Урок русского языка для 2 класса«Правописание слов с непроизносимыми согласными» 
Урок русского языка для 2 класса. Правописание слов с непроизносимыми согласными.Учитель: Толстова Л.В., лицей №82 г. Нижний Новгород   УМК «Перспектива» Цель: 
формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы, составление и отработка алгоритма правописания слов с непроизносимыми согласными;
 УУД:Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова на группы по видам орфограмм;  
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы 
Тип урока: урок открытия новых знаний ОНЗ (технология деятельностного метода)
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая,  фронтальная  работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.
Оборудование и основные источники информации компьютер,    мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 2 класса по русскому языку Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной УМК «Перспектива», методические рекомендации к уроку.
Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных. 
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Мотивация  к учебной деятельности.
- Начнём урок русского языка. 
- Ребята, как вы думаете, какая работа предстоит на уроке?   
- Как мы открываем новое знание? 
- А кем  для вас является учитель?
- Сегодня продолжим знакомство с орфограммами. - С чего начнём урок?
       - Что надо повторять?  
На доске:
2. Актуализация и пробное учебное действие.
 Орфограммы корня
- Какой скоро праздник?
- Все дети готовятся к празднику. Аня и Ваня  пишут письмо Деду Морозу в  Великий Устюг. Помогите им объяснить написание изученных   орфограмм в некоторых словах. 
- Что мы называем орфограммами?
- Какие орфограммы мы изучали последнее время?  
- По какому признаку эти орфограммы мы объединяем в одну группу?
-  Записывайте слова, объясняйте орфограммы,  выделяйте их.
(Дети записывают слова или со слайда, или с доски.)
  зима, Дед Мороз, Снегурочка, сказка, праздник 
Звуки и буквы
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
 - А сейчас игра «Охотники на звуки и буквы».   
- Я указываю на слово, а вы называете звуки этого слова. 
- Как вы отличаете звук и букву? 
- Что мы повторили?
 13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
На доске: 
- Этап    повторения закончен. Давайте еще раз посмотрим, какой необходимый материал мы повторили.
Задание для пробного действия.
- Какое задание я должна вам сейчас дать?
 - Для чего вы будете выполнять это задание?
- Почему вы не смогли объяснить написание слова   ПРАЗДНИК?
- Аня и Ваня тоже не знают,  какое правило применить,     чтобы правильно записать это слово. Давайте я вам помогу. Вот здесь я записала слово и ещё другие слова с такой же орфограммой. Прочитайте орфоэпически эти слова, как произносим.       
       [сн]            [з н ]             [ств]           [нц]
Грустный, праздник, здравствуй, солнце.
- Посмотрите на записанные слова и скажите, какие несколько букв с середине каждого слова встали рядом?
 - Несколько согласных рядом называются стечением согласных.
- Попробуйте прочитать слова, как они записаны.
- Так удобно произносить?
- Произнесите каждое слово и послушайте звуки. Произнесите первое слово.
- Какие звуки вы слышите на месте стечения согласных?
Учитель показывает букву Т: 
- Какая буква есть, а звука нет?
(Обвести букву Т в слове)
Аналогичная работа с другими словами.    
- Встречались  ли мы раньше  с  такими словами ?
- Как могут называться звуки, которые не произносятся?
-  Откройте учебник на с.125 и прочитайте, какое название дали ученые таким согласным.
- Так как учёные называют такие согласные?
- Как вы считаете, нужно ли писать в словах буквы непроизносимых согласных? 
-    Как, по  какому правилу, вы можете объяснить,    почему нужно или не нужно писать букву на месте непроизносимого согласного?
3. Выяснение места и причины затруднения. 
- Вот вы и определили затруднение. Чего вы не знаете?
- Что мы теперь должны сделать?
- Какой этап учебной деятельности вы выполнили?
- Что вы теперь будете делать? 
( Может учитель сказать: Раз мы этого не знаем, нам нужно открыть это знание.) 
Учиться
4. Построение проекта  выхода из затруднения.
- Какую цель вы поставите на уроке, дополните.
Цель: учиться 
- Сформулируйте тему урока. 
- Как зафиксируем результат открытия?
5. Реализация построенного проекта.
 -Чтобы правильно действовать, нужен план.
Я предлагаю вам воспользоваться моим планом, но он рассыпался  (или в готовом виде – по времени). Расставьте шаги правильно.
1. Прочитать слова.
2. Проведем наблюдение.
