Исследовательская работа на тему Образ собаки в русской языковой картине мира. Доклад
Животные всегда играли значительную роль в жизни нашей человека, что находит отражение в языковой картине мира.
Наряду с такими зоосемными единицами, как конь, корова, кошка, бык, козел, осел, медведь, свинья, заяц, зоосемизм «собака» относится к наиболее частотным ключевым словам в русской языковой картине мира и включает в себя весьма богатые и интересные ассоциации, применимые к характеристике человека. Особенно ярко это проявляется в фразеологии русского языка.
1
Основной целью нашего исследования явилось выявление ассоциаций и характеристик, отражающих особенности поведения человека, через образ собаки, на материале пословиц, поговорок и других метафорических выражений.
1
Нами были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать толкования слова «собака» в основных толковых словарях русского языка;
2) методом сплошной выборки выписать и проанализировать (из словарей, материалов Интернета) пословицы и поговорки со словом «собака» для определения смысловых доминантов данного слова, отраженных во фразеологическом фонде картины мира русского народа;
3) дать характеристику метафорических выражений, отражающих особенности поведения человека через образ собаки как зверя, являющегося частью животного мира;
4) сгруппировать фразеологические единицы по наличию символических признаков, положенных в основу метафорического переноса качеств собаки на человека.
2
3
Нами выявлено, что в толковых словарях используется два слова: собака и пёс. Собака (домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, охоты) встречается в таких выражениях, как дворовая собака, охотничья собака, дикая собака динго, служебная собака, декоративная собака, лабораторная собака, цепная собака, сторожевая собака, а также: бдительная, злая, подвижная, выносливая, спокойная, сдержанная, массивная, крупная, смелая, умная и т.п. Об исходном значении слова пес существуют разные мнения. Одни исследователи полагают, что первоначально данное слово означало «сторож», другие считают, что животное могло быть названо по окраске «пятнистый», третьи находят связь с лексемами «скот», «домашнее животное», доказывая, что пес был первым прирученным человеком животным. Собака – животное, имеющее своего хозяина, свое место, а пес может ассоциироваться с животным бездомным, агрессивным, лохматым, в репьях.
В речевом сознании носителей русского языка, прежде всего, фиксируется представление о собаке как о чрезвычайно преданном и верном, неизменном друге человека. Сюда можно отнести истинное суждение Собака человеку неизменный друг. Человек приручил и полюбил собаку за ее исключительные качества, такие как преданность, выносливость, неприхотливость, отличный слух и острое обоняние. Эти животные могут приспосабливаться к любым условиям обитания и источникам питания (всеядное животное). Все эти положительные качества собаки отражены в 1-ой группе метафорических выражений.
В следующей группе отражен образ жизни животного – жизнь преимущественно плохая, тяжелая, но в то же время разгульная, свободная. Признаки горькой судьбы, беды актуализированы в выражении Житье хуже поповой собаки. Сферой-источником метафорического переноса является традиционный неустроенный образ жизни собаки. Пословица характеризует жизнь людей, их жалкое, убогое существование, социальную и материальную неустроенность. Сферой-источником метафорического переноса является не только образ жизни собаки в целом. Одной из центральных понятийных сфер, коррелирующих со сферой-источником традиционного образа жизни собаки, является сфера-источник «еда». Собака, пребывающая в полуголодном состоянии, нуждается в постоянном поиске пропитания. Характеристики вечно голодной, неустроенной жизни определяют смысл следующих пословиц: С голодьбы и собака со двора сбежит; Недаром и собака кость гложет; Дан собаке мосол – хоть ешь, хоть гложи, хоть вперед положи.
Сравнение как собака в сочетании с некоторыми глаголами и прилагательными фиксирует способы совершения действия, обозначая «совершенно, совсем, очень сильно» (устал как собака, голоден как собака, злой как собака, надоел как собака, гуляет как собака, ругается как собака).
Такие качества, как жадность, скупость, присущие человеку, актуализированы в следующих поговорках: Богат, как Крез, а живет, как пес; Как собака на сене лежит: и сама не ест и другим не дает. В данный слот можно отнести и сравнительный оборот как собака на сене. Сено (скошенная и высушенная трава для корма скота) не является основным видом пищи собаки. В силу этого, сено символизирует необязательный атрибут жизни собаки, сравните: Скряге деньги, что собаке сено. Такие качества, как жадность, прожорливость, ненасытность рассматриваются через призму того, что собака употребляет в пищу: Захотел от кошки лепешки, от собаки блинов. Блины – одно из любимых лакомств как собаки, так и человека, поэтому в следующих пословицах отражаются как признаки эмоционального состояния собаки в момент приема пищи, так и признаки жадности и прожорливости: Обрадовался, что собака блину; Надолго собаке блин. Признаки ненасытной, прожорливой натуры собаки аспектуализируются в пословице Сколько собаке не хватать, а сытой не бывать. Человеческая жадность и ненасытность рассматриваются не только через призму того, что ест собака, но и того, что она пьет, например: На собаку мяса не напасешься; Не вылакает собака реки, так всю ночь стоит над рекой да лает; Собака и в море локчет, да не все же выпьет. Сытый и довольный жизнью человек сравнивается с собакой, которая, насытившись, даже перестает подавать голос: Брось псу кусок, так и не лает.
