Конспект урока изобразительного искусства по теме «Посуда у тебя дома» (3 класс)
Конспект урока изобразительного искусства по теме «Посуда у тебя дома»
Коневская Елена
Класс: 3
Цель:
помочь детям осознать, что без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни один предмет и познакомить с разнообразием посуды, техникой выполнения гжельской росписи.
Задачи урока.
Образовательная: организовать деятельность обучающихся по определению связи между формой, декором посуды (ее художественным образом), ее назначением и материалом.
Развивающая: создать условия для развития духовной и эмоциональной сферы, фантазии и воображения, способности к созданию художественного образа.
Воспитательная: создать условия для воспитания уважительного отношения к народным промыслам, эстетического отношения к окружающему миру, понимания ценности труда в жизни человека, бережного отношение к культурным ценностям нашей страны и родного края.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийная доска
презентация к уроку «Посуда у тебя в доме»
таблицы с изображением предметов посуды,
таблицы с элементами росписи «под Гжель»
кисти
синяя и белая гуашь
палитры, карандаш
альбом для рисования
вода
трафареты посуды
стихи «Чудо – наша Гжель»
(слайд). Здравствуйте, ребята. Я студентка Саратовского педагогического колледжа. Меня зовут Елена Сергеевна. Сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я. На уроке желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!
Ребята, давайте проверим готовность к уроку: у каждого из вас на парте должны быть :листы для рисования,
простой карандаш,
ластик,
баночка с водой,
салфетка,
кисти и краски.
Итак, мы продолжаем с вами раздел «Труд художника для твоего дома». Давайте попробуем сформулировать тему урока, отгадав загадки.
По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот. (Ложка)
У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот-нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос, на плите как паровоз. (Чайник)
Чайника подружкаИмеет два ушка,Варит кашу, суп для Юли.И зовут её…Кастрюлей
Суп, салат, пюре, котлетыПодают всегда в … (Тарелке)
5. А на чай и простоквашуПодставляй, дружочек, … (Чашку)
Молодцы! Ребята, можно как-то эти предметы объединить и назвать их одним словом? (ответы детей) Тема сегодняшнего урока «Посуда у тебя дома». (слайд).
(слайд). Русский художник Б.М. Неменский говорил:
«Создание каждой вещи – это большая работа.
Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,
как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».
(слайд). У каждого в доме есть предметы, над которыми трудились художники. И сегодня мы поговорим с вами о посуде.
Посуда бывает разной.
- А из каких материалов делают посуду? (Ученики называют - дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д.)
- Какой материал на Руси был самым подходящим для изготовления посуды? (дерево) (слайд).
В старину на Руси пользовались деревянной посудой. Народная деревянная посуда очень красива, и теперь мы, любуясь, украшаем ею дома.
- Что напоминает вам этот ковш? (Утку). (слайд).
Действительно – это красивый ковш-утица из дерева. Такие ковши на свадьбу дарили как пожелание мирной, долгой жизни, добра и достатка в семье.
Это керамическая посуда. (слайд).
-Из какого природного материала она сделана?(ответы детей)
Действительно её делают из глины, затем украшают лепным узором или росписью.
-А бывает металлическая посуда, алюминиевая, чугунная, серебряная и даже золотая. Перед вами предметы царской посуды, выполненной из золота. (слайд).
Очень причудливы вазы из стекла. Их выдувает из большой капли раскалённого стекла художник-стеклодув. (слайд).
Рассмотрим 2 чашки для чая. (слайд) (слайд).
Обратите внимание на форму, силуэт, украшения.
-Какая чашка подойдёт для праздничного стола?(ответы детей)
Есть будничная посуда – на каждый день, а есть праздничная посуда.
-Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды? (Праздничная более нарядная, хрупкая, изящная).
- А кто из вас знает, как называется набор посуды? (ответы детей) (слайд).
Я соберу всю посуду, которая перед вами и скажу, что это сервиз. Буду ли я права? (нет)
- Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения.
