АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ
ПОДГОРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств
Утверждена «Утверждаю»
Экспертным советом _______ Директор школы:
Приказ № от 20___года _____________
Протокол педсовета №
от 20___года
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ
модифицированная на 7 лет обучения
рассчитана на детей от 7 до 16 лет
Преподаватель художественного отделения
первой квалификационной категории
Остренко Елена Викторовна
396560, Воронежская область,
Подгоренский район,
пгт Подгоренский,
ул. Ленина, д.28
пгт. Подгоренский
2010 год
Пояснительная записка.
В общей системе эстетического воспитания детей важное место занимают художественные школы и школы искусств, т.к. в таких школах углубленно изучается изобразительное искусство и дети получают возможность систематически изучать изобразительное искусство с 1 по 7 класс. Программа по композиции предназначена для такого типа школ. Желательно, что бы она реализовывалась вместе с программами по основам изобразительной грамоты, рисунка, живописи, скульптуры, декоративной композиции, истории искусств. Задания по композиции строятся на основе творчества, но с учетом имеющегося уровня изобразительной грамоты.
Основная цель программы – обучение основам композиции, умению использовать их в практической работе, осуществлять развитие творческой личности, воспитание художественной культуры как части культуры духовной.
Задачи курса следующие:
- содействовать художественно – эстетическому воспитанию учащихся;
- обучить использовать в соответствии с замыслом художественно – выразительные средства композиции;
- учить понимать язык графики, живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, а так же учить анализировать средства композиционной выразительности произведения;
- учить понимать неразрывную связь содержания и художественной формы в произведении;
- воспитывать интерес и любовь к искусству;
- развивать творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности.
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основными законами, правилами, приемами и средствами композиции, с методами работы над композицией. Они узнают о важной роли ритма в композиции, учатся выделять сюжетно – композиционный центр, добиваться цельности композиции, уравновешивать ее части. Дети учатся создавать асимметричные и симметричные композиции, передавать движение в рисунке, выбирать горизонтальный или вертикальный формат, располагать главное на втором плане, добиваться впечатления монументальности.
Все это изучается для того, что бы наилучшим образом воплощать свой замысел в творческой работе. Дети учатся в правильной последовательности вести работу.
Итоговыми задачами являются:
- постепенное овладение учащимися ДШИ основами композиционного мышления;
- создание на должном профессиональном уровне композиционных работ для осуществления возможности поступления в среднее художественное учебное заведение.
Краткие методические указания.
В содержание заданий входит:
- подробная разработка сюжета;
- выполнение эскизов с целью формирования и конкретизации замысла;
- проведение наблюдений в связи с выбранным сюжетом, выполнение набросков и зарисовок с натуры для обогащения замысла;
- выявление сюжетно – композиционного центра. Выделение «главного» расположением, размером, обособлением, светом, цветом и т.д.
- работа над типизацией и индивидуальной характеристикой образов, выражение взаимодействий отдельных фигур и групп, роли интервалов (дистанций) между фигурами и группами в композиции;
- использование пейзажа, интерьера, как среды, в которой развивается действие, выявление тематически важных деталей;
- применение различных композиционных средств, для достижения цельности и выразительности рисунка.
Особенности композиции станковой живописи и станковой скульптуры, характерные черты композиции в графике (книга и плакат), монументальном, народном и декоративно – прикладном искусстве рассматриваются на многочисленных примерах в процессе специальных бесед об изобразительном искусстве, которые в младших классах органично входят в структуру урока, а в старших проводятся на уроках истории искусств.
В соответствии с учебными задачами, обозначенными для каждого класса, преподавателю предоставляется право выбора произведений изобразительного искусства, которые будут использоваться для бесед на уроке. Поскольку предполагается, что дети параллельно будут изучать курс истории искусств, с древнейших времен до наших дней, то на занятиях по композиции возможен не полный охват в исторической последовательности произведений изобразительного искусства, а подбор таких примеров, на которых можно наиболее ясно рассмотреть основные правила, приемы и средства композиции.