3.Сделаем вывод.
4. Составим алгоритм.
- Я предлагаю вам сделать открытие в группах в виде исследования.
Объединитесь в группы по 4 человека и поработайте с карточками – помощниками, которые я для вас приготовила,  по составленному плану.
(Перевернуть последний шаг плана и пояснить.)
Эталон будем составлять чуть позже, этот шаг оставьте на потом. (перевернуть  карточку этого шага)
Результатом вашей работы должно быть правило о том, нужно ли писать в слове непроизносимую  согласную.
На работу отводится 5 минут.
Потом представители групп вывешивают свои проекты.
Учитель анализирует выполненные работы и адресует вопросы представителям групп.
- Что общего у слов в первом столбике?
- Какие слова записаны  во 2-м столбике?
-  Как называются слова в парах?
- Как пишутся корни однокоренных слов?
- Какое правило сформулировали?
- Является ли эта орфограмма орфограммой корня?
- Как убедиться, что вывод верен?
- Откройте учебник на с.126 и прочитайте сообщение профессора Самоварова?
- Подтвердилось ли ваше предположение? 
- Какое правило правописания слов с непроизносимыми согласными вы узнали?
- Обязательно ли в слове при сочетании нескольких согласных появляется непроизносимый согласный?
Учитель переворачивает карточку с последним шагом  плана.
4. Составим алгоритм. 
- На основе данного правила составим алгоритм. Я окажу вам помощь и предложу разрозненные шаги алгоритма.
Фронтально составляет алгоритм.   
В ходе фронтального обсуждения на доске вывешиваются шаги   согласованного алгоритма, блок -схема. 
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
- Теперь вы сможете  объяснить Ане и Ване, как правильно записать слово ПРАЗДНИК?
- Вот мы и преодолели затруднение и открыли новое знание..
- Какое новое знание  мы открыли? 
- Давайте отдохнём.
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
 - Итак, следующий шаг – будем учиться применять новое правило.
Фронтальная работа.
Выполнение упр.№190  - читают задание. Прочитайте слова.
-Начнём с моей помощью действовать по алгоритму. ЧЕСТНЫЙ – слышу в середине несколько согласных [сн] .
Аналогично – слово ГРУСТНЫЙ
Образец:
            Честный -   честь
Работа в парах.
- Продолжите работу в парах, проговаривая алгоритм друг другу в парах. Каждый должен проговорить по 2 слова.
Сопоставление работы с образцом. 
звёздный – звезда,
поздний – опоздать, 
солнце -  солнышко
вестник – вести
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Проверим, научились ли вы пользоваться новым знанием. Для этого выполним самостоятельную работу.
Для самоконтроля выполним   задание на   карточках. Прочитайте задание. 
Какой?
что?
устный
уста
счас...ливый
капусный
прелесный
ужасный
мес.ный
- Заполните таблицу, дописывая, где нужно, буквы непроизносимых согласных. Проверочные слова пишите в правом столбике. Работайте по алгоритму, непроизносимую согласную подчёркивайте, выделяйте корень, где сможете, образец записи дан в верхней строке.
- Повторите, какие шаги задания вам необходимо выполнить. 
Учащиеся работают самостоятельно, после чего осуществляют
 самоконтроль по готовому образцу. 
-  Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте,  где написание вставленных букв совпадает с образцом,  поставьте над словом знак + 
Образец:
Какой?
что?
устный
уста
счастливый
счастье
капустный
капуста
прелестный
прелести
ужасный
ужасы
местный
места
- У кого есть ошибка?
- В  каком месте возникло затруднение?
-  Почему возникло затруднение?
- У кого задания не вызвали затруднений?
- Значит, вы все молодцы! Вы или не допустили ошибки, или разобрались с затруднением.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Перейдем к следующему шагу. Где новое знание можно использовать?
-  Вот я вам сейчас предложу упражнение со словами с непроизносимыми согласными. Это задание №2 на карточке.
Прочитайте текст.
                       Задание №2.
Прочитай текст. Вставь пропущенные слова. Подчеркни буквы непроисносимых согласных.
Скоро наступит___________________ праздник Новый год. Ребята украсят ______________  игрушками пушистую ёлку. В эти   ____________ дни ни у кого не будет _______________ лица. Детские ___________ будут переполнены счастьем. 
Слова для выбора: чудес.ными, сер.ца, радос.ный, прекрас.ные, грус.ного
- Как можно озаглавить текст?