- Какие бывают сервизы по назначению? (ответы детей)
Сервизы бывают : (слайд).
столовые,
чайные
кофейные.
- Всякую посуду вначале придумывают художники. А в работе всегда участвуют, так называемые Братья – Мастера. Это Мастер Изображения, Украшения, Постройки. (слайд).
- Ребята, как вы думаете, где производят посуду? (ответы детей)
Есть много городов, сел, деревень, фирм, заводов, где создают посуду. А мы сегодня познакомимся с посудой из города Гжель. (слайд).
Стихотворение.
Ах, ребята, верь - не верь,Есть в России город Гжель.
Привезла я вам оттуда…
Посмотрите, вот так чудо!
В белом небе, словно птицы,Всем на загляденьеГолубых цветов поляна –
Дивных рук творенье.
Здесь и кружки, и кувшины,Как весной капель, С красотою несравненной
Чудо – наша Гжель.
Давайте рассмотрим гжельскую посуду. (слайд).
Посуда Гжели кажется воздушной – в ней синь рек и неба с облаками. Она лепится из глины и поэтому бывает неожиданной формы и с украшениями.
-Гжелью исстари называлась местность богатая залежами глин, из которых народные умельцы лепили то, что нужно было в быту и мило душе.
Вначале посуду расписывали синим, зелёным и жёлтым цветом. Постепенно мастера пришли к росписи изделий только кобальтом – это синий цвет и его оттенки. (слайд).
Вначале художник придумывает форму предмета посуды, делает эскиз на бумаге, работая карандашом, потом синей краской. Затем по эскизу делает роспись на глиняном изделии. (слайд).
-Ребята, как вы думаете, что является излюбленными мотивами росписи у мастеров Гжели? (цветы, травы, птицы).
Цветы можно изобразить, используя оттенки синего цвета, можно использовать технику «капелька» (демонстрируются приемы)
Элементы гжельской росписи –это «точки и прямые линии» (демонстрируются приемы). (слайд).
Давайте закрепим новый материал.
- Гжельская посуда будничная или праздничная? (праздничная)
-Назовите предметы чайного сервиза (чайник, сахарница, молочник, чашка, блюдце)
Задание.
И так, ребята, положите свои листы вертикально. В руках должен быть простой карандаш. Ну-ка, покажите мне свою готовность. Вы должны изобразить и украсить чайный сервиз по мотивам гжельской росписи. Посмотрите, у каждого на парте лежит шаблон, которым можно воспользоваться, а можно пофантазировать и нарисовать самостоятельно форму чайной посуды. Попытайтесь поэкспериментировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки. На экране вы видите самые простые элементы гжельских узоров:
Точки, штрихи и линии
Бордюры
Капельки
Желаю вам удачи! Приступайте.
(Индивидуальная работа с учениками. Контроль правильности выполнения рисунка. Контроль организации рабочего места. Физминутка. (слайд). Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.)(слайд).
(под композиции Чайковского «Времена года», Иоганн Себастьян Бах «Классика», В.А.Моцарт «Симфония сердца», Бетховен «Лунная соната», Чайковский «Лебединое озеро», Чайковский «Вальс цветов» дети выполняют работу).Выставка работ учащихся. (слайд).
Посмотрите, какая чудесная выставка работ у нас получилась. Ребята! Вы все молодцы! Мне очень понравились ваши работы. А Вам? Дети смотрят, оценивают работы друг друга, что получилось, а что нет.
– Какая из работ больше всего вам понравилась? (ответы детей)– Почему?– Какая работа самая яркая? (похвалить)
Закончите фразу:
-На уроке я узнал, что…
-Для меня было открытием…
-Мне понравилось…
Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что в каждой вещи, в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника. А без участия наших Братьев Мастеров не создается никакая посуда, будь то праздничная или повседневная. Урок окончен. До свидания. (слайд).