Безусловно, при этом желательно ориентироваться на лучшие произведения русского и зарубежного искусства разных времен.
Понятие «сюжетно – тематическая картина» связывается, прежде всего, с жанрами – бытовым, историческим, батальным. Процесс формирования художественного образа средствами живописи направлен на реализацию идейного содержания через применение законов композиции. При анализе картин оценивается выразительность форм, цветовых отношений, передача пространства, гармоничность частей и целого.
Формы учета и контроля.
При анализе станковой композиции обращается внимание на общие композиционные закономерности.
Изучая основы композиции, учащиеся усваивают теоретические знания и приобретают умение выразительно и грамотно создавать творческие работы.
Особое внимание обращается на выбор современной тематики.
В процессе рисования на темы окружающей жизни, развивается умение видеть в реальной действительности интересные мотивы, явления и творчески, эмоционально воплощать их в практической работе живописными и графическими средствами.
Из года в год происходит последовательное усложнение учебных задач по композиции, при этом выделяется ведущая задача для каждого года обучения и предполагается, что учащиеся успешно усвоили требования по композиции в предшествующие годы обучения.
В младших классах учитель может помочь ребенку в выборе сюжета предложенной темы, или необходимых средств художественной выразительности. Постепенно учащийся подводится к умению самостоятельно находить наиболее интересные сюжеты и художественные материалы, средства, наилучшим образом раскрывающие замысел.
Задания по композиции длительные: от 2 до 12 часов, но возможно выполнение отдельных заданий за 1 час.
С учащимися, готовящимися к поступлению в специальные художественные заведения проводить индивидуальные консультации.
Преподавателю необходимо обратить внимание на гармоничное сочетание трех основных слагаемых художественного образования: развитие восприятия произведений изобразительного искусства, овладение знаниями по изобразительному искусству и художественно - практическая деятельность (умения и навыки). Важно не допускать преобладания ни одной из сторон этой работы.
Оценивать работы учащихся, особенно младшей группы, следует так, чтобы интерес не пропал, а наоборот появился стимул творить и познавать предмет глубже.
Неудовлетворительных оценок ставить не рекомендуется, производить оценку работ, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Применять дифференцированный подход к учащимся. Поощрять его творческие поиски, поддерживать уверенность в своих силах, учить не бояться трудностей.
Радость, которую испытывает ребенок, научившийся создавать прекрасное, желание в свободную минуту сделать что-то своими руками, способствует формированию духовного мира, трудолюбия, нравственности, художественного вкуса.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих в этой области, является то, что учитывается возрастная особенность детей (7-9лет) и начинается с разделов общего художественного развития приближенного к школьной программе.
Результатом реализации программы являются работы учащихся.
Формой подведения итогов являются выставки работ учащихся, как периодические, так и итоговые, в конце года.
Основные цели и задачи
первоначального периода обучения
младшая группа
(7 – 9 лет)
Зрительные впечатления ребенка этого возраста еще очень не полны и не точны. Он не умеет целенаправленно наблюдать, рассматривать окружающее, сравнивать предметы в процессе их изображения (даже если эти предметы стоят перед ним)
Основной задачей воспитания и обучения детей данного возраста на художественном отделении является постепенное уточнение и обогащение знаний и зрительных представлений об окружающем мире, путем развития у них способности к целенаправленному рассмотрению предметов – сравнение.
Важной задачей является умение выбирать формат, располагать рисунок на листе, вести работу от общего к частям.
В работе красками – передача локального цвета. Добиваться выразительности образов. Использовать ритм как средство выразительности.
Элементарное изображение пространства в рисунке.
Использовать силуэт и тоновой контраст как средства художественной выразительности.
Развивать творческое воображение и эмоциональную отзывчивость, чувства красоты.