Образ собаки является сферой-источником осмысления небольшого достатка человека, что отражается в следующих пословицах: Богат Мирошка, а животов – собака да кошка; Живет Ермошка (или Игошка): есть собака да кошка. Данные поговорки свидетельствуют о том, что в языковой картине русскоговорящих закрепилось представление о человеке, обладающем всего лишь собакой и кошкой, как об очень бедном, неимущем. Отсюда следует, что образ собаки выступает в качестве символа нищеты.
Бедные люди, образ их жизни характеризуются через сферу-источник «собака». Например, смысл пословицы Собака, не тронь бурлака, бурлак сам собака отражает то, что и бурлак – сирота, нищий человек принадлежит тому же роду и сословию, что и собака бездомная и голодная. Следующий ряд пословиц также относится к характеристике людей по званию, роду, сословию. Собака принадлежит тому миру животных, которые занимают низкое положение, например, по отношению к человеку. Невозможность выйти за пределы низкого положения, убогого существования даже при внешнем присутствии блеска, шика отражена в следующих примерах: Отсеки собаке хвост – не будет овца; Из собаки блох не выколотишь; Собака и в собольей шубе блох ищет.
Другая сторона жизни собаки, более достойная и сытная, маркируется фразеологическими выражениями Собака достойна корму; Какова псу кормля, такова его и ловля. Признаки достатка, сытой, обеспеченной жизни отражаются в поговорках Не с работы тощает, а с жиру бесится (собака); И псу конурка, и коту печурка. Признаки обеспеченности в жизни сочетаются с проявлением некоторого недовольства в таких пословицах, как Легко псу, да несытно (или: да неулежно); Уедно псу, да неулежно.
Часто собака была битой. Данная характеристика взаимодействует с устойчивым признаком «агрессивность», присущим собаке в отношении к человеку, которому везде и всегда причиняют обиду и боль. К пословицам, отражающим эту особенность, относятся: Была бы собака, а камень найдется; Коли быть собаке битой, то найдется и палка; Кому надо собаку ударить – тот и палку сыщет; За собакой палка не пропадет; Любить, как собака палку; На кого люди, на того и собаки. В результате грубого отношения к самому животному, у объекта, над которым совершаются подобные жестокие действия, вырабатывается склонность к покорности, послушания, угодливости. Данный факт отражен в следующих пословицах: Битому псу только плеть покажи; Битый пес догадлив стал; Кабы ему песий хвост, так сам бы себе бока настегал. Через образ собаки рассматривается снисходительное отношение к человеку, на котором лежит вина за совершенный им поступок. Данные смыслы отражаются в выражениях Собака есть, да камня нет; Собака есть, да палки нет.
Агрессивные действия животного (проявление гнева, неистовой злобы и свирепости). Собака выступает в качестве сферы-источника при характеристике поведения человека. Проявляя злость, собака способна напасть, укусить и даже загрызть свою жертву, что становится основой для характеристики способности человека выражать агрессивность и жестокость. Метафорическое соотнесение данных качеств человека и собаки сосредоточено в следующей группе пословиц: Не дразни собаку, так не укусит; Не замахивай палкой, и собака не укусит; Дразни собаку на цепи. Нужно заметить, что и собака и человек проявляют агрессивность в ответ на внешний раздражитель. Пребывание в состоянии агрессии расценивается как защитная реакция по отношению к внешнему раздражающему фактору. В силу этого данное животное использует все методы защиты: громко лает, нападает и кусает. Очевидно, что выражения, характеризующие животное с подобной точки зрения, стали применимы и для людей, проявляющих агрессивность, отчаянную злобу, грубость и жестокость. Негативный образ собаки используется для характеристики родственных связей и отношений, т.к. стереотипное представление о данном животном связано с проявлением свирепости, злости, агрессии. Родственные отношения просматриваются через призму животного мира, родственников называют собаками в силу того, что они ссорятся между собой, но в то же время живут в тесном контакте (группами). Данный факт отражен в пословице Родня: наши собаки из одного корыта лакали. Даже у очень доброго человека возникают порывы проявления гнева и агрессии, об этом свидетельствует пословица И добрый сват – собаке брат. Образ сварливого, вечно недовольного, злобно настроенного человека просматривается через метафорическую проекцию «человек – собака». Так, например, расцениваются отношения между свекровью и невесткой: Свекровь на печи, что собака на цепи. Собака является символом брани, грубых отношений между родственниками, когда родственники пребывают в состоянии постоянной озлобленности друг на друга, к примеру: Два свояка – а промеж их собака – два родственника, два близких человека, а не могут найти общий язык, всегда озлоблены друг на друга.
Очень часто собака лает без причины, дабы «сотрясать воздух», облаивая всех прохожих подряд. Именно эти факты служат мотивировочной базой метафорического переосмысления лая собаки. В русской языковой картине мира собачий лай может ассоциироваться с клеветой, напраслиной, пустословием, ложью и сплетнями, что получило отражение в ряде пословиц. В следующих пословицах актуализируются признаки беспорядочного речевого поведения, сопряженного с пустословием, сплетнями: Собака лает, от собаки слышит; Собака лает, ветер носит; Добрый пес на ветер не лает; Вольно собаке и на небо лаять; Про это уже и собаки лают; Собака лает, а бары едут; Вольно собаке и на владыку брехать; Собаке и на свой хвост вольно брехать. Лексема «брехать», употребляемая в данных выражениях, означает «клеветать», «наговаривать», «сплетничать».
Лай собаки может осмысливаться как открытость в выражении мыслей и отношений наряду с ассоциациями, которые восходят к противоположному образу собаки – скрытному, агрессивному существу. Следующие пословицы содержат в своем контексте предостережения, советы: Не бойся собаки брехливой – бойся молчаливой; Не той собаки бойся, что громко лает, той, что исподтишка хватает; Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет; Не говоря худого слова, да хвать. Данные пословицы свидетельствуют о стереотипном образе звукового проявления собаки, сопряженного с неустойчивым эмоциональным фоном, который варьируется от проявления радости до проявления крайней злобы и агрессии.
Образ собаки используется в качестве сферы-источника при характеристике характера человека и присущих ему таких черт, как трудолюбие, и, напротив, праздность и лень. Например, в пословице Собака собаку в гости звала. – Нет, нельзя, недосуг. – А что? – Да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперед забегать да лаять ярко проявлен смысл склонности к безделью. Глупый, дурной, не приспособленный к жизни человек характеризуется через сферу-источник «собака», к примеру: С лихой собаки хоть шерсти клок; Будь хоть пес (хоть черт), лишь бы яйца нес. Смысл пословицы И в Иерусалиме собаки есть может быть истолкован следующим образом: даже в святом месте есть пустые, никчемные люди. В этой группе есть пословицы, которые характеризуют никчемного человека, от которого нет никакой пользы, через образ пса, что говорит о наличии более низкого положения его в сравнении с собакой. Например, Камень – не угодье, пес – не баран; Ни пес, ни хорт, ни выжлец; Ни волк, ни пес. В эту группу мы отнесли также пословицы, которые характеризуют никчемного человека, от которого нет никакой пользы, через образ пса, что говорит о наличии более низкого положения его в сравнении с собакой. Например, Камень – не угодье, пес – не баран; Ни пес, ни хорт, ни выжлец; Ни волк, ни пес.
Положительную эмоциональную окраску в русской культуре содержат те пословицы, в которых образ собаки служит обозначением мудрости, большого ума, опыта, зрелости. К примеру: Старую собаку не волком звать; Старую собаку не батькой звать; Попову собаку не батькой звать. Долгая жизнь собаки, полная лишений и неустроенности, приводит к приобретению с годами мудрости, ума. Человек, проживший долгую жизнь, испытавший и радость и горе, сможет дать правдивый и мудрый совет, к примеру: Старый пес не обманет. Верность и преданность одному человеку, одному делу в жизни – черта, которая присуща данному животному, может быть перенесена и в мир человека, например, Стар пес, да верно служит. Ассоциативная связь старости, мудрости и приобретенного опыта накладывает отпечаток невозможности управления и перевоспитания такого человека, что отражено в пословице Старого пса к цепи не приучишь.
Проведённое исследование показало, что большинство устойчивых выражений с ключевым словом «собака» имеет яркую отрицательную оценку. Особенно ярко это выявилось в 6 группах, где собака выступает символами 1) нечистоты, безверия, бездуховности; 2) жадности, скупости, прожорливости, беспечности; 3) свирепости, проявления гнева, агрессии; 4) сквернословия, брани, ссоры, сплетен, пустословия; 5) скрытности в выражении мыслей и отношений.
Устойчивых выражений, характеризующих поведение человека через образ собаки с положительной стороны, значительно меньше. Это 2 группы, в которых проявляются символы преданности, благодарности и символы мудрости, ума, зрелости и опыта. Сюда же условно можно отнести также и группу пословиц с символом сытой, свободной, беззаботной, разгульной жизни.
Две группы фразеологических единиц характеризуют жалкое, убогое существование людей, их социальную и материальную неустроенность. В этих группах ярко проявляются символы горькой судьбы, беды; бедности, неустроенной жизни, нищенского существования, низкого положения. Сферой-источником метафорического переноса в этом случае является традиционный неустроенный образ жизни собаки.
Как видим, смысловой диапазон и языковая применяемость слова «собака» достаточно широки. Данный факт отражен в рассмотренных нами фразеологических единицах, которые являются наиболее распространёнными в сознании и культурном пространстве русского народа.