Статья. Из опыта работы учителя технологи, и на тему Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии
"Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии"
Декоративно-прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно-техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности. Вещи, обслуживающие быт деревни, прежде чем стать предметом торговли, выполнялись как предметы для самообслуживания. Естественное стремление любого народа украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и орнаментов, их тонкости художественного выполнения и даже изощренности.
Растущий интерес к национальным традициям в прикладном искусстве послужил толчком к разработке и внедрению в программу по технологии блока «Художественно – декоративное искусство».
Опираясь на свой педагогический опыт, хочется сказать: «Чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире у них возможность проявить свою индивидуальность». Чтобы учащиеся начали творчески применять полученные знания, у них должна возникнуть потребность в креативном мышлении. Занятия ручной вышивкой, вязание крючком, выполнение работ из бросового материала, открывают детям возможность для самовыражения, пробуждают фантазию, воспитывают художественный вкус, духовно обогащают, а также формируют настойчивость, терпение, аккуратность в работе. Владение видами ДПИ может впоследствии пригодиться и в индивидуальной трудовой деятельности.
Работая учителем технологии 13 лет, руководствуюсь простой истиной: знания можно извлечь из книг, а мастерству научит учитель. Поэтому цель уроков технологи – научить учеников на собственном примере и опыте последовательно выполнять все технологические операции.
Темы по декоративной работе систематизированы таким образом, чтобы дать возможность школьникам решать новые задачи формирования художественного облика предмета, показать умения владеть различными материалами. В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, учащиеся последовательно осваивают приемы вышивания, декоративной работы с тканью.
Ребята учатся выполнять своими руками множество различных дорожек, вышивать наволочки для подушек, маленькие, простые в исполнении, картинки, а также более сложные и трудоемкие модели скатертей и сюжетных картин.
Свободные вышивки требуют внимание не только к аккуратности, но и хороших навыков владения приемами, художественного вкуса. Поэтому большое внимание на уроках технологии уделяется цветоведению, т.к. неудачная расцветка вышивки может испортить рисунок, в то время как умелый подбор цветов может сделать эффективным даже не особенно интересный узор. Особое внимание следует обратить и на подбор ниток для вышивания, так как необходимо учитывать не только сочетание цветов, но и их влияние друг на друга.
Большое место в программе отведено вязанию крючком, т.к. это очень увлекательное искусство.
Семиклассницы знакомятся только с петлями и простейшими узорами.
Покрой и силуэт костюма, узоры, украшающие разные части одежды, вызваны к жизни укладом крестьянского быта, связаны с понятием национального стиля, с особенностью художественного мышления.
Еще более расширяются эстетические познания о сущности образного мышления в декоративном искусстве, если раскрыть перед ними технологию изготовления цветов, деревьев, панно из ткани, кожи, меха и бросового материала.
Видовой состав этих украшений практически неограничен. Сколько существует в природе цветов, сколько вариантов этой отделки можно изготовить. Кроме того букетик приколочных цветов, орехов может быть смешанным, так как предназначен для украшения любого дома или дамского туалета.
При подготовке к занятиям планируются не только действия учителя, но и учитывается содержание работы учащихся, что позволяет предусмотреть возможные трудности и пути их преодоления, а также индивидуальные особенности учеников.
Ценным подспорьем является методическая копилка, представляющая собой по каждой теме папку с разработками уроков, с тематическим планированием, рисунками и эскизами, интересными разработками, технологическими картами с вышитыми образцами и изделиями.
Большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Главная особенность этого метода – активизировать обучение, придать ему исследовательский и творческий характер, передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Те из учащихся, кто заинтересовался различными видами рукоделия, продолжают работу после уроков на дополнительном объединении «Декоративная работа с тканью». Многие наши работы украшают стены кабинета и рекреаций школы.
Учитель технологии многое может сделать для того, чтобы детские руки стали умелыми. Не случайно известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное».