Конспект урока «Декоративно-прикладное искусство и человек»
Учитель изобразительного искусства Алимов Мукажан Бахытжанович
Северо-Казахстанская область Акжарский район Киевская средняя школа
Программа:
«Изобразительное искусство»
Класс: 5 класс
Тема урока:
«Декоративно-прикладное искусство и человек»
Цели урока:
-Познакомить с декоративно-прикладным искусством.
-Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие.
Оборудование:
ТСО: компьютер, экран, проектор,
Материалы и инструменты: Бумага белая А-4, акварель, ластик, простой карандаш, тетрадь
План урока.
Организационный момент
Вводная беседа учителя
Физкультминутка
Проверочная работа.
Просмотр видео.
Итог урока
.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Вводная беседа учителя
Записать тему урока в тетрадь (Слайд 1)
Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.
(Слайд 2 – определение записать в тетрадь)
Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, всякого рода украшения. (Слайд 3)
Слайд 4. Основные виды декоративно-прикладного искусства:
1. Ба́тик — ручная роспись по ткани.
( Основные виды декоративно-прикладного искусства: 1. Ба́тик - записать в тетрадь.) Слайд 5 . 2. Гобеле́н - записать в тетрадь.
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.
Слайд 6 3.Нитяна́я гра́фика - записать в тетрадь.
Нитяна́я гра́фика (варианты названия: изонить,
изображение нитью, ниточный дизайн) —
графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.
Слайд 7. 4.Художественная резьба:
а. Резьба по камню - записать в тетрадь
Резьба по камню - процесс придания камню требуемой формы и внеш. отделки при помощи распиловки, токарной обработки, сверления, шлифовки, полировки, гравировки (резцом, ультразвуком).Слайд 8 .
б.Резьба по дереву - записать в тетрадь
Резьба по дереву — является одним из видов художественной обработки дерева .Слайд 9.
в. Резьба по кости - записать в тетрадь.Резьба по кости — это искусство вырезания орнаментов и фигур и произведений искусства из кости
Слайд 10.
5.Керамика - записать в тетрадь.
Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
Слайд 11.
6.Вышива́ние - записать в тетрадь.
Вышивание — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.Слайд 12.
7.Вязание - записать в тетрадь.
Вяза́ние — процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание).
Слайд 13.
8.Макраме - записать в тетрадь.
Макраме (фр. Macramé, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения.
Слайд 14.
9. Ковроделие - записать в тетрадь.
Ковроделие – производство ковров.Ковёр, художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений, а также для звукопоглощения (бесшумности).
Слайд 15.
10.Ювелирное искусство - записать в тетрадь.
Ювелирное искусство - (от немецкого Juwel - драгоценный камень) изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина)Слайд 16.
11. Художественная обработка кожи - записать в тетрадь.
Художественная обработка кожи — вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
Слайд 17.
12. Художественная обработка металла - записать в тетрадь.
Художественная обработка металла — вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из металла различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
Слайд 18.
13. Пирография - записать в тетрадь.
Пирография (буквально: «рисование огнём») — техника, когда на поверхность какого-либо материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву.
Слайд 19.
14. Витра́ж - записать в тетрадь.
Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Слайд 20.
15. Бисероплетение - записать в тетрадь.
Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера.
3. Физкультминутка:
Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.
1–2. Правую руку вперед, левую вверх.
3–4. Переменить положение рук.
Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.
1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед.
3–4. Локти отвести назад, прогнуться.
Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
Исходное положение – сидя.
1–2. Поднять руки через стороны вверх.
3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук.
Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. Проверочная работа.
Слайды 21 - 26.
Ответы: слайд 27.
- Поднимите руки у кого все 6 ответов правильных? Молодцы за урок 5 в журнал.
- Поднимите руки у кого 5 ответов правильных? Молодцы за урок 4 в журнал.
5. Просмотр видео.
Ссылки на видео:
Мультик про Хохлому
Вышивка лентами ЦВЕТОЧНАЯ РАПСОДИЯ
Изонить
6. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание: подготовить презентацию о любом виде декоративно-прикладного искусства.