Основные цели и задачи
последующего периода обучения
старшая группа
(10 – 16 лет)
развитие творческих способностей учащихся, эмоциональной отзывчивости, чувства красоты;
эстетическое воспитание;
воспитание усидчивости, трудолюбия и аккуратности в работе;
развивать умение наблюдать сравнивать предметы окружающей среды, выделять главное, наиболее характерное;
художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству композиции;
развитие восприятия цвета и умение его использовать, добиваясь выразительности образов;
нравственное воспитание.
Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа.
Основные задачи дополнительной работы – привить ребятам интерес, любовь, к художественному творчеству, в том числе к истории нашей Родины, мира.
В основу работы по композиции включено изучение произведений великих мастеров мира: общение с ними формирует у учащихся понимание истинной красоты, художественной ценности произведения.
Учебно-тематическое планирование
на первый год обучения
всего 35 часов
Задача на первый год обучения:
Знакомство с общими понятиями по композиции, развитие умений и навыков учащихся, содействие привитию художественного вкуса.
№
Тема, содержание
Общее кол-во часов
теория
практ.
1
Вводная беседа.
«Композиция – что это за предмет?»
1
1
__
2
Базовые принципы композиции.
Упражнения на расположение предмета на листе.
2
1
1
3
Правила, приемы и средства композиции.
Упражнения на передачу ритма.
2
1
1
4
Упражнения на передачу движения и покоя
«Осень», «Дождики»
2
__
2
5
Выделение сюжетно–композиционного центра.
Иллюстрация к сказке «Колобок»
2
__
2
6
Передача симметрии и асимметрии
в композиции
«Иллюстрации стихов о природе»
4
__
4
7
Передача равновесия в композиции
Упражнения на равновесие в композиции
2
__
2
8
«Рисунок натюрморта»
(закрепление по предыдущему занятию)
2
__
2
9
Приемы выполнения композиции
«Волшебный мир красок»
«Радуга»
2
__
2
10
Контур, линия, симметрия
«Бабочка»
2
__
2
11
Рисование фигуры человека.
(основные пропорции человеческой фигуры; анфас, сзади, в профиль и в движении)
4
1
3
12
«Жесткий и мягкий»
(два противоположных персонажа, техника их выполнения)
«Пьеро» и «Арлекин»
4
__
4
13
Иллюстрация к русской народной сказке
(«Змей Горыныч», «Три царства» и др.)
Подведение итогов, итоговая работа.
6
1
5
Учебно-тематическое планирование
на второй год обучения.
всего 70 часов
Задачи на второй год обучения:
- уметь выбирать размер листа, его расположение и размер изображений на листе в зависимости от композиционного замысла;
- элементарное изображение на рисунке пространства;
- учить использовать ритм как средство выразительности;
- эмоциональная отзывчивость.
№
Тема, содержание
Общее кол-во часов
теория
практ.
1
Композиция.
«С чего начинается картина»
1
1
__
2
Отношение художника к миру вещей.
Натюрморт как часть картины.
4
1
3
3
Натюрморт, графика.
«Школьный»
4
__
4
4
Пейзаж, как жанр композиции.
«Звуки осени»
4
1
3
5
В каждой картине есть главные герои.
Иллюстрации к русским народным сказкам.
2
__
2
6
Портрет.
«Я рисую свою маму»
2
__
2
7
Тематическое рисование.
«В детском саду»
4
__
4
8
Рисунок-иллюстрация
«Царевна-лягушка»
4
__
4
9
Рисуем сказочных животных по представлению.
4
__
4
10
Детские забавы зимой.
(два произведения)
4
__
4
11
«Снежинка»
2
__
2
12
Дед Мороз и Снегурочка.
2
__
2
13
«Я рисую солнце»
2
__
2
14
«Цветы маме»
2
__
2
15
Рисуем игрушки.
«Автомобили»
2
__
2
16
«Вини - Пух»
Иллюстрация сказочного персонажа.
6
__
6
17
Натюрморт из круглых предметов.
