ученик играет какую-
либо одну партию, учитель другую(можно и на одном инструменте).
Приступая к игре двумя руками, нужно вначале взять умеренный темп, позволяющий следить за игрой, подготавливать пальцы, вовремя менять направление движения меха, добиваться ровного, красивого звука.
Аккомпанемент быстрее запоминается, если, исполнять его отдельно,
учащийся представляет себе звучание мелодии.
Игра по нотам не будет казаться трудной, если помимо разучивания
отдельных пьес, учащийся знакомиться и с другими номерами раздела.
Упражнение17(см. в прилож. стр.)
Ноты, написанные одна под другой, исполняются одновременно. Не забывать освобождать кисть при исполнении больших длительностей.
Если в партиях правой и левой руки имеются различные длительности, то полезно перед игрой несколько раз простучать их двцумя руками со счетом.
Упражнение18(см. в прилож. стр.)
Четырех дольный размер44 обозначается иногда знаком С) как бы состоит из двух простых тактов по24, поэтому в нем две сильные доли- первая и третья, но третья несколько слабее первой. Упражнение19(см. в прилож. стр.)В зависимости от характера музыки (спокойного, напевного или бодрого, шутливого, пляскового) звуки могут произносится (исполняться) плавно, тягуче или же коротко, отрывесто.
Стаккато - это отрывистое исполнение звуков, при котором пальцы
коротко, бодро и энергично (но без замаха) трогают клавиши. Для того чтобы
аккомпанемент не заглушал мелодию, басы и аккорды нередко исполняются стаккато, в то время как такие же длительности в партии правой руки
выдерживаются полностью (см.прим.20,21,22)
Легато – способ игры, при котором звуки исполняются связано, плавно переходя один в другой. При этом пальцы мягко «переступают» ощущая легкую нагрузку руки. Каждая следующая клавиша нажимается в момент
отпускания пальцем предыдущей. Ноты, исполняемые легато, объединяются дугообразной чертой – лигой (см.прим.23).
Перемещение позиции (правой кисти руки), (см.прим. 24,25)
Нон – легато – это раздельное исполнение звуков; каждая следующая клавиша нажимается после снятия пальца с предыдущей (каждый звук отдельно). При этом кончики пальцев (подушечки) как бы печатают следы на клавишах. Движение меха остается спокойным (см.прим.26,27)
Нота с точкой в размере 34 (см.прим.28,29)
Затакт – музыкальное произведение может начинаться и со слабой доли такта. При этом образуется неполный первый такт (называется затактом). Длительности затакта, сложенные с длительностями последнего такта пьесы, образуют полный такт (см.прим. 30).
Кистевое и пальцевое стаккато. Упражнение: стр40..........
Степень укорачивания длительностей нот при стаккато и исполнительский прием зависят от характера музыки и темпа.
В медленном темпе, когда каждый звук прослушивается отдельно, звуки извлекаются путем краткого прикосновения к клавишам с помощью движения кисти (см. прим.31) «Этюд».
Знак –акцент (ударение)- указывает на подчеркивание, выделения звука или аккорда. Акцент исполняется коротким и резким движением меха в сочетании с активным нажатием пальцем клавиши без специального замаха.
(см. прим.32,33) «За городом качки идут»-укр.н.п; «Полянка»-р.н.п.
Портаменто.
Черточка над или под нотой означает выдержанное по длительности и ровное
по силе исполнение звуков. Такой прием исполнени я называется ПОРТАМЕНТО.Если черточками помечено несколько звуков подряд
(см. прим.34) «Я на горку шла»-р.н.п. Четверть с точкой по длительности равна трем восьмым: (см. Упр.35).
(см. прим.36)
В своей работе я рассматриваю 3 подхода к систематизации штрихов с точки зрения их звукового результата и используемой артикуляции (приемов) на аккордеоне, приведенными в работах Яшкевича,Бесфамильного,Егорова.
Яшкевич Н.А.1 подразделяет штрихи на: пальцевые и меховые, слитные и расчлененные. Яшкевич в своей работе дает описание каждого штриха с точки зрения художественно-смыслового и эмоционального воздействий, но не указывает конкретных необходимых типовых артикуляционных приемов их выполнения.
Бесфамильнов В.В.2 предлагает систематизацию штрихов по категории связности:
Связно (легатиссимо,легато, портато);
Раздельно (нон-легато,деташе, маркато);
Отрывисто (стаккато, мартеле, стаккатисимо).
Легатиссимо- предельно связная игра.
Легато- связная игра.
Портато- связная игра, при которой звуки как бы отделяются друг от друга легким пальцевым ударом.
Нон-легато не связная игра.
Деташе- штрих, используемый как в связной, так и в раздельной игре.
Маркато- раздельная подчеркнутая игра.
Стаккато- острая, отрывистая игра.
Мартеле- резкое акцентированное стаккато.
Стаккатисимо- предельно отрывистая игра.
Бесфамильнов В.В. в своей работе определяет звуковой характер штриха, но не дает каких-либо указаний по артикуляции для получения заданного
характера звукового результата.
1 ЯшкевичН.А. Звукоизвлечение на баяне и аккордеоне.// Материалы Всероссийского совещания незрячих педагогов по классу баяна и аккордеона. М.,1973.
2 БесфамильновВ.В.,СемешкоА.А. Воспитание баяниста. Вопросы теории и практики. Киев,1989.
Штрихи пальцев -исполняются за счет изменения характера работы пальцев. К ним относятся: легато, нон легато, стаккато, портато.
Штрихи меха- исполняются левой рукой за счет изменения характера изменения меха. К ним относятся: деташе, маркато, мартле( акцентированное стаккато), сфорцандо, тремоло.
При начальном обучении в ДМШ не следует использовать мех, как прием для выполнения штрихов меха. Необходимо избегать излишних движений корпуса и ненужных сотрясений инструмента, т.к. это отражается на звуке и характере звучания. Рекомендуется начинать обучение с легато, а если возникает проблема зажатия, напряженности пальцев, то рекомендуется какое-то время поиграть на нон легато. Главная задача первоначального обучения- добиться плавного, певучего, красивого звука, без такого способа, как легато, здесь не обойтись. В целом, в 1 классе я пытаюсь освоить почти одновременно( с небольшими промежутками времени) три приема: легато, нон легато, кистевое стаккато. Это «три кита» или базовая часть изучения штрихов.
Заключение
Педагог обязан проявлять постоянное внимание к тому, как ученик распределяет время, на сколько плодотворно проходят домашние задания. Он должен развивать его инициативу, навыки самостоятельной работы, должен иметь постоянное стремление оживить урок, заинтересовать ученика, разбудить в нем активность к повседневному труду.
Педагог должен осознать что реализация широких возможностей аккордеониста может быть осуществлена только путем настойчивого преодоления художественных и исполнительских трудностей. Поэтому в своей практической деятельности он должен направлять внимание на все сторонние развития исполнительских навыков учащегося и одновременно с развитием его музыкальных способностей.
Основные элементы педагогике - воспитание, образование и обучение- составляют единое целое в процессе воспитания молодого музыканта- исполнителя.
Задача педагогов прививать любовь к музыке , музыкальному искусству. Воспитывать интерес к своему инструменту, формировать исполнительские навыки.
Приложение: Упражнения: 1-7
-222885508635
-2228853337560
Упражнения: 8-11
Упражнение: 17
Упражнение: 18
Упражнение: 19
№ 20
№ 21
№ 22
№ 23
№ 24
№ 25
№ 26
№ 27
№ 28
152406976110 № 29
№ 30
№ 31
№ 32
№ 33
№ 34
Упражнение: 35
-5086357585710 № 36
Список литературы.
Акимов Ю. Т. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне» М., 1980.
Аристотель. Сочинил Т.1, М, 1975, с. 68.
Бесфамильнов В.В. Воспитание баяниста . Вопросы теории и практики Киев, 1989.
Бирмак А. Фортепианная игра. // «О художественной технике пианиста».М.Музыка,1973.-(3, стр.57)
Браудо,И. Артикуляция/И Браудо.Изд2.-Музыка,1973.-198с.
Гофман И. Фортепианная игра. «Ответы на вопросы о фортепианной игре».-М.:Музгиз,1961.-(4,стр.12)
Донской Д. Биомеханика/Д. Донской.-М.:Просвещение,1975(6, стр. 10)
Егоров Б. М. « Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального баяниста.» Труды ГМП и именем Гнесиных.
Егоров Б. К вопросу систематизации баянных штрихов/Б.К.Егоров//Баян и баянисты: сб. ст.: вып.6.-М.,1984.-с 57,85.
Коган Г. У врат мастерства. /Работа пианиста –М.: Музыка(1977, стр. 22)
Липс Ф. Р. (9, стр. 76) Искусство игры на баяне 1998 (стр.26,27)-М.:Музыка,1985.
Лушников В., Школа игры на аккордеоне.
Нейгауз Г., Об искусстве фортепианной игры. (1961, стр.29) (М.,(1961, с.167)).
Паньков О. С. «О становлении игрового аппарата баяниста»//Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах: сб. ст.: вып.2сост.Л.Бендерский. Свердловск,1990.С.- (10, стр.16)
Холминов А. « Этюды» - си минор