Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству Рисование пейзажа настроения.
Тема урока Рисование пейзажа настроения.
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока Познакомить с жанром изобразительного искусства-пейзаж.
Задачи урока Образовательная: закрепить умение работать с красками;
Развивающая: развивать эстетический вкус;
развивать творческое воображение, мышление, учить вариации и импровизации в работе;
развивать зрительную и слуховую память, внимание.
Воспитательная: прививать любовь к искусству;
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД Предметные:
-Знать: что такое пейзаж.
-Уметь: работать с красками
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция оценка действий; формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Регулятивные УУД: постановка и принятие учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание уровня усвоения материала; самостоятельная работа; умение организовывать своё рабочее место.
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, адекватная самооценка.Основные понятия пейзаж
Ресурсы
Основные
дополнительные Акварель, кисти, карандаш простой, баночка с водой,альбом.
Презентация, ТСО. Интернет-ресурсы.
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающегосяОрг. момент ЛУУД Я рада приветствовать Вас, ребята! - Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. - Пожалуйста, садитесь. - Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий. - И так, начнем! Приветствуют, проверяют готовность к уроку.
Актуализация знаний
ЛУУД Звучит тихая музыка А.Вивальди "Времена года".
Учитель : Пришла весна на место встречи,
Накинув бережно на плечи
Платок в сиреневых цветах
Дорога детства так знакома:
Сиренью улицы цветут,
И тороплюсь к родному дому,
Где так тепло, когда там ждут.
(Н.Веденеева) УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ! ПРИЯТНА МНЕ ТВОЯ ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА -
ЛЮБЛЮ Я ПЫШНОЕ ПРИРОДЫ УВЯДАНЬЕ, В БАГРЕЦ И ЗОЛОТО, ОДЕТЫЕ ЛЕСА.
(А.С.Пушкин)
В: - Ребята, о чём эти стихотворения?
-Тема природы звучит в музыке, в стихах, в картинах.
- Обратите внимание на доску, что здесь лишнее? (Необходимо убрать натюрморт, портрет) Слушают, отгадывают
Целеполагание и мотивация
КУУД Ребята, давайте попытаемся определить тему нашего сегодняшнего урока.
Учитель: Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованный быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
Давайте познакомимся с жанром «пейзаж», с художниками -пейзажистами Изучение нового материала.
ПУУД
КУУД
РУУД
Итак, что такое пейзаж?
- Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
- Ребята, кто может назвать художников этого времени?
- Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
- А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?
- А как меняется? Что вы наблюдали?
Однажды я тоже видела чудесное явление, когда я еще училась в школе, мы ходили в поход в деревню Иткара, и вот то место где мы разбивали лагерь было просто волшебным, т.к каждый вечер природа показывала нам свои чудесные представления. Я никогда не забуду как вечернее небо вдруг стало все розовое и от огромного багряного солнца на воде появилось отражение напоминающее дорогу, дорогу будто в небеса. природа тоже имеет свое настроение.
- Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое.
- Молодцы! Правильно! А теперь давайте посмотрим на какие виды делится жанр пейзажа (см. презентацию)
Сельский (рисуются поля, деревенские дома)
Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)
морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты. - Сегодня на уроке мы любовались различными уголками нашей необъятной страны - России. Природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной
Давайте с вами рассмотрим еще несколько пейзажей знаменитых художников.
(«Московский дворик» Поленова В.Д., «Весна. Большая вода» Левитана И.И., «Хмурое утро» Кондратенко Г.П., «Над вечным покоем» Левитана И.И.)
Посмотрите на картину «Московский дворик» Поленова В.Д. и ответьте на вопросы:
- кто из вас любовался на весенние цветы?
- Кто помнит, как пахнут одуванчики?
- Отыщите на картине цветы одуванчиков.
- Почему головки у детей такого же цвета, как одуванчики? Отвечают.
ФИЗПАУЗА Практическая работа
Объяснение техники выполнения
Выставка работ
Подведение итогов,
Рефлексия КУУД,
ЛУУД.
ЛУУД
КУУД - Как правильно построить пейзаж?
Этапы построения.
1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.
2.Работа начинается с наброска карандашом.
3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.
4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
Законы перспективы. 1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. 2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних. 4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.
5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.
6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.
- Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.
Пока вы будите рисовать, прослушайте музыку с грустным и веселым настроением: «Времена года» Чайковского.
-Что мы сегодня узучили?
-Картины каких художников были вам представлены?
- с какой бы музыкой вы соотнесли пейзаж радостным настроением? А с печальным? Слушают.
Учащиеся выполняют пейзаж по настроению. Используют живописные материалы
Выходят к доске
Отвечают, убирают рабочие места