- Молодцы! Вы правильно применили полученные знания при выполнении упражнений. 
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Подведём итог нашего урока.
- Какие два шага учебной деятельности мы выполнили на уроке?
- Какое знание мы открыли?
- Назовите новое правило.
- Оцените свои знания с помощью новогодних игрушек.
Если вы уверены, что самостоятельно сможете без ошибок  писать  слова с непроизносимыми согласными, то выберите  синий  шарик, чтобы украсить нащу ёлку,  если есть сомнения – желтый цветом,
Если эти слова у вас вызывают большие затруднения –
красным.
- Покажите шарики. Как здорово! Сколько синих шариков украсят нашу ёлку!  Вы хорошо поработали! На ёлку вы их повесите на перемене.
- Дома вы  ещё раз прочитаете правило по учебнику с.126 и выполните упр. №191, где будете пользоваться новым правилом, а значит, новым знанием
Будем изучать новое.
Сначала должны понять, что мы не знаем, а затем сами открываем новое.
Помощник и организатор.
С повторения.
То, что понадобится для открытия нового.
Новый год. (Слайд) 
Буквы, которые пишутся по правилу, это опасное при письме место.
Безударные гласные и парные согласные.
Безударные гласные
Парные согласные
Орфограммы корня.
( С комментированием)
( праздник – не смогли) 
[д'эт  марос]  [з'има]   
 Звуки произносим и слышим, а буквы пишем и читаем.   
.
Дети по карточкам на доске повторяют.
Задание на пробное действие.
 Чтобы понять, что мы не знаем.
Не знаем, как, какое правило применить.
Затруднение.
В середине слова есть  по несколько согласных. ( Подчеркнуть) 
Нет.
[сн]   
Буква Т
[зн][ств][нц]                  Д В Л 
Нет.
Неслышимые, молчаливые, непроизносимые, беззвучные и др.
Читают.
Непроизносимые согласные.
 Не знаем.
Не можем объяснить, у нас нет эталона.
(Затруднение. Не знаем)
Не знаем правила, с помощью которого можно объяснить, писать или не писать в слове букву непроизносимого согласного.
Остановиться и подумать, почему возникло затруднение. 
Мы выяснили, чего мы не знаем.
Будем сами открывать новое знание. 
 узнать правило правописания слов с непроизносимыми  согласными и   научиться им пользоваться
Правописание слов с непроизносимыми согласными. 
Сформулируем в виде правила, составим эталон.
Фронтально.
Согласованный вариант фиксируется на доске.
Каждая группа получает лист – карточку ( 2 листа формата А4) , на котором будет реализовывать проект
здравствуй                         грустить
грус.ный                            празден
праз.ник                           солнышко
со.нце                               здравие 
Слова с непроизносимыми согласными, требуют проверки - проверяемые.
Непроизносимый согласный слышится чётко – проверочные слова.
Родственные.
Одинаково.
Чтобы проверить, есть ли в слове непроизносимый согласный, нужно подобрать родственное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен.
Да, является, она в корне.
Проверить себя по учебнику.
( Читают самостоятельно, а потом вслух)
Да.
Чтобы проверить, есть ли в слове непроизносимый согласный, надо найти такие родственные слова, в которых мы слышим этот звук.
Нет, непроизносимого согласного может и не быть.
Фронтально  
Да. Мы подобрали проверочное слово ПРАЗДЕН и непроизносимый согласный стал произносимым, поэтому и в слове ПРАЗДНИК напишем непроизносимый согласный.
Правило правописания слов с непроизносимыми согласными и алгоритм.
проверочное слово ЧЕСТЬ,  появился звук  [т], значит в  слове ЧЕСТНЫЙ пишу букву Т,, подчеркну её, выделю корень, он одинаковый –честь-.
Работа в парах.
Слайд.
Самостоятельная работа.
На слайде. По щелчку каждую пару слов
При выполнении разных упражнений. 
  Фронтальная работа
Мы выяснили, что мы не знаем, и сами открыли  новый способ.
Правило правописания слов с непроизносимыми согласными.
Повторение
Звуки и буквы.
    стоп
       слышишь   
   рядом несколько
        согласных         
          нет
да
           произнеси слово
     Подбери однокоренные    
        проверочные  слова
                 появился
    ранее непроизносимый
                    звук?
записываем слово  с  буквой непроизносимого согласного   
записывай слово,
    как услышал
да
  нет
обозначь орфограмму
выделим корень
Заголовок 115