4
__
4
18
«Весенний ручеек»
4
__
4
19
Древний мир.
2
__
2
20
Мое будущее.
2
__
2
21
«Моя Родина»
4
__
4
22
Иллюстрируем сказки
(главные персонажи животные, растения, люди)
Контрольная работа.
6
1
5
23
Закрепление материала.
Подведение итогов.
«Что мы знаем о композиции?»
1
1
__
Учебно-тематическое планирование
на третий год обучения
всего 70 часов
Задачи на третий год обучения:
В этот период осуществляется обучение умению видеть главное и второстепенное в композиции, их соотношение, умению выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать главное в композиции размером, расположением, цветом, а так же использовать силуэт и тоновой контраст как средства художественной выразительности в рисунке, развитие творческого воображения.
№
Тема, содержание
Общее кол-во часов
теория
практ.
1
Беседа о композиции в рисунке
Рисунок. «Вот и лето прошло»
4
1
3
2
Рисование осенних веток деревьев.
(клен, дуб, береза)
4
__
4
3
Инструменты и материалы художника.
Виды искусства и архитектуры.
2
2
__
4
Рисование с натуры аквариума
(куба, параллепипеда, шара)
4
1
3
5
Рисование сельского пейзажа.
4
__
4
6
Знакомство с интерьером.
(две зарисовки по три часа)
6
__
6
7
Жанры искусства.
Композиция бытового жанра.
4
2
2
8
Рисунок-иллюстрация
«Расскажи свою любимую сказку»
4
__
4
9
Натюрморт из двух предметов с
геометрическим телом.
(шар, конус или др.)
6
__
6
10
Исторический жанр.
Беседа о любви к Родине.
1
1
__
11
«Снежные долины»
(иллюстрации стихотворений о зиме)
4
__
4
12
Рисование с натуры группы овощей.
(перец, огурец, помидор и др.)
4
__
4
13
Композиция в анималистическом жанре
2
__
2
14
Рисование насекомых
(бабочек, жуков, стрекоз)
4
__
4
15
Рисование домашних животных
2
__
2
16
«Весна пришла!!!»
(акварель)
4
__
4
17
Взаимосвязь видов искусства:
Литература, музыка, изобразительное искусство.
2
2
__
18
Рисование фруктов
на бело-голубом фоне
6
__
6
19
Закрепление материала.
Подведение итогов года.
Просмотр работ учащихся.
2
2
__
К концу обучения в 1 – 3 классах
Учащиеся должны уметь:
- применять полученные знания в области изобразительного искусства при решении практических задач;
- использовать разнообразные средства художественной выразительности;
- передавать в сюжетных работах смысловую связь элементов композиции;
-выражать свое отношение к изображаемому;
- в правильной последовательности вести работу над тематической композицией;
Учащиеся должны знать:
- какова роль разных видов искусства в жизни человека и общества;
- основные правила, приемы и средства композиции.
Основные задачи
по предмету станковой композиции для учащихся 4 – 7 классов обучающихся на отделении изобразительного искусства в ДШИ.
- постепенное овладение учащимися основами композиционного мышления;
- создание композиционных работ соответствующих профессиональному уровню, для осуществления возможности поступления в среднее художественное учебное заведение.
Учебно-тематическое планирование
на четвертый год обучения
всего 70 часов
Задачи на 4 год обучения:
- учить правильно, выбирать размер предмета по отношению к листу;
- визуально уравновешивать композицию на листе;
- уметь правильно использовать ритм, пятно в композиции.
№
Тема, содержание
Общее кол-во часов
теория
практ.
1
Беседа
«С чего начинается картина?»
Жанры в композиции.
(Кончаловский, Саврасов, Тропинин, Суриков, Верещагин)
2
2
__
2
1раздел. Тематические композиции на динамичную, статичную композицию.
Визуальная уравновешенность.
