Методическая разработка урока Сказочная гжель


«Изобразительное искусство»

Класс: 5 класс
Тема урока:
«Сказочная Гжель»
Цели урока:

-Познакомить учащихся с народным художественным  промыслом Гжель.
-Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие.

Оборудование:
ТСО: компьютер, экран, проектор,
Материалы и инструменты: Бумага белая А-4, акварель, ластик, простой карандаш, тетрадь

План урока.
Организационный момент
Вводная беседа учителя
Просмотр видео.
Физкультминутка
Практическая работа
Итог урока
.
Ход урока.
1.Организационный момент.

2. Вводная беседа учителя
Записать тему урока в тетрадь (Слайд 1)
Гжель
(Имя автора неизвестно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

 Незатейливый узор
 Из оттенков краски,
 Глина белая, фарфор –
 Атрибуты сказки!
 Словно детская рука
 На кусочках глины
 Рисовала в три мазка
 Синие картины.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] собрать пазл «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»

Гжель  один из традиционных российских центров производства керамики. (Слайд 2 –записать в тетрадь)
Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения,  это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва  Муром  Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. (Слайд 3)
Слайд 4. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок на одну сторону” или " мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.  Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, №10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.
Пожалуй, самый излюбленный узор гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. Для выполнения синей розы используется кисть среднего размера (№6- №8). Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При обучении потренируйтесь наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую.
Слайд 5 .
Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и пархающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.
Слайд 6
Квасник  посудина, жбан, сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. С XIX века название «квасник» закрепилось в Москве закерамическим сосудом дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в середине корпуса которого оставлено круглое полое отверстие для помещения льда, охлаждавшего содержимое. Самый ранний известный сосуд такой формы датируется 1771 годом и был изготовлен в Гжели в XIX веке.
Керамические квасники часто украшались резьбой или расписывались сценами битв или охоты, изображениями людей, животных, зданий, и в наше время изготовление квасников имеет прежде всего декоративное значение.
Считается, что квасник  один из критериев профессионализма гончара.

Слайд 7
Просмотр видеоуроков
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3. Физкультминутка:

· Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.
1–2. Правую руку вперед, левую вверх.
3–4. Переменить положение рук.
Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

· Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.
1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед.
3–4. Локти отвести назад, прогнуться.
Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

· Исходное положение – сидя.
1–2. Поднять руки через стороны вверх.
3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук.
Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. Слайд 8
. Практическая работа : нарисовать натюрморт на тему «Сказочная ГЖЕЛЬ»

6. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание: дорисовать работу .










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415