«Летний пейзаж»
Всего 25
4
3
22
4
3
«Песня света»
2
__
2
4
«Спорт и движение»
(«Выбор в пользу жизни»)
6
1
5
5
«Православная Русь»
4
__
4
6
«Святые заступники Руси»
6
2
4
7
«Осенний листопад»
2
__
2
8
Портрет. «Мамы добрые глаза»
2
__
2
9
2 раздел. Иллюстрирование литературных произведений, песен, былин и т.д.
Сказка «Двенадцать месяцев»
всего 20
8
3
1
17
7
10
«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин
6
1
5
11
«Летучий корабль»
(иллюстрация сказки)
6
1
5
12
3 раздел. Осмысленная организация пятна и его конфигурации, образуемого средой вокруг главного предмета.
«Профессия»
всего10
5
1
1
9
4
13
«Победа в наших сердцах»
5
__
5
14
1)
2)
3)
4 раздел. Ритм в композиции.
- декоративной композиции;
- станковой композиции.
Линия как выразительное средство в композиции.
«Скорость»
«Танец весны»
«Музыка»
Всего 12
4
4
4
__
__
__
__
12
4
4
4
15
Подведение итогов. Просмотр работ учащихся.
1
1
__
Учебно-тематическое планирование
на пятый год обучения.
всего 70 часов
Основные задачи на 5 год обучения:
- учить пользоваться такими выразительными средствами, как силуэт, конфигурация пятна(3 или несколько взаимодействующих предметов);
- дать понятия о тональности и тональной пластики композиции, светотени как о средстве художественной выразительности;
- изучить эмоциональную характеристику цвета, цветовой контраст, цветовую гармонию;
- дать понятия о контрастах и их роли в композиции: размеры, форма, тональность, линия горизонта.
№
Тема, содержание
Общее кол-во часов
теория
практ.
1
Вводная беседа.
Повторение и закрепление пройденного материала, цели и задачи на 5 год обучения.
2
2
__
2
1 раздел. Тематические композиции на
взаимодействие предметов и конфигурацию пятна.
«На уроке»
всего 20
4
2
__
28
4
3
«Православная Русь»
5
1
4
4
«Выбор в пользу жизни»
(роль спорта в жизни человека)
4
__
4
5
«Святые заступники Руси»
5
1
4
6
«Первый снег»
2
__
2
7
2 раздел. Иллюстрирование произведений русского народного творчества.
«Добрыня и змей»
всего 20
5
2
1
18
4
8
«Никита Кожемяка»
4
__
4
9
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
4
__
4
10
«Царевна-лягушка»
7
1
6
11
3 раздел. Иллюстрирование библейских сюжетов.
«Благовещение»
всего 10
5
2
1
8
4
12
«Моисей»
5
1
4
13
3 раздел. Иллюстрирование литературных произведений. Упор на контрасты, эмоциональную характеристику цвета.
Ш. Перро «Золушка»
15
5
3
1
12
4
14
А.Грин «Алые паруса»
5
1
4
15
М.Твен «Приключения Тома Сойера»
5
1
4
16
Подведение итогов года. Закрепление пройденного материала.
2
2
__
17
Просмотр работ учащихся.
1
1
__
Учебно-тематическое планирование
на шестой год обучения.
всего 70 часов
Задачи 6 года обучения:
- обучение выбору сюжета, формата и организация сюжета на плоскости;
- изучение цветовых, тональных средств выражения для передачи настроения в пейзаже в нарастающей плоскости;
- дать знания о смысловом единстве действия и окружения;
- выполнять пейзажи и интерьеры;
- использовать элементы интерьера, как средства для создания сюжетной композиции.
№
Тема, содержание
Общее кол-во часов
теория
практ.
1
Вводная беседа.
Задачи на 6 год обучения,
повторение пройденного материала,
работа на закрепление.
1
1
__
2
1 раздел. Тематическая работа.
«Купание на реке»
всего 10
4
__
__
10
4
3
«Осенний вальс»
2
__
2
4
«Святые заступники Руси»
4
__
4
5
2 раздел. Пейзаж.
«Моя Родина»
всего 18
7
2
1
16
6
6
«Тайны природы»
6
__
6
7
«Сельский пейзаж»
5
__
5
8
3раздел. Абстрактная композиция.
«Сияние»
всего 18
4
1
__
17
4
9
«Иллюзия цвета»
4
__
4
10
«Фантастические видения»
6
1
5
11
«Неведомый мир»
4
__
4
12
4 раздел. Интерьер.
«Натюрморт в интерьере»
всего 20
4
2
__
18
4
13
«Пианист»
6
1
5
14
«Мир профессий»
6
1
5
15
«Танцовщица»
4
__
4
16
Подведение итогов года.
Просмотр работ учащихся.
1
1
1
1
__
__
Станковая композиция
Учебно-тематическое планирование
на 7 год обучения
всего 70 часов
задачи седьмого года обучения:
- изучить символику в композиции;
- изучить шрифт и его роль в композиции;
- выполнить экзаменационную работу с целью выявления
знаний, склонностей и способностей учащихся.
№
Тема, содержание
Общее кол-во часов
теория
практ.
1
Вводная беседа.
Задачи на 7 год обучения,
повторение пройденного материала.
1
1
__
2
1 раздел. Тематические задания по пройденному материалу.
«Ветер» (сила движения)
всего 20
4
__
__
20
4
3
«Православная Русь»
4
__
4
4
«Святые заступники Руси»
4
__
4
5
«Выбор в пользу жизни»
4
__
4
6
«Ритмы города»
4
__
4
7
2 раздел. Символика в композиции.
«Эмблема класса»
всего 12
4
__
__
12
4
8
«Герб семьи»
4
__
4
9
«Герб района или области»
4
__
4
10
3 раздел. Шрифт.
«Объявление»
всего 12
5
2
1
10
4
11
«Афиша»
7
1
6
12
4 раздел Экзаменационная работа.
Можно дать тему на выбор или определить тему: «Профессия», «Сказка», жанровая композиция и т.д.
Эскизы
всего 24
6
2
__
18
6
13
Работа на основе
18
__
18
14
Подведение итогов.
Просмотр работ учащихся.
1
1
__
К концу обучения на отделении
изобразительного искусства
учащиеся должны уметь:
- применять полученные знания в области изобразительного искусства при решении практических задач;
- создавать художественный образ при выполнении тематических композиций;
- самостоятельно выбирать наиболее выразительный сюжет для композиции, передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему;
- передавать в творческих работах основной замысел композиции (идея, тема, сюжет);
- творчески использовать основные законы, правила, приемы и средства композиции;
- выделять композиционный центр;
- анализировать композиционные особенности произведений станковой живописи, графики;
- высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;
- пользоваться справочной, специальной и художественной литературой по искусству, анализировать ее;
должны знать:
- какова специфическая роль художника в разных видах искусства;
- какова специфика образного языка, особенности исторического развития различных видов и жанров искусства, его основные стили и направления;
- в чем заключается значение народного искусства, как части культуры;
- основные законы, правила, приемы и средства композиции.
Рекомендуемая литература.
Программа образовательных учреждений «Рисунок. Живопись. Композиция» Москва, 1995г.
М. Сокольникова «Основы композиции», издательство «Титул», 2005г.
Рисунок. Живопись. Композиция, хрестоматия Москва, 1990г.
Н.Н. Волков «Цвет в живописи», Москва «Искусство», 1984г.
М.Ф. Иваницкий «Школа изобразительного искусства» Москва «Изобразительное искусство», 1989г.
А. Щипанов «Шрифт в клубной работе» Москва, 1965г.
«Азбука русской живописи» Москва, 2007г.
Энциклопедический словарь юного художника издательство «Педагогика», 1983г.
М.А. Немировская «Акварель и рисунок» Москва «Изобразительное искусство» 1982г.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15